Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 10:36, контрольная работа
Цель данной контрольной работы: выявление представлений о душе древнегреческих и средневековых философов.
Введение 2
1 Представление о древнегреческих философах 5
1.1 Милетская школа 10
1.2 Пифагорейская школа 15
1.3 Элейская школа 18
1.4 Атомисты 23
2 Понятие души в эпоху средневековья 26
Заключение 51
Список использованной литературы 55
При этом реалисты доказывали, что общие понятия реально существуют еще до вещей в уме у Бога. Такой подход перекликается с позицией Платона, утверждавшего, что общие понятия существуют в мировой душе, являясь образцом для реальных предметов.
Номиналисты, напротив, считали, что общие понятия не существуют в реальности, есть лишь слово, которым для удобства общения фиксируют группу сходных предметов.
Основатель концептуализма Пьер Абеляр доказывал, что общие понятия существуют и вне вещей, в уме человека (то есть слово — не только звук, но и значение, которое, оставаясь в названиях, передается людям). При этом он, один из первых, отстаивал верховенство разума над верой, говоря о том, что надо понимать, чтобы верить. Так, к XI — XII вв. в науке начал возрождаться рационализм, который стал ведущим направлением в психологии и философии Нового времени.
На изучение вопросов познания в поздней схоластике и в период Возрождения существенный отпечаток наложили работы не только античных ученых, но и арабских психологов, которые стали проникать в Европу в XII — XIII вв., получая все большее распространение. Наряду с продолжением исследования традиционных для античной науки вопросов, психология Средневековья занимается и новыми проблемами. Прежде всего, к ним относится изучение взаимосвязи психических и соматических болезней, проводившееся известным арабским психологом и врачом Ибн Синой. Эти работы заложили основы современной патофизиологии, впервые вскрыли природу стрессов и их влияние на состояние психики.
В церковной психологии также проводились важные исследования, направленные на изучение способов манипуляции большой массой людей, приемов снижения психического напряжения. Самосознание средневекового человека было почти тождественным сознанию, то есть каждый считал себя членом определенной социальной группы, имеющим те же стереотипы, те же права и обязанности, что и другие. Жесткая иерархия, не дававшая людям возможность изменить свой социальный статус, получить свободу от ограничений, наложенных на них обществом, давала и некоторые психологические преимущества, повышая уверенность людей в себе и в правоте своей позиции, разделяемой группой.
Уверенность в незыблемости существующих правил повышал и тот факт, что люди не имели достаточных знаний о том, что находится за границами их географического мира. Потому представления о нормах и правилах поведения, о ценностных ориентациях, существующих в определенной области, считались абсолютными и обязательными для всех. Уверенность в универсальности и однотипности пути развития личности делала данные нормы чрезвычайно жесткими.
В то же время, отсутствие альтернативных способов социальной адаптации, облегчало этот процесс для большинства людей. Облегчало адаптацию и сознание безграничности жизни человека, так как уверенность в бессмертии души, в возможности повторения, пусть и не полного, жизненного пути давала надежду на исправление ошибок, освобождение от трудностей, бедности, болезней, выпавших на долю человека в земной жизни. Это помогало менее аффективно воспринимать трудности, опасности, смерти близких, повышало психологическую устойчивость многих людей.
Во время социальных катаклизмов, случавшихся достаточно часто, особенно на протяжении VI — Х вв., этих естественных регуляторов психологической стабильности оказывалось недостаточно. Поэтому в церковной культуре были найдены такие способы эмоциональной разрядки, как обряды, исповеди и покаяния, дававшие людям уверенность в возможности очищения, снятия вины за свои поступки, за нарушения правил, неизбежные в реальной жизни, в возможности прощения и искупления тех ошибок, которые были ими сделаны.
Недовольство собой не накапливалось, снималась напряженность от осознания своих грехов, что предотвращало снижение самооценки. Терапевтический эффект этих обрядов был тесно связан с глубокой верой и надеждой на загробное воздаяние, которые служили, в этом случае, основой для катарсиса.
На вере основывались и способы лечения некоторых психологических заболеваний (например, истерии), используемые многими священнослужителями в средние века. Уверенность людей в том, что данный священник действительно может им помочь, приводила к тому, что наложение рук, прикосновение к одежде и т. п. становилось мощным стрессовым фактором, излечивавшим больного. Технология внушения, помогающая при подобных заболеваниях, впоследствии была использована и в психоанализе.
К концу XIV — ХЧ вв. упрочилось положение светской, независимой от богословия психологии, появлялось все больше ученых, обращавшихся к патологической проблематике, но на первый план выходили не вопросы этики, волевого поведения и свободы личности (которые еще долгое время оставались проблемами богословия), а исследования познавательного развития, речи и способностей. Так постепенно психология становилась наукой о сознании и о тех процессах познания окружающего, которые являются преимущественным содержанием сознания.
Знания о психике и путях ее изучения обогатились в Средневековье многими важными данными, в частности, методами экспериментального исследования и регуляции эмоциональных состояний, в том числе и аффективных реакций. В то же время, полученные результаты требовали осмысления в новых категориях, без обращения к схоластическим проблемам: к проблемам универсалий и вере.
На протяжении длительного времени предметом психологии была душа. Постепенно к функциям души добавилось познание, которое стало одной из важнейших проблем психологической науки. В эпоху Средневековья душа была предметом изучения, прежде всего, для богословия, что существенно сужало возможности ее научного познания. Поэтому, хотя формально предмет психологической науки не изменился, фактически в область исследования в то время входило изучение видов активности тела и особенностей познания, прежде всего, чувственного познания мира.
Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, боговдохновенной, а не материальной души. Недаром эти аспекты душевной жизни не были частями предмета научного изучения в концепциях деизма и томизма Ибн Сины, Фомы Аквинского и других ученых.
Заключение
Проведя анализ учений в раннем разделе (досократики) античной философии я пришла к выводу, что перед взором древних греков, живших в период детства цивилизации, мир представал как огромное скопление различных природных и общественных процессов.
Поскольку первые греческие философы - "мудрецы" - занимались осмыслением природы, Космоса, выясняя "причины и начала" мира, их часто называют "физиками".
Они интуитивно строили субстациональную модель мира (именно через выяснения "первопричины" - по-гречески "архе", что дословно означает "начало, принцип" всего сущего как его основы, сущности), в их методологии множество пережитков мифологического ассоциативного мышления: так же, как в мифе был совершен "перенос" человеческих свойств, качеств и отношений на явления природы на небо и космос, так же в ранней греческой философии свойства и законы Космоса – как они мыслились мудрецами были "перенесены" на человека и его жизнь. Человек рассматривался как Микрокосм по отношению к Макрокосму, как часть и своеобразное повторение, отражение Макрокосма. эта черта древнегреческой философии получила название космоцентризма. Но в этом можно усмотреть и еще один смысл: ведь Космос - это противоположность Хаосу, это порядок и гармония в противоположность неупорядоченности, это определенность и соразмерность в противоположность бесформенности; поэтому космоцентризм ранней античности можно трактовать и как ориентацию на выявление гармонии в человеческом бытии - ведь если мир гармонично упорядочен, если мир - это Космос, а человек есть его отражение и законы человеческой жизни подобны законам Макрокосма, то значит, и в человеке заключена (скрыта) подобная гармония. Общепринятое же значение "космоцентризма" таково: это признание за внешним миром (Макрокосмом) статуса, определяющего все остальные законы и процессы (включая и духовные). На философском уровне такая мировоззренческая направленность формирует парадигму онтологизма, потому онтологизм (причем, явный, выражающийся и в том, что первые мудрецы-физики искали "причины и начала бытия") - вторая сущностная характеристика философии античности.
Особенностью античного онтологизма можно считать его стихийно-материалистическое и наивно-диалектическое воплощение: "архэ" мыслилось как нечто материальное, и, коль скоро весь Космос "выводился" (именно в онтологическом, а не в логическом плане) из материального первоначала, то он мыслился неким связанным посредством этого первоначала - единством, находящимся в изменении, движении. А принцип связи и развития (движения) - основные характеристики (признаки) диалектического стиля философского мышления, о какой форме диалектики мы не говорили бы.
А принцип связи и развития (движения) - основные характеристики (признаки) диалектического стиля философского мышления, о какой форме диалектики мы не говорили бы. Ферекид из Сироса (он считается учителем Пифагора) учил, что "архэ" является земля (по-гречески "Хтония"); Фалес из Милета в качестве "архэ" рассматривал воду; Гераклит - огонь. Он писал:" Этот космос, единый из всего, не созданный никем из богов и никем из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, в полную меру воспламеняющимся и в полную меру погасающим". В 5 в. до н. э. Эмпедокл объединил все 4 стихии, придав им статус элементов, то есть несводимых друг другу (у Гераклита они взаимопревращаются ), самотождественных, количественно и качественно неизменяемых субстанций, из сочетания которых в определенных пропорции и образуется все многообразие вещей мира, включая и живые организмы.
Досократовские школы положили начало формированию философии.
Именно в них впервые были заданы вопросы о сущности бытия, об устройстве вселенной, о чувственном и разумном восприятии, о соотношении бытия и мышления.
В древние времена считалось, что душа присутствует в природе везде, где есть движение и теплота. Первое философское учение, основанное на вере во всеобщую одухотворенность мира, получило название «анимизм». Анимизм явился и исторически первым учением о душе. В его основе лежало убеждение в том, что у всего, что существует на свете, есть элементы души. Душа же понималась как независимая сущность, отделенная от тела и способная управлять всеми живыми и неживыми предметами. Древние философы– идеалисты исходили из представления о некоем изначальном «мире идей» – «мировом разуме», аналогичном понятию Бога в более поздних церковных учениях. Порождением этого универсального разума является душа человека и животных.
Подводя итоги развития психологии в Средневековье, необходимо подчеркнуть, что этот период не был однороден по своим достижениям и содержанию психологических исследований. Взаимоотношения веры и науки неоднократно менялись в течение этого длительного отрезка времени, причем, наибольшие гонения на знания и на систему научных доказательств происходили в период ослабления власти церкви, которая, как правило, рассматривала науку не саму по себе, но как источник (или препятствие) для достижения определенных целей.
Если в VI — VII вв. ученым еще ставили в вину ссылки на античных мыслителей, то к XIV — XVI вв., наоборот, критика или непочтительный отзыв об этих теориях мог привести к крупному штрафу или отлучению от кафедры.
Итак, в раннем Средневековье под пластом чисто рассудочных построений, чуждых реальным особенностям психической деятельности, пробивался родник новых идей, связанных с опытным познанием души и ее проявлений. В противовес принятым схоластикой приемам выведения отдельных психических явлений из сущности души и ее сил, для действия которых нет других оснований, кроме воли божьей, складывалась методология, основанная на опытном, детерминистском подходе. Своего расцвета этот подход достиг в следующую историческую эпоху.
Список использованной литературы:
1 Богомолов А.С.; "Античная философия"; М., 1982.
2 Чанышев А.Н.;"Курс лекций по древней философии";М.,"Высшая школа";1981.
3 Бертран Рассел, История западной философии: В 2 томах, Том 1, М., 1993.
4 Диоген Лаэртский; "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов";М., 1979.
5 Маклаков А.Г. «Общая психология» изд. «ПИТЕР» С-П – 2002г.
6 Трубецкой С.Н.; "Курс истории древней философии"; М., 1997.
7 Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова; М., Политиздат, 1991
8 Фрагменты ранних греческих философов. Издание подготовил А.В. Лебедев. М., 1989.
Информация о работе Представление о древнегреческих философах