Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 13:48, реферат
Деловое общение — это процесс, при котором происходит обмен деловой информацией и опытом работы, предполагающим достижение определенного результата в совместной работе, решение конкретной задачи или реализацию определенной поставленной цели. Спецификой этого процесса является момент регламента, то есть подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, принятыми на данной территории, профессиональными этическими принципами, принятыми в данном профессиональном круге лиц.
Введение 2
1. Понятие манипуляции 4
2. Основные приемы манипуляции 5
3. Виды манипуляторов 7
4. Распознавание манипуляторов 11
5. Приемы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений 13
Заключение 17
Список литературы 18
Можно выделить приемы, которыми пользуются недобросовестные работники, чтобы уклониться от выполнения задания или избежать ответственности. Вот они:
· не закончив одного дела, напрашиваются на какое-либо другое;
· стараются доказать руководителю, что в задании не было указаний на то, что сейчас требуется;
· заявляют, что некоторое время назад начальник говорил совсем обратное;
· заявляют, что у них мало прав для выполнения этого задания;
· заявляют, что им «не помогают»; это дает возможность уклоняться от ответственности;
· доказывают, что поручаемое задание не входит в их обязанности и что этим должен заниматься кто-нибудь другой;
· стараются всегда быть обиженными – можно будет оправдаться тем, что в такой обстановке невозможно работать;
· заявляют, что поручаемая им работа им не по плечу («я не могу все знать», «я не профессор»);
· обвиняют начальника в том, что его никогда нельзя понять или с ним невозможно работать;
· берут задания без указания срока их выполнения; потом трудно будет обвинить их в срыве и невыполнении задания;
· используют выражения типа «первый раз слышу», «звонил, не дозвонился», «заходил, но вас не было», «искал, но не нашел», «а мне никто не говорил», «а почему я?», «не слышал», «не знаю», «я ему сказал, но он не сделал» и т.д.
4. РАСПОЗНАВАНИЕ МАНИПУЛЯТОРОВ.
В деловых контактах с разными партнерами мы ведем себя по-разному. Американский психолог Эрик Берн разработал модель эго-состояний, в соответствии с которой каждый поступок человека продиктован логикой одного из трех состояний сознания: Родитель, Взрослый или Ребенок. Все три характеристики тесно связаны между собой и принадлежат каждому человеку. Без Родителя человек должен был бы каждый раз заново осваивать вековой опыт. Роль Взрослого позволяет трезво оценивать действительность, контролировать поведение и действия Родителя и Ребенка. Ребенок – источник многих радостей, положительных чувств, постоянного ощущения новизны и поиска. Отклонение в поведении человека появляется тогда, когда при взаимодействии с другими людьми одно из этих состояний доминирует.
Распознавание эго-состояний осуществляется через анализ интонаций, поведения, выражения лица, жестов и положения тела, а также речевые клише, присущие конкретному типу ролей.
Родитель |
Ребенок |
Взрослый | |
Общее поведение |
1. Автоматически оценивающее, ироничное, порицающее, наказывающее, обвиняющее, ищущее виновного, приказное, авторитарное. 2. Доброе, ободряющее, признательное, озабоченное, сочувствующее, помогающее, сверхзаботливое |
1. Не заботясь о реакции окружающих, игривое, любознательное, творческое, хитрое, злорадное, излучающее избыток энергии, мечтательное. 2. Ощущение стыда, чувство вины, осторожное, боязливое, требующее одобрения, впадающее в отчаяние, скромное, неуверенное, жалующееся, придерживающееся правил. 3. Протест против более сильных и авторитетных, капризное, своенравное, непослушное, агрессивное |
Раскрепощенно, по-деловому, объективно, внимательно, прислушиваясь к собеседнику, без эмоций, задавая открытые вопросы, задумываясь |
Типичные фразы |
1. «Ты должен», «Ты не должен», «Это тебе нельзя», «Как ты только можешь», «Сколько тебе говорить одно и то же!», «Я не позволю так с собой обращаться!», «Прекрати это сейчас же!». 2. «Не ломай себе голову!», «Не так плохо, как кажется», «Не вешай нос», «Тебе это не по силам», «Я могу вас понять», «Иди, я сделаю за тебя» |
1. «Я хочу», «Я бы
очень хотел», «Прекрасно!», «Великолепно!»,
«Высший класс!, «Мне без разницы»,
«Так тебе и надо». 2. «Я не
верю в свои силы» «Я не
смогу это сделать», «Я боюсь»,
«Я попробую», «Я хотел только… |
Все вопросы, начинающиеся со слов: Что? Когда? Где? Почему? Высказывания: возможно, вероятно, по моему мнению, я думаю, я полагаю, по моему опыту, др. все, что допускает возможность дискуссии |
Интона-ция, манера говорить |
1. Громко или тихо, твердо, высокомерно, насмехаясь, цинично, саркастически, с нажимом. 2. Тепло, успокаивающе, сочувственно |
1. Громко, быстро, захлебываясь, печально. 2. Тихо, нерешительно, прерывающимся голосом, подавленно, нудно, жалуясь, покорно. 3. Гневно, громко, упрямо, угрюмо |
Уверенно (без высокомерия), по-деловому (с личностной окраской), нейтрально, спокойно, без страстей и эмоций, ясно и четко |
Жесты |
1. Поднятый вверх указательный палец, руки на бедрах, руки скрещены перед грудью, ноги широко расставлены. 2.Поглаживание по голове |
1. Напряженный или расслабленный корпус, рассеянность. 2. Опущенные плечи, склоненная голова, стоит навытяжку, пожимает плечами, кусает губы, напряжен, дружелюбен, мил. 3. Напряженность, угрожающая поза, упрямство, опущенная голова |
Корпус прямой, его положение меняется в ходе беседы, верхняя часть туловища слегка наклонена вперед |
5. ПРИЕМЫ,
СТИМУЛИРУЮЩИЕ ОБЩЕНИЕ И
Приемы, стимулирующие общение, призваны
снять «барьеры в общении», т. е. сформировать
у собеседников благоприятное впечатление
о партнере, доверительное отношение к
нему, обеспечить полное взаимопонимание,
способствовать конструктивному обсуждению
проблемы.
Успеху делового общения в значительной
мере способствует формирование у партнера
положительного впечатления о себе. Деловое
общение требует от человека высокой психологической
культуры, а также постоянного изучения
и учета эмоциональной стороны отношений.
Разум и эмоции — неразрывные составляющие
человека, причем эмоциональное в человеке
многократно перевешивает рациональное.
Следует помнить очень важную рекомендацию
фоносемантики (науки о знаках чувств):
самый привлекательный облик человека
в общении — приветливый, доброжелательный.
В общении каждый из партнеров нуждается
в положительных эмоциях, поэтому тот,
кто находится в позитивном, жизнерадостном
и оптимистичном состоянии, становится
действительно желательным собеседником.
При прочих равных условиях люди легче
принимают позицию того человека, к которому
испытывают эмоционально-позитивное отношение,
и наоборот, труднее принимают (и нередко
отвергают) позицию того, к кому испытывают
эмоционально-негативное отношение.
Существует категория людей, которые
умеют располагать к себе других, практически
сразу завоевывать их доверие, вызывать
к себе чувство симпатии — это люди, наделенные
обаянием. Можно выделить три группы качеств,
определяющих уровень личного обаяния:
К основным приемам, стимулирующим общение, помогающим продолжать его, даже если позиция партнеров не совпадает, можно отнести:
Степень успешности манипуляции
в значительной мере зависит от того, насколько
широк арсенал используемых манипулятором
средств психологического воздействия,
то есть манипулятивных технологий, и
насколько манипулятор гибок в их использовании.
Существует огромное множество литературы
по манипулятивным технологиям, в которой
изложены различные взгляды и различные
подходы по объяснению того или иного
феномена манипуляции. Довольно скоро
обнаруживается частый повтор одних и
тех же вопросов, которые в разных сочетаниях:
как лейтмотивы включаются в круг обсуждаемых
авторами проблем. Совокупность этих проблем
можно свести к нескольким группам: оперирование
информацией; сокрытие манипулятивного
воздействия, степень и средства принуждения,
применения силы; мишени воздействия;
тема роботообразности, машиноподобия
адресата воздействия.
В каждой культуре у людей развиваются
определенные реакции на общие ситуации,
возникающие в процессе убеждения. Эти
реакции на определенные стимулы позволяют
предугадать поведение других людей и
убеждать их. К сожалению, те же реакции
открывают путь для манипуляции со стороны
беспринципных личностей. Далее вашему
вниманию предлагаются девять принципов,
с которыми вы сталкиваетесь в повседневной
жизни, кем бы вы ни были: продавцом, оратором,
потребителем, мужем, женой, отцом или
другом. Это Законы убеждения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Приемы манипулирования в деловом общении