Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 16:37, практическая работа
Краткое описание
Личностью человек может стать только в социальной среде. Если рассматривать личность как результат развития, то следует отметить, что только на определенном уровне психического развития челове становится личностью. Этот уровень характеризуется появлением определенной направленности личности, собственных взглядов и отношений, собственных требований, оценок и самооценок. На этом уровне развития человек способен сознательно воздействовать не только на окружающую действительность, но также и на собственную личность, изменяя в своих целях самого себя.
Содержание
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………3 1. Самосовершенствование личности……………………………………………3 1. 1. Направленность личности…………………………………………………..3 1.2. Ценностные ориентации……………………………………………………..4 1.3. Мотивация…………………………………………………………………….4 1.4. Самооценка и уровень притязаний личности……………………………..11 2. Волевая сфера личности……………………………………………………...15 2.1. Признаки……………………………………………………………………..15 2.2. Познавательные процессы личности………………………………………16 2.3. Воля как основа характера личности………………………………………19 I I. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………23 1. Внимание………………………………………………………………………23 Задание № 1………………………………………………………………………23 Задание № 2………………………………………………………………………23 2. Память………………………………………………………………………….24 3. Мышление……………………………………………………………………..25 Задание № 1………………………………………………………………………25 Задание № 2………………………………………………………………………26 I I I. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА……………………………………………….28 Список литературы………………………………………………………………32
решительность – умение быстро
и твердо претворять в жизнь решения;
смелость – умение быстро и
твердо претворять в жизнь решения;
самообладание – умение контролировать
себя, подчинять свое поведение решению
поставленных задач;
дисциплинированность – сознательное
подчинение своего поведения общепринятым
нормам, установленному порядку;
обязательность – умение вовремя
выполнять возложенные обязанности;
организованность – рациональное
планирование и упорядочение своего труда
и др.
Познавательные процессы личности.
Познавательная деятельность
человека складывается из серии познавательных
психических процессов: ощущение, восприятие,
внимание, память, воображение, мышление
и речь.
Понятие окружающего мира осуществляется
на двух уровнях: чувственного познания,
включающего в себя ощущения, восприятия,
представления, и логического познания
посредством понятий, суждений, умозаключений.
Ощущение –чувственное отображение
объективной действительности. Физиологической
основой ощущения является деятельность
сложных комплексов анатомических структур,
названных И.П. Павловым анализаторами.
Каждый анализатор состоит из трех частей:
периферического (рецептора), проводящих
нервных путей; корковых отделов анализатора
(центральных, кора головного мозга).
Восприятие – целостное отражение предметов,
ситуаций, явлений, возникающих при непросредственном
воздействии физических раздражителей
на рецепторные поверхности органов чувств.
Все, что человек воспринимает, предстает
перед ним в виде целостных образов. Происходит
синтез ощущения в сложные комплексные
системы. Этот синтез может протекать
как в одной модальности (зрительные в
образы), так и в пределах нескольких модальностей.
Восприятие включает в себя ощущения и
основывается на нем. Но помимо ощущения
в восприятии задействован и предыдущий
опыт человека, процессы осмысления того,
что воспринимается, т.е. в процесс восприятия
включаются психические процессы более
высокого уровня, такие как память и мышление.
Поэтому восприятие очень часто называют
перцептивной системой человека.
Внимание — это динамическая сторона
сознания, психики человека, выражающая
степень ее направленности на тот или
иной объект, его отдельные стороны и степень
сосредоточенности сознания на нем. Это
обеспечивает адекватное отражение объекта,
он воспринимается более полно, точно
и качественно. Внимание обеспечивает
также и успешность деятельности.
Внимание проявляется как в
сенсорных процессах (зрительное, слуховое,
обонятельное, тактильное, осязательное
и др.), где его объектами выступает действительность
во всем ее многообразии, так и в мнемонических,
мыслительных. Здесь объектами внимания
являются воспоминания, представления
человека, его мысли, переживания.
Физиологической основой внимания
выступает общая активизация деятельности
мозга и создания доминантных очагов возбуждения
в его коре.
В зависимости от того, где находится
объект внимания — во внешнем мире, вне
субъекта познания и деятельности (материальные
процессы, явления действительности, люди,
их действия) или в субъективном мире личности
(собственные мысли, переживания, планирование
своего поведения и т.п.), — различают внимание внешнее (сенсорно-перцептивное)
и внутреннее.
Память играет важную роль в жизни
человека и его профессиональной деятельности.
Она лежит в основе любого психического
явления и обеспечивает единство и целостность
личности. Память называют цементом личности.
При нарушении памяти нарушается психическое
здоровье человека и личность как целостная
система распадается, разрушается.
Память — это одна из форм психического
отражения, состоящая в закреплении, сохранении
и последующем воспроизведении в психике,
сознании человека прошлого опыта, его
отдельных элементов.
Память характеризуется тремя основными
процессами: запоминание (ввод информации
в память), сохранение (удержание) и воспроизведение.
Организация запоминания влияет на сохранение.
Качество сохранения определяет воспроизведение.
Мышление — опосредованное отражение
действительности и всегда осуществляется
с помощью слова, речи, оно невозможно
без языка. Благодаря мышлению человек
познает не только то, что может быть непосредственно
воспринято с помощью наших органов чувств,
но и то, что скрыто от прямого восприятия
и может быть познано лишь в результате
анализа, сравнения, обобщения и т.д. Анализируя
и сравнивая отдельные наблюдения, опираясь
на результаты прошлого опыта, человек
в процессе мышления находит общее в отдельных
объектах. Абстрагирование общего позволяет
объединить эти объекты в различные системы
знания, тем самым для человека оказывается
доступным обобщенное отражение окружающей
действительности.
Воображение — это психический процесс
создания новых образов, представлений
и мыслей на основе имеющегося опыта, путем
перестройки представлений человека.
Воображение тесно связано со всеми другими
познавательными процессами и занимает
особое место в познавательной деятельности
человека. Благодаря этому процессу человек
может предвосхищать ход событий, предвидеть
результаты и последствия своих действий
и поступков. Оно позволяет создавать
программы поведения в ситуациях, характеризующихся
неопределенностью.
С физиологической точки зрения
воображение — это процесс образования
новых систем временных связей в результате
сложной аналитико-синтетической деятельности
мозга.
Воображение бывает активным и пассивным.
В первом случае оно выступает условием
деятельности личности. В психологии различают
два вида активного воображения: воссоздающее
и творческое.
Воля как основа характера
личности
Для воспитания характера существенное
значение имеют цели и задачи, которые
Вы перед собой ставите. Но, поставив цель,
нужно уметь претворить её в жизнь, преодолевая
различные трудности, а для этого требуется
сильная воля – она-то и является основой
твёрдого характера. В зависимости от
существующих у человека волевых качеств
формируется или сильный, или слабый характер,
поэтому воспитание воли и характера тесно
между собой связано. Кого можно считать
волевым человеком с твёрдым характером?
Конечно же,
того, кто, согласуя свои личные интересы
с общественными, добивается поставленной
цели, преодолевая различные препятствия,
и, чем они значительнее, тем сильнее воля
человека. Как воспитать у себя сильную
волю и твёрдый характер? Эти качества
утверждаются у человека, прежде всего,
при преодолении различных препятствий
– внутренних и внешних.
Внутренние
препятствия создаются самим человеком
– его ленью, пугливостью, упрямством,
ложным самолюбием, стеснительностью,
пассивностью, сомнениями. Внешние препятствия
могут создаваться со стороны других людей,
трудностями выполнения задачи, профессиональными
сложностями и др. Для утверждения твёрдого
характера необходимо воспитать в себе
определённые волевые черты, а именно:
- принципиальность; - самостоятельность;
- целеустремлённость; - решительность;
- настойчивость; - выдержку и самообладание;
- смелость и мужество. Не брезгуйте начинать
учиться владеть собой с мелочей – именно
так и поступали многие известные сильные
личности, и постепенно научились «держать
себя в кулаке».
Принципиальность.
Человек становится принципиальным и
самостоятельным, если подчиняет своё
поведение собственным убеждениям, и,
умея критически разбираться в чужих предложениях
и советах, может отвергать или принимать
их с уверенностью правильности принятого
решения.
Целеустремлённость. Целеустремлённость выражается
в подчинении поведения человека устойчивой
цели или каким-то частным целям и задачам,
исходящим из цели перспективной. Примеры
целеустремлённости можно найти в биографиях
многих известных учёных: Ломоносова,
Мичурина, Павлова, Циолковского, Королёва…
Решительность. Решительность характеризуется
умением человека принимать ответственные,
обоснованные решения в особых случаях
и выполнять их, если требуют обстоятельства,
немедленно.
Настойчивость.
Умение до конца выполнять принятые решения,
преодолевая различные препятствия, характеризует
человека как настойчивого. Настойчивость
позволяет двигаться неуклонно к цели:
«Начать, выдержать и устоять»!
Выдержка и самообладание.
Умение человека контролировать своё
поведение, сдерживая свои чувства, не
допуская необдуманных действий, сохраняя
хладнокровие, владея своим настроением,
определяет его выдержку и самообладание.
Выдержанный человек умеет подавлять
развязность в разговоре и жестикуляции,
избегать грубых выражений и ругательств,
не поддаваться панике…
Смелость и мужество.
Общим для смелых и мужественных людей
является умение преодолевать страх, осторожность,
боязнь, умение быть готовым к рискованным
поступкам ради достижения цели. Мужество
предполагает наличие у человека не только
смелости, но и выдержки, хладнокровия,
настойчивости даже перед лицом смертельных
угроз. Показное лихачество, рисовка удальством
и отчаянностью ничего общего не имеют
с волевой смелостью. Настоящие смелость
и мужество, как правило, связаны с обдуманностью,
хладнокровием и осторожностью. Поучительно
изречение Александра Васильевича Суворова:
«Смелость и осторожность на одном коне
ездят». Все волевые черты характера вырабатываются
в ходе самой жизни, в неустанном труде.
Очень важны цели, которые ставит перед
собой человек и при достижении которых
формируются его волевые качества и твёрдый
характер: это могут быть профессиональное
мастерство, научная деятельность, изобретения,
высокие спортивные результаты и др. Любая
учёба, как правило, представляет отличные
возможности для упражнений волевых усилий.
Самовоспитание является одним из важнейших
условий формирования сильной воли и воспитания
твёрдого характера. Под самовоспитанием
понимают сознательную, самостоятельную
работу человека над формированием сильных
волевых качеств и искоренением нежелательных
черт своего характера или нехороших привычек.
Одним из важнейших условий самовоспитания
является обязательное исполнение принятых
решений. Верность своему слову является
лучшим показателем твёрдого характера
и сильной воли. С чего следует начинать
воспитание сильной воли и твёрдого характера?
Проще всего начать с достижения не слишком
трудных целей, постепенно их усложняя.
Так и советуйте своим детям. Это даст
возможность укрепить веру в себя и приобрести
необходимый опыт. Решения надо принимать
обдуманно и уметь отказываться от них
в случае изменившихся обстоятельств,
не упрямиться.
Если же решение
продолжает оставаться правильным, то
не следует отказываться от него из-за
возникших препятствий. Решения Ваши должны
быть конкретными, со сроком исполнения.
Если Вы решаете бросить курить, назначьте
срок: с завтрашнего дня, со следующей
недели… Никогда не давайте обещаний,
если чувствуете, что не в Ваших силах
их выполнить, но, если дали слово, постарайтесь
его сдержать, не теряя понапрасну времени
и сил на ненужные сомнения. Вашему слову
должны верить! Никогда не страшитесь
неудач и не падайте духом, не ленитесь
повторять попытки, и к Вам обязательно
придёт успех. Очень важным условием воспитания
силы воли и твёрдого характера являются
самоконтроль и критическое отношение
к своим поступкам. Большое значение имеет
также систематическая тренировка в преодолении
трудностей. Если Вы их избегаете в повседневной
жизни, то, возможно, окажитесь беспомощными
при серьёзных испытаниях.
Сумейте пересиливать
себя и признаваться в собственных ошибках
и поражениях, выступать публично с критикой
неправильного поведения своих сослуживцев,
друзей – так закаляется характер. Если
у Вас неблагополучно с дисциплиной, пунктуальностью,
с оценками, то и начинайте с преодоления
этих недостатков. Воспитывать твёрдый
характер можно и с выработки положительных
привычек: делать утреннюю зарядку, следить
за своей речью, не допуская грубости,
не позволять себе нежиться по утрам в
постели после пробуждения. Для стимулирования
волевых усилий применяйте самоободрение,
воодушевляя себя, подбадривая, внушая
веру в успех, свои силы, прогоняя мысли
о возможной неудаче.
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
ЧАСТЬ
1. ВНИМАНИЕ
ЗАДАНИЕ 1
Прочтите высказывание,
записанное без пробелов. Перепишите,
расставляя пробелы и знаки
препинания. После выполнения отметьте
в работе, какие сложности вы
испытывали при первом прочтении
и какими свойствами Вашего
внимания это обусловлено?
«Читай не затем, чтобы противоречить
и опровергать, не затем, чтобы принимать
на веру, и не затем, чтобы найти предмет
для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать».