Практическое исследование одаренности школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 08:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить основные психологические показатели одаренности детей в современном обществе.
Задачи:
• изучить научно-методическую литературу по проблеме одаренности детей;
• выявить показатели, способствующие развитию одаренности детей;
• исследовать одаренность у школьников;
• наметить направления психологической работы с одаренными детьми.
Объект исследования: учащиеся начальных классов.

Содержание

Введение 3
1. Организация и проведение исследования 7
2. Результаты исследования 12
3. Выводы и рекомендации 17
Работа с одаренными детьми 26
Заключение 32
Литература 34
Приложение 2 36

Вложенные файлы: 1 файл

Практическое исследование одаренности школьников.docx

— 137.02 Кб (Скачать файл)

Для поддержания нормальных отношений в обществе одаренному ребенку с ярко выраженными индивидуалистическими тенденциями П. Пенински (@) предложил следующие рекомендации и приемы, которым взрослые могут научить детей:

Переводи свои идеи на язык, доступный и значащий для других, чтобы они восприняли твой вклад  как служащий их собственным нуждам.

Критику в адрес других, людей высказывай с позитивных позиций, с желанием помочь.

Давай понять, что в основном ты поддерживаешь то же, что пользуется уважением других членов коллектива: ценности, принципы, идеалы.

Старайся не быть воспринятым  в качестве агрессора, позволяй другим сохранять собственное достоинство, выслушивай их внимательно.

Зарабатывай собственный "кредит" для большей личной свободы в  течение какого-то периода времени, не бойся изначально воспринять господствующие требования, когда они не вступают в серьезный конфликт с твоими основными принципами.

Концентрируйся на задании, которое необходимо выполнить, а  не на "личностях", не на достижении статуса.

Принимай во внимание фактор времени, так чтобы у тебя была возможность отсрочить ответ, а также избрать способ действия.

Такой творческий конформизм позволит одаренному ребенку сочетать продуктивный неконформизм с личным равновесием.

Дж. Гауэн советует родителям, заботящимся об умственном здоровье своих детей:

Создайте устную и безопасную психологическую базу ребенку в  его поисках.

Поддерживайте способности  ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка

Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы  и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы.

Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество.

Помогайте ребенку учиться  строить его систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями. Таким образом, он в свою очередь, будет и сам ценим другими.

Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство обязанности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения.

Помогайте ему справляться  с разочарованием и сомнением, когда  он остается один в процессе непонятного  сверстникам творческого поиска.

Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают.

Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного.

Помогайте ребенку глубже познавать себя, чтобы не упустить мимолетную идею. Проявляйте симпатию к его первым неуклюжим попыткам выразить такую идею словами и сделать ее понятной для окружающих.

Находите слова поддержки  дли новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой.

Помогайте ребенку стать "разумным авантюристом", порой  полагаться в познании на риск и  интуицию.

Поддерживайте необходимую  для творчества атмосферу, помогая  ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников.

Непременно постарайтесь найти ребенку компаньона такого же возраста и таких же способностей. Нельзя позволить ребенку погрузиться в одиночество и избегать общения.

Знайте, что если ребенок  в начальных классах слишком  увлекается своими занятиями и не имеет друзей, значит, он не нашел  себе равных.

Авторы также приводят рекомендации, которые, по их мнению, помогут учителям и воспитателям в их работе с одаренными детьми.

Учителю не следует уделять  слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников.

Учителю следует избегать перфекционистских тенденций в одаренном ребенке, перехваливая лучшую или самую аккуратную работу. Ему не стоит выделять одаренного ребенка за индивидуальные успехи, а лучше поощрять совместные занятия с другими детьми.

Учитель не должен возводить  одаренного ребенка на пьедестал  или делать из него вундеркинда в глазах других учеников.

Учителю следует помнить, что в большинстве своем одаренные  дети плохо воспринимают строго регламентированные повторяющиеся занятия.

 

Заключение

 

Выражение "одаренные дети" употребляется весьма широко. Если ребенок обнаруживает необычные успехи в учении или в творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одаренным. Такое словоупотребление (оно связано с определенными издержками) в наибольшей мере принято в американской психологии и педагогике, а теперь - хорошо это или плохо - получает распространение и у нас.

Для него есть основания, в  частности применительно к умственным проявлениям детей. Если у ребенка, при прочих равных условиях, необыкновенно быстрый темп умственного развития, а то уже и явные достижения в той или иной деятельности, правомерно признать его незаурядным. И поэтому к нему нужен соответствующий психолого-педагогический подход. Но можно ли считать, что у такого ребенка или подростка уже имеются достаточные предпосылки для дальнейшего роста его особых возможностей, т.е. для того, чтобы стать со временем одаренным взрослым? Судя по всему, по отношению ко многим таким детям этого скидать нельзя.

В более узком и строгом  значении понятие "одаренность" относительно детей должно было бы применяться только к тем случаям, когда выдающиеся свойства ребенка предстают как действительный залог его будущих возможностей. Но надежно определить значение детских свойств, своевременно выявить таких детей - сложнейшая проблема, которая в психологической науке еще весьма далека от решения.

Важно не упускать из виду, что  существуют разные - по своей направленности, по содержанию деятельности или по условиям развития - виды умственной одаренности (например, такие разные, как лидерская или математическая). Каждый из них имеет свою специфическую динамику возрастного развития.

Само понятие умственной одаренности с ее потребностной, собственно интеллектуальной и творческой сторонами не исключает возможной дисгармонии между этими составляющими, что также затрудняет прогнозирование хода развития.

Диагностика одаренности  требует знания особых методических процедур (тестов) и неформализованных методов изучения, а некоторые случаи "скрытой" одаренности - и особых приемов "пробуждения дремлющих сил". Нередко возникает надобность в корректировке личностных особенностей. Поскольку речь идет о детях, те или иные характеристики их интеллекта или более частных умственных способностей являются как бы предварительными: проявившиеся особенности могут обернуться чем-то новым, обнаружить новые резервы развития - в одних случаях, не привести к ожидавшимся высоким результатам - в других.

При этом каждый раз важно  учитывать не только индивидуальность, но и возраст ребенка. Чтобы приблизиться к возможности прогноза, обязателен, необходим возрастной подход: нужна  ориентировка в тех изменениях психики и самой личности, которые происходят по мере того, как дети становятся старше.

К сожалению, иногда слишком  легко и поспешно, опираясь лишь на некоторые формальные показатели, относят ребенка к категории  одаренных или, наоборот, исключают из этой категории. Нельзя забывать об условности этого термина, не следует слишком часто и категорично его применять.

 

Литература

 

  1. Анастази А. Психологическое тестирование в 2 кн. М., 1982.
  2. Бине А., Симон Г. Методы измерения умственной одаренности. Под ред. Губинштейна Б.М. Гос. изд., Украина 1923, 179 с.
  3. Гильбрух Ю.З. Внимание: одаренность. М., Знание, 1991, 79 с.
  4. Гильбрух Ю.З. Психодиагностика в школе. М., Знание, 1989., 114 с.
  5. Голубева З.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям. (Психолог. журнал), 1989, №4, с.75-86
  6. Гурьянов Е.В. и др. Школа Бине-термена для измерения умственного развития детей (под ред. Е. Гурьянова). М.: Работник просвещения, 1930, 175 с.
  7. Лейтес Н.С. Бывают выдающиеся дети. Семья и школа. 1980, №3, с.33-35.
  8. Лейтес Н.С. Легко ли быть одаренным. Семья и школа, 1990, №6, с.34-36.
  9. Лейтес Н.С. Раннее проявление одаренности. 1988, №4, с.98-107.
  10. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1979
  11. Меде В., Пиорковский Г. Детская одаренность. Экспериментальные методы отбора одаренных детей и их результаты. Перевод с нем. Левинсон. М.: Работник и просвещения, 1925, 119 с.
  12. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте: как помочь одаренному ребенку, // Педагогика, 2004, №5, с.33-42.
  13. Прыгин Г.С. Основы психодиагностики, М., УМК "Психология", 2003.
  14. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. Вопросы психологии, 1960, №3.
  15. Савенков А. Одаренные дети в обычной школе, // Народное образование, 1999, №9, стр183-185
  16. Хахалин Л.И. Загадки вашего ребенка. М., Знание, 1990, 94 с.
  17. Чудновский В.Э. Развитие способностей (школьников). Воспитание школьников, 1990, №4, с.32-37.
  18. Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования. 1926, 404 с.
  19. Шуберт А. Краткое описание и характеристика методов исследования умственной одаренности детей. М., 1922, 68 с.
  20. Щебланова Е.И., Аверина И.С. Современные лонгитнедные исследования одаренности. Вопросы одаренности, 1994, №6, с.134-139.
  21. Щетинин М.Б. Школа будущего рождается сегодня. Новый мир. 1981, №3, с. 201.
  22. Экземплярский В.М. Проблема одаренности. М., 1923.
  23. Экземплярский В.М. Проблема школ для одаренных. М., Л., 1927., с.82.

 

Приложение 2

 

Групповой интеллектуальный тест учащихся 3А класса

№ п/п

общий результат

1

4

3

4

5

7

10

15,4

48,4

2

4

3

3

22

5

0

16,4

53,4

3

4

4

6

18

10

21

15,8

78,8

4

4

2

4

33

5

7

13,7

68,7

5

3

4

2

19

6

13

15,8

62,8

6

6

7

1

22

0

6

15,4

57,4

7

4

2

4

4

7

6

14

41

8

7

1

5

31

9

14

17,6

84,6

9

9

2

4

11

3

16

12,2

57,2

10

8

1

6

14

4

7

21

61

11

2

3

0

13

9

7

20

54

12

7

1

1

7

5

2

9

32

13

5

18

15

31

9

21

18,4

117,4

14

3

2

0

15

0

1

8,4

29,4

15

4

4

2

21

11

21

15,4

78,4

16

6

1

6

24

4

15

6

62

17

6

4

6

20

10

13

12

71

18

2

2

2

23

5

11

24,2

69,2

итог  суммы

88

64

71

333

109

191

270,7

1126,7

Ср. знач-е

4,89

3,56

3,94

18,50

6,06

10,61

15,04

62,59


 

 

Групповой интеллектуальный тест учащихся 3Б класса

№ п/п

общий результат

1

2

6

11

31

13

21

22,6

106,6

2

9

3

4

25

6

13

20,6

80,6

3

17

9

12

37

18

28

36,6

157,6

4

8

3

6

20

9

15

17,2

78,2

5

6

3

3

21

9

0

32,8

74,8

6

6

2

4

25

4

4

0

45

7

3

4

6

9

9

0

30,6

61,6

8

5

3

5

21

7

12

19,2

72,2

9

13

5

8

29

12

9

14

90

10

7

2

4

17

0

18

23,2

71,2

11

11

4

7

35

12

20

30,6

119,6

12

1

4

4

23

7

0

17,4

56,4

13

9

2

6

15

11

18

22,8

83,8

14

1

3

5

1

0

0

13,6

23,6

15

6

2

4

17

6

0

0

35

16

8

4

5

22

10

4

18,8

71,8

17

3

2

6

22

7

11

6,4

57,4

18

3

2

3

11

9

0

27,4

55,4

19

3

3

9

18

5

0

8,4

46,4

20

4

4

7

10

7

13

26

71

21

6

3

3

23

3

24

35,4

97,4

22

4

2

5

17

5

22

15,2

70,2

23

7

3

7

24

6

3

31,6

81,6

24

7

2

2

17

8

2

20,2

58,2

25

11

4

10

35

8

17

21,4

106,4

итог  суммы

160

84

146

525

191

254

512

1872

Ср. знач-е

6,40

3,36

5,84

21,00

7,64

10,16

20,48

74,88

Информация о работе Практическое исследование одаренности школьников