Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 08:57, курсовая работа
Цель: выявить основные психологические показатели одаренности детей в современном обществе.
Задачи:
• изучить научно-методическую литературу по проблеме одаренности детей;
• выявить показатели, способствующие развитию одаренности детей;
• исследовать одаренность у школьников;
• наметить направления психологической работы с одаренными детьми.
Объект исследования: учащиеся начальных классов.
Введение 3
1. Организация и проведение исследования 7
2. Результаты исследования 12
3. Выводы и рекомендации 17
Работа с одаренными детьми 26
Заключение 32
Литература 34
Приложение 2 36
Для поддержания нормальных отношений в обществе одаренному ребенку с ярко выраженными индивидуалистическими тенденциями П. Пенински (@) предложил следующие рекомендации и приемы, которым взрослые могут научить детей:
Переводи свои идеи на язык, доступный и значащий для других, чтобы они восприняли твой вклад как служащий их собственным нуждам.
Критику в адрес других, людей высказывай с позитивных позиций, с желанием помочь.
Давай понять, что в основном ты поддерживаешь то же, что пользуется уважением других членов коллектива: ценности, принципы, идеалы.
Старайся не быть воспринятым
в качестве агрессора, позволяй другим
сохранять собственное
Зарабатывай собственный "кредит" для большей личной свободы в течение какого-то периода времени, не бойся изначально воспринять господствующие требования, когда они не вступают в серьезный конфликт с твоими основными принципами.
Концентрируйся на задании, которое необходимо выполнить, а не на "личностях", не на достижении статуса.
Принимай во внимание фактор времени, так чтобы у тебя была возможность отсрочить ответ, а также избрать способ действия.
Такой творческий конформизм позволит одаренному ребенку сочетать продуктивный неконформизм с личным равновесием.
Дж. Гауэн советует родителям, заботящимся об умственном здоровье своих детей:
Создайте устную и безопасную психологическую базу ребенку в его поисках.
Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка
Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы.
Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество.
Помогайте ребенку учиться строить его систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями. Таким образом, он в свою очередь, будет и сам ценим другими.
Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство обязанности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения.
Помогайте ему справляться
с разочарованием и сомнением, когда
он остается один в процессе непонятного
сверстникам творческого
Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают.
Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного.
Помогайте ребенку глубже познавать себя, чтобы не упустить мимолетную идею. Проявляйте симпатию к его первым неуклюжим попыткам выразить такую идею словами и сделать ее понятной для окружающих.
Находите слова поддержки дли новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой.
Помогайте ребенку стать "разумным авантюристом", порой полагаться в познании на риск и интуицию.
Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников.
Непременно постарайтесь найти ребенку компаньона такого же возраста и таких же способностей. Нельзя позволить ребенку погрузиться в одиночество и избегать общения.
Знайте, что если ребенок в начальных классах слишком увлекается своими занятиями и не имеет друзей, значит, он не нашел себе равных.
Авторы также приводят рекомендации, которые, по их мнению, помогут учителям и воспитателям в их работе с одаренными детьми.
Учителю не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников.
Учителю следует избегать перфекционистских тенденций в одаренном ребенке, перехваливая лучшую или самую аккуратную работу. Ему не стоит выделять одаренного ребенка за индивидуальные успехи, а лучше поощрять совместные занятия с другими детьми.
Учитель не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников.
Учителю следует помнить,
что в большинстве своем
Выражение "одаренные дети" употребляется весьма широко. Если ребенок обнаруживает необычные успехи в учении или в творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одаренным. Такое словоупотребление (оно связано с определенными издержками) в наибольшей мере принято в американской психологии и педагогике, а теперь - хорошо это или плохо - получает распространение и у нас.
Для него есть основания, в
частности применительно к
В более узком и строгом значении понятие "одаренность" относительно детей должно было бы применяться только к тем случаям, когда выдающиеся свойства ребенка предстают как действительный залог его будущих возможностей. Но надежно определить значение детских свойств, своевременно выявить таких детей - сложнейшая проблема, которая в психологической науке еще весьма далека от решения.
Важно не упускать из виду, что существуют разные - по своей направленности, по содержанию деятельности или по условиям развития - виды умственной одаренности (например, такие разные, как лидерская или математическая). Каждый из них имеет свою специфическую динамику возрастного развития.
Само понятие умственной одаренности с ее потребностной, собственно интеллектуальной и творческой сторонами не исключает возможной дисгармонии между этими составляющими, что также затрудняет прогнозирование хода развития.
Диагностика одаренности требует знания особых методических процедур (тестов) и неформализованных методов изучения, а некоторые случаи "скрытой" одаренности - и особых приемов "пробуждения дремлющих сил". Нередко возникает надобность в корректировке личностных особенностей. Поскольку речь идет о детях, те или иные характеристики их интеллекта или более частных умственных способностей являются как бы предварительными: проявившиеся особенности могут обернуться чем-то новым, обнаружить новые резервы развития - в одних случаях, не привести к ожидавшимся высоким результатам - в других.
При этом каждый раз важно учитывать не только индивидуальность, но и возраст ребенка. Чтобы приблизиться к возможности прогноза, обязателен, необходим возрастной подход: нужна ориентировка в тех изменениях психики и самой личности, которые происходят по мере того, как дети становятся старше.
К сожалению, иногда слишком легко и поспешно, опираясь лишь на некоторые формальные показатели, относят ребенка к категории одаренных или, наоборот, исключают из этой категории. Нельзя забывать об условности этого термина, не следует слишком часто и категорично его применять.
Групповой интеллектуальный тест учащихся 3А класса
№ п/п |
1А |
2А |
3А |
4А |
5А |
6А |
7А |
общий результат |
1 |
4 |
3 |
4 |
5 |
7 |
10 |
15,4 |
48,4 |
2 |
4 |
3 |
3 |
22 |
5 |
0 |
16,4 |
53,4 |
3 |
4 |
4 |
6 |
18 |
10 |
21 |
15,8 |
78,8 |
4 |
4 |
2 |
4 |
33 |
5 |
7 |
13,7 |
68,7 |
5 |
3 |
4 |
2 |
19 |
6 |
13 |
15,8 |
62,8 |
6 |
6 |
7 |
1 |
22 |
0 |
6 |
15,4 |
57,4 |
7 |
4 |
2 |
4 |
4 |
7 |
6 |
14 |
41 |
8 |
7 |
1 |
5 |
31 |
9 |
14 |
17,6 |
84,6 |
9 |
9 |
2 |
4 |
11 |
3 |
16 |
12,2 |
57,2 |
10 |
8 |
1 |
6 |
14 |
4 |
7 |
21 |
61 |
11 |
2 |
3 |
0 |
13 |
9 |
7 |
20 |
54 |
12 |
7 |
1 |
1 |
7 |
5 |
2 |
9 |
32 |
13 |
5 |
18 |
15 |
31 |
9 |
21 |
18,4 |
117,4 |
14 |
3 |
2 |
0 |
15 |
0 |
1 |
8,4 |
29,4 |
15 |
4 |
4 |
2 |
21 |
11 |
21 |
15,4 |
78,4 |
16 |
6 |
1 |
6 |
24 |
4 |
15 |
6 |
62 |
17 |
6 |
4 |
6 |
20 |
10 |
13 |
12 |
71 |
18 |
2 |
2 |
2 |
23 |
5 |
11 |
24,2 |
69,2 |
итог суммы |
88 |
64 |
71 |
333 |
109 |
191 |
270,7 |
1126,7 |
Ср. знач-е |
4,89 |
3,56 |
3,94 |
18,50 |
6,06 |
10,61 |
15,04 |
62,59 |
Групповой интеллектуальный тест учащихся 3Б класса
№ п/п |
1А |
2А |
3А |
4А |
5А |
6А |
7А |
общий результат |
1 |
2 |
6 |
11 |
31 |
13 |
21 |
22,6 |
106,6 |
2 |
9 |
3 |
4 |
25 |
6 |
13 |
20,6 |
80,6 |
3 |
17 |
9 |
12 |
37 |
18 |
28 |
36,6 |
157,6 |
4 |
8 |
3 |
6 |
20 |
9 |
15 |
17,2 |
78,2 |
5 |
6 |
3 |
3 |
21 |
9 |
0 |
32,8 |
74,8 |
6 |
6 |
2 |
4 |
25 |
4 |
4 |
0 |
45 |
7 |
3 |
4 |
6 |
9 |
9 |
0 |
30,6 |
61,6 |
8 |
5 |
3 |
5 |
21 |
7 |
12 |
19,2 |
72,2 |
9 |
13 |
5 |
8 |
29 |
12 |
9 |
14 |
90 |
10 |
7 |
2 |
4 |
17 |
0 |
18 |
23,2 |
71,2 |
11 |
11 |
4 |
7 |
35 |
12 |
20 |
30,6 |
119,6 |
12 |
1 |
4 |
4 |
23 |
7 |
0 |
17,4 |
56,4 |
13 |
9 |
2 |
6 |
15 |
11 |
18 |
22,8 |
83,8 |
14 |
1 |
3 |
5 |
1 |
0 |
0 |
13,6 |
23,6 |
15 |
6 |
2 |
4 |
17 |
6 |
0 |
0 |
35 |
16 |
8 |
4 |
5 |
22 |
10 |
4 |
18,8 |
71,8 |
17 |
3 |
2 |
6 |
22 |
7 |
11 |
6,4 |
57,4 |
18 |
3 |
2 |
3 |
11 |
9 |
0 |
27,4 |
55,4 |
19 |
3 |
3 |
9 |
18 |
5 |
0 |
8,4 |
46,4 |
20 |
4 |
4 |
7 |
10 |
7 |
13 |
26 |
71 |
21 |
6 |
3 |
3 |
23 |
3 |
24 |
35,4 |
97,4 |
22 |
4 |
2 |
5 |
17 |
5 |
22 |
15,2 |
70,2 |
23 |
7 |
3 |
7 |
24 |
6 |
3 |
31,6 |
81,6 |
24 |
7 |
2 |
2 |
17 |
8 |
2 |
20,2 |
58,2 |
25 |
11 |
4 |
10 |
35 |
8 |
17 |
21,4 |
106,4 |
итог суммы |
160 |
84 |
146 |
525 |
191 |
254 |
512 |
1872 |
Ср. знач-е |
6,40 |
3,36 |
5,84 |
21,00 |
7,64 |
10,16 |
20,48 |
74,88 |
Информация о работе Практическое исследование одаренности школьников