Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 17:31, курсовая работа
С каждым годом растёт детская безнадзорность, преступность, наркомания, прослеживается тенденция увеличения числа с девиантным поведением. Отклонения в поведении ребёнка это результат социально–экономической, политической, экологической нестабильности общества, усиления псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагополучных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемия разводов, существенные недостатки в работе образовательных учреждений.
Причины и способы преодоления девиантного
поведения подростков.
Введение в проблему.
«Трудные» – это
такие дети, не с которыми трудно
, а которым трудно.
С каждым годом растёт
детская безнадзорность, преступность,
наркомания, прослеживается тенденция
увеличения числа с девиантным поведением.
Отклонения в поведении ребёнка это результат
социально–экономической, политической,
экологической нестабильности общества,
усиления псевдокультуры, изменений в
содержании ценностных ориентаций молодёжи,
неблагополучных семейно-бытовых отношений,
отсутствия контроля за поведением, чрезмерной
занятости родителей, эпидемия разводов,
существенные недостатки в работе образовательных
учреждений.
Каждый из нас
ежедневно сталкивается с разнообразными
проявлениями социально нежелательного
поведения – агрессией, вредными
привычками, противозаконными действиями…
Каковы причины такого поведения? Что
заставляет человека вновь и вновь причинять
вред себе и окружающим? Как избежать этого?
Эти и другие вопросы вызывают живой интерес
у психологов, врачей, педагогов, социологов,
работников правоохранительных органов.
Термин «отклоняющееся
поведение» нередко заменяют синонимом
– девиантное поведение (от лат. deviato
– отклонение).
Отклоняющееся поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.
Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей.
Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит ущерб самой личности или окружающим людям.
Для отклоняющегося поведения характерно то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.
Рассматриваемое поведение
можно характеризовать как
Для того, чтобы поведение можно было квалифицировать как отклоняющееся, оно должно согласовываться с общей направленностью личности.
Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы.
Причины отклонений
от норм поведения подростков и юношей.
I. Неправильное воспитание
Одной из основных причин
отрицательного поведения является
неправильное воспитание детей в
семье.
«Трудный» подросток,
как правило, живёт в трудной
семье. Он является свидетелем конфликтов
между родителями и ощущает невнимание
к своему внутреннему миру. Но не
всегда неблагополучные семьи
К семьям, которые создают условия «повышенного риска» для отклоняющегося поведения подростков и юношей, относятся:
неполная семья,
где имеются только матери, реже
отцы, или семьи, в которых детей
воспитывают прародители (
конфликтная семья,
в которой мир и согласие
держатся на временных
«асоциальная
семья» - преобладают антиобщественные
тенденции, паразитический
формальная семья
– отсутствует общность
«алкогольная
семья» - основные интересы членов
семьи определяются
В неблагополучных семьях, как правило, встречаются следующие виды неадекватного воспитания детей:
безнадзорность – когда ребенок предоставлен самому себе, лишен родительского внимания, заботы, когда отсутствует систематический интерес к его делам, переживаниям, проблемам;
скрытая безнадзорность
– формальное выполнение
потворствующая
безнадзорность – сочетание
эмоциональное
отвержение – родители
воспитание по
типу «Золушки» – чрезмерная
требовательность и строгость
к ребенку, когда родители без
учета его возраста и
воспитание в
условиях жестких
воспитание по
типу «кумира семьи» –
Было бы неверным
недооценивать при анализе
II. Медико-биологические
факторы
Одним из клинико-биологических
отрицательных факторов следует
назвать наследственность, снижающую
защитные механизмы и ограничивающую
приспособительные функции
Наследование умственной недостаточности, которая характеризуется в преобладании предметно-конкретного мышления, невозможности полного осмысления различных жизненных ситуаций, недостаточной критической оценки своих поступков, что часто приводит подростков к социальной дезадаптации.
Наследование аномальных черт характера, которые приводят к развитию личности, часто неспособной в полной мере регулировать свое поведение в обществе, особенно в неблагоприятных, кризисных ситуациях.
Наследственность, обусловленная
алкоголизмом родителей. Этот фактор проявляется
в недостаточности защитно-
Наряду с влиянием
наследственности, существенное значение
имеет и биологическая
Особую роль в
возникновении нарушений
III. Психические факторы
Подростковый возраст
– период завершения формирования
характера. Нарушение этого формирования
характера, происходящее подчас в данном
возрасте, сопровождается различными
негативными
Наиболее распространенными
негативными
реакции активного
протеста, возникающие в кризисных
для подростка ситуациях,
реакции пассивного
протеста, обусловленные стремлением
избавиться от трудной для
подростка или юноши ситуации,
всегда сопровождаются
реакции отказа,
связанные с чувством отчаяния,
проявляются в активном
реакции имитации
– подражания формам поведения
окружающих, которые пользуются
авторитетом у подростков и
могут играть отрицательную
реакции компенсации и гипер-компенсации (сверх-компенсации) – обычно маскируют ту или иную слабую сторону личности, а также играют роль защитных личностных реакций и подчас принимают карикатурный, утрированный характер (в основе многих безрассудных поступков лежит стремление показать свое «бесстрашие» окружающим);
реакции эмансипации
– повышенное стремление
реакции увлечения
– тесно связаны с влечениями,
наклонностями и интересами и
проявляются в удовлетворении каких-либо
потребностей (увлечения, сопровождающиеся
пустым бессодержательным
Информация о работе Причины и способы преодоления девиантного поведения подростков