Преодоление специфических трудностей в поведении детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 09:00, лекция

Краткое описание

И родители по мере сил должны помочь ему справиться с трудной ситуацией. Чем же могут помочь воспитатели:
Создать возможности для дружбы. Периодически спрашивая у ребенка, не хочет ли он пригласить в гости своего друга или соседских детей. Пригласить одного из детей к себе домой, дети легче находят контакт, общаясь один на один. Найти ему занятие по душе, спортивную секцию или кружок, где ребенок мог бы встречаться и общаться со своими сверстниками.
Научить ребенка правильному общению. Необходимо учить его сочувствию и справедливости, прививать ему очень важные социальные навыки, которые в дальнейшем помогут ему не только найти верных друзей, но и дружить в течение долгого времени. Дети могут научиться состраданию уже в 3-летнем возрасте.

Вложенные файлы: 1 файл

консульт.docx

— 55.82 Кб (Скачать файл)

Трудности в общении со сверстниками

 

Если ребенок в реальной жизни и общении с членами семьи проявляет такие  негативные характеристики как: неспособность сопереживать другому человеку и откликаться на эмоциональное состояние близких людей, отсутствие способности к управлению своими эмоциями и контролю за своим поведением, множество отрицательных эмоций и страхов, то можно предположить, что у него могут возникнуть трудности в общении с другими детьми.

Совсем не нужно ждать, когда у ребенка появятся проблемы в общении. Если родители-воспитатели заметили подобные явления в поведении своих воспитанников, то лучше всего будет  заняться развитием коммуникативных способностей ребенка.  При этом нужно помнить, что общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использовать жесты, мимику для выражения своих мыслей, а также осознание себя и других людей.

В общении со сверстниками у ребенка совсем иная позиция, чем в общении с взрослыми или младшими детьми. С друзьями ребенок учится взаимному доверию и уважению, общению на равных, всему тому, чему родители не могут его научить.

Неспособность ребенка заводить друзей или дружить с кем-либо длительное время может проявляться уже в дошкольном детстве. Первым настораживающим признаком служит обычно то, что ребенок не рассказывает родителям-воспитателям ничего о детях из своей группы или рассказывает о них неохотно. Но, независимо от того, 5 или 15 лет ребенку, неумение дружить или потеря друга является для него тяжелым испытанием. И родители по мере сил должны помочь ему справиться с трудной ситуацией. Чем же могут помочь воспитатели:

  • Создать возможности для дружбы. Периодически спрашивая у ребенка, не хочет ли он пригласить в гости своего друга или соседских детей. Пригласить одного из детей к себе домой, дети легче находят контакт, общаясь один на один. Найти ему занятие по душе, спортивную секцию или кружок, где ребенок мог бы встречаться и общаться со своими сверстниками.
  • Научить ребенка правильному общению. Необходимо учить его сочувствию и справедливости,  прививать ему очень важные социальные навыки, которые в дальнейшем помогут ему не только найти верных друзей, но и дружить в течение долгого времени. Дети могут научиться состраданию уже в 3-летнем возрасте.
  • Помочь при возникновении  конфликтных ситуаций с друзьями посоветовав ему возможные пути решения этих конфликтов.
  • Хвалить ребенка за хорошие, добрые поступки.
  • Обсуждать с ребенком его друзей и его социальную жизнь, даже если он уже подросток. Зачастую дети, особенно старшего возраста, неохотно говорят о своих проблемах с друзьями. Но им, тем не менее, необходимо  сочувствие и ненавязчивый совет со стороны взрослого.

Если ребенок заявляет «Меня никто не любит!», не следует утешать его такими проходными фразами, как «Мы же  тебя любим» или «Ничего, найдешь себе новых друзей», ребенок может решить, что вы не принимаете всерьез его проблемы. Вместо этого постарайтесь, чтобы он откровенно рассказал о том, что у него произошло, поссорился ли он с лучшим другом или чувствует себя в классе «белой вороной». Проанализируйте с ним возможные причины конфликта и постарайтесь найти пути к примирению. Вмешательство воспитателей в возникшую ситуацию должно быть очень осторожным. Вы можете морально поддерживать ребенка и помогать ему советом, но, в конце концов, разрешить проблему ребенок должен сам.

 

Повышенная агрессивность

 

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для родителей-воспитателей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет.

В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

- полное игнорирование реакций  ребенка - весьма мощный способ  прекращения нежелательного поведения;

- выражение понимания чувств  воспитанника («Конечно, тебе обидно...»);

- переключение внимания, предложение  какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с  верхней полки, ты ведь выше  меня»);

- позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения  внимания к себе. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему конструктивно выплеснуть агрессию, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

Необходимо проводить четкую границу между поступком и личностью. Это позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Вместо распространенного, но неэффективного «чтения морали», лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

  • констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»);
  • констатирующий вопрос («ты злишься?»);
  • раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);
  • обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);
  • апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного проступка, ребенок  должен понять, что взрослые любят его, но против того, как он себя ведет.

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: повышение голоса, изменение тона на угрожающий;  демонстрация власти, использование физической силы.

Поведение взрослого должно являться образцом для ребенка, и быть направленным на снижение напряжения в конфликтной ситуации. В этом ему могут помочь следующие приемы:

    • пассивное слушание, дающее возможность ребенку высказаться;
    • активное слушание, дающее возможность ребенка услышать;
    • пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
    • внушение спокойствия невербальными средствами;
    • прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
    • использование юмора;
    • признание чувств ребенка.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

 

Плохие слова

 

В своем речевом развитии дети проходят разные стадии, и рано или поздно в речи ребенка появляются бранные, «плохие» слова. Очевидно, что дети независимо от системы воспитания усваивают определенный словарь от товарищей по играм, из средств массовой информации и непосредственно от близких взрослых.

Собственные наблюдения ребенка и проводимые взрослыми воспитательные беседы наводят его на мысль, что умение вставить в свою речь крепкое словечко является одним из признаков взрослости. И если говорят, что использовать подобные слова можно только взрослым, то, естественно, ребенок, стремящийся во всем походить на старших, будет намеренно употреблять запрещенные выражения в своей речи. Заметив, что эти слова шокируют окружающих, дети начинают использовать ругательства, чтобы позлить, подразнить, спровоцировать их. В этом случае бранные слова становятся орудием мести.

Употребление ругательств может носить и защитный (от системы воспитания) характер для ребенка. «Плохие» слова позволяет выплеснуть агрессию, когда другие способы ему недоступны.

Что делать родителям?

Услышав такие слова от ребенка, родителям-воспитателям не стоит пугаться, отрицать их существование. Запрет без объяснений сделает ругательства более привлекательными в глазах ребенка, он будет их употреблять, но постарается, чтобы вы этого не слышали. Своей первой реакцией (в любой системе воспитания) лучше дать понять: «Я знаю о   существовании и значении этих слов, они мне не нравятся, и я их не говорю». В свободное же для разговора время можно объяснить ребенку, почему не стоит употреблять «плохие слова». И самая важная причина в том, что другим становится обидно.

Поскольку ругательства и сквернословия – это, зачастую, проявление агрессии, то важно помочь ребенку в освоении методов самоконтроля и адекватного выражения эмоций. А первой реакций на такие бранные слова может стать помощь в обозначении чувств ребенка: «Я понимаю, что ты говоришь это не потому, что хочешь обидеть ребят, а просто тебя очень сердит то, что происходит. Попробуй не ругаться, а договорится с ними».

Ну и, конечно же, во избежание устойчивого употребления ребенком ругательств, взрослым необходимо следить за собственной речью и системой воспитания. Если ребенок поймал вас на слове, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.

 

 

 

 

 

Затянувшееся детство

 

Отставая в физическом и психическом развитии от своих сверстников, инфантильный ребенок «выпадает» из их совместного движения по пути к взрослости. Бывает, что сверстники не общаются с таким ребенком и не принимают его в свои игры.  В подобных условиях какие-то черты детскости сохраняются на неопределенно долгий срок. При этом по физиологическим показателям отставание может быть небольшим (скажем, на год), но психологически прослеживаются черты, типичные для более раннего этапа развития. Это проявляется, прежде всего, в отношении к инструкции, образцу. Ребенок с психофизическим инфантилизмом склонен игнорировать инструкции, не понимая значения их использовании. Поэтому, даже следуя правилу или инструкции, ребенок может трактовать их в зависимости от ситуативных импульсов и побуждений. Такой незрелый дошкольник попросту не осознает, не считает для себя важным школьные требования.

 С годами, даже если не  осуществлять коррекции его поведения, по физиологическим показателям  он может догнать сверстников, однако к этому времени обычно  уже проявляются вторичные нарушения  развития личности. Чтобы такие  дополнительные (вторичные) нарушения  не возникли, важно использовать  во взаимодействии с инфантильным  ребенком рекомендации специалиста.

 При инфантилизме основной  «рецепт» состоит в том, что  отношения родителей с ребенком  должны соответствовать его психологическому, а не паспортному возрасту.

Необходимо примириться с тем, что он в чем-то младше своих сверстников, увидеть, что он реально может, а чего нет, и не требовать от него гораздо большего, чем то, на что он способен.

Советы для  родителей-воспитателей  инфантильных детей

  1. С дошкольниками и младшими школьниками нужно играть во все, что встречается в их жизни: в «детский сад», в «больницу», в «школу», где они должны выступать в сильной, положительной роли.
  2. Инфантильный ребенок стремится к детям младше себя, необходимо побуждать его к общению со сверстниками, учите сотрудничать с ними, прощать обиды, улаживать конфликты.
  3. Даже по отношению к навязчивым инфантильным детям следует избегать «отрицательного внимания» - окриков, высмеивания, угроз наказаний, так как ребенок может довольствоваться этими формами внимания (за неимением других) и в дальнейшем стремиться провоцировать их.
  4. Для любых детей вредно расхождение в требованиях, предъявляемых школой и семьей или разными членами семьи. Обязанности и запреты, признаваемые всеми членами семьи, дадут возможность ребенку ощутить свою ответственность сначала за малые, а потом и за серьезные решения.
  5. Если ребенок окажется не готов к школе к 7-ми годам, лучше задержать его на год и в 8 лет отправить в школу со сформировавшейся позицией школьника.
  6. Поощряйте стремление детей к самостоятельности, принятию собственных решений. Ребенку надо давать пробовать свои силы.
  7. Необходимо помнить, что до определенного возраста мнение авторитетных взрослых является также мнением ребенка.

 

Воровство

 

Реакция взрослых на воровство детей может быть либо деструктивной, либо продуктивной, когда они помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо. Лучшая реакция — та, которая не только помогает ребенку осознавать ваши надежды на ЕГО честность, но и понять, почему это так важно.

Информация о работе Преодоление специфических трудностей в поведении детей