Практическая работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 16:37, практическая работа

Краткое описание

Личностью человек может стать только в социальной среде. Если рассматривать личность как результат развития, то следует отметить, что только на определенном уровне психического развития челове становится личностью. Этот уровень характеризуется появлением определенной направленности личности, собственных взглядов и отношений, собственных требований, оценок и самооценок. На этом уровне развития человек способен сознательно воздействовать не только на окружающую действительность, но также и на собственную личность, изменяя в своих целях самого себя.

Содержание

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………3
1. Самосовершенствование личности……………………………………………3
1. 1. Направленность личности…………………………………………………..3
1.2. Ценностные ориентации……………………………………………………..4
1.3. Мотивация…………………………………………………………………….4
1.4. Самооценка и уровень притязаний личности……………………………..11
2. Волевая сфера личности……………………………………………………...15
2.1. Признаки……………………………………………………………………..15
2.2. Познавательные процессы личности………………………………………16
2.3. Воля как основа характера личности………………………………………19
I I. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………23
1. Внимание………………………………………………………………………23
Задание № 1………………………………………………………………………23
Задание № 2………………………………………………………………………23
2. Память………………………………………………………………………….24
3. Мышление……………………………………………………………………..25
Задание № 1………………………………………………………………………25
Задание № 2………………………………………………………………………26
I I I. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА……………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная психология.docx

— 59.30 Кб (Скачать файл)
    • решительность – умение быстро и твердо претворять в жизнь решения;

    • смелость – умение быстро и твердо претворять в жизнь решения;

    • самообладание – умение контролировать себя, подчинять свое поведение решению поставленных задач;

    • дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку;

    • обязательность – умение вовремя выполнять возложенные обязанности;

    • организованность – рациональное планирование и упорядочение своего труда и др.

 

    1.  Познавательные процессы личности.

Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь.

Понятие окружающего мира осуществляется на двух уровнях: чувственного познания, включающего в себя ощущения, восприятия, представления, и логического познания посредством понятий, суждений, умозаключений.

Ощущение –чувственное отображение объективной действительности. Физиологической основой ощущения является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И.П. Павловым анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей: периферического (рецептора), проводящих нервных путей; корковых отделов анализатора (центральных, кора головного мозга).

Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непросредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Все, что человек воспринимает, предстает перед ним в виде целостных образов. Происходит синтез ощущения в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в одной модальности (зрительные в образы), так и в пределах нескольких модальностей. Восприятие включает в себя ощущения и основывается на нем. Но помимо ощущения в восприятии задействован и предыдущий опыт человека, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.

Внимание — это динамическая сторона сознания, психики человека, выражающая степень ее направленности на тот или иной объект, его отдельные стороны и степень сосредоточенности сознания на нем. Это обеспечивает адекватное отражение объекта, он воспринимается более полно, точно и качественно. Внимание обеспечивает также и успешность деятельности.

Внимание проявляется как в сенсорных процессах (зрительное, слуховое, обонятельное, тактильное, осязательное и др.), где его объектами выступает действительность во всем ее многообразии, так и в мнемонических, мыслительных. Здесь объектами внимания являются воспоминания, представления человека, его мысли, переживания.

Физиологической основой внимания выступает общая активизация деятельности мозга и создания доминантных очагов возбуждения в его коре.

В зависимости от того, где находится объект внимания — во внешнем мире, вне субъекта познания и деятельности (материальные процессы, явления действительности, люди, их действия) или в субъективном мире личности (собственные мысли, переживания, планирование своего поведения и т.п.), — различают внимание внешнее (сенсорно-перцептивное) и внутреннее.

Память играет важную роль в жизни человека и его профессиональной деятельности. Она лежит в основе любого психического явления и обеспечивает единство и целостность личности. Память называют цементом личности. При нарушении памяти нарушается психическое здоровье человека и личность как целостная система распадается, разрушается.

Память — это одна из форм психического отражения, состоящая в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении в психике, сознании человека прошлого опыта, его отдельных элементов.

Память характеризуется тремя основными процессами: запоминание (ввод информации в память), сохранение (удержание) и воспроизведение. Организация запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения определяет воспроизведение.

Мышление — опосредованное отражение действительности и всегда осуществляется с помощью слова, речи, оно невозможно без языка. Благодаря мышлению человек познает не только то, что может быть непосредственно воспринято с помощью наших органов чувств, но и то, что скрыто от прямого восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения, обобщения и т.д. Анализируя и сравнивая отдельные наблюдения, опираясь на результаты прошлого опыта, человек в процессе мышления находит общее в отдельных объектах. Абстрагирование общего позволяет объединить эти объекты в различные системы знания, тем самым для человека оказывается доступным обобщенное отражение окружающей действительности.

Воображение — это психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека. Воображение тесно связано со всеми другими познавательными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты и последствия своих действий и поступков. Оно позволяет создавать программы поведения в ситуациях, характеризующихся неопределенностью.

С физиологической точки зрения воображение — это процесс образования новых систем временных связей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга.

Воображение бывает активным и пассивным. В первом случае оно выступает условием деятельности личности. В психологии различают два вида активного воображения: воссоздающее и творческое.

 

    1. Воля как основа характера личности

Для воспитания характера существенное значение имеют цели и задачи, которые Вы перед собой ставите. Но, поставив цель, нужно уметь претворить её в жизнь, преодолевая различные трудности, а для этого требуется сильная воля – она-то и является основой твёрдого характера. В зависимости от существующих у человека волевых качеств формируется или сильный, или слабый характер, поэтому воспитание воли и характера тесно между собой связано. Кого можно считать волевым человеком с твёрдым характером?

      Конечно же, того, кто, согласуя свои личные интересы с общественными, добивается поставленной цели, преодолевая различные препятствия, и, чем они значительнее, тем сильнее воля человека. Как воспитать у себя сильную волю и твёрдый характер? Эти качества утверждаются у человека, прежде всего, при преодолении различных препятствий – внутренних и внешних.

      Внутренние препятствия создаются самим человеком – его ленью, пугливостью, упрямством, ложным самолюбием, стеснительностью, пассивностью, сомнениями. Внешние препятствия могут создаваться со стороны других людей, трудностями выполнения задачи, профессиональными сложностями и др. Для утверждения твёрдого характера необходимо воспитать в себе определённые волевые черты, а именно: - принципиальность; - самостоятельность; - целеустремлённость; - решительность; - настойчивость; - выдержку и самообладание; - смелость и мужество. Не брезгуйте начинать учиться владеть собой с мелочей – именно так и поступали многие известные сильные личности, и постепенно научились «держать себя в кулаке».

       Принципиальность. Человек становится принципиальным и самостоятельным, если подчиняет своё поведение собственным убеждениям, и, умея критически разбираться в чужих предложениях и советах, может отвергать или принимать их с уверенностью правильности принятого решения.

      Целеустремлённость. Целеустремлённость выражается в подчинении поведения человека устойчивой цели или каким-то частным целям и задачам, исходящим из цели перспективной. Примеры целеустремлённости можно найти в биографиях многих известных учёных: Ломоносова, Мичурина, Павлова, Циолковского, Королёва…

     Решительность. Решительность характеризуется умением человека принимать ответственные, обоснованные решения в особых случаях и выполнять их, если требуют обстоятельства, немедленно.

      Настойчивость. Умение до конца выполнять принятые решения, преодолевая различные препятствия, характеризует человека как настойчивого. Настойчивость позволяет двигаться неуклонно к цели: «Начать, выдержать и устоять»!

      Выдержка и самообладание. Умение человека контролировать своё поведение, сдерживая свои чувства, не допуская необдуманных действий, сохраняя хладнокровие, владея своим настроением, определяет его выдержку и самообладание. Выдержанный человек умеет подавлять развязность в разговоре и жестикуляции, избегать грубых выражений и ругательств, не поддаваться панике…

      Смелость и мужество. Общим для смелых и мужественных людей является умение преодолевать страх, осторожность, боязнь, умение быть готовым к рискованным поступкам ради достижения цели. Мужество предполагает наличие у человека не только смелости, но и выдержки, хладнокровия, настойчивости даже перед лицом смертельных угроз. Показное лихачество, рисовка удальством и отчаянностью ничего общего не имеют с волевой смелостью. Настоящие смелость и мужество, как правило, связаны с обдуманностью, хладнокровием и осторожностью. Поучительно изречение Александра Васильевича Суворова: «Смелость и осторожность на одном коне ездят». Все волевые черты характера вырабатываются в ходе самой жизни, в неустанном труде. Очень важны цели, которые ставит перед собой человек и при достижении которых формируются его волевые качества и твёрдый характер: это могут быть профессиональное мастерство, научная деятельность, изобретения, высокие спортивные результаты и др. Любая учёба, как правило, представляет отличные возможности для упражнений волевых усилий. Самовоспитание является одним из важнейших условий формирования сильной воли и воспитания твёрдого характера. Под самовоспитанием понимают сознательную, самостоятельную работу человека над формированием сильных волевых качеств и искоренением нежелательных черт своего характера или нехороших привычек. Одним из важнейших условий самовоспитания является обязательное исполнение принятых решений. Верность своему слову является лучшим показателем твёрдого характера и сильной воли. С чего следует начинать воспитание сильной воли и твёрдого характера? Проще всего начать с достижения не слишком трудных целей, постепенно их усложняя. Так и советуйте своим детям. Это даст возможность укрепить веру в себя и приобрести необходимый опыт. Решения надо принимать обдуманно и уметь отказываться от них в случае изменившихся обстоятельств, не упрямиться.

      Если же решение продолжает оставаться правильным, то не следует отказываться от него из-за возникших препятствий. Решения Ваши должны быть конкретными, со сроком исполнения. Если Вы решаете бросить курить, назначьте срок: с завтрашнего дня, со следующей недели… Никогда не давайте обещаний, если чувствуете, что не в Ваших силах их выполнить, но, если дали слово, постарайтесь его сдержать, не теряя понапрасну времени и сил на ненужные сомнения. Вашему слову должны верить! Никогда не страшитесь неудач и не падайте духом, не ленитесь повторять попытки, и к Вам обязательно придёт успех. Очень важным условием воспитания силы воли и твёрдого характера являются самоконтроль и критическое отношение к своим поступкам. Большое значение имеет также систематическая тренировка в преодолении трудностей. Если Вы их избегаете в повседневной жизни, то, возможно, окажитесь беспомощными при серьёзных испытаниях.

      Сумейте пересиливать себя и признаваться в собственных ошибках и поражениях, выступать публично с критикой неправильного поведения своих сослуживцев, друзей – так закаляется характер. Если у Вас неблагополучно с дисциплиной, пунктуальностью, с оценками, то и начинайте с преодоления этих недостатков. Воспитывать твёрдый характер можно и с выработки положительных привычек: делать утреннюю зарядку, следить за своей речью, не допуская грубости, не позволять себе нежиться по утрам в постели после пробуждения. Для стимулирования волевых усилий применяйте самоободрение, воодушевляя себя, подбадривая, внушая веру в успех, свои силы, прогоняя мысли о возможной неудаче. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1. ВНИМАНИЕ 
ЗАДАНИЕ 1

     Прочтите высказывание, записанное без пробелов. Перепишите, расставляя пробелы и знаки  препинания. После выполнения отметьте  в работе, какие сложности вы  испытывали при первом прочтении  и какими свойствами Вашего  внимания это обусловлено?

Вариант 10

   «Чиатйтзеатмечтбоыпортиовреичтьоипрвоерагтьензаетмчотбырпинм иатньавреуиензаетмчотбыанйтпиремдетлдябсеедныочотбыымслтиьиарссжудаьт».

«Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру, и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать».

                                                                                                  Френсис Бэкон

Информация о работе Практическая работа по "Психологии"