Причины девиантного поведения в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть причины девиантного поведения подростков.
Объект исследования: девиантное поведение.
Предмет исследования: девиантное поведение в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
-дать определение девиантного поведения и выяснить его основные понятия, подходы и особенности;
-рассмотреть модели девиантного поведения;
-раскрыть причины возникновения отклонения от социальных норм у подростков;

-определить возможности коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками.

Структура работы: курсовая работа представляет собой исключительно теоретическое исследование, состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий объем работы – 43 страницы.

Содержание

Введение………………………………………………………….…………………3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования девиантного поведения ………5
1.1. Понятие девиантного поведения в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………..…… . . . .5
1.2. Модели девиантного поведения……………………………………… . . . . .16

Глава 2.Особенности девиантного поведения подростков и возможности его коррекции……………………………………………..……………………. . . . . .21
2.1. Причины девиантного поведения подростков…………………………..… .21
2.2. Коррекционно-воспитательная работа с девиантными подростками……. 28


Заключение…………………………………………………………………………38

Библиография………………………………………………………………………42

Вложенные файлы: 1 файл

Причины девиантного поведения в подростковом возрасте.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)


¹Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов / Ю. А. Клейберг. – М.: Творческий центр Сфера, 2004. С.11.

²Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.М.,2005

³Клейберг Ю.А., Шахзадова Н.В. Социальная работа и профилактика девиантного поведения подростков.Тверь;Нальчик,2000 / Смелзер Н.Дж. Социология/ Пер.с англ.,Гл.7

 

                                                                                                                                      9

 

 

    На основе девиантного поведения сложилась теория клеймения, согласно которой мы только тогда можем знать, определять ли данное действие девиантным, когда увидим реакцию на него другого человека. «Общественные группы утверждают девиантное поведение посредством того, что устанавливают правила, нарушение которых конституирует девиантное поведение; действие этих правил они распространяют на определённых людей, которых клеймят как аутсайдеров».¹

 Что касается отечественной психологии и педагогики, то проблемы, посвящённые девиантному поведению, связаны в основном с трудными детьми и подростками, которые представляют собой группу повышенного социального риска. В связи с этим в науке существует несколько понятий, которые как нельзя лучше характеризуют эту социальную группу подростков: «трудновоспитуемые», «кризисные», «педагогически запущенные», «дезадаптивные», «асоциальные». Кроме этого считается, что поведение отличается рядом особенностей: недостаточностью жизненного опыта и низким уровнем самокритики, повышенной эмоциональной возбудимостью, импульсивностью, внушаемостью, подражательностью, обострённостью чувства независимости, неуравновешенностью возбуждения и торможения.

   При правильном подходе к воспитанию указанные особенности могут быть нейтрализированы определённой социально-положительной деятельностью. При неблагоприятных условиях эти особенности приобретают негативную направленность.

 

 


¹Беккер Г., Босков А. Современная  социологическая теория в ее преемственности и изменении. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 2003

 

 

 

                                                                                                                                                      10

 

    По данным А.В. Мудрика и И.С. Кона, типичными чертами подростков являются стремление к новизне, к оригинальности поведения, желание понимать, бороться, достигать, утверждаться, пытаться изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения.¹

   Это и становится почвой для девиантного поведения. Однако следует заметить, что особенности личности подростка часто бывают противоречивыми. Например, доверительность в общении с друзьями сочетается со скрытностью в общении с родителями; стремление к самоутверждению, постоянный интерес к оценке своих качеств другими людьми переплетается с полным равнодушием к оценке себя взрослыми и сверстниками.

     Таким образом, девиантное поведение-это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним. Для этого используются собственные приёмы самовыражения: слэнг, стиль, символика, мода, манеры, поступки и т.п.

  

   При этом девиантные действия выступают:

    -как способ психологической разрядки,

    -в качестве средства достижения значимой цели,

    -как цель, удовлетворяющая потребность в самореализации.

 

 

 

 

 


¹Мудрик А. В. Социализация человека/А. В. Мудрик. - 2006 / Кон И. С. В поисках себя. Личность и её самосознание.-М.:Политиздат,1984-336с.

    

                                                                                                                                    11

 

 

   Кроме того,считается, что в подростковых девиациях наиболее ярко выступают следующие особенности:

     -импульсивный характер реагирования на ситуацию,

     -низкий уровень стимуляции,

     -высокий уровень готовности к девиантным действиям.

Девиантные подростки  часто обладают целым рядом свойств, которые свидетельствуют о значительных эмоциональных нарушениях. Они, как  правило, импульсивны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, что затрудняет их общение с окружающими и создаёт значительные трудности с точки зрения их воспитания.

   В заключении хотелось бы отметить, что существуют разнообразные факторы, которые объясняют причину девиантного поведения. А именно: индивидуальный фактор действует на уровне психических и биологических предпосылок девиантного поведения, которые затрудняют адаптацию индивида в социуме; педагогический фактор раскрывает неблагоприятные особенности взаимодействия индивида со своим окружением; социальный фактор определяется социальными, экономическими, политическими условиями существования общества. Каждое общество имеет свою определённую систему норм и ценностей, которые включают определённые требования к поведению данного общества. Система норм зависит в первую очередь от уровня социально-экономического, политического и духовного развития общества, а также от общественных отношений. Не существует ни одного общества или группы людей без системы норм, определяющих их поведение.

    Социальные нормы играют большую роль в каждом обществе и выполняют следующие функции: ориентационную, регулирующую, информационную,

воспитательную.Социальные нормы ориентируют на формирование целей поведения человека, к тому же они могут содержать и сами требования относительно использования средств их достижения.

                                                                                                                                

                                                                                                                                  12

 

       Следует отметить, что понятие «социальная норма» достаточно обширное и широкое. Учёные определяют норму как идеал, условное обозначение объективно существующего явления, среднестатистический показатель, максимальный вариант, «равновесие» со средой ,функциональный оптимум, обязательный порядок или установленную меру.

     «Нормы социальные-средства социальной регуляции поведения индивидов и групп»(Бобнева,с.74); «нормы социальные-совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность(группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью осуществления деятельности установленного образца»(Ручка,с51); «социальная норма-обусловленный социальной практикой социокультурный инструмент регулирования отношений в конкретно-исторических условиях жизни общества»(Клейберг,с.14)

    Как видно из данных определений, социальные нормы многофункциональны, они затрагивают буквально все стороны нашей жизни. Именно благодаря нормам общество может не регулировать одни и те же  акты индивидуального поведения.Конечно, регулирование происходит в соответствии с системой ценностей, потребностей, интересов, идеологии, которые преобладают в данном обществе.

Итак, существует три  способа возникновения и функционирования социальных норм: стихийный (естественный); планомерно-сознательный (целенаправленный) и смешанный. Известно, что происхождение норм вызвано естественными системными процессами. Мы можем наблюдать саморазвитие социальных систем обычно в виде обычаев, традиций, ритуалов и т.д. Их возникновение является продуктом человеческого сознания, опыта и культуры.

    Социальная норма обладает всеобщностью: она одинаково воздействует на различных индивидов и общности людей, кроме того, она отражает и социальную структуру общества.

   

 

                                                                                                                                  13

 

  Основными свойствами социальной нормы являются¹:

-объективность отражения  действительности,

-однозначность,

-историчность,

-обязательность,

-относительная устойчивость,

-динамичность,

-оптимальность,

-коррекционно-воспитательная  способность.

   Нормы характерны для личности, группы, субкультуры, общества, но это не означает, что они полностью единообразны. У каждого имеются свои собственные представления о «норме». И каждый человек сам вырабатывает и реализует свою индивидуальную систему норм, которая является регулятором его поведения. Особое значение имеет система социально-нормативных ориентаций-идей, взглядов, принципов, ценностей и норм, которые влияют на формирование реализации всех личностных качеств человека, на образ его мыслей, идей и характер поведения и деятельности.

   Таким образом, следует отметить, что социальные нормы являются регулятором не только общества, но и личности.А в свою очередь поведение человека может быть адекватным только тогда, когда человек хорошо осознал и освоил соответствующие социальные нормы.А пренебрежение социальными нормами приводит человека к социальным отклонениям, конфликтам, девиантному поведению. Социальные нормы действенны только в том случае, если они становятся неотъемлемой частью индивидуального сознания личности. Именно тогда они действуют как факторы и регуляторы поведения и самоконтроля.


¹Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.М.,2005

 

                                                                                                                                   14

 

   По мнению специалистов-девиантологов(В.В. Новиков,В.Ф. Пирожков, Д.П. Пискарёв, С.А. Расчётина,Л.В. Фомина) норма выступает как:

1)предписание или запрет,

2) идеал, соответствие требованиям той социальной среды, в которой живёт и действует человек,

3)соответствие тем  или иным теоретико-психологическим  конструктам.

  Особым критерием нормы выступает приспособленность к условиям жизни. Однако, по мнению некоторых исследователей, способность легко приспосабливаться к любым новым условиям есть признак «не-нормы»,признак моральной и эмоциональной неразвитости, отсутствия системы ценностей (Братусь, Домбровский).

Таким образом, девиантное поведение-это устойчивое поведение  личности, котрое отклоняется от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождаются социальной дезадаптацией. Однако, определяя девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от норм, следует помнить, что социальные нормы изменяются. И это, в свою очередь, придает отклоняющемуся поведению исторически преходящий характер. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Данный признак означает, что отклоняющееся поведение является разрушительным: в зависимости от формы — деструктивным или аутодеструктивным. Научные подходы, объясняющие причины девиантного поведения могут строиться в соответствии со схемой: концепции, уделяющие главное или исключительное внимание биологическим детерминантам (причинам); концепции, делающие акцент на психологических факторах; и социологические концепции, объясняющие девиантное поведение исключительно социальными причинами.

   

 

                                                                                                                           15

 

    1.2. Модели девиантного поведения

 

    В повседневной жизни мы воспринимаем действия людей не как совокупность отдельных поступков, а как целостный образ, который включает в себя слова, жесты, интонацию, манеру поведения, а также сами поступки и действия. И выражая свою социальную позицию, мы делаем это одновременно, используя при этом разнообразные средства. И большую роль здесь играет культура самого человека и его мировоззрение, установки, мотивы и воспитанность.

      Среди типов моделей социального поведения можно выделить, например, стратегии социального поведения. Чисто фактически эти стратегии представляют собой рекомендации, как вести себя, и включают приёмы достижения той или иной социально значимой цели. В разные исторические периоды представителями различных социокультурных групп было сформулировано много подобных принципов. Например: поучения Полония своему сыну; кодекс поведения «По праву гордого человека»,созданный Аристотелем; гомеровское описание идеального поведения греческого аристократа; правила поведения, сформулированные византийским полководцем 10века Кекавменом; рекомендации американского философа 17века Б.Франклина; «золотое правило нравственности»;письма о добром и прекрасном академика Б.Лихачёва.

  Модели девиантного поведения выделяют на личностном, ситуационном и средовом уровнях¹. Рассмотрим подробнее каждую из данных моделей.

В личностной модели рассматриваются  особенности личности, связанные с социальной позицией, ролью в группе.


 

¹Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов вузов. М., 1999. С. 149

 

                                                                                                                             16

 

В основе данной модели девиантного  поведения лежит синтез трёх модальностей личности: активности, социализации, интегративности. Именно они и образуют несколько  моделей личности. В основу построения модели девиантного поведения на личностном уровне положен принцип анализа личности через жизнедеятельность, способ организации жизни, способность разрешать психологические противоречия.

 По способу решения личностью противоречий выделяют следующие признаки:

-готовность к социальным  и психологическим трудностям или избегание,

Информация о работе Причины девиантного поведения в подростковом возрасте