Приемы противодействия слухам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 19:48, контрольная работа

Краткое описание

Человек есть существо общественное, социальное. Весь процесс его становления и развития проходил в условиях контактов, взаимодействия, общения людей друг с другом в самых разнообразных формах. Человек стал тем, чем он сегодня является в значительной степени благодаря своей способности к общению, взаимодействию с себе подобными. Стремление к общению является важнейшим родовым качеством человека, отличающим его от других, нестадных животных и позволяющим характеризовать его как homo socialis – человека общественного, общающегося.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Слухи как феномен функционирования информации в
массовой психологии …………………………………………………………5
2. Противодействие слухам …………………………………………………….11
Заключение ………………………………………………………………………15
Список использованных источников …………………………………………..17

Вложенные файлы: 1 файл

Психология.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Название учебного заведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Психология»

На тему «Приемы противодействия слухам»

 

 

 

Выполнил:

студент 2 курса

Иванов И.И.

Проверил:

Сидоров С.С.

 

 

 

 

 

Город

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………….3

1. Слухи как феномен функционирования информации в

     массовой психологии …………………………………………………………5

2. Противодействие слухам …………………………………………………….11

Заключение ………………………………………………………………………15

Список использованных источников …………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Человек есть существо общественное, социальное. Весь процесс его становления и развития проходил в условиях контактов, взаимодействия, общения людей друг с другом в самых разнообразных формах. Человек стал тем, чем он сегодня является в значительной степени благодаря своей способности к общению, взаимодействию с себе подобными. Стремление к общению является важнейшим родовым качеством человека, отличающим его от других, нестадных животных и позволяющим характеризовать его как homo socialis – человека общественного, общающегося.

Психологические явления массового характера становятся следствием того, что какая-либо важная информация становится массовой или же у людей возникает иллюзия обладания такой информацией. Это происходит либо тогда, когда они оказываются под влиянием механизмов непосредственного заражения, внушения или убеждения, лицом к лицу сталкиваясь со стихийными формами поведения других людей, непосредственно вызывающими феномен подражания, либо же опосредованно, узнавая о чем-то подобном через каналы официальной или неофициальной коммуникации [3].

Слухи являются основным содержательным феноменом функционирования информации в психологии масс, который распространяется по своим особым, неформальным, неофициальным каналам связи. Изучение психологией закономерности циркуляции слухов и сплетен важно по следующим причинам:

  1. слухи можно назвать важной формой самовыражения массового настроения и общественного мнения;
  2. слухи - эффективный канал формирования общественного мнения и массовых настроений и управления ими.

Целью данной работы является рассмотрение проблемы противодействия  слухам.

В связи с целью  были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть трактовку понятия «общение», «слухи»;
  • изучить механизм рассмотрения звуков;
  • определить методы противодействия слухам.

Объект исследования – слухи как вид коммуникации.

Предмет – противодействие  слухам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Слухи как феномен функционирования информации в МАССОВОЙ психологии

 

Источником потребности  в общении является коллективистская, социальная природа человека, свойственная ему потребность не только к индивидуальной, но и к совместной деятельности. Именно эта данная человеку природой родовая особенность и помогла  ему выжить и утвердиться среди других более физически сильных, чем человек, животных

Общение – сложный  многоплановый процесс установления  и развития контактов между отдельными людьми и их группами. Этот процесс  порождается потребностями людей  в совместной деятельности, которая многократно умножает их силы. В общении выделяются три составляющие:

  • Коммуникативная сторона или обмен информацией;
  • Интеракции или обмен действиями;
  • Взаимная перцепция или восприятие и оценка партнера [4].

Все три стороны общения  способствуют оптимизации совместной деятельности людей, ведут к сближению, а также развитию и совершенствованию их личных качеств.

Возникновение и развитие того или иного вида масс и варианта массового поведения исторически было чаще всего связано с каналами неофициальной, неформальной информации - прежде всего с циркуляцией слухов и сплетен. Слухи и сплетни хорошо знакомы практически любому взрослому человеку, однако на первый взгляд иногда кажется, что слухи и сплетни малодоступны систематическому изучению.

Действительно, существующие затруднения, которые возникают при изучении этих явлений. Западные исследователи уже в 1920-30-е годы  оценили значимость роли, которую играют слухи, как в формировании психологии масс, так и в управлении массовыми процессами, и стали изучать закономерности их возникновения и распространения. Результатами таких исследований вскоре стали использоваться политики и идеологи на практике, в своих собственных интересах. По некоторым данным, информационное воздействие на население с помощью слухов стоит практически в одном ряду с воздействием через прессу, радио, телевидение и кино. Развитие официальных коммуникаций и средств массовой информации не только не вытеснило слухи и сплетни, а напротив, придало новый импульс их развитию.

В последние десятилетия официальные средства массовой информации стали все больше превращаться лишь в новые, дополнительные средства распространения слухов и сплетен. Так, наконец, реально оформилось давно подразумевавшееся разделение на содержательные феномены функционирования информации в психологии и каналы распространения информационных феноменов. Каналы, в свою очередь, подразделяются на:

  • формальные (официальные),
  • неформальные.

Слухи - это особая, обычно недостоверная информация (и/или искажающая форма передачи любой информации, придающая ей некоторую особенность), которая передается исключительно в устной форме и функционирует только в звуковой форме [4].

Слухи - это всегда искаженная, не всегда или не  вполне достоверная, не проверенная по каким-либо причинам информация. Возможно, с течением времени слухи могут получить подтверждение фактами. Однако тогда они перестают быть «слухами» и превращаются в знание, в достоверную информацию [1].

Наиболее существенным для понимания слухов в содержательном социально-психологическом плане являются некоторые особенности:

  1. недостоверность содержащейся в них информации;
  2. обязательное наличие сильного эмоционального компонента. С одной стороны, он искажает информацию, с другой стороны, он как бы компенсирует дефицит достоверности, стимулируя сильное эмоциональное отношение.

С точки зрения эмоциональных  характеристик, выделяются три основных типа слухов:

    • первый тип - это так называемый «слух-желание», то есть слухи, содержащие достаточно сильное эмоциональное желание, отражающие некоторые актуальные потребности и ожидания аудитории, в которой они возникают и распространяются.

«Слух-желание» осуществляет двоякую социально-психологическую  функцию. С одной стороны, обычно он соответствует пожеланиям людей и потому как бы поддерживает тонус их социального существования. Такого рода слухи успокаивают, препятствуют развитию негативных эмоций, не дают развиваться панике и излишней агрессивности. С другой стороны, именно такие слухи деморализуют население, создавая завышенные ожидания. Когда с течением времени становится очевидно, что сформировавшимся желаниям не суждено осуществиться, могут возникать противоположные явления - вспышки агрессивного поведения, панические реакции, ненависть по отношению к тем, кто якобы «наобещал», но не выполнил обещанного. Исходя из этого, подобные слухи активно используются для манипуляции психологией масс.

    • второй тип слухов - это так называемый «слух-пугало», т. е. слухи, несущие и вызывающие выраженные эмоционально негативные, пугающие настроения и состояния, отражающие некоторые актуальные, но нежелательные ожидания аудитории, в которой они возникают и распространяются. «Слухи такого типа возникают в периоды социального напряжения (стихийное бедствие, война, подготовка военного переворота и т. д.), и их сюжеты варьируют от просто пессимистических до откровенно панических». Особенно широкое распространение слухи такого рода приобретают в ситуациях сложных социальных и политических реформ, смены власти или общественного устройства в целом. Известно, что в таких ситуациях обычно как раз и появляется достаточно ограниченный набор сюжетов, выступающих в качестве стержней пугающих слухов. Некоторые из них видоизменяются в зависимости от культурных, религиозных или национальных традиций, хотя основная часть остается практически неизменной.

Аналогичным образом  распространяются слухи-пугала о «грядущем  контрнаступлении реакции», близком военном перевороте, «неотвратимом отмщении» лицам, активно сотрудничающим с новой властью, и т. д. Усиление пессимистических настроений дополнительно стимулируется также весьма типичными для таких ситуаций слухами о якобы имеющихся разногласиях, борьбе за власть в новом руководстве, развитой коррупции и т. д. Примерами слухов подобного рода полна новейшая история России.

Социально-психологическая  функция и сверхзадача слухов такого рода также достаточно понятна. С одной стороны, это вполне определенное запугивание населения. С другой стороны, это попытка активизировать сопротивление новым социальным силам и резко усилить хаос и неразбериху, разрушить социальное спокойствие.

    • третий тип слухов - так называемый «агрессивный слух», т. е. слухи, не просто вызывающие выраженные эмоционально негативные настроения и состояния, отражающие некоторые актуальные нежелательные ожидания аудитории, в которой они возникают и распространяются, а конкретно направленные на стимулирование агрессивного эмоционального состояния и вполне определенного поведенческого «ответа», жесткого агрессивного действия. Слухи такого рода возникают в ситуациях пиковых противоречий, в основном связанных с социальными межгрупповыми и межэтническими, межнациональными конфликтами.

Агрессивные слухи представляют собой как бы продолжение слухов-пугал. В основе некоторых сюжетов слухов-пугал обычно также имеется немалый агрессивный заряд.

Однако основной социально-психологической  функцией агрессивных слухов является не просто запугивание, а провокация агрессивных действий. Эти слухи строятся не повествовательно, что в основном обычно свойственно «слухам-желаниям» и «слухам-пугалам», а отрывочно-телеграфно. Это короткие, рубленые фразы, сообщающие о конкретных «фактах», что называется, «взывающих к отмщению». Они несут значительно более сильный эмоционально отрицательный заряд, формируя аффективную общность «мы» («нормальных людей») в противовес общности «они» («зверствующих нелюдей»). Наконец, часто такие слухи непосредственно требуют действенного ответа в виде ответной агрессии. Из примеров последнего периода российской истории можно напомнить многочисленные слухи о зверствах федеральных войск в Чечне, распространяемые чеченцами, и, соответственно, почти аналогичные слухи о зверствах чеченских боевиков в отношении федеральных войск.

    • четвертым типом - нелепые слухи. Они могут быть и желательными, и пугающими, и даже агрессивными, однако главным в них является очевидная нелепость описываемого. Слухи такого рода часто появляются совершенно самопроизвольно, как результат путаницы, свойственной обыденному массовому сознанию. Слухи данного типа особенно часто появляются в периоды переломов массового сознания, когда люди находятся в растерянности в связи с тотальной сменой систем ценностей, представлений, картин мира. Их основная функция заключается в попытках построения нового, более адекватного образа мира из обломков предыдущих и зачатков новых представлений. Тогда и появляются слухи, в которых соединяется несопоставимое.

Сразу отодвинем в  сторону так называемые «целенаправленные», «организуемые» или просто «запускаемые» извне в массовую психологию слухи. В первую очередь нас сейчас интересуют так называемые спонтанные слухи, возникающие и развивающиеся самопроизвольно. Именно такие слухи и представляют собой особые формы информационной самодеятельности в рамках психологии масс. Что касается слухов, специально «запускаемых» в массовое сознание, нас будут интересовать только те из них, которые потом получают как бы «второе рождение» в психологии масс, сохраняясь (подчас в измененном, модифицированном виде) и затем распространяясь самостоятельно. Такие слухи, подхватываемые массовым сознанием, соответствуют ему в отличие от тех «запускаемых» слухов, которые быстро затухают и не находят своего распространения, — они как бы быстро «иссякают» в чужеродной для себя массовой психологической среде.

Известны два фундаментальных  условия, совпадение которых делает возможным возникновение слуха. Первое из таких обязательных условий - наличие интереса массовой аудитории к определенной проблеме, высокая актуальность данной проблемы и ее связь с жизненными потребностями людей. Примеры невозможного слуха придумываются легко - достаточно выделить наименее интересный вопрос для той или иной общности людей.

Напротив, даже самое  невероятное по содержанию сообщение  имеет шансы быть подхваченным и передаваться в качестве слуха все дальше и дальше, если оно вызывает интерес и отвечает каким-то потребностям людей [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Противодействие слухам

 

Если рассматривать  слухи с точки зрения существующих в обществе социальных институтов, можно говорить о том, что они играют ненужную или откровенно враждебную роль.

Общества с демократическим государственным укладом обычно спокойно относятся как к слухам, так и к альтернативным каналам передачи информации, хотя и здесь можно говорить о том, власти не любят существование слухов.

Информация о работе Приемы противодействия слухам