Предмет и задачи возрастной психологии и психологии развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 17:36, лекция

Краткое описание

Область науки, изучающая закономерности психического развития человека и его психологические особенности на различных возрастных ступенях, называется возрастной психологией.
В предмет современной возрастной психологии кроме детства включены и периоды взрослости. Это стало возможным благодаря пониманию человека как существа бесконечно развивающегося, а следовательно, на протяжении всей жизни приобретающего новообразования. Возрастная психология также изучает условия, при которых возможно обучение взрослого человека, исследует, что движет развитием человека, какие кризисы развития присущи периоду взрослости.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 58.83 Кб (Скачать файл)

Почти нет ни одного выдающегося психолога, занимавшегося проблемами общей психологии, который бы не занимался детской психологией. В этой области наиболее крупные достижения пришлись на первую треть Х1Х века и связаны с именами Вильяма Штерна, Карла и Шарлоты Бюлер, Курта Левина, Анри Валлона, Зигмунда Фрейда, Жана Пиаже, Владимира Михайловича Бехтерева, Сергея Леонидовича Рубинштейна, Льва Семеновича Выготского, Александра Романовича Лурия, Алексея Николаевича Леонтьева, Петра Яковлевича Гальперина и т.д.

Детская возрастная психология отличается от всякой другой психологии тем, что имеет дело с особыми единицами анализа – это возраст, или период развития.

В настоящее время в психологии имеется множество концепций, теорий и моделей развития, довольно часто противоречащих друг другу. Т.е. единого понимания психического развития не достигнуто.

В настоящее время это отрасль психологии приобрела статус научно-практической дисциплины, в связи с чем, среди её задач следует выделить теоретические и практические:

Теоретические:

- Раскрыть предпосылки, условия  и движущие силы психического  развития человека с момента  рождения и до смерти.

- Описать динамику развития  отдельных психических процессов, качеств личности, возрастных и  индивидуальных особенностей деятельности, общения.

- Дать характеристику каждого  периода жизни человека, вскрыв  его специфические и взаимосвязанные  с другими особенностями периоды.

- Изучение основных психологических  критериев и характеристик Детства, Юности, Взрослости, Старости как  социально-психологических явлений.

- Исследование возрастной динамики  психических процессов и личностного  развития в зависимости от  культурно-исторических, этнических  и социально-экономических условий, различного вида воспитания и  обучения.

Практические:

- Создание методологической базы  для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития на разных этапах онтогенеза. Например: долго не изучали младенцев, т.к не было доступных методов.

- Организация оптимальных форм  деятельности и общения в детстве  и юности.

- Организация психологической  помощи в периоды возрастных  кризисов, в период зрелости и  старости.

Задачи, которые предстоит решить в процессе развития и изучения возрастной психологии, позволяют определить ее основные проблемы:

Основные проблемы современной Возрастной Психологии:

-проблема органической и средовой  обусловленности психики и поведения  человека; Это вопрос о том, что  более определяет поведение и  психологическое поведение детей: а) созревание и анатомо-физиологическое  состояние органов с учетом наследственности, генетики или же наоборот; б) влияние внешней среды.

- Проблема влияния стихийного  и организованного обучения и  воспитания на развитие детей (что больше влияет: семья, улица, школа?). Стихийное обучение, воспитание. Осуществляется без сознательно  поставленных целей, без определенного содержания и продуманных методов, под влиянием пребывания человека в обществе среди людей и случайно складывающихся отношений с ними, оно не преследует образовательные цели и носит спонтанный характер [Личный пример, события, ситуации].

Организованное обучение и воспитание. Это целенаправленно осуществляемый специальной, частной и государственной системами образования, процесс. За него ответственны два социальных института: Семья и школа (учебные заведения, ВУЗы).

- Проблема соотношения интеллектуальных  и личностных изменений в психическом `развитии ребенка;

Решаются вопросы: что в большей степени определяет данное соотношение – конкретные возрастные изменения в личности или интеллектуальный рост? Может ли сам по себе рост уровня интеллекта вести к изменению личности? Способны ли личностные изменения влиять на интеллектуальное развитие? Как обе эти линии, стороны развития (интеллектуальная и личностная) определяют его в целом?

Проблема соотношения и выявления задатков и способностей. Решаются вопросы: Что такое задатки? Как от них зависит развитие способностей? Входят ли в задатки только генотипически обусловленные особенности организма или надо включать еще сюда некоторые приобретенные психологические и поведенческие свойства? От чего в большей степени зависит развитие имеющихся задатков? Можно ли сформировать высокоразвитые способности у ребенка к определенному виду деятельности [музыкальные] если он с рождения не имел выраженных задатков [абсолютного слуха]?

Проблема сравнительного влияния на развитие трех видов изменений: эволюционных, революционных и ситуационных, которые протекают в психике и поведении человека.

Суть проблемы – решается вопрос, что же более всего влияет на развитие: медленные, но не обратимые эволюционные изменения; быстрые и глубокие но редкие революционные или непрерывно действующие, но очень изменчивые ситуационные

Исчерпывающего решения этих проблем пока не существует.

3.Основные разделы психологии развития. Связь с другими науками.

Психология развития оформилась в качестве самостоятельной области знания к концу 19 в. Возникнув как детская психология, психология развития долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества, новые достижения психологической науки, позволившие каждый возраст рассматривать с позиции развития, сделали очевидной необходимость целостного анализа онтогенетического процесса и междисциплинарных исследований.

В настоящее время разделами психологии развития являются: детская психология (изучающая закономерности этапов психического развития от младенчества до подросткового возраста включительно), психология юности, психология зрелого возраста и геронтопсихология (психология старости). Геронтопсихология является самым «молодым» направлением исследования. Именно сейчас ломаются прежние представления о старости. Все больше дифференцируются два аспекта – физический и психологический. Старость – закономерный этап в развитии человека, и все очевиднее становятся возможности удлинения человеческой жизни, в том числе и за счет внутреннего саморазвития самого индивида, выработки его психологической устойчивости против старения.

Психология развития тесно связана с другими областями психологии: общей психологии, психологии личности, социальной, педагогической, дифференциальной психологией. Так, например, как известно в общей психологии исследуются психические функции- восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В психологии развития прослеживается процесс развития каждой психической функции и изменения межфункциональных связей на разных возрастных этапах. В психологии личности рассматриваются такие образования как мотивация, самооценка и уровень притязаний, мировоззрение и т.д., а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются, каковы их особенности в определенном возрасте.

Каждый возраст – это свое, особое влияние окружающих ребенка людей, взрослых и сверстников. Целенаправленное воздействие взрослых, воспитывающих и обучающих ребенка, изучается в рамках педагогической психологии. ВП и педагогическая психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая психология – с точки зрения воспитателя, учителя.

Итак, психология развития, это наука, которая изучает развитие психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Основной проблемой психологии развития является выявление динамики, факторов, условий и закономерностей возрастного развития. Психология развития включает в себя несколько отдельных направлений изучения развития человека. Исследования в психологии развития очень тесно связаны с другими направлениями психологической науки: педагогической психологией, общей психологией и т.д.

Понятие психического развития

Изучали: Л.С.Выгогский, А.Н.Леонтьев. Д.Б.Эльконин. 

Психические развитие рассматривается как изменение в психике человека в процессе онтогенеза (от рождения до зрелости). Метафизический подход к проблеме психическою развития предполагает его рассмотрение как количественные изменения психики (внимание, память, опыт, качества). Диалектический подход предполагает рассмотрение психического развития не только как количественные изменения, но прежде всего как возникновение новых форм и качеств психики, т.е. качественные изменения. По мнению Л.С.Выготского, психическое развитие - это количественные накопления, которые приводят к возникновению новых качественных показателей, к появлению психических новообразований, тех форм и качеств психики, которых не было на предыдущем этапе Период количественных накоплений в качественные новообразования может быть как быстрым, так и длительным (учиться говорить, мыслить, появляется привычка). 

Источником развития выступает сама жизнь и изменения, которые в ней происходят. Движущей силон психического развития выступают противоречия между потребностями ребенка и его реальными возможностями, которые пока не соответствуют потребностям Внешние противоречия - требования взрослых, школа; и внутренние противоречия желания, потребности ребенка при разрешении обеспечивают психическое развитие. 

Предпосылками психического развития являются биологические факторы -наследственность, (строение организма, мозг, нервная система, речевой аппарат, рефлексы, задатки) и врожденность (особенности, связанные с периодом внутриутробного развития). Биологический фактор создает основу для психического развития. Условиями психического развития являются социальные факторы - воздействие социального окружения: 1) жизнь в человеческом обществе; 2) макросреда (общество); 3) микро-среда (семья и д/с): 4) Природное окружение; 5) психическое активность самого ребенка в различных видах деятельность: 6) целенаправленное обучение и воспитание под руководством взрослых. Психическое развитие как целостный процесс включает следующие ведущие линии развития - I) развитие знаний и способов деятельности; 2) развитие механизмов применения способов деятельности и знаний через усвоение способов деятельности и знаний через усвоение приемов умственной деятельности; 3) развитие личностных качеств ребенка. 

Основными закономерностями психическою развития ребенка являются: 1) психическое развитие осуществляется как переход от внешних практических действий к внутренним психическим (интериоризация); 2) психическое развитие осуществляется в процессе активной деятельности; 3) психическое развитие осуществляется под руководством взрослого.

Психическое развитие рассматривается исходя из принципа историзма (Л.С.Выготский) - на психическое развитие оказывает влияние исторические условия жизни: и из принципа развития деятельности (А.Н.Леонтьев), - ведущий вид деятельности, который ведет за собой психическое развитие ребенка на данном возрастном этапе. В будущем виде деятельности закладываются предпосылки для возникновения других видов.

Основные закономерности психического развития.

Выготский установил 4 закономерности: 1. Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Это связано с тем, что темп и содержание развития изменяется на протяжении детства. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи и т.д.) и для развития психики ребенка в целом. Собственно возраст как стадия развития и представляет собой такой цикл, со своим особым темпом и содержанием. 2. Неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно, непропорционально. На каждом возрастном этапе поэтому происходит перестройка их связей, изменение соотношения между ними. Развитие отдельной функции зависит от того, в какую систему межфункциональных связей она включена. Восприятие – пример. По мере продвижения от одного возраста к другому возрастает сложность межфункциональных связей. Переход от одной системы к другой совершается иначе и сложнее, чем переход от недифференцированного, лишенного всякой системы сознания к первичной системе. Перестройка старой системы и перерастание ее в новую становится основным путем развития психических функций. 3. «Метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь качественных изменений, превращений одной формы в другую. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом. 4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать.

 

понятие психологического возраста

Сегодня психологи выделяют три «вида» возраста - хронологический, биологический и психологический. Сплошь и рядом можно наблюдать активных, жизнерадостных стариков, которые не прочь проказничать как дети, и молодежь с потухшим взглядом и ранней усталостью от жизни. Такое несоответствие как раз объясняется присутствием в одном человеке сразу трех разных возрастов. 

Хронологический возраст определяется просто: количеством оборотов, которые человек совершил с Землей вокруг солнца. Так, 30-летний мужчина 30 раз облетел вокруг солнца по земной орбите. Хронологический возраст достаточно простое понятие, а потому не вызывает вопросов. 

Биологический возраст показывает, в каком состоянии находится организм человека. Скорость реакций, гладкость кожи, тонус мышц, подвижность суставов – во многом зависят от человека, насколько он сам позволяет наступить своей биологической старости. 

Но психологический возраст – самое загадочное явление, так как измеряется он только внутренним ощущением самого человека. Лишь у каждого 4-го психологический возраст соответствует количеству прожитых лет.Понятие возраста напрямую связано с понятием времени. И если с жизнью по хронологическому фактору все понятно, то с психологическим возрастом вообще не ясно, о каком времени идет речь. Некоторые авторы определяют психологический возраст личности как меру психологического прошлого, подобно тому, как хронологический возраст – мера его хронологического прошлого.Измерять свой психологический возраст каждый предпочитает по собственным «зарубкам». Многие описывают жизнь, опираясь на общепризнанные этапы – детство, отрочество, юность, зрелость и старость. Так же ориентируются на социальную активность – школа, армия, ВУЗ, работа после ВУЗа. Некоторые описывают возрастные психологические этапы в связи с важными эмоциональными событиями – свадьба, расставания, рождение детей, смерть близких. Или же учитывают свой личностный рост – научился читать, выиграл соревнование, получил ученую степень. А есть и такие индивиды, которые не дробят свое психологическое время вовсе. 

Психологический возраст обладает двумя интересными свойствами. 

Первое – он обратим. Человек не только стареет в психологическом плане, но и с легкостью может помолодеть. Это происходит за счет увеличения психологического будущего или уменьшения психологического прошлого. Второе свойство нашего внутреннего возраста – многомерность.

Структура и динамика возраста

Самое общее положение, на которое следует указать сразу: процесс развития в каждую возрастную эпоху, несмотря на все сложности его организации и состава, на все многообразие образующих его частичных процессов, открываемых с помощью анализа, представляет собой единое целое, обладающее определенным строением; законами строения этого целого, или структурными законами возраста, определяется строение и течение каждого частного процесса развития, входящего в состав целого. Структурой принято называть такие целостные образования, которые не складываются суммарно из отдельных частей, представляя как бы их агрегат, но сами определяют судьбу и значение каждой входящей в их состав части.

Информация о работе Предмет и задачи возрастной психологии и психологии развития