Причины конфликтов в семье между детьми и родителями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 17:32, реферат

Краткое описание

В современном мире не редкость, когда между родителями и детьми возникают конфликты. В возрасте от 14 до 16 лет такие проблемы в семейных отношениях могут случаться чуть ли не каждый день, а могут и встречаться пару раз в месяц. Мне стало интересно, какие причины служат возникновением конфликтов, как это зависит от отношений в семье, от дел в школе и кто зачастую виноват в появлениях конфликтов. Я решила провести исследование, а также поподробнее узнать об отношениях между родителями и детьми. В ходе своего исследования я должна разобраться в одном важном вопросе, сложном и для подростков, и для родителей. Что такое конфликт?

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Понятие конфликта и его признаки……………………………………………...4

Семья и ее влияние на формирование личности ребенка………………………5

Стили воспитания……………………………………………………………….5-7
Психологический конфликт в детско-родительских отношениях……………..8
Виды семейных конфликтов………………………………………………….8-10

Путь благополучного выхода из конфликта………………………………..10-12

Заключение……………………………………………………………………….13

Источники………………………………………………………………………..14

Вложенные файлы: 1 файл

МАОУ.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

МАОУ «СОШ №100»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по биологии и  психологии

Тема: «Причины конфликтов в семье между детьми и родителями»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Выполнила:

                                                               ученица 10 «А» класса

                                                          Правкова Анастасия

 

 

                                               Руководитель:

                                                                     Копысова Елена Борисовна

 

 

 

 

 

 

г. Пермь 2013 год

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

Понятие конфликта и его признаки……………………………………………...4

 

Семья и ее влияние на формирование личности ребенка………………………5

 

Стили воспитания……………………………………………………………….5-7

Психологический конфликт в детско-родительских отношениях……………..8

Виды  семейных конфликтов………………………………………………….8-10

 

Путь благополучного выхода из конфликта………………………………..10-12

 

Заключение……………………………………………………………………….13

 

Источники………………………………………………………………………..14

 

Приложение…………………………………………………………………..15-19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном мире не редкость, когда  между родителями и детьми возникают  конфликты. В возрасте от 14 до 16 лет  такие проблемы в семейных отношениях могут случаться чуть ли не каждый день, а могут и встречаться пару раз в месяц. Мне стало интересно, какие причины служат возникновением конфликтов, как это зависит от отношений в семье, от дел в школе и кто зачастую виноват в появлениях конфликтов. Я решила провести исследование, а также поподробнее узнать об отношениях между родителями и детьми. В ходе своего исследования я должна разобраться в одном важном вопросе, сложном и для подростков, и для родителей. Что такое конфликт? Какая связь между отношениями в семье и конфликтами? Как научиться его избегать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конфликт  — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Признаки конфликта

Биполярность

Биполярность, или оппозиция, представляет противостояние и одновременно взаимосвязанность, содержит в себе внутренний потенциал противоречия, но сама по себе не означает столкновения или борьбы.

Активность

Активность — другой признак конфликта, но только та активность, которая синонимична понятиям «борьбы» и «противодействия», активность невозможна без некоторого импульса, задаваемого осознанием ситуации со стороны субъекта конфликта.

Субъекты конфликта

Наличие субъектов конфликта — ещё один признак, субъект — это активная сторона, способная создавать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов. Как правило, субъекты конфликта обладают особым типом сознания — конфликтным. Противоречие представляет собой источник конфликтных ситуаций только для субъектов-носителей конфликтного типа сознания.

Конфликтогенез

Конфликтогенез — это процесс возникновения и развития современных конфликтных форм общества, накладывающих отпечаток, а нередко прямо детерминирующих направленность и содержание эволюции в целом. Конфликтогенез представляет собой непрерывный диалектический процесс зарождения, развития и модернизации существующей социальной реальности через свое ядро — конфликт.

Конфликт — это результат конфликтогенеза, а вот то, что стоит у истоков процесса, тот «пункт», ту частицу, из которой процесс зарождается, тот ген, из которого в процессе генезиса развивается конфликт, можно считать конфликтогеном.

 

Семья и ее влияние  на формирование личности ребенка

Важнейшая социальная функция семьи  — воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной  социализации ребенка. Родительство имеет  социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье; определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития.

Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте, базового доверия к миру и привязанности в младенчестве; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте.

Особенности семьи, влияющие на становление личности ребенка:

1. Наличие всех форм жизнедеятельности  человека, которые реализуются через  функции семьи. В результате  семья формирует собственный  способ жизни, микрокультуру,  основой которой являются ценности  и элементы культуры общества или отдельных его социальных слоев.

2. Включенность ребенка в семью  со дня его рождения, формирование  именно в семье первых представлений  о том, что такое хорошо и  что такое плохо, когда ребенок  в большей степени воспринимает  воспитательное влияние.

3. Беспрерывность и продолжительность  контакта людей разных полов,  возраста, с различным объемом  жизненного опыта приводят к  интериоризации детьми примеров  поведения родителей.

4. Эмоциональный характер связей  между членами семьи, которые  базируются на любви и симпатии, создает благоприятную основу для срабатывания таких неосознаваемых ребенком социально-психологических механизмов влияния наследование, навеивание, психическое «заражение».

Стили воспитания  

Различают 4 типа воспитания : авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный.    

Авторитетный (демократический). Воспитатель осознает свою важность в становлении личности ребенка, но и за ним признает право на саморазвитие. Трезво понимает, какие требования необходимо диктовать, а какие  - обсуждать. В разумных пределах готов пересмотреть свои позиции, пойти на компромисс.   

Либеральный . Взрослый высоко оценивает ребенка, считает простительными его слабости, легко общается, доверяет мнению ребенка, не склонен к запретам, ограничениям и контролю.    

Авторитарный. Взрослый хорошо представляет, каким должен быть ребенок и прилагает максимум усилий, чтобы приблизить его к «идеалу». Категоричные требования, неуступчивость, излишняя требовательность – основные составляющие авторитарных отношений.   

Индифферентный (попустительский). Проблемы воспитания не являются у взрослого первостепенными. Свои проблемы ребенку приходится решать самому («пусть растет самостоятельным, а мне некогда»). Нет в таких отношениях и эмоциональной связи.  

 

Остановимся подробнее на двух  особенно часто встречающихся типах воспитания:

Авторитарный  и демократический.

Авторитарный стиль воспитания — стратегия педагогического воздействия, основанная на безусловном подчинении воспитанника власти воспитателя. В рамках такого стиля само воспитание расценивается как целенаправленный процесс формирования личности; при этом ребенок, выступает объектом данного процесса, испытывающим на себе воздействие субъекта воспитания — родителя.  

 

Противники авторитарного стиля  указывают, что он приводит к формированию у воспитанника пассивной личностной позиции, конформизма, бездумной зависимости от навязанного авторитета. Эти аргументы во многом справедливы. Ребенок, с малых лет приученный только подчиняться, утрачивает творческое начало, стремится уходить от ответственных решений; ему недостает инициативы и самостоятельности. В то же время формируется скрытая, бессознательная жажда власти. Обретя в зрелом возрасте достаточно высокий статус, такой человек как бы мстит окружающим за перенесенное в детстве унижение, прибегая в свою очередь к жестким методам руководства подчиненными и воспитания собственных детей. 

 

В настоящее время педагоги и  родители все чаще отказываются от этого метода воспитания, а вот  в 60- 90х годах прошлого столетия это был основной метод воспитания, используемый в образовательных учреждениях и, часто, в семьях. 

 

В противовес авторитарному выдвигается демократический стиль воспитания. В рамках такого подхода ребенок рассматривается уже не как объект воздействия, а как равноправный субъект взаимонаправленного диалога. Очевидно, что именно такой стиль является идеалом воспитания. Однако исключительная приверженность ему также чревата серьезными проблемами.

На самых ранних этапах своего развития беспомощный ребенок просто не обладает потенциалом участника равноправного взаимодействия. Воспитание на этом этапе может рассматриваться не иначе как воздействие старшего на ребенка. Но по ходу развития процесс постепенно приобретает взаимонаправленную форму, поначалу резко асимметричную. Равноправным участником взаимодействия человек становится лишь по достижении зрелости. Задача старших — чувствовать темп этого поступательного процесса и не предпринимать бесполезных попыток его затормозить или ускорить. 

 

Итак, элементы авторитарного стиля воспитания на определенном этапе развития ребенка могут сыграть положительную роль. Но если отношения в семье постоянно строятся на авторитарных принципах, это приводит к искажениям в развитии личности. В равной мере и противоположная крайность может породить распущенность и личностную незрелость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологический конфликт в детско-родительских отношениях

Психологический конфликт в детско-родительских отношениях относится к семейно-бытовому конфликту, и является основной причиной эмоциональных стрессов и неврозов. И от этих конфликтов не застрахованы даже любящие друг друга люди. Дело в том, что для семейного благополучия, кроме всех прочих условий, человеку нужны определенные знания психологии, педагогики, медицины и т.д. с этой точки зрения особенно важно рассмотреть проблему конфликтов между родителями и детьми. Семейно-бытовые конфликты которые неизбежно возникают в детско-родительских отношениях, являются самой распространенной темой не только в профессиональных психологических изданиях, но и в бытовом разговоре обыкновенных людей. В сфере детско-родительских отношениях не последнюю роль играет фактор взаимоотношений супругов воспитывающих детей. Зачастую конфликты между родителями затрагивают и благополучие детей. Постоянная неудовлетворенность супругов друг другом, проблемы в сфере интимных отношений, сказываются на их отношении к ребенку, а ребенок, в свою очередь, чувствует дисгармонию и его поведение становится весьма конфликтным. Семейные конфликты имеют психотравмирующие последствия: состояние глобальной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение, состояние вины. В целях разрешения семейных конфликтов часто применяется психологическое консультирование. Сущность психологического консультирования конфликтных семей заключается в выработке специальных рекомендаций по изменению неблагоприятных психологических факторов, затрудняющих функционирование семьи и создающих в ней конфликтные отношения.

 

В каждой семье бывают конфликты  между родителями и детьми. В одних семьях, не смотря на трудности, поддерживается довольно мирная жизнь. А в других семьях дети и родители постоянно сорятся по разным пустякам. Почему происходят конфликты с детьми?

 

Виды семейных конфликтов 
С ними родители сталкиваются, воспитывая детей. И не нужно полагать, что чем ребенок будет старше, тем чаще будут возникать ссоры. Конфликты родителей с детьми могут начаться с любого возраста. 
 
Конфликт опеки 
Такой конфликт встречается в семьях, где родители очень опекают ребенка. Родители с малого возраста очень переживают, чтобы ребенок не ходил гулять один, там же хулиганы, не простудился на улице, чтобы ребенок съел свою кашу. И таких ситуаций может быть много. Конечно, опека родителей, это хорошо. Но такая опека приводит к тому, что из ребенка вырастает безвольное существо, оно не будет иметь своего мнения, ведь за него все делают родители. 
 
В школе возникают свои проблемы 
Ребенок не станет проявлять инициативу. Еще будучи подростком, он осознает, что родительская опека его угнетает, ребенок будет страдать в кругу семьи. Для него хуже нет, чем жить с родителями под одной крышей. Но и жить самостоятельно он не сможет, так как он получился абсолютно не подготовленным к самостоятельной жизни. Такие конфликты происходят в тех семьях, где родители стараются сохранить эмоциональную близость с дочерью или с сыном. 
 
Нейтральная зона 
Конфликты с детьми могут быть в семьях, где родители дают своему ребенку делать все, что он хочет. Они не влезают в его проблемы и стараются ограждать себя от личной жизни ребенка. Такое отношение к ребенку тоже приводит к конфликту. Современные родители пытаются таким образом привить детям свободу и самостоятельность к выбору. В результате получается, что, когда в семье возникает проблема и нужно участие каждого члена семьи, ребенок не примет в этом участие. Родители ведь никогда не интересовались жизнью ребенка, его переживаниями, проблемами, жизнью. 
 
Несколько детей 
Конфликты с детьми еще тогда возникают, когда старший ребенок чувствует себя обделенным родительской заботой и вниманием, ему кажется, что большая часть любви достается младшей сестре и брату. Проблемы детей и родителей могут быть серьезнее. Младший ребенок будет недовольным, что ему придется донашивать одежду за старшими братьями. Такие ситуации часто наблюдают в больших семьях, где финансы не позволяют иметь все новое и лучшее. Конфликты в семье будут очень долго длиться. Они закончатся тогда, когда самый младший ребенок станет подростком. В таких семьях нужно прислушиваться к обидам и жалобам всех детей и набраться терпения. 
 
Родители диктаторы 
В этих семьях родители считают, что самый лучший способ контролировать своих детей, это диктатура. Можно добиться над всеми членами семьи полного контроля. В этих семьях родители запрещают детям что-нибудь делать без спроса. Уже в подростковом возрасте ваш ребенок превратится в циника, хама и деспота. Чтобы этого не случилось, нужно дать ребенку право выбрать музыку, такую, какую он любит, выбирать друзей, с которыми ему хочется общаться и носить вещи, которые ему нравятся. 
 
Семейные конфликты тогда могут разрешиться, если родители поймут, что они ошибались. Пересмотрите методы вашего воспитания, не оставайтесь в стороне, не будьте диктатором, не подвергайте детей лишней опеке. Лучшим воспитанием будет партнерство. Переживайте с детьми их печали и радости. Делитесь с ними всем, что наболело. И тогда вы увидите, что конфликты с детьми уйдут в далекое прошлое.

Информация о работе Причины конфликтов в семье между детьми и родителями