Предстартовые состояния и их регуляция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 18:38, реферат

Краткое описание

Спортивные соревнования – важнейшая и неотъемлемая часть спортивной жизни школы. Обучение и тренировка не имеют значения сами по себе, так как являются подготовительной работой, цель которой обеспечить успешный исход спортивного соревнования, тестирования или выполнения контрольного норматива. Соревнования оказывают огромное влияние на развитие характера спортсмена. Психологами отмечается, что на результат соревновательной деятельности большое влияние оказывают так называемые предрабочие состояния или предсоревновательные (далее предстартовые или стартовые) психические состояния, исследование которых занимает центральное место в психологии спортивного соревнования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………....3
Глава 1. Предстартовое и стартовое состояние. Причины изменения предстартового состояния….4
Предстартовое и стартовое состояние……………………………………………………………....4
Причины изменения предстартового состояния…………………………………………………....5

Глава 2. Регуляция предстартового состояния…………………………………………………………6
2.1. Приемы регулирования предстартового состояния………………………………………………..6
2.2 Разминка и врабатывание…………………………………………………………………………….6
2.3 Разминка……………………………………………………………………………………………….6
2.4 Врабатывание…………………………………………………………………………………………7
2.5 Устойчивое состояние при циклических упражнениях…………………………………………....8
2.6 Виды устойчивого состояния………………………………………………………………………...8
2.7 Физиологические особенности устойчивого состояния при циклических упражнениях……….8
2.8 Особые состояния при стандартных ациклических и статических упражнениях……………….8
2.9 Особые состояния при ситуационных упражнениях………………………………………………9



Глава 3. Заключение …………………………………………………….………………………………...10
Приложение……………………………………………………………………………………………......11
Список литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

predstartovoe_sostojanie_1.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

 

2.6 Виды устойчивого состояния.

 

По характеру снабжения организма  кислородом выделяют 2 вида устойчивого состояния.

 

• Кажущееся устойчивое состояние, когда спортсмен достигает уровня максимального потребления кислорода, но это потребление не покрывает  высокого кислородного запроса и  образуется значительный кислородный  долг.

 

• Истинное устойчивое состояние при работе умеренной мощности, когда потребление кислорода соответствует кислородному запросу, и кислородный долг почти не образуется.

 

2.7 Физиологические особенности  устойчивого состояния при циклических  упражнениях.

 

За исключением кратковременных циклических упражнений максимальной мощности, во всех других зонах мощности после окончания врабатывания устанавливается устойчивое состояние. При этом мощность работы, несмотря на некоторые отклонения, практически близка к постоянной. Такое состояние характеризуется следующими особенностями.

 

• Мобилизация всех систем организма  на высокий рабочий уровень.

 

• Стабилизация множества показателей, влияющих на спортивные результаты —  длины и частоты шагов, амплитуды  колебаний общего центра масс, частоты и глубины дыхания, частоты сердечных сокращений, уровня потребления кислорода и пр..

 

• Согласование работы различных  систем организма, которое сменяет  их дискоординацию в период врабатывания — например, устанавливается определенное соотношение темпа дыхания и движения.

 

У тренированных спортсменов выраженность устойчивого состояния и КПД  работы больше, чем у нетренированных  лиц. Оно у них дольше продолжается.

 

Различные виды стандартных ациклических упражнений, а также ситуационных упражнений характеризуются переменной мощностью работы, т. е. отсутствием классических форм устойчивого со-стояния.

 

2.8 Особые состояния при стандартных  ациклических и статических упражнениях.

 

Выполнение различных упражнений в гимнастике, прыжках в воду, тяжелой атлетике, метаниях, прыжках в длину, в высоту, с шестом, стрельбе и т. п. весьма кратковременны. В отличие от длительных циклических упражнений здесь невозможно достижение устойчивого состояния по потреблению кислорода и другим физиологическим показателям.

 

Однако повторная работа в этих видах спорта вызывает своеобразное проявление процесса врабатывания и последующей стабилизации функций. Каждое предыдущее выполнение упражнения служит разминкой для последующего и вызывает врабатывание организма с постепенным нарастанием функциональных сдвигов, вплоть до необходимого рабочего уровня с повышением КПД работы.

 

 

 

 

2.9 Особые состояния при ситуационных упражнениях.

 

В спортивных играх и единоборствах  деятельность спортсмена характеризуется  не только изменением текущей ситуации, но и переменной мощностью работы.

 

Несмотря на постоянные изменения  мощности, после прохождения врабатывания различные соматические и вегетативные показатели устанавливаются в пределах некоторого оптимального рабочего диапазона. Например, при игре в баскетбол ЧСС держится в пределах

 

130-180 уд. мин. Хотя на уровень  180 уд. мин этот показатель поднимается  лишь в отдельных эпизодах  игры, зато он не снижается  менее

 

130 уд. мин в моменты игровых  пауз. Поддержание этого оптимального  диапазона функциональных возможностей требует необходимых затрат энергии и произвольных усилий. У каждого спортсмена имеется индивидуальная длительность непрерывного сохранения такого состояния.

 

Оптимальная доза непрерывной работы зависит от врожденных особенностей, уровня спортивного мастерства, технической или тактической направленности тренировочного занятия, интенсивности деятельности и пр. причин. Фехтовальщики, например, используют различные микропаузы для некоторого восстановления функций организма. Эти паузы не должны быть длительными, чтобы не снизить достигнутый рабочий уровень. Зато эти паузы позволяют избежать быстрого наступления утомления, сохранить высокий уровень внимания, несколько восстановить двигательные и вегетативные функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.Заключение.

 

Проблема преодоления предстартовых  состояний не нова. В своем реферате я описал понятие предстартового состояния, сопутствующие проблемы связанные с регуляцией психологических и физических процессов и методы их решения. В приложении я указал 2 вида анкет,которые можно использовать с учащимися средней школы для анализа их предстартовых эмоции и последующего регулирования состояния.

 

 

 

 

                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

                                                    

 

                                                                       Анкета №1

  1. Как Вы относитесь к соревнованиям и конкурсам:

     а) боюсь, но участвую;

     б) боюсь и отказываюсь;

     в) испытываю волнение  и настраиваюсь на борьбу;

     г) спокоен, сосредоточен;

     д) другое______________________________________________

 

  1. Какой результат Вы получаете:

     а) положительный,  всё получилось;

     б) отрицательный,  всё забыл, результат хуже чем обычно;

     в) другой вариант:_________________________________________

 

  1. Как Вы преодолеваете предстартовое состояние:

а) разминаюсь;

б) психологический настрой;

в) разговариваю с другими ребятами;

г) жалуюсь на своё состояние;

д) молчу и ни с кем не разговариваю;

е) другое:___________________________________________________

 

 

                                                                 Анкета №2

 

Дорогой друг, просим ответить на вопросы  анкеты, по предстартовому состоянию, которое ты наверняка испытывал  не один раз. Выбери ответ, который считаешь наиболее верным или напиши ответ сам.

 

            1)Вспомни свое состояние перед  спортивными соревнованиями, контрольной

              работой, ответом у доски перед  классом и выступлением с докладом,

              как ты чувствуешь себя в  разных ответственных ситуациях:

            А) одинаково;

             Б) по разному;

             В) в зависимости от того  насколько важно для меня это  событие или мероприятие;

             Г) ваш вариант ответа…

 

 

     

2)Что вы испытываете при подходе  к стартовой линии или в  начале соревнования:

А) страх;

Б) радость;

В) чувство голода (сосет под  ложечкой);

Г) хочется в туалет;

Д) волнение;

Е) другие неприятные ощущения…

 
3) Начнете ли вы настраиваться  сразу на борьбу или долго смотрите на соперников, друзей, и прочих спортсменов:

А) да;

Б) нет;

В) мне кажется, что я этого  не делаю;

Г) иногда бывает;

Д) ваш вариант ответа…

 
4) Какие мысли вас начинают  посещать:

А) я скорее всего плохо справлюсь  с заданием;

Б) я уверен(а) что буду первым;

В) я не уверен(а) в себе, но доволен (довольна) тем что я присутствую  на таких соревнованиях;

Г) аааааа, я лузер!??;

Д) ваш вариант…

 
5) При разминке, думаете ли вы  о том:

А) я сильно волнуюсь, ведь очень  важно как я выполню задание;

Б) я не очень волнуюсь,  мне  всё равно какие будут результаты;

В) мама роди меня обратно;

Г) мои соперники очень сильные  и для меня важно показать всем чего я достиг(ла) в результате трудной  работы;

Д) как пройдут соревнования и  пытаетесь расслабиться, сконцентрироваться, успокоиться, настроиться (нужное подчеркнуть);

Е) ваш вариант ответа…

 

6) Какими позитивными мыслями  вы пытаетесь себя настроить:

А) я всё смогу;

Б) я стал(а) очень сильным (сильной) в последнее время;

В) мне всё по плечу, это пустяк и мои соперники неудачники;

Г) я ни о чём не думаю в  таких ситуациях;

Д) ваш вариант ответа…

 
7) Какие негативные мысли отпугивают  вас во время соревнований (старта):

А) я прогуливал(а) тренировки и  поэтому не пробегу (не сделаю все) хорошо;

Б) мои родители и друзья перестанут гордиться мной;

В) я неудачник (неудачница) и мне  все давалось нелегко;

Г) мне безразлично,  я соревнуюсь только для себя;

Д) ваш вариант ответа…

 
8) Что вы ожидаете услышать  от руководителя, тренера после  соревнований:

А) молодчина, я верил в тебя;

Б) ты мог(ла) бы и лучше;

В) ты показал(а) плохой результат;

Г) тебе надо больше тренироваться;

Д) ты боролся (лась) за победу и над  собой, тобою можно гордиться;

Е) ваш вариант ответа…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Психология: Учеб. Для ин-тов Физ. Культ./Под ред. В.М. Мельникова. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 367 с.
  2. Научно – методический журнал «Физическая культура в школе», 2006г., №4. Статья «Эмоции, стресс, здоровье», В.И. Дедловская
  3. http://mycolorlive.wordpress.com
  4. http://cons-help.com/

 

 

 




Информация о работе Предстартовые состояния и их регуляция