Приемы развития самооценки младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

С поступление в школу в жизни ребенка начинается новая полоса т.к. ведущей
формой его деятельности становится учебная деятельность с её особым режимом,
особыми требованиями к его нервно – психической организации и личностным
качествам. Результаты этой деятельности оцениваются особыми баллами.

Содержание

Введение 3.
Глава 1. Теоретические основы исследование самооценки у
младших школьников 8.
Изучение проблемы самосознания и самооценки в
отечественной и зарубежной психологии 8.
1.2. Самооценка как структурный элемент
самосознания 16.
1.3. Возрастные особенности самооценки младших
школьников 20.
1.4. Приемы формирования самооценки младших
школьников 23.
Выводы
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

 

разное время  воспринимаются с неодинаковой отчетливостью. Но, для того, чтобы

 

Я- концепция стала реальным фактором организации  поведения, ребенок должен 

 

научиться  себя воспринимать как особый объект, выделяющий в  ряду других

 

объектов. Предпосылками  развития  благополучной  Я- концепции  является чувство 

 

базового доверия к  людям и себе. Я- концепция становится отчетливым

 

новообразованием психики  в тот момент, когда ребенок  научился определять свои

 

отношения с другими  людьми и понимать как другие «видят»  его.

 

                                        Бихевиористическое направление

 

Большой  вклад в теорию личности  внес теоретик социального научения Н.Бандура.

 

Им было введено  понятие  эффективности Я. Он сделал, попытку показать, как

 

отдельные акты поведения, убеждения со стороны значимых  других и

 

физиологические состояния  могут влиять на силу, и уровень эффективности Я и

 

указал  способы влияния  на Я- концепцию ребенка.

 

                                          Деятельностное направление

 

          Основатели Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев.  Основным

 

источником психического развития, согласно данной теории,  считается

 

окружающая среда, социум. При этом важная роль отводится  собственной 

 

 

деятельности ребенка и, главным  образом, деятельности, являющейся  ведущей  на

 

 

каждом возрастном этапе.

 

         Появление и развитие самосознание происходит в различных  видах

 

деятельности.  При  этом, взрослый,  организуя на ранних этапах эту деятельность,

 

помогает ребенку овладеть средствами осознавания  себя и самооценивания.

 

Источником  развития самосознания, как уже отмечалось, считается ведущая 

 

деятельность. Так, в младенческом возрасте для развития личности ребенка и его

 

самоотношения, в частности, решающую роль играет эмоционально- личностное

 

общение  с взрослым, ухаживающим за ребенком. (М.И. Лисина) в раннем возрасте

 

представления о себе формируются в предметно - манипулятивной деятельности,

 

которая перестраивает  и характер общения ребенка с  взрослым. В дошкольном

 

возрасте  решающее значение имеет игра. В младшем школьном - учение. И так в

 

каждом возрасте.  В  русле данного подхода проводили  свои исследования

 

отечественные психологи: Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович, А.И. Захарова,  А.И. Липкина

 

и т.д.

 

 

 

         1.2.  Самооценка как структурный элемент самосознания

     

     

    Самосознание  принадлежит целостному субъекту  и  служит ему для

 

организации его собственной  деятельности, его взаимоотношений  с окружающими 

 

и его общения с  ними.  Самосознание в психической деятельности человека 

 

выступает как сложный  процесс опосредованного познания себя, развернутый во

 

времени, связанный с  движениями от единичных, ситуативных  образов через 

 

интеграцию  подобных  ситуативных  образов в целостное образования – понятие

 

 

собственного Я.

 

       Образования отношений  формирующегося человека к самому себе является

 

наиболее поздним  по сравнению с другими свойствами. Во всех видах

 

деятельности и поведения  эти отношения следует за отношением к ситуации,

 

предмету и средствам  деятельности, к другим людям. Лишь пройдя через многие

 

объекты  отношений, сознание становится само объектом самосознания. Требуется 

 

накопление опыта множество  подобных осознаний себя субъектом  поведения для 

 

того, чтобы отношения к себе превратились в свойство, называемое

 

рефлективностью (непроизвольными). Однако именно эти свойства завершают

 

структуру личности и  обеспечивают ее целостность. Они тесно связанны  с целями 

 

жизни и деятельности, ценностными  ориентациями, установками; выполняя

 

функцию самопознания, самоконтроля, саморегуляции и самоорганизации 

 

личности.

 

        Самопознание – сложный многоуровневый процесс, индивидуализировано

 

развернутый во времени. Очень условно можно выделить 2 стадии: познание своих

 

особенностей  через  познание особенностей другого, сличение и дифференциацию;

 

на 2ой стадии подключается самоанализ.

 

        Человек познает окружающий мир, а вместе с тем и себя через активное

 

взаимодействие с миром. Выделяются стадии формирования самопознания,

 

связывая  каждую из этих стадий с новой возможностью для  субъекта отделения 

 

себя от других предметов, людей; с возможностью стать более самостоятельным и

 

воздействовать (влиять) на окружающий мир ( у ребенка это  связанно с первыми

 

манипуляциями с предметами, после с ходьбой, затем- с появлением речи).

 

          Самопознание -  процесс динамический и никогда не завершающийся, так как

 

во–первых, происходит постоянное развитие самих познавательных способностей;

 

во – вторых; изменяется и сам объект познания – личность; и  в – третьих, всякое

 

знание о себе самом  уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав что-то о 

 

себе человек становится другим. Самопознание идет параллельно  с постоянной

 

проверкой на адекватность и коррекцией. 

     

         С самопознанием тесно связанна  способность к рефлексии. То есть

 

способность осознавать не только «что  я мыслю, ощущаю, вспоминаю», но и  «что

 

это именно я мыслю, ощущаю и понимаю», Я условно разделяется  на Я – 

 

действующее и Я –  рефлексирующее.

    

         Самоконтроль – контроль над самим собой, над своей работой.

 

Человек не часто прибегает  к самоконтролю, во – первых, потому что многие

 

поведенческие  акты регулируются автоматически и, во – вторых, человек часто

 

бывает неудовлетворен собственной самооценкой.  Самосознание включается

 

только тогда, когда  этого невозможно избежать, например, в условиях

 

рассогласования  правил и норм с поведением, или когда  требуется  внимательное

 

отношение к себе.

 

          Самосознание – культурный феномен, позволяющий сохранять постоянство

 

собственного поведения  и испытывать чувство ответственности за социальные

 

ценности, усвоенные индивидом. В рамках концепции «объективного 

 

самосознания оно рассматривается как сличение совершаемого поведения,

 

требуемого ситуацией, с представлениями  о самом  себе. Способность к 

 

 

самоконтролю сопряжена  с волевым усилием над собой.

 

         Самооценка – результат интегративной работы в сфере самопознания с одной

 

стороны, и в сфере эмоционально – ценностных  самоотношений,  с другой

 

стороны.

 

          Самооценка – непостоянный конструкт, она постоянно видоизменяется,

 

совершенствуясь. Самооценка обусловлена сочетанием  знания о  себе и 

 

мировоззрения, норм и  ценностей, присущих человеку. Именно самооценка

 

выполняет функцию регуляции  поведения и деятельности, так  как она может 

 

соотносить потребности  и притязания человека и её возможности.

 

                           самооценка = притязания/ возможности.

     

         Самооценка является «стержнем» саморегуляции на всех этапах её

 

осуществления, включается в структуру мотивации, определяет направленность

 

саморегулирования, выбор  средств и влияет на интерпретацию  достигнутого

 

эффекта поведения. Достаточно высокий уровень развития  саморегулирования

 

поведения, который объективно выражается в тонкости, дифференцированности и 

 

адекватности всех осознанных поведенческих реакция, поступков, вербальных

 

проявлений, соответствует  зрелому состоянию развития самосознания в целом:

 

адекватная самооценка, а также ориентации на самооценку, а не на оценку

 

другими. Самооценка–на  начальных этапах результат интереоризации оценки себя

 

другими -  впоследствии эмансипируется (освобождается) от оценок  окружающих

 

и всё более приобретает знания внутреннего регулятора поведения.

 

Можно выделить два уровня саморегулирования:

 

 

 

1. Тактический -  саморегулирование, имеющее, четкие временные границы,

 

   осуществляющиеся  в процессе конкретного поведенческого  акта.

 

2. Стратегический – этот уровень скорее можно назвать самоорганизацией –

 

процесс, растянутый во времени, обеспечивающий координацию всей личности.

 

Этот процесс также  обеспечивает  соподчинение мотивов  на протяжении всей

 

жизни, построение иерархии мотивов и решение конфликтов между

 

индивидными и социальными  мотивами и мотивами духовными,

 

     индивидуальными в пользу последних.

          

           

           1.3.  Возрастные особенности самооценки младших школьников

 

          Бернс отмечает, что ведущем элементом развития  является  образ своего

 

тела, с возрастом на первый план выступают другие элементы: значимые  другие,

 

межличностные  отношения, установки. До 6 лет происходит  процесс 

 

примитивного отграничения  себя от других. С 6-8 лет  происходит развитие сферы

 

«Я».

 

          С возрастом  этот процесс ускоряется. У девочек он является более 

 

стабильным  и четко  выраженным, т.к. девочки являются более  зрелыми   в плане 

 

когнитивных  навыков  и интересов. Отмечается существенная роль родителей  в

 

развитии Я- концепции  ребенка.  Их позитивное и заботливое  отношение является 

 

источником развития позитивной самооценки и, наоборот, недостаток внимания

 

или негативное отношение  к ребенку  способствует развитию  у него искаженной 

 

Я- концепции. На протяжении   младшего  школьного возраста отмечается 

 

определенная  динамика самооценок. Первоклассники и второклассники  (в

 

особенности слабоуспевающие и отличники) обнаруживают  явное стремление

 

несколько переоценивать себя.

 

         Можно отметить, что становление у второклассников самооценки

 

характеризуются наличием  разнонаправленных тенденций;  те  показатели, которые 

 

по логике её развития должны были терять ведущую роль, иногда становятся более 

 

выраженными «пиковыми»; а, те, которые,  наоборот, должны были бы набирать

 

силу, проявляются либо сглажено, незаметно, либо неоправданно ярко, с 

 

опережением темпа возрастного  развития.

 

         В учебной деятельности наблюдается «пик» выбора трудных задач у

 

первоклассников, а у  третьеклассников - их уменьшения. Во втором же классе

 

выявлено более резкое уменьшение  подобных выборов. Более  выражено, чем в 

 

третьем классе, у второклассников  наблюдается рост выборов задач  среднего уровня

 

трудности.  В формировании  адекватности самооценки во втором классе

 

зафиксирован следующий «перекос»: более резко, чем в третьем классе, в учебной

Информация о работе Приемы развития самооценки младших школьников