Природа конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 19:37, реферат

Краткое описание

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают, что вы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо вы не смогли оценить верно сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Природа конфликта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
2. Происхождение конфликтов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
3. Типы конфликтов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
4. Конфликт интересов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
5. Ценностный конфликт. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат психология.docx

— 30.47 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

  1. Природа конфликта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

  2. Происхождение конфликтов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

  3. Типы конфликтов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

  4. Конфликт интересов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

  5. Ценностный конфликт. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Каждый  человек на протяжении своей жизни  неоднократно сталкивается с конфликтами  разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что  мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают, что вы сами виноваты в  собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо вы не смогли оценить верно  сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает  в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта.

     Столкновение  точек зрения, мнений, позиций - очень  частое явление производственной и  общественной жизни. Можно сказать, что такого рода конфликты существуют всюду - в семье, на работе, в школе. Чтобы выработать верную линию поведения  в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое  конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь  человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом  отношении.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Природа конфликта

   В современной литературе по истории  социологии сложившиеся социологические  направления подразделяются на две  большие группы в зависимости  от того какое место в теоретических  построениях занимает проблема социального  конфликта. Такое подразделение  мы находим, прежде всего, у весьма авторитетного  историка социологии Джеффри Александера. Теории Маркса, Вебера, Парето, а из ныне живущих – Дарендорфа с этой точки зрения рассматриваются как  те, в которых проблематика конфликта  занимает доминирующее место при  объяснении социальных процессов и  изменений. Дюркгейм, Парсонс, Смелсер  преимущественное внимание уделяют  проблеме стабильности и устойчивости. Их теории ориентированы не столько  на изучение конфликта, сколько на обоснование  консенсуса.

   Это деление направлений социологических  теорий можно признать верным лишь с определенной долей условности. Главным образом оно основывается на противопоставлении функционализма и социологии конфликта, сформулированным Ральфом Дарендорфом.

   Итак, конфликт – это важнейшая сторона  взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между  потенциальными или актуальными  субъектами социального действия мотивация  которых обусловлена противостоящими  ценностями и нормами, интересами и  потребностями. Существенная сторона  социального конфликта состоит  в том, что эти субъекты действуют  в рамках некоторой более широкой  системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под  воздействием конфликта.

   Каждая  сторона воспринимает конфликтную  ситуацию в виде некоторой проблемы в разрешении которой преобладающее  значение имеют три главных момента:

  • во-первых, степень значимости более широкой системы связей, преимущества и потери, вытекающие из предшествующего состояния и его дестабилизации – все это может быть обозначено как оценка доконфликтной ситуации;
  • во-вторых, степень осознания собственных интересов и готовность пойти на риск ради их осуществления;
  • в-третьих, восприятие противостоящими сторонами друг друга, способность учитывать интересы оппонента.

   Таким образом, основные этапы или фазы конфликта могут быть обозначены следующим образом:

      1. Исходное положение дел; интересы сторон, участвующих в конфликте; степень их взаимопонимания.
      2. Инициирующая сторона – причины и характер ее действий.
      3. Ответные меры; степень готовности к переговорному процессу; возможность нормального развития и разрешения конфликта – изменения исходного положения дел.
      4. Отсутствие взаимопонимания, т.е. понимания интересов противоположной стороны.
      5. Мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов.
      6. Использование силы или угрозы силой (демонстрация силы) в ходе отстаивания своих интересов; жертвы насилия.
      7. Мобилизация контрресурсов; идеологизация конфликта с помощью идей справедливости и создания образа врага; проникновение конфликта во все структуры и отношения; доминирование конфликта в сознании сторон над всеми иными отношениями.
      8. Тупиковая ситуация, ее саморазрушающее воздействие.
      9. Осознание тупиковой ситуации; поиск новых подходов; смена лидеров конфликтующих сторон.
      10. Переосмысление, переформулировка собственных интересов с учетом опыта тупиковой ситуации и понимание интересов противостоящей стороны.
      11. Новый этап социального взаимодействия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Происхождение конфликтов

   Источником  обострения конфликтов между большими группами является накопление неудовлетворенности  существующим положением дел, возрастанием притязаний, радикальное изменение  самосознания и социального самочувствия. Как правило, сначала процесс  накопления неудовлетворенности идет медленно и подспудно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своего рода спускового механизма  выводящего наружу это чувство неудовлетворенности. Неудовлетворенность, приобретающая  открытую форму, стимулирует возникновение  социального движения, в ходе которого выдвигаются лидеры, отрабатываются программы и лозунги, формируется  идеология защиты интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необратимым. Он либо превращается в самостоятельный и постоянный компонент общественной жизни, либо завершается победой инициирующей стороны, либо решается на основе взаимных уступок сторон.

   Адекватный  анализ конфликтной ситуации предполагает тщательное выделение обстоятельств  созревания конфликта. Здесь могут  действовать исторические, социально-экономические  и культурные факторы, завершающиеся  в действиях политических структур и институтов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Типы  конфликтов

  В зависимости от того, кто выступает  в качестве оппонента (наше внутреннее я», другой человек, группа и т. д.), различают четыре типа конфликтов:

  1.  Внутриличностный.

  2.  Межличностный.

  3.  Конфликт между личностью и группой.

  4.  Межгрупповой конфликт.

  Внутриличностный  конфликт — столкновение примерно равных по силе, но противоположно направленных интересов, мотивов, потребностей и т. п. у одного и того же человека. Такой конфликт выражается в сомнениях человека, неудовлетворенности собой и своей жизнедеятельностью. Он часто возникает тогда, когда человеку приходится «играть» несколько несовместимых ролей. Подобный пример описывается в книге В. Зигерта, Л. Ланга «Руководить без конфликтов»: «Сотрудник получил повышение. Со многими он мог быть знаком долгие годы. Со всеми он был на «ты», вместе с другими перемывал косточки руководству. Теперь он сам стал руководителем. Может ли он оставаться на «ты»? Сам он «тыкать» уже не может».Это конфликт ролевой, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования, при которых человек одновременно должен быть исполнителем нескольких ролей.

  Межличностный конфликт — система взаимодействия людей, при которой они либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, либо одновременно в острой конкретной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из конфликтующих сторон. Такой конфликт является самым распространенным. Он проявляется как столкновение личностей с различными установками, взглядами, ценностями, чертами характера.

  Конфликт  между личностью и группой может возникнуть тогда, когда личность займет позицию, отличную от позиции группы: например, одна из продавщиц, желая больше заработать, предложила выехать в воскресный день на ярмарку с выездной продажей товаров. Коллектив магазина расценил такое предложение как «чрезмерное» усердие перед начальством и возмутился. Подобный тип конфликта может возникнуть на основе межличностного конфликта.

  Межгрупповой  конфликт отражает это противоречие, при котором конкурирующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления.

  В торгово-коммерческой деятельности такого рода конкурентный вариант взаимоотношений  может возникнуть между предприятием-изготовителем  и коммерческим предприятием. Посредником  в таком конфликте является юрист. Он получает договоры поставок и анализирует  правильность их оформления, а также  стремится к максимальной выгоде при заключении его предприятием. По не удовлетворяющим предприятие  пунктам договора (например, требование предоплаты или высокие суммы  на транспортные расходы) составляется протокол разногласий и отправляется предприятию-изготовителю. Результатом  такого конфликта может стать  новый подход, открывающий путь решения  возникшей проблемы.

  Типология конфликтов может проводиться на основе учета специфики конфликтной  ситуации. С этой точки зрения различают:                                        

  • Истинный конфликт. В основе такого конфликта лежит объективно существующая конфликтная ситуация, т. е. реально неделимый объект притязаний оппонентов.
  • Явный конфликт предполагает наличие объективно существующей конфликтной ситуации, при которой цели оппонентов пересекаются и каждый из них имеет достаточно четкое представление о намерениях противодействующей стороны.
  • Скрытый конфликт. Такой, при котором в условиях объективной ситуации один из оппонентов по каким-то причинам не воспринимает возникшее отношение как конкурентное.
  • Ложный конфликт. Вид общения, при котором конкурентный характер взаимоотношений возникает в условиях объективной конфликтной ситуации. Такие случаи возможны, если объект притязаний в действительности не является неделимым. Однако оппоненты неадекватно оценивают сложившуюся ситуацию.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Конфликт  интересов

  Общее между потребностями и интересами состоит в том, что в обоих  случаях мы имеем дело со стремлениями людей, непосредственно воздействующими  на их социальное и экономическое поведение. Однако если потребности ориентируют поведение людей на обладание теми благами, которые оказываются жизненно необходимыми или стимулируют жизненно значимые способы деятельности человека, то интересы — это те стимулы действия, которые проистекают из взаимного отношения людей друг к другу.  

  Непосредственный  предмет социального интереса — это не само благо как таковое, а те позиции индивида или социального слоя, которые обеспечивают возможность получения этого блага. Как в повседневной речи, так и в теоретическом анализе интересы гораздо чаще соединяются с социальным положением, которое фиксирует на определенное время совокупность возможностей, предоставляемых действующему лицу обществом. Именно социальное положение очерчивает границы доступного и возможного для индивида и социальной группы.

  Статус, выступая объектом борьбы между определенными  социальными субъектами, выступает  для них главным образом не как средство, а как условие  обеспечения своей нормальной жизнедеятельности, за которое также стоит побороться, если к тому побуждает сложившееся  положение вещей. Ведь от него зависит, каким – равноправным или неравноправным – будет положение субъекта в  обществе, среди других социальных субъектов, насколько свободными или  принужденными будут его взаимоотношения  с ними, в какой мере будет сохранено  или ущемлено его чувство собственного достоинства, и т. п.

  Со  стороны общества на формирование интересов  оказывают наибольшее воздействие институты и системы распределения жизненных благ, сложившиеся в нем. Так или иначе через системы распределения решается наиболее существенная задача организации любой социальной общности: соотнесения результата деятельности и признания этого результата через вознаграждение. При этом не следует иметь в виду лишь материальное или финансовое вознаграждение. В качестве вознаграждения может использоваться весьма широкий спектр не только имущественных, но и духовных благ, предоставление которых означает повышение престижа вознаграждаемого лица или социальной группы за то, что считается или признается полезным для общества. 

  Через определенные виды соединения пользы и награды общество организует интересы социальных групп, направляя  их по некоторым более или  менее стабильным каналам. Интересы поэтому направлены не на абстрактное общество вообще, а на систему социальных институтов и прежде всего на институты распределения, которые оказываются главными инструментами регулирования социального положения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Природа конфликта