Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 06:09, курсовая работа
Предмет исследования – эффективность общения у людей с разными типами темперамента.
Цель исследования – изучение соотношения особенностей общения и типов темперамента .
Задачи:
Дать определение темперамента, его типов и свойств;
Провести экспериментальное исследование на выявление особенностей общения разного темперамента;
Введение …………………………………………………………………......... 3
Глава 1. Теоретические аспекты темперамента как общепсихологической категории.
1.1. История изучения темперамента человека …………………………..… 6
1.2.общая характеристика и типы темпераментов …………………….….. 29
1.3. Эффективность общения ……………………………………………..... 36
Выводы по первой главе ……………………………………………...…….. 42
Глава 2. Практическое исследование эффективности общения у людей с разными типами темперамента.
2.1. База и методы исследования ……………………………………........... 43
2.2. Анализ полученных результатов исследования ……………………… 45
Заключение …………………………………………………………………... 48
Список используемой литературы ………………………………
Интерпретируя
результаты опросника, Айзенк выделил
два параметра индивидуальности человека:
экстраверсию-интроверсию и эмоциональную
устойчивость (стабильность) — эмоциональную
неустойчивость, нестабильность (нейротизм).
Все 57 вопросов делятся на три группы.
24 вопроса выявляют, экстраверт вы или
интроверт. Следующие 24 вопроса связаны
с вашей эмоциональной устойчивостью
или неустойчивостью. А оставшиеся 9 вопросов
определяют, насколько вы искренни в ответах.
За каждый ответ, совпадающий с ключом,
вы ставите себе 1 балл. Баллы по каждой
из трех шкал суммируются.
Ключ к опроснику Шкала интроверсия—экстраверсия
1+, 3+, 5-, 8+, 10+, 13+, 15-, 17+, 20-, 22+, 25+, 27+, 29-, 32-, 34+,
37-, 39+, 41-, 44+, 46+, 49+, 51-, 53+, 56+.
Шкала эмоциональная устойчивость—неустойчивость
2+, 4+, 7+, 9+, 11+, 14+, 16+, 19+, 21+, 23+, 26+, 28+, 31+, 33+, 35+,
38+, 40+, 43+, 45+, 47+, 50+, 52+, 55+, 57+.
Шкала скрытность—откровенность (искренность)
6+, 12-, 18-, 24+, 30-, 36+, 42-, 48-, 54-.
Если вы набрали 12 и более баллов по первой
шкале, то вы — экстраверт, (12—18 баллов
— умеренная экстраверсия, 19—24 —
значительная), если у вас меньше 12 баллов,
то вы — интроверт (1—7 баллов — значительная,
8—11 — умеренная интроверсия).
Если у вас 12 и менее баллов по второй шкале,
то вы эмоционально устойчивы (до 10 баллов
— высокая устойчивость, 11—12 баллов —
средняя); если более 12 баллов — то вы эмоционально
неустойчивы (15—18 баллов — высокая, 19—24
баллов — очень высокая неустойчивость).
Если вы набрали более 4 баллов, то ваши
ответы не всегда были искренними и свидетельствуют
о тенденции человека ориентироваться
на хорошее впечатление о себе.
Экстраверты — люди, ориентированные
на окружающий мир, непосредственные,
активные, открытые в эмоциональных проявлениях,
любящие движение и риск. Для них характерна
импульсивность, гибкость поведения, общительность
и социальная адаптированность. Обычно
это активные, шумные люди, «душа компании»,
заводилы, отличные бизнесмены и организаторы,
обладают внешним обаянием, прямолинейны
в суждениях. Как правило, ориентируются
на внешнюю оценку, поэтому могут хорошо
сдавать экзамены, тянутся к новым впечатлениям
и ощущениям, оптимистичны, хорошо справляются
с работой, требующей быстрого принятия
решения. Вместе с тем, экстраверты имеют
предрасположенность к несчастным случаям.
Интроверты — люди, для которых наибольший
интерес представляют явления собственного
внутреннего мира, для них свои теории
и оценки реальности важнее, чем сама реальность.
Они склонны к размышлениям, самоанализу,
необщительны, замкнуты и испытывают затруднения
в социальной адаптации и часто социально
пассивны. Обычно бывают более чувствительны
к внешним раздражителям, вернее распознают
цвета, звуки, более осторожны, аккуратны
и педантичны, показывают наилучшие результаты
по тестам интеллекта, лучше других учатся
в школе и вузе, лучше справляются с монотонной
работой. Начальники, занимающие высокие
посты, не требующие постоянного общения
с людьми, чаще всего интроверты.
С помощью опросника можно также определить
тип своего темперамента. Если изобразить
координаты на листе бумаги и отложить
баллы (от 0 до 24) по осям устойчивость (стабильность)—нейротизм
и интроверсия—экстраверсия, то сочетание
характеристик укажет на тип темперамента.
В верхней правой части (неустойчивые
экстраверты) разместятся холерики; в
правой нижней части — сангвиники; в левой
нижней — флегматики и в левой верхней
части — меланхолики.
Приложение II
Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)
Шкалы: коммуникативные склонности, организаторские склонности и способности.
Инструкция к тесту
Методика по определению коммуникативных
и организаторских склонностей содержит
40 вопросов. На каждый вопрос следует ответить
«да» или «нет». Если вы затрудняетесь
в выборе ответа, необходимо все-таки склониться
к соответствующей альтернативе (+) или
(-). Время на выполнение методики 10-15 минут.
1. Есть ли у вас стремление
к изучению людей и
2. Нравится ли вам заниматься общественной
работой?
3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды,
причиненной вам кем-либо из ваших товарищей?
4. Всегда ли вам трудно ориентироваться
в создавшейся критической ситуации?
5. Много ли у вас друзей, с которыми вы
постоянно общаетесь?
6. Часто ли вам удается склонить большинство
своих товарищей к принятию ими вашего
мнения?
7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить
время за книгами или за каким-нибудь другим
занятием, чем с людьми?
8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении
ваших намерений, легко ли вам отказаться
от своих намерений?
9. Легко ли вы устанавливаете контакты
с людьми, которые старше вас по возрасту?
10. Любите ли вы придумывать или организовывать
со своими товарищами различные игры и
развлечения?
11. Трудно ли вам включаться в новые для
вас компании (коллективы)?
12. Часто ли вы откладываете на другие
дни дела, которые нужно было выполнить
сегодня?
13. Легко ли вам удается устанавливать
контакты и общаться с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли вы добиться того, чтобы
ваши товарищи действовали в соответствии
с вашим мнением?
15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов
с товарищами из-за невыполнения ими своих
обещаний, обязательств, обязанностей?
17. Стремитесь ли вы при удобном случае
познакомиться и побеседовать с новым
человеком?
18. Часто ли при решении важных дел вы принимаете
инициативу на себя?
19. Раздражают ли вас окружающие люди и
хочется ли вам побыть одному?
20. Правда ли, что вы плохо ориентируетесь
в незнакомой для вас обстановке?
21. Нравится ли вам постоянно находиться
среди людей?
22. Возникает ли у вас раздражение, если
вам не удается закончить начатое дело?
23. Испытываете ли вы затруднение, если
приходится проявить инициативу, чтобы
познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого
общения с товарищами?
25. Любите ли вы участвовать в коллективных
играх?
26. Часто ли вы проявляете инициативу при
решении вопросов, затрагивающих интересы
ваших товарищей?
27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно
среди незнакомых людей?
28. Верно ли, что вы редко стремитесь доказать
свою правоту?
29. Полагаете ли вы, что вам не представляет
особого труда внести оживление в малознакомую
группу?
30. Принимаете ли вы участие в общественной
работе в школе (на производстве) ?
31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих
знакомых?
32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать
свое мнение или решение, если оно не сразу
было принято товарищами?
33. Чувствуете ли вы себя непринужденно,
попав в незнакомый коллектив?
34. Охотно ли вы приступаете к организации
различных мероприятий для своих товарищей?
35. Правда ли, что вы не чувствуете себя
достаточно уверенным и спокойным, когда
приходится говорить что-либо большой
группе людей?
36. Часто ли вы опаздываете на деловые
встречи, свидания?
37. Верно ли, что у вас много друзей?
38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания
своих товарищей?
39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете
неловкость при общении с малознакомыми
людьми?
40. Правда ли, что вы не очень уверенно
чувствуете себя в окружении большой группы
своих товарищей?
Обработка и интерпретация результатов теста
ответы
коммуникативные склонности (+) да 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37
(-) нет 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39
организаторские склонности (+) да 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38
(-) нет 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40
обработка результатов теста
определяются уровни коммуникативных
и организаторских склонностей в зависимости
от набранных баллов по этим параметрам.
Максимальное количество баллов отдельно
по каждому параметру – 20. Подсчитываются
баллы отдельно по коммуникативным и отдельно
по организаторским склонностям с помощью
ключа для обработки данных «кос-2».
За каждый ответ «да» или «нет» для высказываний,
совпадающих с отмеченными в ключе отдельно
по соответствующим склонностям, приписывается
один балл. Экспериментально установлено
пять уровней коммуникативных и организаторских
склонностей. Примерное распределение
баллов по этим уровням показано ниже.
Уровни коммуникативных и организаторских
склонностей
сумма баллов 1-4 5-8 9-12 13-16 17-20
уровень очень низкий низкий средний высокий
высший
Испытуемые, получившие оценку 1-4 балла, характеризуются низким
уровнем проявления коммуникативных и
организаторских склонностей.
Набравшие 5-8 баллов имеют коммуникативные и
организаторские склонности на уровне
ниже среднего. Они не стремятся к общению,
предпочитают проводить время наедине
с собой. В новой компании или коллективе
чувствуют себя скованно. Испытывают трудности
в установлении контактов с людьми. Не
отстаивают своего мнения, тяжело переживают
обиды. Редко проявляют инициативу, избегают
принятия самостоятельных решений.
Для испытуемых, набравших 9-12 баллов, характерен средний уровень
проявления коммуникативных и организаторских
склонностей. Они стремятся к контактам
с людьми, отстаивают свое , однако потенциал
их склонностей не отличается высокой
устойчивостью. Требуется дальнейшая
воспитательная работа по формированию
и развитию этих качеств личности.
Оценка 13-16
баллов свидетельствует о высоком
уровне проявления коммуникативных и
организаторских склонностей испытуемых.
Они не теряются в новой обстановке, быстро
находят друзей, стремятся расширить круг
своих знакомых, помогают близким и друзьям,
проявляют инициативу в общении, способны
принимать решения в трудных, нестандартных
ситуациях.
Высший уровень коммуникативных и организаторских
склонностей (17-20 баллов) у испытуемых свидетельствует
о сформированной потребности в коммуникативной
и организаторской деятельности. Они быстро
ориентируются в трудных ситуациях. Непринужденно
ведут себя в новом коллективе. Инициативны.
Принимают самостоятельные решения. Отстаивают
свое мнение и добиваются принятия своих
решений. Любят организовывать игры, различные
мероприятия. Настойчивы и одержимы в
деятельности.
1 Маклаков А. Г. М15 Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)
2 Р.С. Немов «Общие основы психологии», Москва, 1994
3 Мерлин В.С. Очерк теории темперамента, М., 2001
4 Психология индивидуальных различий /под ред. Ю.Б.Гиппенрейдера, В.Я.Романова - М. изд-во МГУ, 2002
5 Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основ свойств высшей нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. // Вопросы психологии. 1963, 5. С. 38-47.
6 Стреляу Я. «Роль темперамента в психическом развитии» - М., 1982. С. 163.
7 Кречмер Э. Теория темпераментов. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. С.343-351.
8 Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.
9 Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их опредления. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. С.163-171.
10 Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. С.179-193.
11 Русалов В.М. О природе темперамента и его места в структуре индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. 1, С. 19-32.
12 Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Метод. пособие. М., 1990.
13 Дружинин В. Н. Психология семьи. - М.: КСП 1996
14 Культура русской речи и эффективность общения. – М., 1996.
15 Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. – М, 1989.
16 Чеботарева Е.Ю., Денисенко В.Н., Крупнова А.И. Психолингвистический анализ речевых действий – М.: Изд-во РУДН, 1998.
17 Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение, 1995.
18 Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов Под ред. А.П. Садохина. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 352 с.
19 Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. – М., 2000, 606 с.