Практическое исследование одаренности школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 08:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить основные психологические показатели одаренности детей в современном обществе.
Задачи:
• изучить научно-методическую литературу по проблеме одаренности детей;
• выявить показатели, способствующие развитию одаренности детей;
• исследовать одаренность у школьников;
• наметить направления психологической работы с одаренными детьми.
Объект исследования: учащиеся начальных классов.

Содержание

Введение 3
1. Организация и проведение исследования 7
2. Результаты исследования 12
3. Выводы и рекомендации 17
Работа с одаренными детьми 26
Заключение 32
Литература 34
Приложение 2 36

Вложенные файлы: 1 файл

Практическое исследование одаренности школьников.docx

— 137.02 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Практическое  исследование одаренности школьников

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение 3

1. Организация и проведение исследования 7

2. Результаты исследования 12

3. Выводы и рекомендации 17

Работа с одаренными детьми 26

Заключение 32

Литература 34

Приложение 2 36

 

Введение

 

Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире. Как  отмечают многие педагоги, одаренные  дети отличаются не только хорошими способностями к каким-либо видам деятельности, но в первую очередь по своим психологическим особенностям выделяются среди своих сверстников. Важнейшей проблемой прогресса общества является сохранение и развитие одаренности. Многим родителям, педагогам сложно выделить основные направления работы с такими детьми, подобрать адекватные их развитию программы обучения и воспитания. Отдельной проблемой является и выявление этой одаренности в детском возрасте.

В российской педагогике обозначились основные направления научных дискуссий в области одаренности:

  • социальная необходимость выявления и развития одаренности;
  • определение понятия одаренности;
  • происхождение и структура одаренности.

В психолого-педагогической литературе изучение проблемы одаренности связано с именем Н.С. Лейтеса, который отмечал, что с возрастными особенностями тесно переплетены благоприятные условия для становления тех или иных сторон умственных способностей. Он определяет способности как "отдельные психологические свойства, обусловливающие возможности человека в тех или иных видах деятельности". Важным в изучении одаренности Лейтес Н.С. считает вопрос о соотношении способностей и склонностей, выделяя у одаренных детей следующие склонности к умственным нагрузкам: постоянную готовность к сосредоточению внимания и эмоциональную захваченность процессом познания, повышенную восприимчивость, стихийный характер приобретаемых знаний и т.д.

Одаренность в основном определяется взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными.

Наиболее частое проявление одаренности это ранняя речь и  большой словарный запас. Наряду с этим замечается необычная внимательность, любопытство и отличная память.

Чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то стереотипа одаренности – каждый ребенок проявляет свои способности  по-своему.

Одаренность ребенка может  быть установлена профессионально  подготовленными людьми, рассматривающими следующие параметры: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной наиболее проявленной способности (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному искусству, психомоторные способности).

Одаренность ребенка чаще всего остается не замеченной в семьях, где этот ребенок является первым или единственным. Особенно часто  не замечается раннее развитие ребенка в рабочих семьях, где родители не получили должного образования.

Иногда родители сопротивляются причислению своих детей к  одаренным. Объясняется это, очевидно, что родители одаренных детей, как члены своего общества подвержены системе отношений и ценностей общества в целом. Отрицание или игнорирование уникальных способностей ребенка в угоду общественным нравам, во всяком случае, никак не поможет ребенку найти свое место в жизни и стать счастливым. Идеальная родительская реакция радостного приятия должна, вероятно, лежать где-то посредине между игнорированием и эксплуатацией способностей ребенка.

Одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его способности  найдут понимание и поддержку  родителей в поиске наилучшего использования  таких способностей и для него самого, и для окружающих. Отношения между ребенком и родителями – это самое важное в воспитании добрых чувств и к нему самому, и ко всему миру.

Таким образом, актуальность исследования проблемы одаренности  и степень разработанности определили цель нашей курсовой работы.

Цель: выявить основные психологические  показатели одаренности детей в современном обществе.

Задачи:

  • изучить научно-методическую литературу по проблеме одаренности детей;
  • выявить показатели, способствующие развитию одаренности детей;
  • исследовать одаренность у школьников;
  • наметить направления психологической работы с одаренными детьми.

Объект исследования: учащиеся начальных классов.

Предмет: психологические  показатели одаренности учащихся начальных классов.

Нами была выдвинута гипотеза: одним из показателей одаренности  является высокий уровень интеллектуальных способностей: одаренность проявляется в уровне мыслительных операций. Поэтому, изучая уровень интеллектуальных способностей можно выявить одаренность школьников.

Теоретико-методологической базой исследования послужили следующие теории и концепции:

  • теория развития личности (Божович Л.И., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Эриксон Э. Г);
  • системный и деятельностный подходы в формировании личности (Андреева Г.М., Бодалев А.А., Блонский П.П., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Мясищев В.Н., Петровский А.В., Петровский В.А., Платонов К.).

В исследовании применены  следующие методы: анализ психолого-педагогических научных работ по теме исследования; наблюдение, анкетирование и психологическое тестирование; математическая обработка данных, полученных с помощью:

- метода опроса (устного  и письменного);

- анкетирования;

- тестирования;

- беседы;

- наблюдения.

Исследование было проведено  поэтапно:

1 этап – 2002-2003 – сбор  материала и работа с научно-методической  литературой; 

2 этап – 2003-2004 - проведение  полевого эмпирического исследования, связанного с изучением основных  факторов феномена одаренности  в городе Набережные Челны; 

3 этап – 2004-2005 – обработка  результатов исследования, анализ  эмпирических данных, написание дипломной работы с оформлением выводов и рекомендаций.

Эмпирическая база. Исследование проводилось на базе СОШ №40 г. Набережные Челны. В работу включены учащиеся начальных  классов в количестве 106 человек.

Положения, выносимые на защиту. Своевременное психологическое  изучение – определение уровня интеллектуальных способностей детей на ранних этапах школьного обучения позволит своевременно в полной мере развивать одаренных  учащихся.

Практическая значимость. Результаты курсовой работы можно рекомендовать использовать в общеобразовательных учреждениях для изучения одаренности среди учащихся. Данные курсовой работы можно применять как методический материал при чтении курса лекций по работе с подрастающим поколением.

 

1. Организация  и проведение исследования

 

Экспериментальное исследование построено нами в несколько этапов.1-этап – это, пожалуй, наиболее традиционный, будем так говорить, классический этап в работе психолога - тестирование на “входе”, т.е. психологическая диагностика детей.

Этот этап входит в спектр работы психолога в любом типе учебных заведений – будь это инновационное или традиционное.

Главная проблема всей практической психологии – проблема качества диагностирования. Школа №40 – это многопрофильное  учебное заведение, основные профили  которой – это гуманитарные, естественно-математический и технологический. В нашем исследовании участвовали учащиеся 3 а (традиционная форма обучения), 3 б класс (обучение по Программа "ИНОС –Рекорд - Старт"), 4 а (математический класс, обучение по Программе "Школа 2100"), 4 б (обучение по Программе "Школа 2100", лингвистический класс), 4 в (обучение по традиционной форме). Всего участвовало в исследовании 106 учащихся. В прогимназические классы учащиеся поступали на основе психологического тестирования и зачислялись по результатам выше среднего и высокого уровня развития детей. Эти учащиеся обучались по более сложным образовательным программам. Однако по мере обучения в эти классы добавлялись учащиеся без тестирования.

Поэтому на первом этапе, на “входе”, нами не ставилась задача отследить все типы одаренности.

А их основных шесть.

1. интеллектуальная

2. академическая

3. творческая

4. специальная

5. художественная

6. психомоторная

Ученики начальных классов, за очень редким исключением, любят  заниматься в школе. Им нравится быть в положении учеников, их привлекает и самый процесс учения. Удовольствие от узнавания нового обычно превышает трудности и огорчения. Они с готовностью встречают очередную порцию грамматики и арифметики, терпеливо осваивают технику письма.

Учение означает для них  осваивать и закреплять преподносимое  им. Они пока почти исключительно  вбирают, впитывают и, судя по всему, имеют для этого поистине необыкновенные данные.

Известно, что дети отличаются свежестью, яркостью детского восприятия и чрезвычайной отзывчивостью детей на окружающее. Ученики начальных классов всем существом откликаются на отдельные моменты высказываний учительницы; они очень живо реагируют на все новое, на каждую шутку, на какой-нибудь пример из жизни. По самому незначительному, казалось бы, поводу у них возникает состояние полной заинтересованности и умственной активности. Ни один эпизод урока не оставляет их безразличными.

Для них характерна готовность детей реагировать сразу же. Время на уроках в начальных классах очень уплотнено: ученики с такой непосредственностью и поспешностью откликаются на все, что происходит в классе, что каждый урок для них насыщен многими действиями и некоторыми происшествиями.

Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в  развитии личности младших школьников, в частности ее познавательная сфера. Мышление школьника характеризуется  активным поиском связей и отношений  между разными событиями, явлениями, вещами, предметами. Именно направленность на отражение прямо не наблюдаемых  связей и отношений, на выделение в вещах и явлениях главного и неглавного, существенного и несущественного и отличает мышление как познавательный процесс от восприятия и ощущения.

В процессе обучения в младшей  школе ученик овладевает умениями не только наглядно-действенного, наглядно-образного, но и, главное, в младшем школьном возрасте интенсивно развивается и словесно-логическое, отвлеченное мышление. При решении учебных задач у детей формируются такие приемы логического мышления, как сравнение, связанное с выделением в предметах общего и различного, анализ, связанный с выделением и словесным обозначением в предмете разных свойств и признаков, обобщение, связанное с отвлечением от несущественных особенностей предметов и объединением их на основе общности существенных особенностей.

По мере обучения в школе  поведение детей становится более  произвольным, более программируемым, более сознательным. Поэтому произвольность к концу обучения в начальной школе становится одним из главных новообразований этого возраста.

С учетом выше изложенного  группой специалистов: М.К. Якимовой, Е.М. Борисовой, В.Т. Козловой, Г.П. Логиновой  в 1993 году в Городе Обнинске был разработан групповой интеллектуальный тест развития интеллектуальных способностей. Он предназначен для диагностики интеллектуальных способностей учащихся 10-12 лет.

Данная методика выявляет, насколько к моменту исследования ребенок овладел предлагаемыми  в заданиях словами и понятиями, а также умением выполнять  с ними некоторые логические действия.

Её применение позволяет  решать следующие задачи:

  • анализ успешности и развитие по мере перехода из класса в класс;
  • сравнение эффективности различных программ и методик обучения;
  • оценка результативности работы педколлектива и отдельно взятых педагогов;
  • отбор в спецклассы и спецшколы;
  • установление причин школьной неуспеваемости;
  • выявления учащихся, нуждающихся в индивидуальных программах обучения.

Методика включает в себя 7 тестов (см. Приложение 1). Каждый тест данной методики проводится по строго фиксированному времени:

Тест 1 "Инструкции" - выявляет сформированность у учащихся умения анализировать текст. Время работы - 4 мин. Максимальное количество баллов - 20.

Тест 2 "Математика" - выявляется уровень овладения программными знаниями по математике, способность  к рассуждению. Время работы - 6 мин. Максимальное количество баллов - 20.

Тест 3 "Предложения" - определяются некоторые стороны речевого развития: понимание, сформированность письменной речи. Время работы - 5 мин Максимальное количество баллов-20.

Тест 4 "Различия" - определяется умение учащихся сравнивать понятия. Время работы - 2 мин Максимальное количество баллов - 40.

Тест 5 "Числовые ряды" - определяется уровень развития логического  мышления. Время работы - 4 мин. Максимальное количество баллов - 20.

Тест 6 "Аналогия" - определяется уровень развития анализа отношений  понятий. Время работы - 3 мин. Максимальное количество баллов - 40.

Тест 7 "Символы" - выявляется уровень развития произвольности деятельности у учащихся. Время работы - 4 мин. Максимальное количество баллов = количество баллов х 0,2= в баллах.

Исследование может проводиться  в индивидуальной и групповой  формах. Количество в группе не должно превышать 12-15 человек. Задания выполняются в специально приготовленных тестовых тетрадях, дается общая инструкция.

Подготовка к проведению исследования: тестовая тетрадь на каждого ученика, простой карандаш, ластик и лист для записей. Каждый ученик сидит за отдельным столом.

Информация о работе Практическое исследование одаренности школьников