Предмет и задачи возрастной психологии и психологии развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 17:36, лекция

Краткое описание

Область науки, изучающая закономерности психического развития человека и его психологические особенности на различных возрастных ступенях, называется возрастной психологией.
В предмет современной возрастной психологии кроме детства включены и периоды взрослости. Это стало возможным благодаря пониманию человека как существа бесконечно развивающегося, а следовательно, на протяжении всей жизни приобретающего новообразования. Возрастная психология также изучает условия, при которых возможно обучение взрослого человека, исследует, что движет развитием человека, какие кризисы развития присущи периоду взрослости.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 58.83 Кб (Скачать файл)

Социология и социальные дисциплины. Эти науки обретают свое значение для психологии развития как за счет определенных теоретических посылок (ролевая теория, теория социализации, теории образования установок и норм и т.д.), так и за счет анализа процессов социального взаимодействия в семье, школе, группе однолеток, а также за счет исследования социально-экономических условий развития.

Психологические дисциплины. Науки психологического цикла наиболее тесно связаны с психологией развития. Науки, объединенные названием «Общая психология», позволяют лучше понять психические процессы мотивации, эмоций, познания, научения и т.д. Педагогическая психология замыкает психологию развития на педагогическую практику, процессы обучения и воспитания. Клиническая (медицинская) психология помогает понять развитие детей с нарушениями различных сторон психики и смыкается с психологией развития по линиям детской психотерапии, психопрофилактики, психогигиены. Психодиагностика идет рука об руку с психологией развития в области адаптации и применения диагностических методик в сравнительном анализе интеллектуального, личностного и т.д. развития и для определения возрастных норм развития. Можно обнаружить связи психологии развития с психологией творчества и эвристических процессов (по линии одаренных и опережающих норму развития детей); психологией индивидуальных различий и др. В последние годы нарастает объем взаимодействия психологии развития с патопсихологией (олигофренопсихология, детские неврозы) и дефектологией (работа со слабослышащими и слабовидящими детьми, детьми с задержками психического развития и т.д.).

Можно обнаружить сращивание психологии развития с психогенетикой, психолингвистикой, психосемиотикой, этнопсихологией, демографией, философией и др. Почти все прогрессивные и интересные работы в психологии развития, как правило, выполняются на стыке дисциплин.

1. Предметная область Возрастной Психологии

Любая наука становится самостоятельной отраслью научного познания, только тогда, когда можно четко выделить объект и предмет научного познания, а также когда определены методы, с помощью которых добывается необходимая информация о предмете.

Объектом науки называется фрагмент реальности, сфера действительности, на которую направлена исследовательская активность субъекта (исследователя). Универсальным объектом познания являются природа, человек, общество. Кого изучают? Часто объект фиксируется в названии науки (например, психология) Объект науки следует отличать от предмета.

Предметом науки называется одна из сторон объекта, это то, что изучается в объекте. Предмет научной дисциплины – содержание научной дисциплины. Определить предмет научной дисциплины – значит, ответить на вопрос, что изучает та или иная научная дисциплина. Что изучают?

Объект может быть общим для ряда наук, специфика изучения объекта каждой из этих наук заключается в предмете.

Метод – это способ добывания знаний о предмете. Метод всегда должен быть адекватным предмету

Современная наука психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная психология или психология развития, связанная с изучением возрастной динамики развития человеческой психики, психических процессов и качеств личности.

Психология развития (Возрастная психология) – это наука, направленная на выявление возрастных особенностей и динамики процесса психического развития человека в онтогенезе, в течение всей жизни.

Объектом психологии развития является человек – в процессе его перехода из одного возраста в другой. Специфика объекта проявляется, прежде всего, в том, что на протяжении жизни в психологии человека происходит не только рост, но и разнообразные качественные преобразования.

Предмет психологии развития – изучение закономерностей психического развития в онтогенезе и установление причин перехода от одного возрастного периода к другому. Более подробно предмет возрастной психологии можно представить как совокупность 3 составляющих:

Изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой.

Возрастные изменения подразделяются на эволюционные, революционные и ситуационные.

К эволюционным изменениям относятся количественные и качественные преобразования, происходящие в психике при переходе от одной возрастной группы в другую. Такие изменения протекают медленно, но основательно, и охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев (для младенцев) до нескольких лет (для детей более старшего возраста. Они обусловлены следующими факторами:

- биологическое созревание;

- психофизиологического состояния  организма;

- место ребенка в системе человеческих социальных отношений;

- достигнутый уровень интеллектуального  и мысленного развития.

Революционные изменения, более глубокие, происходят быстро и за сравнительно короткий срок. Они приурочены и совпадают со всеми кризисами возрастного развития, которые возникают всегда на рубеже двух определенных возрастов, между относительно спокойно протекающими периодами других – эволюционных изменений психики и поведения.

Наличие кризисов возрастного развития и соответствующих им революционных преобразований психики и поведения – это и есть основание для разделения детства на периоды возрастного развития (на возраста).

Третий вид изменений – особый – он называется ситуационные изменения – это такой особый признак развития, который связан с влиянием конкретной сложившейся ситуации (в семье, в коллективе и обществе вообще).

Ситуационные изменения включают то, что происходит в психике и поведении ребенка под влиянием организованного и стихийного обучения и воспитания.

Первые два вида, то есть возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения очень устойчивы, необратимы и не требуют систематического подкрепления так как однажды сформировавшись остаются навсегда. Их функция – преобразование психологии человека как личности в сторону прогресса.

Ситуационные – наоборот, очень неустойчивые, обратимы и предполагается, что их закрепление обязательно происходит в последующих упражнениях с помощью тренировки. Их особенность – они оставляют личность без видимых перемен и затрагивают лишь формы поведения – знания, умения, навыки.

Возраст, категория, служащая для обозначения временных границ возрастного развития.Это относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.

Понятие возраста в психологии ассоциируется исключительно с особенностями психологии и психики, а также поведения, но, ни в коем случае, не с количество прожитых лет.

Выделяют хронологический возраст или паспортный, который исчисляется днями, неделями, месяцами, годами развития человека. Кроме него существует еще и психологический возраст, который указывает на достигнутый к определенному году жизни уровень психического развития.

Хронологический и психологический возраст человека могут не совпадать. Например, ребенок может выглядеть не по годам взрослым и развитым, причем в своих суждениях и поступках (вундеркинд) и наоборот подросток или даже юноша могут проявлять себя как дети, то есть вести себя инфантильно.

В каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него сочетание психических и поведенческих особенностей, которое за приделами этого возраста уже никогда больше не повторяется;

Возрастные особенности имеют даже познавательные процессы человека так как общий план развития психики непосредственно влияет на восприятие, память, мышление и речь. Любые характеристики возраста проявляются прежде всего в особенностях личности, а именно в интересах, суждениях, взглядах, мотивах поведения;

Таким образом, в развитии человека выделяют хронологические возрастные границы и уровни психического развития, которые могут не совпадать из-за целого ряда причин – как неблагоприятных социально-педагогических условий, так и дефектов биологического развития.

Закономерности, механизмы, условия и движущие силы психического развития (то, что побуждает развитие);

Движущие силы – это те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, являются его причинами, содержат в себе энергетические побудительные источники развития и всегда направляют его (развитие) в нужное русло.

Движущие силы - это результат противоречий между образом жизни человека и его возможностями и потребностями, возникающими в процессе воспитания и обучения, во взаимодействии с окружающими. Например: 1) между новыми потребностями ребенка и возможностями их удовлетворения; между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, сложившимися взаимоотношений и видами деятельности; 2) противоречия между наличными возможностями

Условия психологического развития определяют собой внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые не являются движущими силами но сильно влияют на развитие сами, постепенно направляя его ход, что существенно формирует динамику и главное определяет конечный результат.

Условия – соотношение внутренних и внешних постоянно действующих факторов, соотношение конкретных предметов материальной и духовной культуры, результатов деятельности людей и взаимоотношений между ними. От условий зависят индивидуальные особенности человека, использование и превращение в соответствующие способности тех или иных задатков, имеющихся с рождения, качественное своеобразие и сочетание психологических и поведенческих свойств, приобретаемых в процессе развития.

Законы определяют общие и частные закономерности, с помощью которых описывается психологическое развитие человека. Опираясь на эти законы, развитием можно управлять.

Закономерности возрастного развития сводятся к ряду положений, отражающих целостный методологический взгляд на сущность психического развития в онтогенезе. К закономерностям относят:

- всевозрастное развитие, т.е. процесс онтогенетического развития происходит в течение всей жизни. Ни один из возрастных периодов не имеет доминирующей роли в развитии. В ходе развития на всех возрастных этапах происходят как количественные, так и качественные изменения;

- многонаправленность, т.е. значительная вариативность в направлении изменений даже в пределах одной сферы развития. (например, возрастающая интеллектуализация психических процессов);

- развитие как «приобретение  и потери», т.е процесс возрастного развития не является простым продвижением ко все большей эффективности и приросту. Развитие включает в себя линии прогресса и регресса. (Например, потеря непосредственности в дошкольном возрасте).

- неравномерность – т.е. при любых даже самых благоприятных условиях различные психические функции не находятся на одном и том же уровне развития. Разные функции и качества достигают своего максимального развития в разном возрасте. (Например, на межиндивидуальном уровне, когда дети одного возраста (подростки) выглядят по-разному, и на внутрииндивидуальном уровне, когда разные системы организма созревают в разные сроки, не совпадает время наступления физиологической, социальной и интеллектуальной зрелости);

- пластичность, т.е. в зависимости  от условий жизни и опыта  человека его развитие может  принимать различные формы, например, низкий уровень развития какой-либо  функции или свойства может  выполняться за счет более высокого уровня развития другой функции;

- интеграция, т.е. по мере возрастного  развития психика человека приобретает  все большую цельность, единство, устойчивость, постоянство. (например, самосознние , целостное восприятие на окружающее, присущее именно данной личности);

- историко-культурная обусловленность, т.е. неразрывная связь онтогенетического  развития с социокультурными  условиями исторического периода. Каждая историческая эпоха вносит  свое, свойственное ей социокультурное содержание в понятие «возрастное развитие»;

- контекстность развития, т.е. единство множества автономных линий развития, которые не могут быть поняты отдельно друг от друга, от конкретных социально-исторических условий, индивидуальности, личности.

В большинстве источников возрастная психология или психология развития определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека.

Таким образом, в настоящее время, предмет психологии развития заключается в раскрытии общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов, становления и развития деятельности, сознания и личности и причин перехода от одного периода к другому, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий.

2. Основные проблемы и задачи возрастной психологии

Возрастная психология, относительно молодая отрасль психологических знаний. Она зародилась в конце XIX в. как ветвь сравнительной психологии. Основателем её является немецкий ученый Вильгельм Прейер, который в книге «Душа ребенка» (1982) описывает результаты наблюдений за развитием органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка собственного сына.

Конечно, не следует думать, что до В.Прейера никто не занимался проблемой развития человека в детском возрасте. Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным. Слово ребенок долгое время не имело того значения, которое придается ему теперь, а ребенок рассматривался как маленький взрослый.

Объективные условия становления детской психологии, которые сложились к концу Х1Х века, связаны с интенсивным развитием промышленности, с новым уровнем общественной жизни, что создавало необходимость возникновения современной школы. С одной стороны – проблемы развития, обучения детей, с другой стороны – желание понять себя как взрослого человека побудило исследователей относиться к детству как к пути, через который лежит понимание психологии взрослого человека.

Информация о работе Предмет и задачи возрастной психологии и психологии развития