Практическое исследование эффективности общения у людей с разными типами темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 06:09, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – эффективность общения у людей с разными типами темперамента.
Цель исследования – изучение соотношения особенностей общения и типов темперамента .
Задачи:
Дать определение темперамента, его типов и свойств;
Провести экспериментальное исследование на выявление особенностей общения разного темперамента;

Содержание

Введение …………………………………………………………………......... 3
Глава 1. Теоретические аспекты темперамента как общепсихологической категории.
1.1. История изучения темперамента человека …………………………..… 6
1.2.общая характеристика и типы темпераментов …………………….….. 29
1.3. Эффективность общения ……………………………………………..... 36
Выводы по первой главе ……………………………………………...…….. 42
Глава 2. Практическое исследование эффективности общения у людей с разными типами темперамента.
2.1. База и методы исследования ……………………………………........... 43
2.2. Анализ полученных результатов исследования ……………………… 45
Заключение …………………………………………………………………... 48
Список используемой литературы ………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 140.18 Кб (Скачать файл)

1) Операционно-динамический  компонент, который включает следующие  показатели: объем высказывания; темп (скорость говорения); лексическая  вариативность; синтаксическая вариативность; отказ от коммуникативного намерения; длительные паузы.

2) Мотивационный компонент, который характеризуется такими  показателями, как: количество фраз, в которых автор говорит о  других; количество фраз, в которых  автор говорит о себе; количество  фраз, содержащих обращение к  собеседнику; свернутость (неполнота) фраз.

3) Когнитивный компонент, который содержит следующие параметры: количество фраз, содержащих оценочность; количество фраз, содержащих сопоставление; наличие названий тем сообщений; количество фраз, содержащих обобщения; выражение причинно-следственных связей; описания внешности; описания действий.

4) Результативный компонент, который характеризуется следующими  показателями: содержательность; понятность; выразительность; количество затронутых  тем; количество описанных людей; грамматическая правильность; фонетическая  правильность; использование риторических  приемов.

5) Эмоциональный компонент, который представляет собой характеристику  степени эмоциональной выразительности  высказывания и количества и  эмоционально окрашенных лексических  единиц.

6) Регуляторный компонент, который характеризуется количеством  таких речевых действий, как: уточнения; повторы; самоперебивы; вопросы; короткие паузы; ссылки.

Роль общения в формировании личности огромна. Речевое общение во всех его формах и жанрах позволяет человеку в готовом виде получать социальный опыт, осмысленный и систематизированный предшествующими поколениями. В общении происходит овладение духовной, интеллектуальной и материальной культурой, познание человеком мира и самого себя, а в результате этого – социализация личности и корректировка поведения человека. Именно вербальное взаимодействие со взрослыми имеет решающее значение как для освоения ребенком окружающего мира, так и для овладения им способами мышления. Вербальное взаимодействие осуществляется с помощью речевых коммуникативных умений, которые в свою очередь вырабатываются и совершенствуются в речевой деятельности. Общаясь со взрослыми, ребенок не только узнает, как называются те или иные предметы окружающего мира, но и то, как надо обращаться с различными предметами, как устроен мир, как относиться к людям и как общаться с людьми. Вне языковой среды ребенок не может развиваться ни интеллектуально, ни нравственно. Как пишет В.В. Соколова, "речь окружающих, их речевое поведение, обращенное к ребенку с первых месяцев его жизни звучащее слово – основа развития, становления личности. И то, что это за речь, какими качествами, свойствами она обладает, какое несет содержание, – в известной мере задает направление культурного и духовного развития личности и социального процветания гражданина"17.Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами18. Общение триединый процесс, включающий в себя коммуникацию, интеракцию и перцепцию19.

Перцептивный компонент общения характеризует его как восприятие человека другим человеком (социальная или межличностная перцепция). Во многом это восприятие происходит под влиянием социальной личностной установки, которая формируется на основе прошлого опыта, национальных и профессиональных стереотипов. В социальной психологии под установкой понимается предрасположение индивида или группы определенным образом реагировать на те или иные явления. Социальная установка – это относительно устойчивая во времени система взглядов, представлений об объекте или событии, совокупность связанных с ними эмоциональных состояний, предрасполагающих к определенным действиям. Под влиянием жесткой установки на восприятие человека иногда формируется так называемый эффект ореола, когда существовавший ранее образ мешает увидеть истинные черты личности.

 

ВЫВОДЫ

Темперамент является динамической характеристикой психической активности и связан с такими характеристиками, как темп, быстрота, интенсивность, сила и др. Темперамент основан на особенностях физиологии человека и в этом смысле он относится к числу врожденных характеристик человека. В настоящее время не существует единого мнения о физиологической основе темперамента. В результате наблюдением за динамическими проявлениями людей сформировались описания четырех типов темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Каждый из этих типов более адекватен той или иной ситуации, так что нельзя их оценивать с точки зрения "плохой - хороший".

Темперамент тесно связан с другими личностными проявлениями человека (характером, способностями и т.д.), выступая, как их динамическая основа. Общепризнанным является представление о наследственной обусловленности темперамента, его относительной устойчивости, о единстве, целостности проявлений в темпераменте биологических и психологических качеств человека. Никто, кроме В.М.Русалова с соавторами, из рассмотренных в главе авторов не ставит вопрос о теоретической модели темперамента, основанной на современных представлениях о биологической организации человека, и прежде всего — работе нервной системы, из которой можно было бы вывести заданное количество основных шкал (факторов) темперамента. Большинство изучаемых свойств темперамента носит, как правило, описательный характер. Количество свойств вытекает не из определенной теоретической модели, а детерминировано особенностями факторной обработки исходных характеристик темперамента. В факторных теориях темперамента ничего не говорится о развитии свойств темперамента, о влиянии одних свойств на другие, об их роли и месте в структуре личности и индивидуальности.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕНИЯ У ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА.

2.1.БАЗА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в мае 2013 года в  МБОУ «СОШ № 14»  г.Усть - Илимска. В исследовании принимали участие ученики 9 А класса,  девушки и юноши в возрасте пятнадцати и шестнадцати лет. В общей численности в исследовании приняли участие 20 человек, среди которых было 9 мальчиков и 11девочек.

В качестве диагностического инструментария были выбраны  диагностические опросники  темперамент по Г.Айзенгу и диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС – 2)

Опросник Г. Айзенка. Опросник состоит из 57 утверждений, ответы на которые даются  в дихотомическом формате шкалы "Да"-Нет". В опроснике содержатся  три шкалы: лжи, экстраверсии-интроверсии и нейротизма. Показатель по шкале лжи,  равный 4-6 баллам является критическим, он свидетельствует о тенденции испытуемого  давать на вопросы социально желательные ответы. Показатель экстраверсии  характеризует индивидуально - психологическую ориентацию личности либо  преимущественно на мир внешних объектов, либо на внутренний субъективный мир.  Средний балл по этой шкале составляет 11-14. При баллах от 0 до 10 человек  относится к полюсу интроверсии, от 15 до 24 – экстраверсии. Нейротизм  (эмоциональная неустойчивость) представляет собой континуум от нормальной аффективной  стабильности до выраженной эмоциональной лабильности. Средний балл по шкале  нейротизма равен 12-13. Показатель от 0 до 11 баллов свидетельствует об  эмоциональной устойчивости, 14-24 балла - эмоциональной неустойчивости.

Айзенк дает следующие характеристики  типов темперамента:

Холерик - эмоционально неустойчивый  экстраверт. Раздражительный, беспокойный, агрессивный, возбудимый, изменчивый,  импульсивный, оптимистичный, активный.

Меланхолик — эмоционально неустойчивый  интроверт. Изменчив по настроению, ригидный, трезвый, пессимистичный, молчаливый,  неконтактный, спокойный.

Сангвиник — эмоционально стабильный  экстраверт. Беззаботный, живой, легок на подъем, разговорчивый, общительный.

Флегматик — эмоционально стабильный интроверт.  Безмятежный, уравновешенный, надежный, самоуправляемый, мирный, задумчивый,  заботливый, пассивный.

Опросник КОС – 2.Опросник состоит из 40 утверждений, ответы на которые даются  в дихотомическом формате шкалы "Да"-Нет". За каждый ответ «да» или «нет» для высказываний, совпадающих с отмеченными в ключе отдельно по соответствующим склонностям, приписывается один балл. Экспериментально установлено пять уровней коммуникативных и организаторских склонностей. Примерное распределение баллов по этим уровням показано ниже.  
Уровни коммуникативных и организаторских склонностей  
сумма баллов    1-4                5-8          9-12         13-16        17-20 
уровень    очень низкий    низкий    средний    высокий    высший 
 
Испытуемые, получившие оценку 1-4 балла, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.  
Набравшие 5-8 баллов имеют коммуникативные и организаторские склонности на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.  
Для испытуемых, набравших 9-12 баллов, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое , однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.  
Оценка 13-16 баллов свидетельствует о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартныхситуациях.  
Высший уровень коммуникативных и организаторских склонностей (17-20 баллов) у испытуемых свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях. Непринужденно ведут себя в новом коллективе. Инициативны. Принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия. Настойчивы и одержимы в деятельности. 

 В итоге этой работы можно выявить какой темперамент и коэффициент коммуникативности. Таким образом, диагностика проводилась с целью выявления эффективности общения с разными темпераментами.

 

2.2. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведя диагностики, мы получили следующие общие оценки для каждого темперамента:

Холерики

- Низкий – 3 учащихся

- Средний – 4 учащихся

- Высокий – 1 учащийся

Меланхолики

- Низкий – 3 учащихся

- Средний – 3 учащихся

- Высокий – 0 учащихся

Сангвиники

- Низкий – 0 учащихся

- Средний – 1 учащийся

- Высокий – 5 учащихся

На основе опросников можно сделать следующие выводы:

Учащиеся с холерическим темпераментом имеют средний коэффициент коммуникативности. Обладатели такого темперамента непрерывно разговаривают с другими ребятами. На любой вопрос готовы ответить не подумав, и поэтому часто отвечают невпопад. Говорят громко, быстро.

 

Меланхолики же имеют и средний и низкий коэффициент коммуникативности. Избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, в новой обстановке проявляют неловкость. Меланхолики, как правило, немногословны и говорят тихим голосом.

 

Учащиеся с сангвиническим темпераментом обладают высоким коэффициентом коммуникативности. Они легко входят в контакт со сверстниками, всегда находятся в окружении ребят.

Флегматиков не оказалось вообще в классе.

Так же общие показатели представлены на диаграмме :

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе рассматривалось понятие «темперамент» и коэффициент коммуникативности. Размышляя о своем темпераменте и темпераментах других людей, следует иметь в виду два важных обстоятельства. Во-первых, как мы уже говорили, «чистые» темпераменты встречаются довольно редко. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. Темперамент может также изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент.

На основе анализа данных можно сделать следующие выводы, коэффициент коммуникативности у холериков средний, у меланхоликов между среднем и низким, а у сангвиников высокий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов  Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева Издательства: Сибирское соглашение, Инфра-М, 2001;

2.Маклаков А. Г. М15 Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века») ;

3.Е.Н. Рогов «Психология  человека», Москва, 1999

4.Ковалев А. Г. Психология  личности, изд. 3. М., "Просвещение", 2000.

5.Мерлин В.С. Очерк теории  темперамента, М., 2001

6.Р.С. Немов «Общие основы психологии», Москва, 1994;

7.Психология индивидуальных  различий /под ред. Ю.Б.Гиппенрейдера, В.Я.Романова - М. изд-во МГУ, 2002;

8.Дружинин В. Н. Психология  семьи. - М.: КСП 1996

9. Л. Д. Столяренко «Основы психологии» «Феникс» Ростов-на-Дону 2000

10. Рубинштейн С. Л. Основы  общей психологии СПб.: Питер Ком, 1999.

720с.: (Серия «Мастера психологии»)

11. Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. – М., 2000, 606 с.

12. Соколова В.В. Культура  речи и культура общения. –  М.: Просвещение,1995.

13. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов Под ред. А.П. Садохина. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 352 с.

14. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. – М, 1989.

15. Чеботарева Е.Ю., Денисенко В.Н.,  Крупнова А.И. Психолингвистический анализ речевых действий – М.: Изд-во РУДН, 1998.

16. Культура русской речи  и эффективность общения. – М., 1996.

17. Дружинин В. Н. Психология семьи. - М.: КСП 1996

18. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Метод. пособие. М., 1990.

19. Русалов В.М. О природе темперамента и его места в структуре индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. 1, С. 19-32.

20. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. С.179-193.

21. Теплов Б.М. Современное  состояние вопроса о типах  высшей нервной деятельности  человека и методика их опредления. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. С.163-171.

22. Кречмер Э. Теория темпераментов. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. С.343-351.

23. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.

24. Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основ свойств высшей нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. // Вопросы психологии. 1963, 5. С. 38-47.

25. Стреляу Я. «Роль темперамента в психическом развитии» - М., 1982. С. 163.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение I

Тест-опросник Г. Айзенка

1. Часто ли вы испытываете тягу  к новым впечатлениям, поискам  приключений, смене обстановки?  
2. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые понимают все, могут ободрить и утешить?  
3. Вы человек беспечный, беззаботный?  
4. Очень ли вам трудно сказать кому-то «нет»?  
5. Задумываетесь ли вы перед тем, как что-то предпринимать?  
6. Если вы обещаете что-либо сделать, то всегда ли сдерживаете свое слово?  
7. Часто ли у вас меняется настроение?  
8. Обычно вы действуете и говорите быстро, не задумываясь?  
9. Часто ли вы чувствуете себя несчастным человеком, без достаточных на то причин?  
10. Упорно ли вы спорите, до конца отстаивая свою точку зрения?  
11. Появляется ли у вас чувство робости или смущения, когда хотите познакомиться с симпатичным представителем противоположного пола?  
12. Выходите ли вы иногда из себя, сердясь не на шутку?  
13. Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?  
14. Часто ли вы переживаете от того, что сделали или сказали такое, что не следовало бы?  
15. Отдаете ли вы обычно предпочтение книгам, а не встречам с друзьями?  
16. Легко ли вас обидеть?  
17. Любите ли вы часто бывать в компаниях?  
18. Возникают ли у вас мысли, которые хотели бы скрыть от других?  
19. Бывает ли так, что иногда вы так полны энергией, что все горит в руках, а иногда вялы?  
20. Предпочитаете ли вы иметь меньше друзей, но зато особенно близких?  
21. Часто ли вы мечтаете?  
22. Когда с вами говорят в повышенных тонах, отвечаете ли тем же?  
23. Часто ли вас беспокоит чувство вины?  
24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?  
25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и как следует повеселиться в компании?  
26. Считаете ли вы себя человеком возбудимым и чувствительным?  
27. Считают ли вас окружающие живым и веселым человеком?  
28. Часто ли вы, сделав какое-нибудь важное дело, испытываете такое чувство, что могли бы сделать его лучше?  
29. Когда находитесь в обществе других людей, вы больше молчите?  
30. Не бывает ли так, что иногда вы сплетничаете?  
31. Случается ли так, что вы не можете заснуть оттого, что в голову лезут разные мысли?  
32. Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то предпочтете прочитать об этом в книге, газете, чем спросить?  
33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?  
34. Нравится ли вам работа, требующая постоянного внимания?  
35. Бывает ли такое состояние, что вас бросает в дрожь от волнения в какой-то экстремальной ситуации?  
36. Всегда ли вы платили бы за провоз багажа в транспорте, если бы не опасались проверки?  
37. Неприятно ли вам находиться в обществе, где подшучивают, насмехаются друг над другом?  
38. Вы раздражительны?  
39. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действий?  
40. Волнуетесь ли вы по поводу неприятных событий?  
41. Вы ходите медленно, не спеша?  
42. Вы когда-нибудь опаздывали на работу или встречу?  
43. Часто ли вы видите кошмарные сны?  
44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упускаете случая побеседовать даже с незнакомым человеком?^  
45. Беспокоят ли вас какие-либо боли?  
46. Вы бы почувствовали себя очень несчастным, если бы длительное время были лишены широкого общения с людьми?  
47. Можно ли назвать вас нервным человеком?  
48. Есть ли среди знакомых те, которые вам явно не нравятся?  
49. Можно ли сказать, что вы уверенный в себе человек?  
50. Легко ли вы обижаетесь, если другие указывают на ваши ошибки в работе или личные недостатки?  
51. Считаете ли вы, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?  
52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?  
53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?  
54. Случается ли говорить о вещах, в которых вы не разбираетесь?  
55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?  
56. Любите ли вы шутить?  
57. Страдаете ли вы от бессонницы?

Информация о работе Практическое исследование эффективности общения у людей с разными типами темперамента