Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 08:31, реферат
Диалектическая педагогика как наука о совершенствовании индивида есть практический результат диалектического развития педагогической мысли, имеющей целью поиски совершенной системы воспитания и образования личности. Новое здесь только ДИАЛЕКТИКА, и она в том, чтобы в воспитательно-образовательной деятельности сознательно применить принцип Диалектики. В конечном счете, Диалектика всегда была основой и сущностью человеческой деятельности, в том числе – воспитания, но проявляла себя как внешний результат, а не внутреннее осознание.
Введение 2
1. Диалектика педагогических теорий и практик в их историческом
развитии 3
1.1 Диалектика воспитания как особой формы человеческой деятельности. 3
1.2 Диалектика систем, процессов и методов воспитания 4
1.3 Историческая практика и теории закрытых общественных систем воспитания 5
2. Принципы диалектической системы воспитания и образования 7
Заключение 18
Список литературы 19
Механизмы поступления средств могут быть различны – налоги, сборы, пособия, нормативное финансирование, освобождение от налогов и т.п. – гарантированные Законами, местными нормативными актами и местными бюджетами. В то же время центры совершенных систем воспитания и образования предполагают развитие своих наукоемких производств, а также применение производительного труда воспитуемых на основе реализации принципа воспитания жизнью в течение всего процесса формирования Личности. Причем воспитуемые должны этот производительный труд субъективно-психологически воспринимать как игру, любимое занятие, воспитательно-образовательный процесс, отраслевую подготовку, в результате которой создаются полезные вещи, но не товары, каковыми эти вещи могут быть после того, как попадут в распоряжение общества (общины).
Принцип независимости системы от государства предполагает также возможность самофинансирования и самоуправления центров воспитания и образования Личности как определенной общности людей (общины). Поскольку вложение инвестиций в совершенную систему воспитания и образования самое эффективное, то по мере подготовки Личностей станет все более очевидной не только возможность самофинансирования центров, но и практический переход к полному самофинансированию и получение самой высокой прибыли с того момента, когда система начнет функционировать в целом.
6. ПРИНЦИП ОБЩИННОСТИ
Диалектика вышерассмотренных принципов, требующих реализации в совершенной системе воспитания и образования, с необходимостью приводит к пониманию того, что эти центры должны функционировать на принципе общинности. В общине в полной мере будет реализовано влияние среды на процесс формирования Личности в условиях «большой семьи», связи «школы с жизнью»; реализован принцип независимости настоящего и будущего воспитанников от социального статуса своих родителей; достигнуто диалектическое единство общественного и семейного воспитания на основе полного общинного содержания детей и функционирования системы совершенствования; обеспечено единство места проживания и обучения воспитуемых в воспитательно-образовательных учреждениях – пансионах и детских домах семейного типа. Здесь с необходимостью будет соблюдено единство воспитания, традиций народа и потребностей общины, а также влияние коллектива на формирование Личности; реализован принцип учета всех обстоятельств, обеспечивающих здоровый образ жизни общины в целях становления, воспитания и образования свободной, разумной, добродетельной Личности-Диалектика.
Указанные принципы диалектической системы воспитания и образования, в свою очередь, определяют дидактические принципы самого процесса формирования Личности на основе диалектического единства принципов становления, воспитания и образования. Эта диалектическая закономерность предполагает не столько введение новых дидактических принципов, сколько диалектический подход к известным истории педагогики дидактическим принципам и проведение воспитательно-образовательного процесса на основе их диалектического взаимодействия:
7. ПРИНЦИП СВЯЗИ ТЕОРИИ С ПРАКТИКОЙ
Предполагает активное участие воспитанников в общественной жизни и производительном труде.
8. ПРИНЦИП НАУЧНОСТИ
Предполагает, с одной стороны, применение в воспитательно-образовательном процессе всех научных достижений диалектической педагогики в ее диалектической взаимосвязи с другими науками, с другой стороны, в процессе совершенствования индивида – развития познавательных способностей, обретения диалектического мышления, а значит, привития стремления к научным знаниям, Высшей истине и Высшей справедливости.
9. ПРИНЦИП СИСТЕМАТИЧНОСТИ
Его использование которого вызывается диалектикой воспитательно-образовательного процесса, протекающего от простого к сложному и обратно при повторении и практике и полагающего единство постепенности и интенсивности при последовательном переходе от известного к неизвестному, от единичного знания к общему, от знаний низшего порядка к знаниям высшего порядка, от одной ступени системы воспитания и образования к другой.
Единство принципов
ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ, позволяющий связать чувственное восприятие с пониманием в усвоении новых знаний, а также закрепляющий нравственное поведение на основе подражания детей наблюдаемым поступкам взрослых, что требует от последних в процессе нравственного воспитания особого соблюдения единства слов и поступков, исключающих ложь и лицемерие.
ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ предполагает диалектическое единство между пределом возможного усвоения нравственного поведения и знаний и фактически закрепленным их уровнем с тем, чтобы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей индивид от чрезмерной легкости или трудности не терял интереса к познанию и совершенствованию.
ПРИНЦИПЫ ОСМЫСЛЕННОСТИ, СОЗНАТЕЛЬНОСТИ, ОСНОВАТЕЛЬНОСТИ, ПРОЧНОСТИ, тесно связанные с принципом доступности, расширяют сферу требований к воспитательно-образовательной деятельности и влекут применение различных методов, способов и их смену в процессе формирования Личности.
ПРИНЦИП ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА ФОРМАЛЬНОГО И СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, позволяющего развивать внимание, память, речь, мышление воспитанников одновременно с накоплением знаний, умений, навыков, необходимых в добродетельной практической жизни.
ПРИНЦИП ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ, позволяющий индивиду субъективно воспринимать поощрения и наказания как результат внутренней самооценки и результат оценки Высшей справедливости, В связи с этим принципом исключаются всякое применение наказания как кары, применение экзаменов, тестов с выставлением баллов и оценок как внешнего поощрения или наказания.
ПРИНЦИП МНОГОЯЗЫЧНОСТИ предполагает решение спора вокруг необходимости преподавания на родном языке и обеспечивает овладение несколькими разговорными языками с раннего детства и обучение по учебникам на разных языках.
ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ СОЧЕТАНИЕ
1. УЧЕТ ДИАЛЕКТИКИ РАВЕНСТВА
И РАЗЛИЧИЯ СПОСОБНОСТЕЙ, что
позволит, с одной стороны, каждому
здоровому ребенку успешно
2. УЧЕТ И ИЗУЧЕНИЕ
3. УЧЕТ ИМЕЮЩЕЙСЯ У ЭМБРИОНА
ВОЗМОЖНОСТИ ЧУВСТВЕННОГО
4. УЧЕТ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА
ФИЗИЧЕСКОЙ И ПСИХИЧЕСКОЙ
5. УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
В РАЗВИТИИ, определяющих возрастную
периодизацию перехода от
6. УЧЕТ ДИАЛЕКТИКИ
7. УЧЕТ ДИАЛЕКТИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ
В ТИПОЛОГИИ МАЛЬЧИКОВ И
8. ПРИНЦИП САМОУПРАВЛЕНИЯ
Данный принцип
9. ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА
Принцип гуманизма определяется единством
диалектических принципов Свободы,
Разума, Любви, в связи с чем
предполагает, что свободное воспитание,
основанное на разумной любви, с необходимостью
требует привлечения и участия
в воспитательно-
Какой должна быть логика педагогического процесса? Прежде всего, он должен быть до конца целесообразен, следовательно, невозможно допустить действие каких бы то ни было шаблонов. Нет никаких непогрешимых средств, и нет средств обязательно порочных. В зависимости от обстоятельств, времени, особенностей личности и коллектива, от таланта и подготовки выполнителей, от ближайшей цели, от только что исчерпанной конъюнктуры диапазон применения того или иного средства может увеличиваться до степени полной общности или уменьшаться до положения полного отрицания. Нет более диалектической науки, чем педагогика, и поэтому ни в какой другой области показания опыта не имеют такого большого значения.
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.
Наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.
Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания.
1 Н.М. Луценко. “Субъективный фактор и его роль в становлении и воспитании личности”. Елец, 2006
2 Н.М. Луценко. “Субъективный фактор и его роль в становлении и воспитании личности”. Елец, 2006
3 Н.М. Луценко. “Субъективный фактор и его роль в становлении и воспитании личности”. Елец, 2006
Информация о работе Принципы диалектической системы воспитания и образования