Преступное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 02:20, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе целью является:
1. Дать определение преступному поведению и выделить его основные признаки.
2. Сравнить преступное поведение от других видов отклоняющегося поведения.
3. Выявить механизм преступного поведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие преступного поведения и его основные признаки………….….….4
2. Понятие и виды девиантного поведения………………………………….…..7
3. Механизм преступного поведения…………………………………………...14
4. Роль конкретной жизненной ситуации в механизме преступного
поведения………………………………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………...…………………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

преступное поведение.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Каковы же причины  девиантного поведения? В первую очередь культурно осуждаемого  поведения.

Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права.

Ответ на вопрос: почему появляются девианты, пытаются дать социологические или культурные теории социальных отклонений. В соответствии с ними индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определённым нормам, причём эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры - частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением.

Одним из важнейших  факторов обучения моральным ценностям  и поведенческим нормам служит семья. Когда ребенок социализируется в условиях счастливой, крепкой и здоровой семьи, он обычно развивается как уверенная в себе и в окружении, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Ребенок ориентирован определённым образом на свое будущее. Если семейная жизнь в чём-то неудовлетворительна, то дети часто развиваются с пробелами в воспитании, в усвоении норм и с отклоняющимся поведением. Многочисленные исследования молодёжной преступности показали, что около 85% молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях. Американскими исследователями в области социальной психологии было выявлено пять основных факторов, определяющих семейную жизнь как неблагополучную: сверхсуровая отцовская дисциплина (грубость, сумасбродство, непонимание); недостаточный материнский надзор (равнодушие, беззаботность); недостаточная отцовская привязанность; недостаточная материнская привязанность (холодность, враждебность); отсутствие сплочённости в семье (скандалы, враждебность, взаимная неприязнь). Все эти факторы оказывают значительное влияние на процесс социализации ребенка в семье и, в конечном счёте, на воспитание личности с отклоняющимся поведением.

Однако многочисленны  также случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных семьях. Дело в том, что семья - это далеко не единственный (хотя и важнейший) институт в обществе, участвующий в социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, в частности с социальным окружением.

Девиантное  поведение отдельных индивидов  может стать также результатом  такого явления как аномия (состояние  отсутствия норм). Это происходит в  постоянно изменяющемся обществе, где  нет единой и неизменной системы норм. В такой ситуации личности бывает трудно выбрать линию нормативного поведения, что в последствии и порождает девиантное поведение индивида.

Когда нравственные нормы запрещают совершать некоторые действия, которые многие личности желают совершить, возникает другой феномен отклоняющегося поведения - нормы оправдания. Это культурные образцы, с помощью которых люди оправдывают осуществление каких-либо запретных желаний и действий без открытого вызова существующим моральным нормам.

Таким образом, отклоняющееся поведение играет в обществе двойственную роль: с  одной стороны, представляет угрозу стабильности общества, с другой - поддерживает эту стабильность.

Так, например, при наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения. Происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка.

С другой стороны, отклоняющееся  поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Даже совершенно изолированные от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменения окружающей среды.

 

   3. Механизм преступного поведения

 

Для криминологии наибольший интерес представляет выработанное психологической и юридической наукой понятие конкретной жизненной ситуации как определенного сочетания обстоятельств жизни человека, непосредственно влияющих на его поведение в данный момент. В криминологическом смысле – это событие или состояние, вызвавшее решимость совершить общественно опасное деяние, способствующее или препятствующее ему.

Ситуация обычно предшествует преступлению, но может и сопровождать его совершение. Обстоятельства жизни человека, из которых складывается конкретная жизненная ситуация, весьма различны. Это может быть сравнительно длительное состояние (например, тяжелая обстановка в семье) или кратковременное событие (например, конфликт с хулиганом на улице), различные поступки других людей или положение, сложившееся в обществе.

Ситуация может охватывать огромные территории (например, при  преступлениях против жизни и  безопасности человечества) или ограничиваться квартирой (например, при бытовой ссоре). Продолжительность ситуации тоже различна: от нескольких секунд (при дорожно-транспортном происшествии) до нескольких лет (конфликты на почве ревности или мести).

В каждой жизненной ситуации необходимо различать объективное содержание, определяемое происшедшими в действительности событиями, и субъективное значение, которое придается ей субъектом в зависимости от его взглядов, опыта, наклонностей, характера и пр. Объективное содержание и субъективное значение ситуации могут подчас сильно расходиться.

Одно и тоже объективное  событие, например невозможность удовлетворения какой-либо потребности, может играть для одного и того же лица в разные моменты (или в одно и тоже время для разных лиц) различную роль. Различие во взглядах с собеседником субъект может воспринять как личное оскорбление, временные материальные трудности некоторые люди расценивают как жизненный крах и прочие. Важно то обстоятельство, что человек обычно поступает в соответствии не с ситуацией в ее объективном смысле, а со своим представлением о ней. Субъективное толкование ситуации тесно связано с мотивационной сферой личности и определяемыми ею целями поведения.

Ситуации могут не только вызывать временные изменения  в поведении, но и стимулировать перестройку личности. К таким ситуациям относятся эмоционально насыщенные события, затрагивающие интересы или совесть личности. К ним мы относим ситуации общественного выражения гнева, презрения, восхищения, опасные для жизни ситуации, крушение надежд или, наоборот, порождающие веру в грядущее счастье и прочие.

Человек ведет себя по-разному  в обыденной обстановке и экстремальных, необычных условиях. Поэтому, оценивая его действия, приведшие к преступному результату, следует выяснить, предвидел ли он заранее такое стечение обстоятельств или оно явилось для него неожиданностью. Это необходимо, прежде всего, для правильного понимания нравственного облика личности, выяснения ее моральной и эмоциональной устойчивости. Давая оценку неправомерным поступкам, следует также учитывать, что поведение человека вообще, а тем более в сложной ситуации зависит не столько от особенностей нервной системы, сколько от нравственных качеств, убеждений, наклонностей, индивидуального опыта, тренированности в преодолении трудностей, влиянии социальных установок и общественного мнения.

Столкнувшись перед совершением преступления с уже знакомой ему ситуацией, человек получает возможность не только физически продублировать прошлые поступки, но и воспроизвести их целевое содержание. Прошлые ситуации отражаются, закрепляются в чертах личности и уже через нее как бы входят в новую ситуацию, превращая ее в известную, «легко решаемую».

Значение субъективного фактора сильно возрастает в нетипичных ситуациях. Это связано, прежде всего, с неопределенностью, неполнотой первичной информации, поступающей к индивиду от окружающей его непривычной обстановки.

Ситуация не во всех случаях предоставляет человеку вариант решения, лежащий на поверхности. Эксперименты показали, что при решении сложной проблемы у человека вообще может не быть очевидного варианта решения. В таких случаях он должен формировать новый.

Конечно не каждая ситуация требует такого реагирования на нее, при котором перед лицом стоит задача осмыслить ее и найти решение. В большинстве случаев решения принимаются автоматически и настолько входят в привычку, что сознательный элемент, ассоциируемый с идеей выбора, исчезает.

Только новая или  редко встречающаяся ситуация наиболее очевидно заставляет действовать волю человека и вынуждает его сопоставлять различные возможные реакции, вызываемые данной жизненной ситуацией, выбирая ту из них, которая представляется в тот момент наиболее подходящей.

Таким образом, в одном случае побуждение личности к определенному поведению включает в себя сознательную оценку ситуации и выбор на этой основе варианта поведения, в другом – побуждение функционирует без предварительного мысленного анализа последствий и оценки поведения. В последнем случае поиск решения отсутствует и в качестве мотива поступка выступает стереотипное поведение.

Ситуации могут охватывать большие территории и сохраняться в течение длительного времени либо, наоборот, ограничиваться небольшими пространствами и длиться несколько мгновений. Пространственно-временные масштабы ситуации во многом зависят от характера деятельности конкретных лиц, от их возможностей и направленности их умысла.

Другим свойством ситуаций является их систематичность и известная повторяемость, что создает необходимые гносеологические и логические основания для предвидения их появления в будущем.

Большая часть ситуаций в жизни человека возникает под влиянием различных социальных факторов, порождается конкретными общественными связями и отношениями. Поэтому ситуации в общем можно рассматривать как одно из проявлений социальной среды, играющей решающую роль в формировании личности и ее поведения.

Конкретная ситуация, в которой находится данная личность перед совершением преступления, в значительной мере определяется ее социальной ролью, принадлежностью к социальной группе, образом жизни и т.д. Это дает возможность в вероятностном аспекте предсказать некоторые события в жизни человека и предположить определенный вариант его поведения. Например, одни ситуации, связанные с профессиональной принадлежностью, возникают у водителя такси, другие – у продавца магазина, третьи – у врача и т.п. Их поведение в наиболее типичных и важных ситуациях определяется как законами или служебными инструкциями, так и неписаными нормами, выработанными в данной профессии, и, конечно, общепринятыми нормами поведения. Ситуации определенного типа постоянно складываются и в жизни лица, которое систематически совершает преступления, скрывается от органов следствия, ведет паразитический образ жизни.

Ситуации зависят и  от направленности взглядов, интересов  и наклонностей личности, от ее идеалов. Поэтому, например, лица с антиобщественной ориентацией нередко стремятся попасть в такие ситуации, в которых они могут рассчитывать на удовлетворение своих потребностей, либо сами создают эти ситуации. В значительной степени ситуация определяется интеллектом человека, определяющим его социальную позицию, уровень и объем притязаний.

 

4. Роль конкретной жизненной ситуации в механизме преступного поведения

Ситуация – это  влияющая на поведение человека в данный момент совокупность обстоятельств, как способствующих, так и препятствующих преступлению, либо нейтральных. Роль ситуации в механизме преступления в значительной мере зависит от того, какая группа факторов определяет «лицо» данной ситуации, превалирует в ней. В связи с этим ситуации можно классифицировать на два основные вида – криминогенные и некриминогенные.

Криминогенные ситуации – это те, которые в силу фактического содержания положительно влияют на формирование преступного замысла, цели преступления, являются благоприятными для достижения преступного результата. Такие ситуации часто являются мотивирующими и содержат в себе «провоцирующие» моменты. По источнику формирования криминогенные ситуации можно разделить на три группы:

- связанные с личностью субъекта и его деятельностью;

- складывающиеся независимо от субъекта и связанные с предметом преступного посягательства;

- смешанные, то есть возникшие в результате, как действий лица, так и других обстоятельств.

Ситуации первой группы нередко складываются вследствие целеустремленных поступков субъекта, специально направленных на создание условий, наиболее благоприятных для осуществления его преступных намерений. Они могут быть созданы и такими действиями лица, которые первоначально были направлены на совершение другого преступления либо на достижение совсем другой цели, а также антиобщественным, аморальным, но не преступным поведением.

Ситуации второй группы часто возникают из-за упущений и недостатков в деятельности государственных органов, хозяйственных и общественных организаций, отдельных должностных лиц. Они могут порождаться также аморальными, противоправными и неосторожными действиями потерпевших и свидетелей, возникать под влиянием предрассудков, отсталых взглядов, традиций и представлений, бытующих среди некоторых микрогрупп или общностей. Существование таких ситуаций может быть связано с несчастным случаем или с действием стихийных сил природы.

Наиболее распространены ситуации третьей группы. В каждой конкретной ситуации может преобладать та или иная группа таких обстоятельств.

Информация о работе Преступное поведение