Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 08:31, реферат
Диалектическая педагогика как наука о совершенствовании индивида есть практический результат диалектического развития педагогической мысли, имеющей целью поиски совершенной системы воспитания и образования личности. Новое здесь только ДИАЛЕКТИКА, и она в том, чтобы в воспитательно-образовательной деятельности сознательно применить принцип Диалектики. В конечном счете, Диалектика всегда была основой и сущностью человеческой деятельности, в том числе – воспитания, но проявляла себя как внешний результат, а не внутреннее осознание.
Введение 2
1. Диалектика педагогических теорий и практик в их историческом
развитии 3
1.1 Диалектика воспитания как особой формы человеческой деятельности. 3
1.2 Диалектика систем, процессов и методов воспитания 4
1.3 Историческая практика и теории закрытых общественных систем воспитания 5
2. Принципы диалектической системы воспитания и образования 7
Заключение 18
Список литературы 19
Содержание
Диалектическая педагогика как
наука о совершенствовании
С целью систематизации изложения согласимся с известной периодизацией истории развития человеческого общества: первобытная община (матриархат, патриархат) – рабовладельческое общество – феодальное общество – индустриальное общество (капитализм, социализм).
В первобытной общине не была выделена отдельно воспитательная деятельность, дети перенимали обычаи, традиции, веру, опыт и знания от взрослых в процессе жизнедеятельности общины путем наблюдения, общения и личного участия. Таким образом, сама жизнь была естественным воспитателем ребенка, и, главное, эта жизнь и далее не выходила за рамки жизнедеятельности общины. Образно говоря, община периода матриархата являлась «большой семьей». В этом процессе естественного воспитания дети получали все необходимое для продолжения своей взрослой жизни в общине.
В условиях все усиливающейся
Окончательное отделение воспитательной деятельности от общечеловеческой деятельности произошло в условиях рабовладельческого общества, в связи с дальнейшим ограничением принципа воспитания жизнью в рамках перехода от «малой семьи» к моногамной семье. Все большее расслоение, дифференциация человеческой деятельности, появление зачатков наук вызвали насущную необходимость дополнить семейное воспитание, основанное на принципе «воспитание жизнью», специальной подготовкой, основанной на принципе «целенаправленного воспитания», к практической жизни в обществе.
Диалектика систем воспитания в достаточной мере обнаруживает себя по четырем линиям развития диалектических противоположностей: общественная система воспитания – семейная система воспитания, единая система воспитания – разрозненная система воспитания, система отдельного (сословного) воспитания – система всеобщего воспитания, частная (общественная) система воспитания – государственная система воспитания.
Общественная система
Таким образом, в основе диалектического противоречия между общественной и семейной системами воспитания по сути было и остается противоречие между принципом целенаправленного воспитания и принципом воспитания жизнью, противоречие, которое в процессе исторического развития решалось по-разному.
Диалектика разрешения противоречия между единой системой воспитания и разрозненной системой воспитания, а также между системой отдельного и системой всеобщего воспитания в историческом развитии шла в пользу создания единой системы всеобщего воспитания.
Диалектика разрешения противоречия между частной (общественной) и государственной системами воспитания идет по пути предоставления индивиду свободы и экономической возможности для выбора между частной (общественной) или государственной системами воспитания.
В практике и теории процесса воспитания диалектика проявляет себя в противоречии между общим и специальным образованием, совместным и раздельным, одновозрастным – разновозрастным, плановым – свободным и т.п. В процессе исторического развития имело место преобладание различных сторон указанных противоречий, однако до разрешения этих противоречий дело не дошло, поскольку эти противоречия сознательно могут быть разрешены только на основе Диалектики1.
Некоторые из них помогают решить соответствующие методики воспитания, но и здесь существуют свои линии противоречий: между предметно-системной и комплексно-тематической, между классно-урочной и свободно-индивидуальной системами, многопредметными и малопредметными, с домашними заданиями – без домашних заданий, с экзаменами (тесты) – без экзаменов (тестов), свобода – дисциплина, пассивный ученик – активный ученик, наглядное – словесно-лекционное, с наказаниями – без наказаний, с отметками – без отметок и тому подобными методиками, которые педагоги пытались разрешить в теории и на практике.
История закрытых общественных систем воспитания представляет собой не что иное, как попытку диалектического развития АНТИТЕЗИСА (воспитания как особой формы человеческой деятельности) обособленно от ТЕЗИСА (общечеловеческой деятельности). Но, как известно, в силу Диалектики обособившаяся противоположность уже как Целое распадается на ' свои внутренние противоположности, одной из которых будет та, от которой первая противоположность отделилась как ЦЕЛОЕ.
Современное российское общество начинает возвращаться к пониманию высоких педагогических возможностей закрытых систем воспитания, чему способствует развитие частной инициативы в деле воспитания и применения западного опыта в создании детских домов семейного типа.
Таким образом, рассмотрение истории развития закрытых общественных систем воспитания убеждает, что это развитие в конечном счете шло под воздействием Диалектики, а также в том, что эти закрытые системы имеют два пути своего совершенствования: либо путем достижения диалектического ЕДИНСТВА внутренних противоречий, либо путем достижения диалектического СИНТЕЗА (единства) закрытой системы воспитания как антитезы с общечеловеческой деятельностью как тезиса. История дала нам примеры теоретического и практического использования обоих путей совершенствования систем воспитания2.
Основополагающим принципом
Из первоначального принципа – диалектического монизма – вытекают два других диалектически взаимосвязанных принципа диалектической системы воспитания и образования: принцип воспитания жизнью и принцип целенаправленного воспитания, диалектика которых подробно раскрыта в предыдущей главе концепции.
Практическая реализация принципа воспитания жизнью в диалектической системе воспитания и образования с необходимостью предполагает значительное изменение бытия, условий жизни воспитуемых в связи с тем, что в раннем возрасте индивида бытие определяет сознание, а в диалектике сознания – в первую очередь его нравственность. Поскольку требуемые для раннего воспитания изменения бытия в масштабе всего общества одновременно произвести нельзя, главным образом по субъективно-психологическим причинам, постольку в полной мере диалектическая система воспитания и образования может быть образована пока в экспериментальных центрах, призванных оказать свое влияние на психологию общества через свои филиалы и примеры положительной практики.
Принцип воспитания жизнью как объективная
сторона совершенствования
В целях успешной реализации принципа воспитания жизнью и принципа целенаправленного воспитания диалектическая система воспитания и образования Личности должна строиться и функционировать в первую очередь на основе диалектического единства следующих принципов3.
1. ПРИНЦИП ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВА
Данный принцип как Закон
пронизывает всю диалектическую
систему совершенствования
2. ПРИНЦИП ЕДИНСТВА СИСТЕМЫ.
Единый процесс
Принцип единства системы исключает обособленность и разобщение элементов системы, разрыв или ограничение процесса совершенствования индивида, в то же время в силу диалектики предусматривает необходимость определенной меры учета случайного в необходимом и индивидуальных особенностей конкретного индивида.
3. ПРИНЦИП ПРИОРИТЕТНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНДИВИДА
Достижение высшей цели – становление, воспитание и образование Личности – возможно, если это станет целью всех членов достаточно могущественной и экономически мощной общности людей (общины) или общества в целом, поскольку сама система воспитания и образования Личности не может быть по количественным параметрам ниже меры, определяемой необходимым ее качеством.
Далее, члены этого общества (общины) должны быть солидарны, психологически готовы и согласны на требуемую диалектической системой воспитания и образования степень изменения привычных общественных отношений и образа жизни.
Затем, в первоочередном порядке должны быть отданы все необходимые физические, материальные и финансовые средства на создание совершенной системы воспитания и образования. Разумеется, это будет больший объем средств, чем сумма средств, выделяемых государством по принципу остаточного финансирования, но, возможно, меньший, чем затрачивают современная семья, государство и общество в целом.
4. ПРИНЦИП ОБЩЕЧЕЛОВЕЧНОСТИ (гуманизации)
Указанный принцип находит свое проявление как в цели, в качестве которой выступает Личность, так и в средствах ее достижения – процессах становления, воспитания и образования.
Совершенная Личность-Диалектик вполне отвечает устремлениям тех авторов, которые считают, что целью воспитания и образования должно быть приобщение индивида к общечеловеческим ценностям. В связи с этим в диалектике интересов совершенной Личности, с позиции обыденного сознания, общечеловеческие интересы и права выше прав и интересов своей родины, своей нации, своего государства, своей семьи, своих интересов и прав с той лишь разницей, что Диалектик определяет общечеловеческие права и интересы через Диалектику как Абсолютную истину и Высшую справедливость и при этом руководствуется нравственной оценкой как диалектическим единством Высшего и Личного интересов. И это правильно, поскольку недопустимо благополучие нации за счет нарушения общечеловеческих прав национальных меньшинств либо наций; недопустимо благополучие семьи за счет банковского процента, лишающего права на здоровье и достойную жизнь тех, кто должен этот процент отрабатывать.
Принцип общечеловечности предполагает аполитичность воспитательно-образовательного процесса, поскольку в основе политики всегда лежит приоритет группового интереса над Высшим общечеловеческим интересом, но с позиции обыденного сознания, в обыденной жизни Личность проявляет себя как политический борец, поскольку в силу диалектики вынуждена пропагандировать и защищать Высшую истину.
Разумеется, принцип общечеловечности требует свободы не только для индивида, воспитателей и педагогов, но предполагает определенную диалектической системой воспитания и образования свободу воспитательно-образовательных учреждений в осуществлении своей деятельности.
5. ПРИНЦИП НЕЗАВИСИМОСТИ ОТ ГОСУДАРСТВА
С одной стороны, необходимость последовательной реализации указанного принципа с целью создания и успешного функционирования диалектической системы воспитания и образования обусловливается антагонистичностью прагматико-политического интереса государства и Высшего интереса диалектической системы воспитания и образования, с другой стороны, государство не только не может хотеть создания указанной системы, но также не имеет возможностей, средств и условий для создания государственной совершенной системы воспитания и образования.
Из этого следует, что совершенная система воспитания и образования может быть только общественной, в связи с чем она должна быть независимой от государства, но в определенной обществом мере – охраняться и опекаться им. Поэтому общественная система совершенствования индивида прежде всего должна управляться ее центрами на основе принципа приоритетности совершенной системы воспитания и образования в обществе.
Информация о работе Принципы диалектической системы воспитания и образования