Приемы противодействия слухам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 19:48, контрольная работа

Краткое описание

Человек есть существо общественное, социальное. Весь процесс его становления и развития проходил в условиях контактов, взаимодействия, общения людей друг с другом в самых разнообразных формах. Человек стал тем, чем он сегодня является в значительной степени благодаря своей способности к общению, взаимодействию с себе подобными. Стремление к общению является важнейшим родовым качеством человека, отличающим его от других, нестадных животных и позволяющим характеризовать его как homo socialis – человека общественного, общающегося.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Слухи как феномен функционирования информации в
массовой психологии …………………………………………………………5
2. Противодействие слухам …………………………………………………….11
Заключение ………………………………………………………………………15
Список использованных источников …………………………………………..17

Вложенные файлы: 1 файл

Психология.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Меры официального противодействия  слухам обычно подразделяются на две  группы: профилактические мероприятия  и активные контрмеры [5].

Профилактические  мероприятия обычно имеют сверхзадачу общего воздействия на психологию населения и создания такой эмоциональной атмосферы, которая сама исключала бы возможность распространения слухов и/или приводила бы к их быстрому угасанию. Это включает создание и поддержание в должном состоянии эффективной системы средств массовой информации, обладающей в глазах населения высоким престижем надежности и достоверности. Она должна предусматривать наличие устойчивой обратной связи от аудитории к источнику информации, чтобы иметь возможность своевременно реагировать на информационные запросы, психические потребности и ожидания людей.

Активные контрмеры обычно применяются в критических ситуациях, когда вследствие войны или сильных социальных потрясений влияние общественных институтов и структур ослабевает, а роль стихийно возникающих слухов, напротив, стремительно нарастает.

Существует два ответа на вопрос «Что делать со слухами?»: или молчать, что будет расценено как поощрение уже начавшейся циркуляции какого-то слуха, или активно его опровергать. Оба варианта ни к чему хорошему не приведут. Если официальные структуры молчат, то массы делают выводы о некомпетентности структур и верности слухов. Если структуры опровергают слух, то массы делают выводы как о справедливости слуха («Нет дыма без огня!»), так и о «подозрительной заинтересованности» властей в вероятном сокрытии правды, которая якобы содержится в слухе. В итоге для официальных структур оба варианта неэффективны.

Единственным эффективным  способом активного противодействия  слухам является их быстрое подавление удобными для вас фактами. Если какой-либо слух начал циркулировать, то это означает, что среди населения существует потребность в информации на данную тему. Соответственно, эту потребность надо в короткие сроки удовлетворить, разъяснив официальную точку зрения на вызывающие дискуссии вопросы. Считается наиболее эффективным, не упоминая о самом факте существования слуха), заполнить информационный вакуум удобной убедительной информацией [3].

Борьба со слухами  включает мероприятия профилактического  и противодейственного характера. Самый эффективный путь борьбы с ними – это предупреждение ситуации, их порождающих. При условии, что слух уже возник, необходимо его опровергнуть и предоставить достоверную информацию. Следует искоренить тревожность, которая стала его причиной или следствием. 

Профилактика и противодействие  слухам предполагают реализацию мероприятий, направленных на снижение активности и последствий действия слухов. Среди  мероприятий можно отметить некоторые:

    • технология «Бойкот» (игнорирование неправдоподобных слухов) с одновременным предоставлением фактов, которые опровергают слух;
    • официальное опровержение слуха. Данный прием уместен только при условии того, что источник пользуется уважением и доверием у аудитории, а также когда опасный слух является довольно абсурдным.
  • подтверждение слуха. Этот прием используется для предотвращения дальнейшего «наслоения» сюжета. Честное признание повышает доверие к источнику, и помогает контролировать последующий ход событий. Если ситуация складывается в какой-либо организации, слух  следует подтвердить представителю руководства компании, имеющего доверие в обществе; 
  • использование юмора (юмор, ирония) - высмеивание «нелепой» информации в процессе яркого и богатого различными метафорами выступления представителями руководства компании или авторитетным лицом; 
  • контрслух. Если нет уверенности в авторитетности официального источника, уместно распространить информацию, по содержанию противоположную сюжету слуха. Делать это нужно под различными предлогами, но без упоминания о самом слухе и его сюжете. В данном методе особое внимание уделяется каждой детали. Это связано с тем, что малейший прокол может привести к «эффекту бумеранга» и доверие к слуху усилится;
  • доведение до абсурда подразумевает распространение информации, не противоположной содержанию, а наоборот, усиливающей тенденцию, лежащую в основе первоначального слуха. Счастливые перспективы или драматизм ситуации доводятся до таких масштабов, что воспринимается как нереальные. Главное, чтобы аудитория поняла, что имеет дело с «нелепым» слухом;
  • дискредитация автора. О возможном авторе сюжета (источнике) слуха распространяется компрометирующая информация. Если дискредитировать автора невозможно, стоит попробовать снизить доверие к слуху путем оповещения аудитории о существовании некоего врага, распространяющего слухи с целью нанесения какого-то ущерба. 
  • назначить ответственное лицо, у которого можно проверить информацию (слух). В организациях подобная роль обычно отводится менеджерам по персоналу, специалисту по связям с общественностью, представителю профсоюза;
  • проведение тренингов для коллектива, в ходе которых объяснять, как рождаются слухи, решать ситуационные задачи;
  • публичное разоблачение «сплетника» - этот способ действенный, но не очень гуманный. Суть его сводится к тому, чтобы отбить желание распускать слухи.

Слухи являются эффективным средством неформальной стихийной или организованной коммуникации. Они широко используются в системе информационно-психологического противодействия. Слухи могут приносить как пользу, так и нанести непоправимый ущерб. Однако, в условиях того, когда мы знаем, как им противостоять, они становятся не страшны.

Профессионализм – это  главный аргумент в работе по профилактике и противодействию слухам. При  условии умелого управления слухами, прогнозе и предупреждению их появление, корпоративная безопасность ни коим образом не пострадает, и, возможно, повысится результат при меньших средствах. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Слух - это особый вид функционирования и циркуляции недостоверной или искаженной информации, придающие ей специфические особенности, которые передаются только в устной неформальной форме, «по секрету». С социально-психологической точки зрения, слух определяют массовым феноменом межличностного обмена недостоверной эмоционально окрашенной информацией. Обычно слухи возникают при отсутствии полной и достоверной информации по актуальному для людей вопросу. Слухи – это специфический вид межличностной коммуникации, в ходе которой сюжет, отражающий реальные/ вымышленные события, становится достоянием обширной  аудитории.

Слухи классифицируют с точки зрения информационно-содержательной и эмоционально-аффективной составляющей:

  • информационно слухи различают по четырем типам: от абсолютно недостоверных до относительно близких к действительности;
  • в соответствии с эмоциональной окрашенностью, слухи подразделяются на «слух-желание», «слух-пугало», «агрессивный слух» и «нелепый слух».

Для появления и распространения  слухов необходимы два главных условия:

  • во-первых, необходима высокоактуальная проблема и интерес массовой аудитории к ней, ее связь с жизненными потребностями людей;
  • во-вторых, интерес к проблеме обязательно должен быть неудовлетворен. Слух возникает тогда, когда жизнь сама порождает потребность в информации на некоторую тему, а неудовлетворенность такой потребности делает ее предельно актуальной.

При распространении слухов происходят определенные изменения: сглаживаются малосущественные детали, заостряются эмоционально значимые моменты. Слухи адаптируются к особенностям восприятия и условиям жизни той массы, в которой они распространяются. Слухи затухают, когда исчезают причины их появления. Для эффективного противодействия слухам необходимо не упоминать публично о факте их существования, не отрицать содержание слуха, а вытеснять его иной информацией на ту же тему. Если у людей актуализирована потребность в информации на некоторую тему, им надо просто предложить иные возможности ее удовлетворения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Крысько, В.Д. Социальная психология: Учебник для вузов. [Текст] – 2-е изд. – М.: ЭКСМО, 2010. – 432 с.
  2. Назаретян, А. П. Психология стихийного массового поведения. Толпа, слухи, политические и рекламные кампании. [Текст] – М.: Академия. – 2005. – 160 с.
  3. Ольшанский, Д. В. Психология масс. [Текст] – СПб: Питер, 2008. – 368 с.
  4. Основы психологии: Учебное пособие/ Э.В. Островский. [Текст] - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. - 268 с.
  5. Потеряхин, А.Л. Психология слухов.  (Научно-практическое пособие). [Текст] – Черновцы, 2008. – 68 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Приемы противодействия слухам