Преодоление специфических трудностей в поведении детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 09:00, лекция

Краткое описание

И родители по мере сил должны помочь ему справиться с трудной ситуацией. Чем же могут помочь воспитатели:
Создать возможности для дружбы. Периодически спрашивая у ребенка, не хочет ли он пригласить в гости своего друга или соседских детей. Пригласить одного из детей к себе домой, дети легче находят контакт, общаясь один на один. Найти ему занятие по душе, спортивную секцию или кружок, где ребенок мог бы встречаться и общаться со своими сверстниками.
Научить ребенка правильному общению. Необходимо учить его сочувствию и справедливости, прививать ему очень важные социальные навыки, которые в дальнейшем помогут ему не только найти верных друзей, но и дружить в течение долгого времени. Дети могут научиться состраданию уже в 3-летнем возрасте.

Вложенные файлы: 1 файл

консульт.docx

— 55.82 Кб (Скачать файл)

ПРЕОДОЛЕНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ

Трудности в общении со сверстниками

И родители по мере сил должны помочь ему справиться с трудной ситуацией. Чем же могут помочь воспитатели:

  • Создать возможности для дружбы. Периодически спрашивая у ребенка, не хочет ли он пригласить в гости своего друга или соседских детей. Пригласить одного из детей к себе домой, дети легче находят контакт, общаясь один на один. Найти ему занятие по душе, спортивную секцию или кружок, где ребенок мог бы встречаться и общаться со своими сверстниками.
  • Научить ребенка правильному общению. Необходимо учить его сочувствию и справедливости,  прививать ему очень важные социальные навыки, которые в дальнейшем помогут ему не только найти верных друзей, но и дружить в течение долгого времени. Дети могут научиться состраданию уже в 3-летнем возрасте.
  • Помочь при возникновении  конфликтных ситуаций с друзьями посоветовав ему возможные пути решения этих конфликтов.
  • Хвалить ребенка за хорошие, добрые поступки.
  • Обсуждать с ребенком его друзей и его социальную жизнь, даже если он уже подросток. Зачастую дети, особенно старшего возраста, неохотно говорят о своих проблемах с друзьями. Но им, тем не менее, необходимо  сочувствие и ненавязчивый совет со стороны взрослого.

Если ребенок заявляет «Меня никто не любит!», не следует утешать его такими проходными фразами, как «Мы же  тебя любим» или «Ничего, найдешь себе новых друзей», ребенок может решить, что вы не принимаете всерьез его проблемы. Вместо этого постарайтесь, чтобы он откровенно рассказал о том, что у него произошло, поссорился ли он с лучшим другом или чувствует себя в классе «белой вороной». Проанализируйте с ним возможные причины конфликта и постарайтесь найти пути к примирению. Вмешательство воспитателей в возникшую ситуацию должно быть очень осторожным. Вы можете морально поддерживать ребенка и помогать ему советом, но, в конце концов, разрешить проблему ребенок должен сам.

Повышенная агрессивность

Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

  • констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»);
  • констатирующий вопрос («ты злишься?»);
  • раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);
  • обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);
  • апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).

Поведение взрослого должно являться образцом для ребенка, и быть направленным на снижение напряжения в конфликтной ситуации. В этом ему могут помочь следующие приемы:

    • пассивное слушание, дающее возможность ребенку высказаться;
    • активное слушание, дающее возможность ребенка услышать;
    • пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
    • внушение спокойствия невербальными средствами;
    • прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
    • использование юмора;
    • признание чувств ребенка.

Плохие слова

Что делать родителям?

Услышав такие слова от ребенка, родителям-воспитателям не стоит пугаться, отрицать их существование. Запрет без объяснений сделает ругательства более привлекательными в глазах ребенка, он будет их употреблять, но постарается, чтобы вы этого не слышали. Своей первой реакцией (в любой системе воспитания) лучше дать понять: «Я знаю о   существовании и значении этих слов, они мне не нравятся, и я их не говорю». В свободное же для разговора время можно объяснить ребенку, почему не стоит употреблять «плохие слова». И самая важная причина в том, что другим становится обидно.

Поскольку ругательства и сквернословия – это, зачастую, проявление агрессии, то важно помочь ребенку в освоении методов самоконтроля и адекватного выражения эмоций. А первой реакций на такие бранные слова может стать помощь в обозначении чувств ребенка: «Я понимаю, что ты говоришь это не потому, что хочешь обидеть ребят, а просто тебя очень сердит то, что происходит. Попробуй не ругаться, а договорится с ними».

Ну и, конечно же, во избежание устойчивого употребления ребенком ругательств, взрослым необходимо следить за собственной речью и системой воспитания. Если ребенок поймал вас на слове, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.

Затянувшееся детство

Советы для  родителей-воспитателей  инфантильных детей

  1. С дошкольниками и младшими школьниками нужно играть во все, что встречается в их жизни: в «детский сад», в «больницу», в «школу», где они должны выступать в сильной, положительной роли.
  2. Инфантильный ребенок стремится к детям младше себя, необходимо побуждать его к общению со сверстниками, учите сотрудничать с ними, прощать обиды, улаживать конфликты.
  3. Даже по отношению к навязчивым инфантильным детям следует избегать «отрицательного внимания» - окриков, высмеивания, угроз наказаний, так как ребенок может довольствоваться этими формами внимания (за неимением других) и в дальнейшем стремиться провоцировать их.
  4. Для любых детей вредно расхождение в требованиях, предъявляемых школой и семьей или разными членами семьи. Обязанности и запреты, признаваемые всеми членами семьи, дадут возможность ребенку ощутить свою ответственность сначала за малые, а потом и за серьезные решения.
  5. Если ребенок окажется не готов к школе к 7-ми годам, лучше задержать его на год и в 8 лет отправить в школу со сформировавшейся позицией школьника.
  6. Поощряйте стремление детей к самостоятельности, принятию собственных решений. Ребенку надо давать пробовать свои силы.
  7. Необходимо помнить, что до определенного возраста мнение авторитетных взрослых является также мнением ребенка.

Воровство

Четыре шага  к прекращению воровства

Шаг 1. Подойдите к ситуации спокойно и оцените намерения ребенка. Этот шаг заключается в попытке найти ответы на пять основополагающих вопросов:  Что произошло?  Где и когда это случилось? С кем был ваш ребенок? Почему он украл? Например: «Саша, я огорчилась, когда нашла у тебя в шкафу видеоигру, ведь она не твоя. Как она туда попала?» Если не последует ответа, можно прямо спросить: «Ты взял ее?» 

Важно запомнить два  «не» в родительском поведении. Во-первых, не реагировать слишком остро. Во-вторых, не обвиняйте ребенка в воровстве, признайте существование проблемы и сообща справляйтесь с ней.

 Шаг 2. Объясните, почему воровать плохо. Изложите ребенку свои взгляды на честность. Помните, что детям часто трудно понять разницу между «одолжить» и «взять», поэтому вам придется объяснить ребенку идею права собственности и уважения к ней.

 Если ваш воспитанник постарше, можно обсудить с ним возможные  последствия воровства, такие как  потеря друзей, плохая репутация, утрата доверия людей и проблемы  с законом.

Шаг 3. Делайте замечания и размышляйте  над ситуацией. Дети часто не задумываются  о пагубных последствиях воровства. Постарайтесь поставить ребенка на место его жертвы и дать почувствовать, насколько обидно, когда крадут твои вещи.

Шаг 4. Требуйте восстановления справедливости. Убедитесь в том, что ребенок действительно понимает, почему воровать плохо и что надо сделать, чтобы исправить положение. Лучшее наказание — потребовать, чтобы ребенок извинился перед жертвой и вернул украденную вещь. (Лучше, если при этом вы будете сопровождать ребенка). Если вы хотите, чтобы дети были честными, подавайте им пример честности своим поведением, чтобы они знали, чего именно вы от них ожидаете.

 

Детская ложь

Воспользуйтесь следующими советами, которые помогут вам минимизировать  проявления нечестности и недостаточной честности  у своего воспитанника и сделать его более правдивым:

  • Предполагайте честность и требуйте правдивости. Постоянно объясняйте свое отношение к честности: «Все члены нашей семьи всегда должны быть честными друг с другом».
  • Укрепляйте честность. Повторяйте детям, насколько важно говорить правду. Дайте им понять, насколько  вы цените правдивость: «Я действительно ценю твою честность и рассчитываю, что ты скажешь правду».
  • Задавайте вопросы по этике поведения. Правильно поставленные вопросы могут стать важным средством развития сознательности и честности у ребенка.
  • Не реагируйте слишком остро на преувеличение и искажение правды. Если ваш воспитанник поступает таким образом, постарайтесь  сохранить спокойствие, чтобы задаться важным вопросом: почему ребенок обманул, и как он думает исправить эту ложь.
  • Объясните воспитаннику разницу между истинным и придуманным. Каждый раз, когда вам кажется, что ребенок сочиняет, спрашивайте: «Это правда или ты это придумал?» Эти слова не так пугают, как слова «наврал» или «обманул», и,  как правило,  дети признают, что они немного присочинили.
  • Объясните, почему нечестность — плохо. К аргументам в пользу

честности относятся следующие: нечестность может привести к неприятностям; люди не будут верить; можно заработать плохую репутацию; это обижает людей; жульничество несправедливо по отношению к другим людям.

    • Установите штрафные санкции за повторяющуюся нечестность.

Правильно выбранные санкции помогут ребенку задуматься о том, как изменить свое поведение. В качестве штрафных санкций могут выступать: лишение желанной привилегии или любимого занятия.

Как справиться с трудным поведением ребенка?

  • Концентрируйтесь на положительном поведении ребенка. Берите его за основу построения взаимоотношений, и в тех случаях, когда это возможно, не обращайте внимания на негативное поведение.
  •     Укрепляйте положительное поведение через вознаграждение. Им может быть просто ваше внимание, похвала, поощрение.
  • Критикуйте поведение, а не человека. Например: «Бить кого-то - это плохо, потому что...» Но не так: «Ты безобразный ребенок, потому что ты ударил...». Когда мы говорим о поведении ребенка и не затрагиваем его личность, это не унижает его и не усугубляет и без того низкую самооценку. Ребенок получает возможность увидеть себя по-другому и способность менять свое поведение.
  • Создайте возможность для обучения. Научите ребенка видеть, что делать ошибки — это нормально и что это не угроза вашим отношениям, они могут продолжаться, несмотря на произошедшее. Например: «Ты разбил чашку, так бывает, просто запомни, что в следующий раз лучше взять одну или две, а не нести так много чашек сразу».
  • Будьте последовательны. Дети должны чувствовать себя в безопасности - частично этому способствует следование правилам, установленным дома.
  • Лучше предупредить конфликт, чем потом с ним разбираться. Если ребенок ведет себя нежелательным образом, особенно если это поведение мешает другим или наносит ущерб, лучше сразу вмешаться и прервать этот процесс. Когда чувства ребенка накалены, то не стоит вступать в физический контакт. Можно использовать метод прерывания:

- вступить в вербальный контакт;

- сказать ребенку о том, что  он делает неправильно;

- сказать, чтобы он прекратил.

Ранняя сексуальная активность подростков 
Чтобы избежать или предотвратить преждевременную сексуальную активность подростков необходимо: 

1. Проводить с воспитанником  доверительные беседы о сексе, не упрекая его ни в чем  и не ссылаясь на нормы морали, используя свои знания в вопросах  физиологии пола, рассказывая о  различиях между мужчиной и  женщиной, о последствиях полового  контакта, о способах контрацепции. Независимо от степени вашего  желания, вам не всегда удастся  предотвратить вступление ваших  воспитанников в интимные отношения. Поэтому, если у вас получится  доверительная беседа без нравоучений  и упреков, то они смогут сделать  правильный выбор в трудной  ситуации.

2. Способствовать развитию в  подростке самоуважения, готовности  постоять за себя. Главная потребность  ребенка – быть нужным кому-нибудь, эта потребность реализуется  сначала в семье, затем в компании  сверстников. В поисках путей  реализации этой потребности  подростки идут на любые действия: вступление в половую связь  выступает, с этой точки зрения, как способ хоть ненадолго, но  почувствовать себя значим и  нужным. Этот же механизм распространяется  и на другие девиации подростков  – алкоголизм, наркомания.

3. Научиться реагировать на поведение  ребенка независимо от собственных  убеждений, ставя своей целью  не «исправить» ребенка, а помочь  ему подготовиться к жизни, научиться  справляться с трудными ситуациями. 

4. Хорошим лекарством для отвлечения  девочки от нежелательной компании  являются доверительные отношения  в семье, совместное проведение  досуга (театр, книги, кино, походы, занятия  спортом и т. д.). Семья – это  система взаимоотношений, в которой  все члены взаимодействуют, выполняя  обязанности по дому, общаясь  между собой и т.д. Если кто-то, в данном случае ребенок, выпадает  или менее всего задействован  в этой системе, то он ищет  этому замену. Преемственность семьи  в жизни ребенка обезопасит  его от опрометчивых поступков  и ошибок. Зная, что в семье  есть человек, которому он сможет  доверить свои проблемы, даже  самые интимные, подросток будет  искать решение дома, а не на  улице в сомнительной компании.

5. Дать понять ребенку, что он  может вступить в половые отношения, что это не запрет, но при  этом подросток должен анализировать  насколько он сам этого хочет, любит ли он своего партнера, готов ли он к половым отношениям  и знает ли о последствиях  и о средствах защиты. 

6. Факт того, что они уже вступали  в половой контакт, вовсе не  подразумевает, что так должно  продолжаться и впредь. Дайте  подросткам знать, что они вправе  отказывать в половой связи  каждый раз, когда их что-нибудь  стесняет.

7. Постараться отслеживать эмоциональное  состояние своего воспитанника, и тогда вам легче будет  вовремя оказать психологическую  поддержку и помощь в поиске  решения сложившейся проблемы  подростка. Приложите усилия к  тому, чтобы понять мысли приемного  подростка, понять, почему он себя  так ведет, и попытайтесь помочь (а не критиковать).

 

ПРЕОДОЛЕНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ

Информация о работе Преодоление специфических трудностей в поведении детей