Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 17:36, лекция
Область науки, изучающая закономерности психического развития человека и его психологические особенности на различных возрастных ступенях, называется возрастной психологией.
В предмет современной возрастной психологии кроме детства включены и периоды взрослости. Это стало возможным благодаря пониманию человека как существа бесконечно развивающегося, а следовательно, на протяжении всей жизни приобретающего новообразования. Возрастная психология также изучает условия, при которых возможно обучение взрослого человека, исследует, что движет развитием человека, какие кризисы развития присущи периоду взрослости.
1. Предметная область Возрастной Психологии
Любая наука становится самостоятельной отраслью научного познания, только тогда, когда можно четко выделить объект и предмет научного познания, а также когда определены методы, с помощью которых добывается необходимая информация о предмете.
Объектом науки называется фрагмент реальности, сфера действительности, на которую направлена исследовательская активность субъекта (исследователя). Универсальным объектом познания являются природа, человек, общество. Кого изучают? Часто объект фиксируется в названии науки (например, психология) Объект науки следует отличать от предмета.
Предметом науки называется одна из сторон объекта, это то, что изучается в объекте. Предмет научной дисциплины – содержание научной дисциплины. Определить предмет научной дисциплины – значит, ответить на вопрос, что изучает та или иная научная дисциплина. Что изучают?
Объект может быть общим для ряда наук, специфика изучения объекта каждой из этих наук заключается в предмете.
Метод – это способ добывания знаний о предмете. Метод всегда должен быть адекватным предмету
Современная наука психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная психология или психология развития, связанная с изучением возрастной динамики развития человеческой психики, психических процессов и качеств личности.
Психология развития (Возрастная психология) – это наука, направленная на выявление возрастных особенностей и динамики процесса психического развития человека в онтогенезе, в течение всей жизни.
Объектом психологии развития является человек – в процессе его перехода из одного возраста в другой. Специфика объекта проявляется, прежде всего, в том, что на протяжении жизни в психологии человека происходит не только рост, но и разнообразные качественные преобразования.
Предмет психологии развития – изучение закономерностей психического развития в онтогенезе и установление причин перехода от одного возрастного периода к другому. Более подробно предмет возрастной психологии можно представить как совокупность 3 составляющих:
Изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой.
Возрастные изменения подразделяются на эволюционные, революционные и ситуационные.
К эволюционным изменениям относятся количественные и качественные преобразования, происходящие в психике при переходе от одной возрастной группы в другую. Такие изменения протекают медленно, но основательно, и охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев (для младенцев) до нескольких лет (для детей более старшего возраста. Они обусловлены следующими факторами:
- биологическое созревание;
- психофизиологического
- место ребенка в системе человеческих социальных отношений;
- достигнутый уровень
Революционные изменения, более глубокие, происходят быстро и за сравнительно короткий срок. Они приурочены и совпадают со всеми кризисами возрастного развития, которые возникают всегда на рубеже двух определенных возрастов, между относительно спокойно протекающими периодами других – эволюционных изменений психики и поведения.
Наличие кризисов возрастного развития и соответствующих им революционных преобразований психики и поведения – это и есть основание для разделения детства на периоды возрастного развития (на возраста).
Третий вид изменений – особый – он называется ситуационные изменения – это такой особый признак развития, который связан с влиянием конкретной сложившейся ситуации (в семье, в коллективе и обществе вообще).
Ситуационные изменения включают то, что происходит в психике и поведении ребенка под влиянием организованного и стихийного обучения и воспитания.
Первые два вида, то есть возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения очень устойчивы, необратимы и не требуют систематического подкрепления так как однажды сформировавшись остаются навсегда. Их функция – преобразование психологии человека как личности в сторону прогресса.
Ситуационные – наоборот, очень неустойчивые, обратимы и предполагается, что их закрепление обязательно происходит в последующих упражнениях с помощью тренировки. Их особенность – они оставляют личность без видимых перемен и затрагивают лишь формы поведения – знания, умения, навыки.
Возраст, категория, служащая для обозначения временных границ возрастного развития.Это относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.
Понятие возраста в психологии ассоциируется исключительно с особенностями психологии и психики, а также поведения, но, ни в коем случае, не с количество прожитых лет.
Выделяют хронологический возраст или паспортный, который исчисляется днями, неделями, месяцами, годами развития человека. Кроме него существует еще и психологический возраст, который указывает на достигнутый к определенному году жизни уровень психического развития.
Хронологический и психологический возраст человека могут не совпадать. Например, ребенок может выглядеть не по годам взрослым и развитым, причем в своих суждениях и поступках (вундеркинд) и наоборот подросток или даже юноша могут проявлять себя как дети, то есть вести себя инфантильно.
В каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него сочетание психических и поведенческих особенностей, которое за приделами этого возраста уже никогда больше не повторяется;
Возрастные особенности имеют даже познавательные процессы человека так как общий план развития психики непосредственно влияет на восприятие, память, мышление и речь. Любые характеристики возраста проявляются прежде всего в особенностях личности, а именно в интересах, суждениях, взглядах, мотивах поведения;
Таким образом, в развитии человека выделяют хронологические возрастные границы и уровни психического развития, которые могут не совпадать из-за целого ряда причин – как неблагоприятных социально-педагогических условий, так и дефектов биологического развития.
Закономерности, механизмы, условия и движущие силы психического развития (то, что побуждает развитие);
Движущие силы – это те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические побудительные источники развития и всегда направляют его (развитие) в нужное русло.
Движущие силы - это результат противоречий между образом жизни человека и его возможностями и потребностями, возникающими в процессе воспитания и обучения, во взаимодействии с окружающими. Например: 1) между новыми потребностями ребенка и возможностями их удовлетворения; между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, сложившимися взаимоотношений и видами деятельности; 2) противоречия между наличными возможностями
Условия психологического развития определяют собой внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые не являются движущими силами но сильно влияют на развитие сами, постепенно направляя его ход, что существенно формирует динамику и главное определяет конечный результат.
Условия – соотношение внутренних и внешних постоянно действующих факторов, соотношение конкретных предметов материальной и духовной культуры, результатов деятельности людей и взаимоотношений между ними. От условий зависят индивидуальные особенности человека, использование и превращение в соответствующие способности тех или иных задатков, имеющихся с рождения, качественное своеобразие и сочетание психологических и поведенческих свойств, приобретаемых в процессе развития.
Законы определяют общие и частные закономерности, с помощью которых описывается психологическое развитие человека. Опираясь на эти законы, развитием можно управлять.
Закономерности возрастного развития сводятся к ряду положений, отражающих целостный методологический взгляд на сущность психического развития в онтогенезе. К закономерностям относят:
- всевозрастное развитие, т.е. процесс онтогенетического развития происходит в течение всей жизни. Ни один из возрастных периодов не имеет доминирующей роли в развитии. В ходе развития на всех возрастных этапах происходят как количественные, так и качественные изменения;
- многонаправленность, т.е. значительная вариативность в направлении изменений даже в пределах одной сферы развития. (например, возрастающая интеллектуализация психических процессов);
- развитие как «приобретение и потери», т.е процесс возрастного развития не является простым продвижением ко все большей эффективности и приросту. Развитие включает в себя линии прогресса и регресса. (Например, потеря непосредственности в дошкольном возрасте).
- неравномерность – т.е. при любых даже самых благоприятных условиях различные психические функции не находятся на одном и том же уровне развития. Разные функции и качества достигают своего максимального развития в разном возрасте. (Например, на межиндивидуальном уровне, когда дети одного возраста (подростки) выглядят по-разному, и на внутрииндивидуальном уровне, когда разные системы организма созревают в разные сроки, не совпадает время наступления физиологической, социальной и интеллектуальной зрелости);
- пластичность, т.е. в зависимости
от условий жизни и опыта
человека его развитие может
принимать различные формы, например,
низкий уровень развития какой-
- интеграция, т.е. по мере возрастного
развития психика человека
- историко-культурная
- контекстность развития, т.е. единство множества автономных линий развития, которые не могут быть поняты отдельно друг от друга, от конкретных социально-исторических условий, индивидуальности, личности.
В большинстве источников возрастная психология или психология развития определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека.
Таким образом, в настоящее время, предмет психологии развития заключается в раскрытии общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов, становления и развития деятельности, сознания и личности и причин перехода от одного периода к другому, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий.
2. Основные проблемы и задачи возрастной психологии
Возрастная психология, относительно молодая отрасль психологических знаний. Она зародилась в конце XIX в. как ветвь сравнительной психологии. Основателем её является немецкий ученый Вильгельм Прейер, который в книге «Душа ребенка» (1982) описывает результаты наблюдений за развитием органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка собственного сына.
Конечно, не следует думать, что до В.Прейера никто не занимался проблемой развития человека в детском возрасте. Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным. Слово ребенок долгое время не имело того значения, которое придается ему теперь, а ребенок рассматривался как маленький взрослый.
Объективные условия становления детской психологии, которые сложились к концу Х1Х века, связаны с интенсивным развитием промышленности, с новым уровнем общественной жизни, что создавало необходимость возникновения современной школы. С одной стороны – проблемы развития, обучения детей, с другой стороны – желание понять себя как взрослого человека побудило исследователей относиться к детству как к пути, через который лежит понимание психологии взрослого человека.
Информация о работе Предмет и задачи возрастной психологии и психологии развития