Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 00:37, курсовая работа
Возрастная психология возникла в качестве самостоятельной области знания к концу 19 века – начало 20 века. Сначала она возникла как детская психология. Но запросы общества и науки, а также современные исследования побуждают рассматривать человека на протяжении всего жизненного пути.
Возрастная психология
1. Предмет возрастной психологии…………………………………………….3
2. Понятие о развитии с позиции соотношения биологических
и социальных факторов………………………………………………………7
3. Движущие силы развития……………………………………………..……14
4. Основные понятия возрастной психологии……………………………….17
5. Возрастная периодизация…………………………………………………..20
Литература……………………………………………………………….…..23
Как же протекает процесс развития, каковы его особенности? П. Жане выделяет 4 уровня психического развития ребенка:
1) Первый уровень характеризуется развитием моторных реакций (приближения и удаления), где значимыми для дальнейшего развития являются не сами реакции, а их социальная обусловленность.
2) Второй уровень - развитие перцептивных действий, здесь формируется устойчивость восприятия предметной действительности. На основе такого восприятия возникают отсроченные действия, что способствует развитию памяти, функция которой состоит в сообщении запоминаемого другому человеку.
3) Третий уровень - социально-личностный, т.е. такой, когда ребенок может согласовывать свои действия с действиями другого человека. Этому моменту П. Жане придавал большое значение: если на более ранних этапах поведение ограничивается простыми формами взаимопомощи, то теперь оно становится социальным.
4) Четвертый уровень - интеллектуально-элементарное поведение. На этом уровне развивается речь, с помощью которой он проговаривает совершаемые действия, так как окружающие требуют от него отчета. Овладение речью создает условия для развития мышления детей.
Итак, подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет то и другое.
3 ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ
Движущие силы развития – противоречия и иные психологические феномены, подталкивающие индивида к развитию, самосовершенствованию.
Материалистическая диалектика
видит источник развития в борьбе
и разрешении внутренних противоречий,
характерных для данного
В развитии личности они возникают вначале как внешние противоречия между организмом и средой (например, вызванное различными обстоятельствами нарушение равновесия между ними). Но доведенные даже до конфликта внешние противоречия между личностью и средой еще не являются силой, движущей развитие. Для развития личности необходима активность человека, побуждаемая его внутренними силами, необходимо превращение внешних противоречий во внутренние.
Одно из основных внутренних противоречий, закономерно имеющее место на всех этапах становления личности, заключается в несоответствии возникающих у человека новых потребностей достигнутому уровню владения средствами, необходимыми для их удовлетворения. Это противоречие в раннем детском возрасте проявляется в естественном стремлении ребенка активно участвовать в окружающей его жизни, подражая взрослым (водить машины, быть учителем, продавцом, врачом, строителем и т. п.), и отсутствии возможности осуществить свои стремления из-за недостаточного уровня развития физических и духовных сил. Данное противоречие находит свое разрешение в различных сюжетных (ролевых) играх, в которых дети в доступной для них, специфической игровой форме приобщаются к деятельности взрослых и таким путем шаг за шагом овладевают жизненным общественным опытом.
В учебной деятельности школьников постоянно возникают противоречия между новыми познавательными задачами, потребностью их решения и уже приобретенными знаниями, умениями и навыками, уровнем владения мыслительными операциями. У учащихся возникают противоречия между конкретными образами и выраженными в словах определениями и понятиями, между ранее сложившимися житейскими, бытовыми понятиями и новыми фактами и научными понятиями, между новой ситуацией и прежним опытом, сложившимися способами мышления. Противоречия эти разрешаются путем новых наблюдений и экспериментов, формирования новых понятий и, таким образом, ведут детей и подростков по пути от незнания к знанию. Например, на основе имеющихся сведений об электролизе водных растворов у многих учащихся создается представление о том, что электрический ток вызывает диссоциацию молекул растворенного вещества на ионы. Поставленная учителем познавательная задача вызывает у учащихся определенные догадки и гипотезы, а затем следует проверка их в ходе наблюдений и рассуждений. В результате активной познавательной деятельности школьники под руководством учителя уясняют сущность процесса электролитической диссоциации, убеждаются в том, что причиной ионизации являются электрические силы взаимодействия молекул растворенного вещества с молекулами воды, а действие тока вызывает лишь направленное перемещение образовавшихся ионов.
Разрешение таких противоречий достигается на основе правильного определения учителем степени и характера трудностей в учебном процессе, постановкой перед учащимися усложняющихся познавательных задач, требующих для их решения такой самостоятельной познавательной деятельности школьников, которая предполагает проявление ими определенных усилий в соответствии с зоной их ближайшего развития, т. е. учитывающих имеющиеся уровни развития.
Стремление к самостоятельности у детей часто вступает в противоречие c потребностью общения со взрослыми. Правильное воспитание обеспечивает преодоление таких противоречий и развитие самостоятельности детей; в противном случае возникают нарушения дисциплины, конфликты и другие отрицательные явления.
Следовательно, задача воспитателя состоит в том, чтобы стимулировать возникновение у воспитуемых внутренних побуждений проявить определенные усилия для решения таких задач, которые не могут быть решены имеющимися в их опыте способами.
Под стимулами понимаются внешние влияния на личность, побуждающие ее к определенной деятельности. Это может быть прямое воздействие воспитателя (его слово, личный пример) или возникшая в процессе деятельности ситуация (не без участия воспитателя), общественное мнение, просьба или требование друга, прочтенная книга или просмотренный кинофильм и т. д. Внешний стимул воспринимается человеком и, отразившись в его сознании через призму накопленного в личной жизни опыта, вызывает в нем мотив деятельности, т. е. внутреннее побуждение к проявлению соответствующей активности. Мотив — это то, ради чего человек осуществляет данную деятельность (это идеал, интерес, .осознание необходимости, моральные чувства и т. д.).
Конечно, основным, хотя
и не единственным источником активности
человека является потребность (большинством
советских психологов потребность понимается
как испытываемая человеком необходимость
в определенных условиях жизни и развития).
Но мотивом деятельности потребность
становится, будучи осознана человеком
как необходимость выполнить нечто нужное
ему для обеспечения нормальной жизни.
Следовательно, весьма действенным мотивом
поведения становится побуждение к деятельности,
связанное с удовлетворением определенной
потребности. Так, познавательная потребность
как мотив познавательной деятельности
человека — это осознанная им необходимость
познания того, что необходимо ему для
решения стоящей перед ним жизненно важной
задачи.
Зачастую наблюдается сочетание
нескольких мотивов. В этом случае деятельность
приобретает большую активность, четкую
направленность и эффективно сказывается
на развитии личности ребенка. Установлено,
например, что общественно полезный труд
учащихся, организуемый на основе стремления
оказать посильную помощь в дальнейшем
развитии сельского хозяйства (сбор металлолома
для изготовления тракторов, участие в
насаждениях лесозащитных полос, сбор
удобрений для своего колхоза или совхоза,
участие в уборке урожая и т. д.) или с целью
накопления средств для проведения экскурсий
своего класса в период каникул, выполняется
школьниками с повышенной степенью активности.
В случае осознания социальной значимости
выполняемых мероприятий создаются более
действенные, устойчивые мотивы, оказывающие
значительное положи-тельное воспитывающее
и развивающее влияние.
4 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Ключевое понятие возрастной психологии - понятие «развитие». Развитие - процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.
Развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Рост — количественный аспект процессов развития. Главное отличие развития от роста: рост сводится к количественным изменениям, а развитие характеризуется качественными преобразованиями, появлением новообразований, новых механизмов, процессов, структур.
Важно различать понятия развитие и созревание. Созревание для целого ряда зарубежных теорий возрастной психологии — важнейший фактор развития, причинно обусловливающий те или иные достижения.
Современная отечественная психология развития рассматривает созревание как психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определенные ограничения. С понятием созревания, зрелости связан один из основных принципов возрастной физиологии — принцип гетерохронности развития, который фиксирует то обстоятельство, что разные мозговые системы и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития. Это означает, в свою очередь, что каждый возрастной этап имеет свою неповторимую психофизиологическую структуру, в значительной степени определяющую потенциальные психологические возможности данного возраста.
Выделен ряд особенностей процесса развития, важных для психологии и педагогики:
— тенденция к качественному изменению и переходу на более совершенные уровни функционирования; — необратимость развития (обратное развитие как полное восстановление того, что было раньше, невозможно);
— обязательное сочетание, включение элементов прогресса и регресса (прогрессивное развитие как выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие);
— неравномерность развития
(периоды резких качественных скачков
сменяются постепенным
— зигзагообразность развития
(связана с формированием
— переход стадий развития в уровни (с появлением новой, более высокой стадии предыдущие не исчезают, а сохраняются в качестве одного из иерархических уровней новой системы);
— тенденция к устойчивости (успешное развитие невозможно без сильной консервативной тенденции).
Различают несколько видов психического развития: филогенетическое, онтогенетическое, функциональное. Филогенез психики — становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества. Онтогенез психики — формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида.
В возрастной психологии проявляется все больший интерес к развитию психики человека во внутриутробном периоде, в период эмбрионального развития (от зародыша до рождения). В настоящее время пренатальное развитие, эмбриогенез психики рассматривается как своеобразный адаптационный период, в течение которого происходит приспособление организма к окружающей среде и даже создаются некоторые предпосылки усвоения той или иной культуры (например, предпосылки усвоения родного языка и эмоциональные предпочтения).
Функционалгенез, функциональное развитие психики — развитие психических функций; возникновение нового уровня решения интеллектуальных, перцептивных, мнемических и других задач, процесс овладения новыми умственными действиями, понятиями и образами. Функционалгенез психики — составная часть онтогенетического станов-ления психических процессов человека.
Различают также нормативное психическое развитие и индивидуальное. Нормативность развития предполагает, что речь идет об общем, присущем большинству людей данного возраста характере изменений. В некоторых случаях о норме говорят как об идеале, наивысшем из возможных уровне психологического, личностного развития. Индивидуальное развитие связано с вариативностью нормы, с выявлением уникальности личности, с указанием на своеобразие некоторых ее способностей.
Возраст, или возрастной период — это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику (Кулагина). Она же отмечает два основных момента:
Во-первых, психологический возраст может не совпадать с хронологическим возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период со своим неповторимым содержанием — особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью — имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой — позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.