Природа интеллектуальных способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:08, реферат

Краткое описание

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема интеллектуальных способностей до сих пор остается малоизученной. Все вышесказанное дает основание считать проблему интеллектуальных способностей одной из актуальных. Цель реферата: изучить особенности интеллектуальных способностей. Задачи реферата: Рассмотреть развитие интеллектуальных способностей в разные возрастные периоды становления личности.

Содержание

Введение……………..……………………………………………………..….3
1. Понятие интеллекта …………..……………………………...……………4
2. Классификация способностей…………………………………………......7
3. Структура интеллектуальных способностей человека………………….9
4. История появления тестов IQ……………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………16
Список используемой литературы………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

Титульникпсих.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство сельского хозяйства  РФ ФГБОУ ВПО

Новосибирский Государственный Аграрный Университет

Факультет: Государственного и муниципального управления

 

 

 

Кафедра кадровой политики и управления персоналом

 

 

 

Реферат

По дисциплине: «Психология»

Тема: «Природа интеллектуальных способностей»

 

 

 

 

 

                                                                                     Выполнила: студентка 1 курса

                                                   Группа 8106

                                                         Шехурдина Е.С.

                                                                           Проверила: Лебедева Ю.В.

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013

Содержание

 

Введение……………..……………………………………………………..….3

1. Понятие интеллекта …………..……………………………...……………4

2. Классификация  способностей…………………………………………......7

3. Структура интеллектуальных способностей человека………………….9

4. История появления тестов IQ……………………………………………..13

 Заключение……………………………………………………………………16

 Список используемой литературы………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

       Актуальность:  вопрос об интеллекте и интеллектуальных способностях является одним из самых главных в психологии с момента зарождения этой науки. Интеллектуальный показатель человека позволяет охарактеризовать его психические и моральные качества. Установление и изучение структуры интеллекта вызывает к себе интерес специалистов с различных областей науки: психологов, педагогов,  физиологов и т.д., исследующих различные его аспекты.

       До  сих пор нет единого определения  интеллекта и интеллектуальных способностей. В наиболее широком понимании интеллект представляет собой как отдельную структуру мозга человека, так и психологический процесс происходящий в нем, отсюда не однозначная оценка результатов этого процесса.

       Большой вклад в изучение  интеллектуальных способностей  внесли  А. Бине и Т. Симон, Г. Айзенк,  Л. С. Выготский, Ф. Гальтон, Б. Г. Ананьев и др.

       Анализ  психолого-педагогической литературы показал, что проблема интеллектуальных способностей до сих пор остается малоизученной. Все вышесказанное дает основание считать  проблему интеллектуальных способностей  одной из актуальных.

       Цель реферата: изучить особенности интеллектуальных способностей.

       Задачи реферата: Рассмотреть развитие интеллектуальных способностей в разные возрастные периоды становления личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

3

1. Понятие интеллекта

 

Интеллект - это понятие определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего - к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. Подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности, - способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности - при овладении новым кругом жизненных задач. Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций он отождествляется:

1) с системой операций умственных;

2) со стилем и стратегией решения  проблем;

3) с эффективностью индивидуального  подхода к ситуации, требующего  активности познавательной;

4) со стилем когнитивным, и  пр.

       Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта:

1) в структурно-генетическом подходе  Ж. Пиаже интеллект трактуется  как высший способ уравновешения  субъекта со средой, характерный  универсальностью;

2) при  когнитивистском подходе интеллект рассматривается как набор операций когнитивных;

3) при факторно-аналитическом подходе  на основании множества тестовых  показателей отыскиваются устойчивые  факторы интеллекта (Ч. Спирмен,  Л. Терстоун, X. Айзенк, С. Барт, Д.  Векслер, Ф. Верной). Ныне  принято считать, что существует общий интеллект как универсальная психическая способность, в основе коей может лежать генетически обусловленное свойство системы нервной перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью

4

(X. Айзенк). В частности, в психогенетических  исследованиях показано, что доля генетических факторов, рассчитанная по дисперсии результатов выполнения интеллектуальных тестов, достаточно велика, - этот показатель имеет значение от 0.5 до 0.8. При этом особенно зависим генетически интеллект вербальный. Основные критерии, по коим оценивает развитие интеллекта - это глубина, обобщенность и подвижность знаний, владение способами кодирования, перекодирования, интеграции и генерализации чувственного опыта на уровне представлений и понятий. В структуре интеллекта велико значение деятельности речевой и особенно речи внутренней. Особая роль принадлежит наблюдательности, операциям абстракции, обобщения И сравнения, создающим внутренние условия для объединения разнообразной информации о мире вещей и явлений в единую систему взглядов, определяющих нравственную позицию личности, способствующих формированию ее направленности, способностей и характера.

       В западной психологии особенно распространено понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни. Попытка изучения продуктивных творческих компонент интеллекта была предпринята представителями гештальт-психологии, разработавшими понятие озарения. В начале XX в. французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством специальных тестов интеллекта; так было положено начало широко распространенной поныне прагматистской трактовки интеллекта как способности справляться с соответственными заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспособляться. При этом выдвигается представление о существовании базовых структур интеллекта, независимых от культурных влияний. С целью совершенствования методики диагностирования интеллекта были проведены (обычно с помощью анализа факторного) различные исследования его структуры. При этом разными авторами выделяется различное количество базовых " факторов интеллекта " от одного - двух до 120 . Такое

5

дробление интеллекта на множество  составляющих препятствует пониманию  его целостности. Отечественная психология исходит из принципа единства интеллекта, его связи с личностью. Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношения интеллекта практического и теоретического, их зависимости от эмоционально-волевых особенностей личности. Была показана несостоятельность утверждений о врожденной обусловленности различий в уровне развития интеллектуального у представителей различных наций и социальных групп. При этом признается зависимость способностей интеллектуальных человека от социально-экономических условий жизни. Содержательное определение самого интеллекта и особенности инструментов его измерения зависят от характера соответственной общественно значимой активности сферы индивида (учение, производство, политика и пр.). В связи с успехами научно-технической революции стал широко распространен термин интеллект искусственный. [С.Ю. Головин. Словарь практического психолога.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

2. Классификация способностей

 

Существует целый ряд классификаций  способностей. Воспроизведем одну из них, наиболее значимую:

1) Природные (или естественные) способности в основе своей  биологически

обусловленные, связанные с врожденными  задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);

2) Специфические человеческие способности,  имеющие общественно-  историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной

среде ( общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе

которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

1.Общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах

деятельности и общения ( умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.);

2.Специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру; теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям; учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности , и творческие, с вязанные с успешностью в

7

создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) – талантом.

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека  как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально- психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д., и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д. Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, то есть единством общих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения. [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

3. Структура интеллектуальных способностей человека

       Феномен интеллекта относится к области идеального, поэтому наибольшее изучение он получил в психологии и философии, отчасти в медицине. Однако, несмотря на все достижения в этой области, проблема интеллекта и интеллектуальных способностей человека является дискуссионной и не решена на данный момент полностью. В подтверждение этому, ученые еще не пришли к единому мнению в отношении определения понятия «интеллект», хотя оперируют им во многих науках. Многогранность интеллекта - это одна из причин, по которым теоретики затрудняются определить данное явление.

Согласно философскому определению, интеллект/ум (от лат. intellectus - ум, рассудок) - это общий умственный потенциал человека, степень реализации способностей, которые он целесообразно использует для приспособления к жизни. В толковом словаре С. И. Ожегова дается следующее определение: «интеллект (ум) - мыслительная способность, умственное начало у человека» . Из этого следует, что само понятие «интеллект» тесно связано с понятием «способности». Способности в общем виде - это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

В психологии в общем виде существует две точки зрения на природу интеллекта. Первая заключается в том, что  существует единый (общий) фактор интеллектуальных способностей, по которому можно судить об интеллекте в целом. Объектом исследования в данном случае являются ментальные механизмы, которые определяют интеллектуальное поведение человека, его приспособляемость к окружающей действительности, а также взаимодействие его внутреннего и внешнего миров (К. Спирмен, Е. Хант, Р. Стернберг, Г.Ю. Айзенк). Примером теории целостности интеллектуальных способностей является теория вычисления коэффициента умственного развития (‘intelligent

 

9

quotient´ - IQ).

Вторая точка зрения на природу интеллектуальных способностей предполагает наличие множества компонентов интеллекта, которые не зависят друг от друга (Дж. Гилфорд, М.А. Холодная, Л. Терстоун, Г. Гарднер). Исследователи приводят различные классификации, базирующиеся на разных принципах.

Так, Г. Гарднер на основе потенциала личности предложил теорию множественности  интеллектуальных способностей, куда входят:

  • лингвистические способности (вербальное понимание - способность понимать и раскрывать значение текстов и слов; беглость речи - способность быстро подобрать слово по заданному критерию);
  • логико-математические способности;
  • пространственные способности (способность создавать в уме модель пространственного расположения предмета и использовать эту модель);
  • натуралистические способности;
  • музыкальные способности;
  • корпусо-кинестетические способности (способность решать проблемы и придавать форму продукту, используя тело (как, например, делают танцоры));
  • интерперсональные/интерличностные способности (способность понимать мотивы действий других людей и знать, как работать с людьми);
  • интраперсональные/интраличностные способности (способность формировать правильную модель себя и использовать эту модель для успешного функционирования в обыденной жизни) [Gardner 1983].

Информация о работе Природа интеллектуальных способностей