Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 21:46, реферат
Психология – это особая наука и особая практика; как и в любой области, связанной с человеческим бытиём, здесь нет бесспорного, а то, что кажется очевидным, - чаще всего самое непонятное, как говорил классик французской психологии (и блистательных практик) Пьер Жане. В психологии естественна некоторая разница во взглядах, тем более, когда речь идёт о профессиональном самоопределении самих психологов, ибо суть самоопределения – это свобода, а значит и неодинаковость, уникальность выборов смысла своего пребывания в психологии.
Введение
Общее представление о практической психологии.
Структура и основные разделы практической психологии
Основная часть
Психодиагностика
Психопрофилактическая работа
Психотерапия
Формы практической психологической работы
Заключение
Требования к личности практического психолога
Основные задачи Практической психологий
Дифференцирующие возможности – диапазон выявляемых методикой различий.
Надежность – степень устойчивости, стабильности получаемых результатов.
Валидность – свойство методик измерять именно то, на что она заявлена, соответствие психологических показателей особенностям поведения человека.
Точность – способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента.
Важно, чтобы нормативные показатели методики были составлены на основе работы с репрезентативной выборкой, т.е. таким количеством испытуемых, которое достаточно для статистической обработки.
Психологическая коррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности.
Термин
«коррекция» подразумевает
Как указывает
Абрамова Г.С. (1994), осуществление
«Делай как я!» (психолог берёт всю ответственность на себя и предлагает довольно жесткую схему работы);
«Давай сделаем вместе!» (психолог делится ответственностью с клиентом);
«Выбирай из этих способов сам!» (клиенту предлагается самому взять ответственность за себя).
Не следует категорично утверждать безусловную предпочтительность какой-либо одной позиции по сравнению с другими. Конкретные задачи, возникающие в ходе психокоррекционной работы, диктуют выбор тактики и стратегии профессиональной деятельности практического психолога.
Психокоррекционная
работа проводится в двух основных
формах – групповой и индивидуальной.
Программа психокоррекции составляется,
как правило, на основе результатов
психодиагностического
Можно обозначить два основных подхода осуществления психокоррекции:
1) Реализация коррекции
как приведения к усредненной
норме, определяемой
2) Оказание психологической
помощи, ориентированной на
Психологическое консультирование относится к важнейшим направлениям профессиональной деятельности практического психолога.
Основная задача: создать условия, при которых клиент окажется способным посмотреть на свои жизненные трудность со стороны, осознать неконструктивные способы поведения и построения взаимоотношений и найти адекватные действия, позволяющие ему получить новый эмоциональный и личностный опыт.
Основная цель: психологическая помощь человеку в становлении его как продуктивной личность, обладающей высоким уровнем самосознания, способной осуществлять собственную, самостоятельно выбранную жизненную стратегию, готовой нести ответственность за свою судьбу.
Методология
различных подходов в консультировании
определяется их принадлежностью к
одному из основных направлений
современной психологии: психоаналитическому,
бихевиористскому или экзистенциально-
Психолог-консультант, ориентирующийся на психоаналитическую теорию, рассматривает душевную жизнь клиента с трех точек зрения:
Свою главную задачу
консультант-психоаналитик
Консультант приверженец поведенческого подхода работает, прежде всего, над поведением клиента. Его задача – перевести психологическую проблему, выражаемую неясными, многозначными словами, в объективно наблюдаемые поведенческие акты.
Гуманистически ориентированный консультант опирается на два важнейших постулата:
Исходя из этих принципов, консультант видит свою задачу в том, чтобы помочь клиенту осуществить личностные изменения и поддержать его во время принятия ответственного решения.
Консультирование может быть классифицировано по разным основаниям:
Стадии и приёмы консультирования:
Стадия |
Консультативные приёмы |
1. Установление контакта |
Уточнение, перефразирование |
2. Сбор информации и осознание желаемого результата (поиск задачи)
|
Выслушивание (нерефлексивное слушание), уточнение, перефразирование, отражение чувств, резюмирование |
3.
Перебор гипотез, решающих « |
Дальнейшее развитие мыслей, интерпретация, информирование |
4.
Обобщение результатов |
Резюмирование |
Под психотерапией
в настоящее время принято
понимать широкую область научной
и практической деятельности специалистов,
внутри которой наличествует большое
количество разнообразных теоретико-
Условно различают:
Клинически ориентированную
Личностно-ориетированную психотерапию, которая стремится помочь человеку изменить своё отношение к социальному окружению и к собственной личности. Здесь можно обнаружить огромное разнообразие методов и приёмов, основывающихся на концептуальных моделях множества школ и течений.
В Декларации по психотерапии, принятой в Страсбурге в 1990 году, зафиксировано следующее:
Будучи
одним из направлений деятельности
практического психолога, психотерапия
предъявляет особые требования к
подготовке и уровню квалификации психолога.
Оправдано разделение специализаций
практического психолога на психотерапевта,
диагноста, консультанта, коррекциониста
с тем, чтобы в рамках единственной психологической
службы каждый выполнял одну из указанных
основных функций. В области психотерапии
психолог неизбежно использует эклектический
подход, однако желательным является специализация
в каком-то определенном психотерапевтическом
направлении: психоаналитическом, поведенческом,
экзистенциально-
Психодинамический подход подчеркивает важность для понимания генеза и лечения эмоциональных расстройств интрапсихических конфликтов, которые являются результатом динамической и часто бессознательной борьбы противоречивых мотивов внутри личности.
Экзистенциально-
Поведенческий подход связан с необходимостью формирования у обратившегося за помощью человека оптимальных поведенческих навыков. В настоящее время во многих странах стал популярен психотерапевтический подход, получивший название нейролингвистического программирования, который имеет корни в поведенческом направлении3.
Рано или поздно перед каждым психологом встает вопрос о том, как продуктивней оказать психологическую помощь человеку: через индивидуальную работу или путём включения его в тренинговую группу.
Одним из
главных преимуществ
В группе участники тренинга имеют возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами. Под обратной связью в общении понимается процесс и результат получения информации о состояниях партнёра по общению и его восприятии поведения субъекта. В тренинговой группе, как правило, используется безоценочная обратная связь, т.е. такое сообщение, исходящее от участников, которое отражает, прежде всего, чувства, переживаемые человеком при восприятии поведения другого. В тренинговой группе создаётся ситуация, позволяющая увидеть своё отражение в глазах других людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают почти то же самое. Когда человек взаимодействует только с психологом при индивидуальной консультации, он тоже может получить обратную связь. Но при этом у него отсутствует выбор – мнение лишь одно. В группе мнения могут быть высказаны очень разные, и тут уж человек сам может решать, с какой обратной связью согласиться, а какую отвергнуть.
При получении
психологической помощи через группу
человек может обучаться новым
умениям, экспериментировать с различными
стилями отношений среди равных
партнеров. Группа даёт возможность
«репетиции поведения» в тех или
иных ситуациях с тем, чтобы в
дальнейшем перенести лучшие из найденных
вариантов в свою реальную жизнь.
В случае индивидуальной работы экспериментирование
со стилями взаимоотношений