Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 21:46, реферат
Психология – это особая наука и особая практика; как и в любой области, связанной с человеческим бытиём, здесь нет бесспорного, а то, что кажется очевидным, - чаще всего самое непонятное, как говорил классик французской психологии (и блистательных практик) Пьер Жане. В психологии естественна некоторая разница во взглядах, тем более, когда речь идёт о профессиональном самоопределении самих психологов, ибо суть самоопределения – это свобода, а значит и неодинаковость, уникальность выборов смысла своего пребывания в психологии.
Введение
Общее представление о практической психологии.
Структура и основные разделы практической психологии
Основная часть
Психодиагностика
Психопрофилактическая работа
Психотерапия
Формы практической психологической работы
Заключение
Требования к личности практического психолога
Основные задачи Практической психологий
Взаимодействие
в группе часто создаёт эмоциональное
напряжение, которое помогает прояснить
психологические проблемы каждого.
Этот эффект не возникает при индивидуальной
психокоррекционной и психотерапевтической
работе – во всяком случае, в той
степени, в которой это можно
обнаружить во время тренинговой
работы. Продуктивные конфликты помогают
прояснить отношения между
Группа, по-видимому, в большей степени, чем индивидуальное консультирование, облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания. Такое утверждение связано с тем фактом, что иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны. Открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе.
Большинство
психотерапевтов и психологов сходится
во мнении, что участниками тренингов
могут становиться практически
все люди, не страдающие тяжелыми психическими
расстройствами. Вместе с тем есть
люди, которые совершенно не расположены
к работе в группе. Согласно мнению
целого ряда специалистов, не подходят
для участия в групповой работе
люди с очень высокой тревожностью,
излишне эмоциональные, люди способные
к сильным проявлениям
В настоящее время в России наиболее развитой является служба практической психологии образования.
Задачи службы практической психологии в системе образования Российской Федерации определяются в основополагающем нормативном документе – «Положении» об этой службе, проект которого, подготовленный Минобразования, опубликован в сентябре 1999 г.
В качестве
цели Службы рассматривается содействие
в создании в образовательном
учреждении социальной ситуации развития,
соответствующей
Основные проблемы Службы практической психологии в системе образования решаются в рамках трёх основных направлений деятельности:
Эти направления
являются во многом сходными по проблематике.
Проблемы психологии бизнеса связаны
с изучением особенностей личности
современного предпринимателя; важнейших
требований, предъявляемых к человеку,
начинающему «своё дело»; психологических
средств и методов
Психология
рекламы рассматривает такие
вопросы, как формы и средства
рекламной деятельности; технология
создания рекламных писем, проспектов,
объявлений и т.п.; существующие нормативные
положения об организации рекламной
деятельности; психологические особенности
восприятия рекламных роликов; способы
привлечения внимания в рекламе;
психологические аспекты «
Психология управления является более разработанной и научно обоснованной, чем психология бизнеса и рекламы. Психология управления занимается вопросами: типы, стили и виды управления; специфика управленческих действий на разных уровнях, способы и методы убеждения; учёт индивидуальных особенностей и мотивация подчиненных в управленческой деятельности; психологические основы эффективных управленческих решений; типы корпоративных культур; влияние руководителя на социально-психологический климат в коллективе; вертикальные и горизонтальные коммуникации руководителя и его личностные характеристики; эффективные информационные технологии в управленческой деятельности и ряд других.
Психолог,
работающий в рекламном деле, в
бизнесе, в государственном учреждении
или на промышленном предприятии, должен
оказывать психологическую
Семейная
психотерапия в настоящее время
определяется как направление в
медицинской и немедицинской
психотерапии, ориентированное на оказание
психологической помощи семье в
преодолении разнообразных
В последнее время выделились следующие основные направления семейной психотерапии:
По Э.Г.Эйдемиллеру, В.В.Юстицкому (1989), в семейной психотерапии выделяются четыре этапа:
Большое
значение при проведении семейной психодиагностики
имеет принцип
В целях
преодоления внутрисемейного
Методы семейной психотерапии:
Наиболее часто применяемые приёмы:
Специфическими особенностями психологической помощи семьям являются отказ от концепции болезни, акцент на многомерном анализе ситуации, на аспектах ролевого взаимодействия в семье, поиск личностных ресурсов членов семьи и обсуждение способов разрешения ситуации через рассмотрение широкого диапазона возможных решений.
Работа с семьёй направлена на развитие личности в семейном окружении. Важным является перенос ответственности за исход работы с психолога на семью. Семья как особый организм сама способна помочь своим членам; психолог не может дать семье больше, чем сами члены семьи могут дать друг другу.
Психологическая помощь может оказываться:
а) преимущественно одному
члену семьи в связи с
б) брачной или предбрачной паре;
в) семье в целом;
г) родителю или родителям;
д) родителям и детям;
е) ребенку или подростку.
По своему
характеру психологическая
Теоретическим концепциям присуща позиция, согласно которой успех работы практического психолога определяется, прежде всего, системой применяемых психотехник, при этом личностны е характеристики психолога считаются, чем-то второстепенным.
Гуманистическая позиция состоит в том, что развивающий и оздоравливающий эффект возникает в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношений между психологом и клиентами. Невозможно насильно привести к счастью, невозможно осуществлять личностное развитие извне по отношению к личности. Следовательно, нужно, чтобы психолог обладал такими личностными характеристиками, которые позволили бы ему заботиться о создании максимально благоприятных условий для развития самосознания, осуществления личностных изменений.
Практическому психологу желательно иметь следующие черты:
Подводя итог,
можно выделить следующие основные
задачи практического психолога, в
зависимости от отрасли деятельности.
Так на промышленных предприятиях психологи
занимаются разработкой и проведением
в жизнь мероприятий, направленных
не повышение эффективности
Во многом
аналогична психологическая служба
школы, но, естественно со своей спецификой:
в центре её внимания – создание
таких условий, при которых было
бы возможно максимально гармоничное
развитие личности ребенка. Важная задача
школьного психолога –