Предмет возрастной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 00:37, курсовая работа

Краткое описание

Возрастная психология возникла в качестве самостоятельной области знания к концу 19 века – начало 20 века. Сначала она возникла как детская психология. Но запросы общества и науки, а также современные исследования побуждают рассматривать человека на протяжении всего жизненного пути.
Возрастная психология

Содержание

1. Предмет возрастной психологии…………………………………………….3
2. Понятие о развитии с позиции соотношения биологических
и социальных факторов………………………………………………………7
3. Движущие силы развития……………………………………………..……14
4. Основные понятия возрастной психологии……………………………….17
5. Возрастная периодизация…………………………………………………..20
Литература……………………………………………………………….…..23

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 58.45 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

                       

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине “ ”

Вариант №

 

 

 

 

 

 

             Выполнил:                                               студентка  курса

                                                                               специальность 

                                                                               шифр 

                                                                               Костюковец

             Проверил:                                               

 

 

 

 

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Предмет возрастной психологии…………………………………………….3

2. Понятие о развитии  с позиции соотношения биологических

    и социальных  факторов………………………………………………………7

3. Движущие силы развития……………………………………………..……14

4. Основные понятия возрастной психологии……………………………….17

5. Возрастная периодизация…………………………………………………..20

    Литература……………………………………………………………….…..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК  НАУКА

1 ПРЕДМЕТ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Возрастная психология возникла в качестве самостоятельной области  знания к концу 19 века – начало 20 века. Сначала она возникла как детская психология. Но запросы общества и науки, а также современные исследования побуждают рассматривать человека на протяжении всего жизненного пути.

   Возрастная психология – область науки, изучающая закономерности психического развития человека и его психологические особенности на различных возрастных ступенях. Предметами возрастной психологии являются изучение и формирование представлений о психическом развитии детей каждого возрастного этапа и переходе из одного возраста в другой. Составляются психологические характеристики каждого возрастного этапа развития детей. Каждая возрастная стадия имеет свои неповторимые характеристики и внутренние условия развития. Возрастная психология занимается изучением динамики процессов психики.

   В возрастной психологии как науке о развитии выделяются два базовых понятия:

  • онтогенез (греч. оn – сущее) – индивидуальное развитие;
  • филогенез (греч. рhyle – племя) – развитие вида и человека как представителя вида.

   Так вот, в онтогенезе человека имеют место не только количественные (рост), но и качественные изменения психических функций. Это - тоже предмет возрастной психологии.

   В предмет современной возрастной психологии кроме детства включены и периоды взрослости. Это стало возможным благодаря пониманию человека как существа бесконечно развивающегося, а следовательно, на протяжении всей жизни приобретающего новообразования. Возрастная психология также изучает условия, при которых возможно обучение взрослого человека, исследует, что движет развитием человека, какие кризисы развития присущи периоду взрослости.

   Под возрастными особенностями развития понимают типические особенности возраста, определяющие основное направление развития в онтогенезе.  
   Зарождение  системных исследований в возрастной психологии было положено наблюдением и изучением таких аспектов развития, как личностное, когнитивное, нравственное, духовное, социальное развитие.  
   Характеризуя условия, источники, движущие силы и механизмы развития в целом и отдельных его аспектов в частности, возрастная психология показывает и возможные направления развития.

   Разделами возрастной психологии являются следующие:

   1) детская психология – отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как личности. Детская психология занимается исследованием деятельности детей, особенностями этого процесса. Этот раздел включает в себя исследование детей с момента рождения до наступления юности, т. е. детей до 14–15 лет. Детская психология изучает формирование и становление ребенка как личности, его развитие в раннем детстве, дошкольном, начальном школьном, подростковом периодах. Она также исследует кризисы развития на разных этапах, занимается изучением социальной ситуации развития, ведущих видов деятельности, новообразований, анатомо-физиологических изменений, особенностей развития психических функций, эмоциональной и мотивационной сфер личности, а также комплексов и путей их преодоления. Сюда входят детские игры, овладение трудовыми навыками, особенности обучения;

   2) психология юности – отрасль психологической науки, занимается изучением особенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, а также исследованием жизненных позиций детей, их стремления к самоопределению. Она изучает новообразования этого возраста, социальную ситуацию развития, особенности познавательной и эмоциональной сфер, общение, процессы развития самосознания и формирования мировоззрения. Психология юности охватывает период от 14 до 20 лет;

   3) психология зрелого возраста занимается изучением особенностей личности и кризисов, свойственных данному этапу. Этот период охватывает возраст от 20 до 50–60 лет. Так же как и первый раздел, он разделен на ряд возрастных этапов, имеющих свои особенности и отличия. Психология зрелого возраста занимается изучением особенностей познавательных процессов, эмоциональной сферы, становления «концепции» и самоактуали-зации, особенностей сферы человеческой активности, противоречий индиви-дуального развития, социализации нравственного поведения, развития потенциала личности;

   4) геронтопсихология – отрасль психологической науки, изучающая психические явления и процессы, связанные со старением организма, выявляющая инволюционные тенденции притупления и затухания некоторых психических функций, спад активности, ослабление психической устойчивости. Она также исследует условия личностной сохранности пожилых людей, психологическую помощь и охватывает период от 60–70 лет до смерти. Геронтопсихология занимается и исследованием особенностей поведения людей в пожилом возрасте: их страхов и тревог, оценки собственной жизни, активности и профессиональной деятельности, семейных отношений.

   Главной задачей возрастной психологии является исследование и описание психической реальности человека в определённые возрастные периоды его жизни.  
   Решение этой задачи сопряжено с проблемой построения периодизации возрастных изменений в жизненном цикле человека. Возрастная периодизация представляет собой схему разделения жизненного пути человека на отдельные периоды, каждый из которых имеет свою психологическую характеристику.

    Многообразие имеющихся в современной возрастной психологии периодизаций психического развития объясняется многообразием исследовательских подходов к изучению развития человека и  зависит от того, исследуется ли весь комплекс личностного развития человека или какой-либо отдельный его аспект (когнитивный, нравственный, духовный и т.п.).  
   Одной из ведущих задач возрастной психологии  является задача соотнесения данных, полученных опытным путем (преимущественно наблюдением) с имеющимися теориями психического развития.

    В решении этой задачи следует руководствоваться убеждением Жана Пиаже в том, что «лишь по степени возможности практического применения узнаётся теоретическая плодотворность науки» (66, 6). Жан Пиаже полагал для всех, чья деятельность требует точного знания ребёнка, что детальный анализ фактов важнее теории. Вместе с тем, сугубо утилитарный подход сдерживает формирование теоретической основы любой науки. В своей книге "Беседы с учителями о психологии"  В.Джеймс (23) пишет о том, что психология не должна объяснять учителям, как учить детей, это предмет другой науки. Возрастная психология призвана помочь педагогу понять внутреннюю жизнь ребёнка и особенности его развития.

    Важной задачей возрастной психологии является также выявление нормы и отклонения в психическом  развитии человека определённого возраста. Норма психического развития определяется в отечественной психологии развития не как характеристика среднестатистического уровня развития в какой-либо возрастной группе, но как указание на высшие возможности достижения для этого возраста.  Отклонения в возрастном развитии рас-сматриваются в возрастной психологии в связи с условиями развития (например, экстремальные ситуации, условия депривации) или в связи с  индивидуальными особенностями (например, одарённость).

    Методами исследования возрастной психологии являются:

  1. наблюдение;
  2. опрос;
  3. эксперимент;
  4. моделирование.

   Наблюдение бывает  внешним и внутренним. Внешнее  наблюдение осуществляется посредством  наблюдения за субъектом, а  получаемые результаты фиксируются.  Внутреннее наблюдение – это  самонаблюдение, когда психолог  исследует явления, происходящие  в его собственном сознании. Подобный  метод используется в случае  возникновения нена-дежных внешних факторов, влияющих на проведение исследования. Метод наблюдения предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения. По объективным внешне выра-женным показателям психолог судит об индивидуальных особенностях протекания психических процессов, психическом состоянии ребенка, чертах его личности, темпераменте, характере. Характерная особенность метода наблюдения состоит в том, что изучение внешних проявлений психики человека происходит в естественных жизненных условиях. Наблюдения следует проводить систематически и по определенному плану, схеме или программе, что обеспечит наблюдателю изучение именно тех вопросов и фактов, которые он ранее наметил.

   Опрос проводят  с целью изучить ответы на  ряд задаваемых вопросов. Существует  несколько разновидностей опросов:  устный опрос и письменный  опрос-анкета. Применяя тесты, получают количественный и качественный результаты. Есть два вида тестов – это тест-опросник и тест-задание.

   В экспериментальном  методе исследования для наиболее  яркого проявления тех или  качеств, необходимых для исследования, ситуации создаются искусственно (в них и проходит эксперимент). В эксперименте экспериментатор проводит опыт, осуществляет наблюдение за психическими явлениями, процессами испытуемого. Если при наблюдении исследователь пассивно ждет проявления интересующих его психических процессов, то в эксперименте он, не дожидаясь, пока наступят интересующие его процессы, сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы у испы-туемого. Существуют два разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Важное преимущество эксперимента заключается в том, что для контроля можно многократно повторять опыт, а также вмешиваться в протекание психических процессов. Экспериментатор может варьировать условия проведения опыта и наблюдать последствия такого изменения, что дает возможность находить более рациональные приемы в учебно-воспита-тельной работе с учащимися.

   Метод моделирования  применяют в случае недоступности  проведения иных методов исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ПОНЯТИЕ О РАЗВИТИИ  С ПОЗИЦИИ СООТНОШЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ  И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ

   Возрастная психология отмечает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменения охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для детей более старшего возраста. Эти изменения зависят от так называемых «постоянно действующих» факторов: биологического созревания и психофизиологического состояния организма ребенка, его места в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития.

   Факторы, определяющие развитие психики. В связи с изучением закономерностей, определяющих динамику развития психики, особую актуальность приобрел вопрос о роли наследственности и среды в этом процессе, о соотношении биологического роста и созревания со становлением познания и качеств личности. Если рост связан преимущественно с количественными изменениями, с увеличением, например, массы тела или клеток головного мозга, то развитие подразумевает и качественные преобразования, изменения в мироощущении, понимании себя и окружающих. Необходимо отметить, что в психологии разделение роста и развития особенно сложно, так как становление психической сферы тесно связано с ростом материального субстрата психики. Однако, существует такое понятие как акселерация. Под акселерацией (лат. acceleratio — ускорение) понимают ускорение роста и развития детей и подростков, а также абсолютное увеличение размеров тела взрослых. Существует много гипотез о причинах акселерации. Условно их разделяют на две группы - экзогенные и эндогенные, связанные с изменениями наследственности. Большинство авторов объясняют акселерацию существенными улучшениями условий жизни и в частности улучшение питания и медицинского обслуживания населения. Причиной акселерации может быть повышенное потребления полноценных белков и жиров животного происхождения, молока, сахара, витаминов, более регулярное на протяжении года потребления овощей и фруктов. Поэтому, вероятно, во время войн у детей и подростков наблюдалось снижение средних размеров тела, замедление полового созревания.

   Есть попытки объяснить  акселерацию влиянием на организм  через нервную систему условий  жизни в современном городе (ускоренный  темп жизни, потоки света, скорость  транспорта, шум, повседневное влияние  радио и телевидение и т.п.). Считается, что "наэлектризованная"  этими возбудителями нервная  система через механизм обратной  связи вызывает более раннее  развитие детей.

Информация о работе Предмет возрастной психологии