Причины и способы преодоления девиантного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

С каждым годом растёт детская безнадзорность, преступность, наркомания, прослеживается тенденция увеличения числа с девиантным поведением. Отклонения в поведении ребёнка это результат социально–экономической, политической, экологической нестабильности общества, усиления псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагополучных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемия разводов, существенные недостатки в работе образовательных учреждений.

Вложенные файлы: 1 файл

девиант..docx

— 27.74 Кб (Скачать файл)

 реакции группирования  – составляют важнейшую черту  подростков и проявляются в  стремлении образовать неформальные  группы сверстников, обычно отличающиеся  определенной стойкостью (в большей  мере склонны к объединению  в группы педагогически запущенные  безнадзорные подростки, юноши);

 реакции, обусловленные  формирующимся сексуальным чувством  – связаны с повышенным половым  влечением и разнообразными формами  его удовлетворения (сюда относятся  не только проявления непосредственной  сексуальной активности- онанизм, ранние сексуальные связи, подростковый гомосексуализм, демонстрация своих половых органов, но и некоторые другие случаи агрессивного садистического поведения). 

Только на основе учета и анализа основных причин отклонения подростков и юношей от норм поведения определяются содержание, формы и методы воспитательной работы с ними.

Способы работы, направленные на изменение отклоняющегося поведения  подростков 

I. Работа с подростками  и юношами, допускающими отклонения  от норм поведения 

Для предупреждения правонарушений и коррекции отклонений поведения подростка или юноши, существенно знание их личностных особенностей. В каждом конкретном случае к педагогически запущенному подростку, юноше необходим строго индивидуальной подход, основанный на осознании подростком доверия и заботы взрослых в сочетании с их требовательностью. 

Следует выделить четыре группы педагогически запущенных подростков и юношей. 

Первая группа. Подростки  и юноши, впервые совершившие  проступок, или так называемые «случайные»  нарушители. Их предшествующее поведение  характеризуется обычно равнодушным  отношению к своим сверстникам, проявлением лживости. Чаще всего  проступок они совершают под  влиянием внезапно возникшей конфликтной  «случайные» нарушители либо постоянно  находились под жестоким контролем, либо воспитывались в семье, где  отношения построены на лживости и взаимной грубости, или в учебном  заведении, где они учатся, из- за трудности в учении сложилась конфликтная ситуация.

 Таких подростков  и юношей необходимо обязательно  включить в деятельность коллективов  учебных групп, внегрупповых и внеучебных профильных объединений с учетом их интересов, способностей, постепенно усложняя характер даваемых им поручений (от исполнителя к организатору).

 Воспитательная  работа с такими подростками  и юношами строится на положительных  примерах(из литературы, кино, жизни), разъяснении ошибочности их поведения и его последствий.

 Следует им  помочь в подготовке к урокам (при необходимости организовывать  специальные занятия во внеучебное время).

 Надо установить  постоянный контроль за такими детьми, но он не должен быть жестоким.

 Важно помочь  подросткам и юношам найти  друзей, соответствующих их темпераменту  и способных на них положительно  воздействовать. 

Вторая группа. Подростки  и юноши, впервые совершившие  правонарушения, которые являются случайными с точки зрения повода и ситуации, но ранее уже имевшие отклонения от норм поведения (побег из дома, курение, драка, употребление спиртных напитков). Они равнодушны относятся к учебной деятельности, среди этих подростков и юношей наблюдается систематическая неуспеваемость по нескольким предметам.

 С такими подростками  и юношами следует начинать  работу с установления жесткого  систематического контроля со  стороны взрослых.

 Необходимо обеспечение  постоянного положительного влияния  посредством подбора общественного  воспитателя, который должен особое  внимание сосредоточить на повышении  роли коллектива, где учится подросток  или юноша, и определении содержания  досуговой деятельности последнего.

 Надо поощрять  положительные моменты в поведении  педагогически запущенных учащихся, постоянно держать в поле зрения  все виды их связей с микросредой. 

Третья группа. Подростки  или юноши, совершившие правонарушения, которые обусловлены их общей  нравственной деформацией (грубые систематические  нарушения дисциплины в учебном  заведении и вне его, лживости, употребление спиртных напитков, курение, драки, грубость, жестокость). Это связано  с тем, что у них сформирован  определенный стереотип асоциального поведения. Чаще всего они являются активными участниками асоциальных  неформальных групп подростков (юношей).

 С этими учащимися  необходимо построить работу  таким образом, чтобы контроль за их выполнением общественных норм был не только жестким и систематическим, но и всесторонним.

 Их надо изолировать  от отрицательного влияния группы с асоциальным поведением на основе включения в общение с теми объединениями подростков, для которых характерно ярко выраженная, общественная, ценная деятельность.

 Поощрять подростка  или юношу следует только тогда,  когда данное ему общественно  полезное поручение выполнено  до конца. 

Четвертая группа. Подростки  или юноши, характеризующиеся устойчивой антиобществе6нной направленностью. К  их числу относятся те подростки  и юноши, которые уже неоднократно совершали проступки и имеют  определенное наказание. У этого  типа подростков и юношей наибольшая деформация нравственных устоев. Они  обычно не хотят учиться, уклоняются от работы. Нередко они являются руководителями подростковых, юношеских  группировок антисоциального типа. С ними трудно сразу установить контакт. Они грубы, возводят между собой  и воспитателями барьер недоверия  и даже враждебности.

 Каждому воспитателю  надо быть более настойчивым  в перестройке его отношения  к себе. Целеустремленность, принципиальность, чуткость и тактичность воспитания  должны помочь подростку почувствовать  необходимость общения с наставником.

 Необходим систематический,  всесторонний контроль за деятельностью подростка и юноши, за кругом их общения.

 С начального  этапа воспитательной работы  надо добиваться, чтобы подросток  или юноша накапливал положительный  опыт.

 Если же он  не поддается воспитательному  воздействию со стороны всех  организаторов воспитательной работы  с ним, то следует поставить  вопрос о его направлении в  специальное учебное учреждение. 

II. Социально-психокоррегирующие мероприятия в работе с подростками и юношами с патологическим отклоняющимся поведением 

Данную работу необходимо проводить с учетом характерологических  особенностей подростка или юноши, с учетом ведущего «радикала» характера. 

В беседе с подростками  и юношами возбудимого и злопамятного склада личности, необходимо обращать их внимание на социально положительные  черты характера (бережливость, аккуратность, внимание к своему здоровью), подчеркивание, что именно это поможет способствовать их жизненному благополучию (уважение окружающих, долголетие, хорошо оплачиваемая работа). Построение бесед с подростками  и юношами в таком плане  окажется эффективным, так как именно эти проблемы наиболее важны для  людей такого склада характера. Следует  также помнить, что свойственная им эмоциональная неустойчивость, склонность к фиксации отрицательных переживаний  приводят к тяжелым конфликтным  ситуациям и противоправным действиям. В результате они оказываются  в социальной изоляции. 

Для подростков и  юношей с недостаточной устойчивой центральной нервной системой характерны эмоциональная взрывчатость, неумение управлять собой в конфликтных ситуациях, что часто ведет к правонарушениям. Указывая на эти личностные особенности, следует ориентировать их на избежание конфликтных ситуаций, напоминая, что такие ситуации являются наиболее опасными для них. Существенным для подростков и юношей первой и второй групп может оказаться и медикаментозное лечение успокаивающими препаратами, который может назначить только подростковый врач-психиатр. 

Внимание в работе с неустойчивыми в поведении  подростками и юношами должно быть направлено на организацию неослабного  контроля за учебными и другими видами их деятельности. Обращение к морально-этическим  ценностям далеко не всегда приводят к положительным результатам- их почти невозможно переубедить, но можно принудить. Только создание четкой и постоянной системы наблюдения за подростком (юношей) приведет к улучшению поведения. Требовательное, порой даже жесткое руководство таким подростком (юношей), переносится им достаточно спокойно, без возникновения характерологических реакций активного протеста. 

В беседах с подростками  и юношами, отличающимися жаждой любой деятельности, следует помнить, что они чаще всего являются лидерами и организаторами группы. Направляя  их на социально одобряемые формы проявления активности (а именно эта потребность наиболее типична для таких подростков, юношей), необходимо показать, что только отказ от противоправного поведения может обеспечить разумную реализацию их кипучей энергии. 

Учитывая чрезмерный эгоцентризм и жажду признания  демонстративных подростков, юношей, им следует разъяснить, что удовлетворение этих желаний возможно, например, при  занятиях творчеством. Важно показать, что окружающие понимают внутренние причины отклоняющегося поведения (желание быть неординарным, необычным). В беседе целесообразно не оказывать  «грубого» давления, а использовать живые, яркие примеры, образные сравнения. А в некоторых случаях можно  и несколько преувеличивать тяжесть  последующего наказания, учитывая трусливость  субъектов. 

Реабилитационная  и коррекционная работа с подростками, юношами «необщительного» типа (замкнутые) связана со значительными трудностями, так как эти подростки малообщительны, формальны в беседах, не допускают  вмешательства в свой внутренний мир. В беседах с такими подростками, юношами недопустимо грубое воздействие, которое часто приводит к активным выражениям протеста. Часто оказывается  целесообразной смена воспитателя, педагога, инспектора, так как без  эмоционального контакта результаты будут  минимальны. В таких случаях необходимо действовать через лиц, которым  симпатизируют подростки(юноши) этого типа. 

Кроме индивидуальной коррекционной работы с подростками  и юношами, имеющими признаки патологического  отклоняющегося поведения, необходимы и общемедицинские мероприятия  с участием подростковых врачей-психиатров. В число таких мероприятий  можно включить следующие:

 консультативный  осмотр специалиста из инспекции  по делам несовершеннолетних  с целью выделения групп подростков, нуждающихся в специализированной  помощи;

 проведение медикаментозного  и психотерапевтического лечения  подростков и юношей с патологическим  отклоняющимся поведением в поликлинических  условиях, а при необходимости  – и в больнице;

 проведение разъяснительно-пропагандистской  работы среди подростков.


Информация о работе Причины и способы преодоления девиантного поведения подростков