Причины девиантного поведения в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть причины девиантного поведения подростков.
Объект исследования: девиантное поведение.
Предмет исследования: девиантное поведение в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
-дать определение девиантного поведения и выяснить его основные понятия, подходы и особенности;
-рассмотреть модели девиантного поведения;
-раскрыть причины возникновения отклонения от социальных норм у подростков;

-определить возможности коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками.

Структура работы: курсовая работа представляет собой исключительно теоретическое исследование, состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий объем работы – 43 страницы.

Содержание

Введение………………………………………………………….…………………3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования девиантного поведения ………5
1.1. Понятие девиантного поведения в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………..…… . . . .5
1.2. Модели девиантного поведения……………………………………… . . . . .16

Глава 2.Особенности девиантного поведения подростков и возможности его коррекции……………………………………………..……………………. . . . . .21
2.1. Причины девиантного поведения подростков…………………………..… .21
2.2. Коррекционно-воспитательная работа с девиантными подростками……. 28


Заключение…………………………………………………………………………38

Библиография………………………………………………………………………42

Вложенные файлы: 1 файл

Причины девиантного поведения в подростковом возрасте.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

 

 

     Таким образом, можно выделить основные элементы модели социально-педагогической и психологической коррекции девиантного поведения.

К первому этапу относится  диагностика нарушения общественных требований, норм и законов. На этом этапе могут проявляться лишь некоторые симптомы девиантного  поведения: непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований(семьи, школы, социальной группы).Особенности данного этапа предполагают, что причины применения социального контроля находятся в неправильном воспитательном воздействии. Социальная помощь здесь должна быть направлена на корректировку воспитательного воздействия(помощь педагогам, родителям),на конкретную личность девианта и иметь характер изменённой воспитательной деятельности.

          При успешной работе социальный прогноз может быть положительным, а в противном же случае возможны два исхода: или личность сама справляется с проблемами, или девиантное поведение закрепляется.

          Вторым этапом девиантного поведения является отношение личности к социальным нормам, требованиям и собственному поведению.Отношение личности к социальным нормам может быть различным:

       -личность воспринимает своё поведение как нормальное и соответствующее собственным ценностям и установкам;

             -личность одобряет своё поведение, считает, что оно соответствует не столько её собственным нормам и ценностям, сколько нормам и ценностям ближайшего социального окружения или социальной группы, к которой она стремится;

             -личность оценивает своё поведение отрицательно, считает, что оно не отвечает её собственным ценностям и установкам.

            В случае своевременного внимания и успешной коррекционной помощи прогноз будет положительным. В противном случае вероятно дальнейшее углубление нарушений в социальном поведении.

                                                                                                                                32

 

 

   К третьему этапу девиантного поведения относятся стимулы и санкции. Личность либо принимает своё поведение как нормальное, соответствующее её собственным ценностям и установкам, либо наступает «кризис идентификации», который ведёт к социальному конфликту.На этом этапе коррекционная помощь должна носить интенсивный характер с целью разрушения социально отрицательных диспозиций и формирования новых. Здесь уместна индивидуальная и групповая коррекционно-воспитательная работа.Санкции на этом этапе могут носить принудительный характер в воспитательных учреждениях по решению суда, по предложению родителей, учителей, психологов с целью отрыва от вредного влияния окружающей социальной среды.Кроме того, на данном этапе существует минимальная вероятность того, что личность сама справится с проблемами.

          Четвёртый этап-устойчивое девиантное поведение-возможное проявление опасных социальных отклонений. Возможно, что личность отрицательно оценивает свои действия, но она испытывает недоверие к собственным возможностям для их преодоления. При неудачной помощи формируется устойчивая готовность к девиантному поведению.

        Что же касается коррекции личности девианта, то процесс перевоспитания выполняет следующие функции¹:

1.Воспитательная-восстановление  положительных качеств, которые  преобладали у молодого человека  до появления «девиантности», обращение  к памяти подростка о его  добрых делах.

2.Компенсаторная-формирование у молодого человека стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит ему реализовать свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.


¹Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного  поведения подростков. Кемерово, 1996.

                                                                                                                          33

 

3.Стимулирующая-она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. Заинтересованного, эмоционального отношения к личности, её поступкам.

4.Корректирующая-исправление  отрицательных качеств личности  молодого человека и применение  разнообразных методов и методик,  которые направлены на корректировку мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведения.

   Известный отечественный учёный-педагог В.П.Кащенко разработал интересную классификацию методов коррекции.¹ Он объединил методы в две большие группы: педагогические и психотерапевтические.

Педагогические методы:

1)Методы собственного  влияния(коррекция страхов, метод  игнорирования, метод культуры  здорового смеха),

2)Специальные или частнопедагогические  методы (коррекция недостатков поведения  детей),

3)Метод коррекции через труд,

4)Метод коррекции путём  рациональной организации детского  коллектива.

Психотерапевтические  методы:

1)Внушение и самовнушение,

2)Гипноз,

3)Метод убеждения,

4)Психоанализ.

        Следует отметить, что выбор метода -один из самых сложных этапов коррекционной работы психолога и социального педагога. Опыт работы школьных психологов и социальных педагогов показывает, что применение одних и тех же стандартных методов не даёт возможности получить ответ на конкретный вопрос, поставленный перед ними.


¹Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 304с.

 

                                                                                                                                 34

 

Данные специалисты  должны владеть самыми разнообразными методиками (техниками типа теста  Векслера, опросника Кэттелла, теста  Амтхауэра, так же, например, наблюдение, беседа, проективные методы). Поэтому лишь применение разнообразных методов может дать объективное знание. И в числе первых практических шагов, которые должны предпринять психолог и социальный педагог, - выявление причин отклоняющегося поведения подростка. Традиционно причины девиантного поведения пытались определить, выясняя особенности ближайшего социального окружения - семьи, дворовых компаний, неформальных групп и др. При этом очень важно проследить путь, который привёл подростка именно в эту группу. Так же важной является информация о субъективном отношении подростка к себе, своему поведению, социальному окружению.

       Американский психолог К.Роджерс показал, что среди факторов, влияющих на прогноз будущего поведения несовершеннолетних девиантов, наиболее весомым оказывается фактор самопознания-честности и реалистичности осознания себя и своего социального окружения.¹

      В отечественной научной литературе описаны общие принципы и некоторые конкретные методы психокоррекционной и психотерапевтической работы с трудновоспитуемыми детьми и подростками. Следует отметить, что овладеть теми или иными способами такой работы только по литературным источникам без активного практического обучения весьма сложно.

    Ю.А. Клейберг представил свою программу коррекционной и воспитательной работы для участников подростковых объединений культурно-досуговой ориентации, характеризуемых как девиантные.²


¹Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.

²Клейберг Ю.А., Шахзадова Н.В. Социальная работа и профилактика девиантного поведения подростков.

Тверь; Нальчик, 2000.

                                                                                                                                 35

 

 

Достоинство данной программы состоит в том, что в ней выделены основные структурные компоненты игрового тренинга, рассчитанного на достаточно длительный период времени и включающего как собственно психологическую, так и социальную коррекцию. Эта программа ориентирована на наиболее «сложных» детей и подростков, относящихся по своим социальным и психологическим характеристикам к группе риска.

    Сформулированы основные принципы организации и осуществления псикоррекционной работы ¹:

-единство диагностики  и коррекции,

-нормативности развития,

-системность развития  психической деятельности,

-деятельностный принцип  коррекции,

-нравственно-гуманистическая  направленность психолого-педагогической  помощи,

-понимание и сочувствие,

-прагматизм психолого-педагогического  воздействия,

-приоритетность превентивности  социальных проблем, их профилактика,

-своевременность психолого-педагогической  помощи и поддержки,

-творческое сочетание  специализации и комплексности  в школьной психологической работе,

-профессионализм специалистов-психологов, социальных педагогов и учителей.

   Показания к применению: социальная апатия, аутизм, агрессивность, раздражительность, отсутствие навыка и готовности к сотрудничеству, чрезмерная эмоциональность или раздражительность, конфликтность, отсутствие интереса к творчеству и обучению.


¹ Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М.,1997

 

                                                                                                                                

                                                                                                                                                     36

 

Цель: социальная адаптация  девиантов.

 Задачи:

1)развить социальную  активность, побудить и привить  интерес к себе и окружающим

2)научить адекватному  проявлению активности, инициативы  и самостоятельности

3)привить уважение  к членам коллектива, помочь обрести  социальный статус, выполнять определённую  роль в коллективе

4)пробудить и привить  интерес и способность к творчеству

5)оптимизировать положительный  опыт, создать и закрепить позитивные  образцы поведения

  Таким образом, к индивиду с девиантным поведением могут применяться различные формы и методы воздействия. Основную коррекционно-воспитательную работу осуществляет социальный контроль, который способен предотвращать девиантное поведение с помощью правовых органов, изоляции и реабилитации , а так же активного взаимодействия индивида с социальной средой. Более того, именно социальный контроль может изменить поведение индивида и способен приводить в норму отклонения, которые воздействуют на общество.

 

 

 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                             

                                                                                                                                                37

 

Заключение

 

В первом параграфе мы рассмотрели понятие девиантного  поведения в психолого-педагогической литературе, дали его определение и выяснили основные понятия, подходы и особенности отклоняющегося поведения.

Итак, девиантное поведение  — это устойчивое поведение личности, которое отклоняется от важных социальных норм, причиняющее ущерб обществу или самой личности, а также сопровождается социальной дезадаптацией. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно имеет негативные последствия, которые влияют на саму личность или на окружающих людей.

     Во втором параграфе нами были выявлены основные модели девиантного поведения. Мы установили, что эти модели являются всего лишь определённым представлением стадии девиации и никогда не смогут полностью отразить её реальные характеристики. И к тому же девиантное поведение всегда обусловливается многими причинами, которые в каждой конкретной ситуации индивидуальны и специфичны.

    В третьем параграфе мы раскрыли причины возникновения отклонения от социальных норм у подростков и сделали вывод, что девиантное поведение подростков обусловлено самыми разнообразными факторами: биологическими, которые требуют медицинской коррекции; психологическими, куда относят нервно-психические заболевания, возбудимость нервной системы, неадекватные реакции подростка; социально-педагогические, в которые входят половозрастные и индивидуальные особенности развития детей; и самый главный фактор-это неблагополучие семьи, которое и ведёт к формированию асоциального поведения подростков.

 

 

 

                                                                                                                                               38

 

  

   В четвёртом параграфе мы определили возможности коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками и на основе данной информации сделали вывод, что к индивиду с девиантным поведением могут применяться различные формы и методы воздействия. Основную коррекционно-воспитательную работу осуществляет социальный контроль, который способен предотвращать девиантное поведение с помощью правовых органов, изоляции и реабилитации, а так же активного взаимодействия индивида с социальной средой. Более того, именно социальный контроль может изменить поведение индивида и способен приводить в норму отклонения, которые воздействуют на общество.

Информация о работе Причины девиантного поведения в подростковом возрасте