Практическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 21:46, реферат

Краткое описание

Психология – это особая наука и особая практика; как и в любой области, связанной с человеческим бытиём, здесь нет бесспорного, а то, что кажется очевидным, - чаще всего самое непонятное, как говорил классик французской психологии (и блистательных практик) Пьер Жане. В психологии естественна некоторая разница во взглядах, тем более, когда речь идёт о профессиональном самоопределении самих психологов, ибо суть самоопределения – это свобода, а значит и неодинаковость, уникальность выборов смысла своего пребывания в психологии.

Содержание

Введение
Общее представление о практической психологии.
Структура и основные разделы практической психологии

Основная часть
Психодиагностика
Психопрофилактическая работа
Психотерапия
Формы практической психологической работы

Заключение
Требования к личности практического психолога
Основные задачи Практической психологий

Вложенные файлы: 1 файл

работа.docx

— 44.56 Кб (Скачать файл)

Взаимодействие  в группе часто создаёт эмоциональное  напряжение, которое помогает прояснить  психологические проблемы каждого. Этот эффект не возникает при индивидуальной психокоррекционной и психотерапевтической работе – во всяком случае, в той  степени, в которой это можно  обнаружить во время тренинговой  работы. Продуктивные конфликты помогают прояснить отношения между людьми, научить их выражать подлинные чувства, способствуют нахождению неординарных способов взаимодействия, задают динамику группового развития. При индивидуальной психологической работе конфликты  между психологом и клиентом рассматриваются  обычно как деструктивное явление  или трактуются с психоаналитических позиций как эффект переноса.

Группа, по-видимому, в большей степени, чем индивидуальное консультирование, облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и  самопознания. Такое утверждение  связано с тем фактом, что иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны. Открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в  себе.

Большинство психотерапевтов и психологов сходится во мнении, что участниками тренингов  могут становиться практически  все люди, не страдающие тяжелыми психическими расстройствами. Вместе с тем есть люди, которые совершенно не расположены  к работе в группе. Согласно мнению целого ряда специалистов, не подходят для участия в групповой работе люди с очень высокой тревожностью, излишне эмоциональные, люди способные  к сильным проявлениям агрессивности, люди с низкой самооценкой. Со всеми  людьми, имеющими указанные особенности  более эффективной будет индивидуальная психологическая работа.

Основные сферы деятельности практических психологов

В настоящее  время в России наиболее развитой является служба практической психологии образования.

Задачи  службы практической психологии в системе  образования Российской Федерации  определяются в основополагающем нормативном  документе – «Положении» об этой службе, проект которого, подготовленный Минобразования, опубликован в сентябре 1999 г.

В качестве цели Службы рассматривается содействие в создании в образовательном  учреждении социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности и обеспечивающей психологические  условия для охраны здоровья и  развития личности всех участников образовательного процесса.

Основные  проблемы Службы практической психологии в системе образования решаются в рамках трёх основных направлений  деятельности:

  1. Научное направление предполагает решение проблем изучения закономерностей развития и формирования личности с целью разработки методологических основ деятельности службы практической психологии образования, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной системы образования.
  2. Прикладное направление связано с необходимостью решения проблем психологического проектирования образовательного процесса, включая составление образовательных программ, создание учебников и учебных пособий по психологии, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов, программ подготовки и переподготовки психологических и педагогических кадров.
  3. Практическое направление нацелено на решение конкретных проблем непосредственно в образовательном учреждении, специализированных психологических кабинетах и центрах в форме оказания непосредственной психологической помощи.

Практическая психология бизнеса, рекламы и менеджмента

Эти направления  являются во многом сходными по проблематике. Проблемы психологии бизнеса связаны  с изучением особенностей личности современного предпринимателя; важнейших  требований, предъявляемых к человеку, начинающему «своё дело»; психологических  средств и методов предпринимательской  деятельности; характеристик делового общения бизнесмена; основ эффективной  мотивации сотрудников и т.д. Для  понимания психологического содержания деятельности предпринимателя необходимо изучить специфику бизнеса в  России, разнообразные стратегии  ведения продаж, различные способы  презентации себя и своих товаров  на рынке.

Психология  рекламы рассматривает такие  вопросы, как формы и средства рекламной деятельности; технология создания рекламных писем, проспектов, объявлений и т.п.; существующие нормативные  положения об организации рекламной  деятельности; психологические особенности  восприятия рекламных роликов; способы  привлечения внимания в рекламе; психологические аспекты «паблик  рилейшнз»; корпоративная реклама  и т.д. Психология рекламы включает в себя особенности организации  предвыборных компаний, создание имиджа политика или бизнесмена, психологические  основы любой презентации.

Психология  управления является более разработанной  и научно обоснованной, чем психология бизнеса и рекламы. Психология управления занимается вопросами: типы, стили и  виды управления; специфика управленческих действий на разных уровнях, способы  и методы убеждения; учёт индивидуальных особенностей  и мотивация подчиненных  в управленческой деятельности; психологические  основы эффективных управленческих решений; типы корпоративных культур; влияние  руководителя на социально-психологический  климат в коллективе; вертикальные и горизонтальные коммуникации руководителя и его личностные характеристики; эффективные информационные технологии в управленческой деятельности и  ряд других.

Психолог, работающий в рекламном деле, в  бизнесе, в государственном учреждении или на промышленном предприятии, должен оказывать психологическую помощь руководителю  и способствовать эффективному труду всего персонала.

Психологическая помощь семьям

Семейная  психотерапия в настоящее время  определяется как направление в  медицинской и немедицинской  психотерапии, ориентированное на оказание психологической помощи семье в  преодолении разнообразных психологических  проблем: в межличностных отношениях, в эмоциональной сфере и т.п.

В последнее  время выделились следующие основные направления семейной психотерапии:

  1. Психодинамическое
  2. Системное и стратегическое
  3. Позитивное
  4. Электичное

По Э.Г.Эйдемиллеру, В.В.Юстицкому (1989), в семейной психотерапии выделяются четыре этапа:

    1. диагностический (семейный диагноз);
    2. ликвидация семейного конфликта;
    3. реконструктивный;
    4. поддерживающий.

Большое значение при проведении семейной психодиагностики имеет принцип стереоскопического анализа: психологическая информация, полученная от одного члена семьи  на односторонних встречах, должна быть сопоставлена с информацией  от других членов семьи и тем впечатлением, которое сложилось у психотерапевта на основании расспроса и наблюдения за поведением участников процесса психотерапии.

В целях  преодоления внутрисемейного конфликта  психотерапевт берет на себя роль посредника между конфликтующими членами  семьи, а также помогает эмоционально отреагировать на его последствия. На этапе реконструкции семейных отношений терапевт организует совместное обсуждение проблем либо в семье, либо в тренинговых группах, включающих несколько семей. Поддерживающий этап семейной психотерапии характеризуется  работой по закреплению у членов семьи навыков эмпатического  общения и  расширившегося ролевого диапазона. В это время проводятся консультирование и психокоррекция в естественных условиях жизни семьи.

Методы семейной психотерапии:

  • недирективная психотерапия;
  • методы воздействия членов семьи друг на друга;
  • групповая дискуссия;
  • тренинг конструктивного спора;
  • проработка новых форм поведения и др.

Наиболее часто применяемые  приёмы:

  1. эффективное использование молчания;
  2. умение слушать;
  3. обучение с помощью вопросов;
  4. повторение (резюмирование);
  5. суммарное повторение;
  6. уточнение (прояснение) и отражение аффекта;
  7. конфронтация;
  8. проигрывание ролей;
  9. создание «живых скульптур»;
  10. анализ видеомагнитофонных записей.

Специфическими особенностями  психологической помощи семьям являются отказ от концепции болезни, акцент на многомерном анализе ситуации, на аспектах ролевого взаимодействия в семье, поиск личностных ресурсов членов семьи и обсуждение способов разрешения ситуации через рассмотрение широкого диапазона возможных решений.

Работа  с семьёй направлена на развитие личности в семейном окружении. Важным является перенос ответственности за исход  работы с психолога на семью. Семья  как особый организм сама способна помочь своим членам; психолог не  может дать семье больше, чем сами члены семьи могут дать друг другу.

Психологическая помощь может оказываться:

а) преимущественно одному члену семьи в связи с проблемами его семейной жизни или её отсутствия;

б) брачной или предбрачной  паре;

в) семье в целом;

г) родителю или родителям;

д) родителям и детям;

е) ребенку или подростку.

По своему характеру психологическая помощь семье  реализуется в следующих  формах:

  1. психодиагностическое обследование членов семьи и семейных отношений и предоставление клиентам психологической информации;
  2. организационные меры (направление   на дополнительную консультацию у психоневролога, психиатра, сексолога и у других специалистов);
  3. осуществление психокоррекционных и психотерапевтических воздействий;
  4. рекомендации способов общения, методов обучения и воспитания;
  5. выявление причин трудностей ребенка в обучении, во взаимодействии со взрослыми или сверстниками и т.д.

Основные принципы психологической  помощи семье:

    1. Установление  контакта и присоединение  психолога  к клиентам (используются приёмы «пристройки»; соблюдение  конструктивной дистанции, синхронизация дыхания, использования  речевых предикатов, соответствующих  ведущей репрезентативной системе  клиента).
    2. Сбор информации о проблеме клиента с использованием приёмов метамоделирования и терапевтических метафор (используются вопросы: «Чего вы хотите?», «Какого результата вы хотите достигнуть?», «Как звучала бы ваша цель без отрицательной частицы «не»?».
    3. Обсуждение психотерапевтического контракта (распределение ответственности: психолог отвечает за условия безопасности и применяемые психотехнологии, а клиент – за активность и желание изменений; договоренность о продолжительности и оплате работы и санкциях за нарушения условий контракта и т.п.)
    4. Уточнение проблемы клиента с целью максимальной её субъективизации и определение ресурсов семьи в целом и каждого её члена в отдельности.
    5. Проведение собственно психологической работы (консультации, коррекции, терапии), во время которой укрепляется вера клиентов в успех и улучшение ситуации, обсуждаются сложившиеся стереотипы поведения и ищутся новые, иногда используются приёмы трансовой визуализации, ведущие к созданию образа желаемой ситуации.
    6. «Экологическая проверка»: контроль за правильностью и устойчивостью происходящих изменений.
    7. «Страхование результата»: действия по повышению уверенности клиентов в себе (даются домашние задания и предлагается прийти через какое-то время для обсуждения результатов).
    8. «Отсоединение» (используются «парадоксальные задания», точное выполнение которых приводит к прямо противоположному – по сравнению с якобы предполагаемым – результату).

Требования к личности практического  психолога

Теоретическим концепциям присуща позиция, согласно которой успех работы практического  психолога определяется, прежде всего, системой применяемых психотехник, при этом личностны е характеристики психолога считаются,  чем-то второстепенным.

Гуманистическая позиция состоит в том, что  развивающий и оздоравливающий  эффект возникает в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия  и особых теплых взаимоотношений  между психологом и клиентами. Невозможно насильно привести к счастью, невозможно осуществлять личностное развитие извне  по отношению к личности. Следовательно, нужно, чтобы психолог обладал такими личностными характеристиками, которые  позволили бы ему заботиться о  создании максимально благоприятных  условий для развития самосознания, осуществления личностных изменений.

Практическому психологу  желательно иметь следующие черты:

  • концентрация на клиенте, желание  и способность ему помочь;
  • открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;
  • эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;
  • аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;
  • энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;
  • уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;
  • уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;
  • богатое воображение, интуиция;
  • высокий уровень интеллекта.

 

Подводя итог, можно выделить следующие основные задачи практического психолога, в  зависимости от отрасли деятельности. Так на промышленных предприятиях психологи  занимаются разработкой и проведением  в жизнь мероприятий, направленных не повышение эффективности производства – связанных с изменением психологического климата в группах, взаимоотношений  на различных уровнях управления, межличностных взаимодействий, отношения  к труду, совершенствованием рабочих  мест, организацией труда, подборов кадров и т.д. В задачу психологов входит разрешение межличностных конфликтов, консультирование сотрудников по поводу взаимоотношений на производстве и  в семье, личностным проблемам.

Во многом аналогична психологическая служба школы, но, естественно со своей спецификой: в центре её внимания – создание таких условий, при которых было бы возможно максимально гармоничное  развитие личности ребенка. Важная задача школьного психолога – подготовка детей к жизни после школы.

Информация о работе Практическая психология