Проблема агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 13:05, курсовая работа

Краткое описание

В современной психологии различают понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия как правило рассматривается как отдельные действия, поступки, агрессивность - как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.
Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми. Эта проблема носит глобальный характер и активно обсуждается в мировой прессе, на интернет форумах, телевизионных передачах, где подчеркивается, что агрессивность и жестокость молодеет.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ………………………...4
Сущность понятия агрессии………………………………………………………..4
Особенности проявления детской агрессии………………………………………7
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………………………8
2.1 Психологическая характеристика младшего школьного возраста………………..8
2.2 Особенности проявления агрессии в младшем школьном возрасте……………..11
Заключение……………………………………………………………………………………...13
Список использованной литературы…………………………………………….....................14

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 41.21 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  РФ

ГОУ ВПО « УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И  СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Курсовая работа

на тему

Проблема агрессивного поведения  детей младшего школьного возраста

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА:  Ложкина Альвина  Павловна

бакалавр 2 курса направления подготовки

«Психолого-педагогическое образование»

 

  ПРОВЕРИЛ:        доцент кафедры психологи развития  и дифференциальной психологии

   к. психол. наук. Кирпиков  А.Р.

 

 

 

ИЖЕВСК 2012 г.

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

  1. ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ………………………...4
    1. Сущность понятия агрессии………………………………………………………..4
    2. Особенности проявления детской агрессии………………………………………7
  2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………………………8

     2.1 Психологическая характеристика младшего школьного возраста………………..8

           2.2 Особенности проявления агрессии в младшем школьном возрасте……………..11

Заключение……………………………………………………………………………………...13

Список использованной литературы…………………………………………….....................14

 

 

 

 

Введение.

 

Агрессия (лат. aggressio – нападение) — форма поведения, которая ориентирована  на нанесение вреда живым существам  или разрушение неодушевленных предметов. Агрессия проявляется в микросоциальных, групповых и межличностных взаимоотношениях (школа, двор, сверстники). Ведущим пусковым механизмом агрессии был неуспех в отдельных видах учебной деятельности, чувство обиды, несправедливости, ущемленного самолюбия. Агрессивное поведение человека является, прежде всего, реакцией на физический и психический дискомфорт, стрессы, фрустрации. Кроме того, агрессивное поведение может выступать в качестве средства достижения какой-либо цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.

 В современной психологии  различают понятия «агрессия»  и «агрессивность». Агрессия как  правило  рассматривается как  отдельные действия, поступки, агрессивность  -  как относительно устойчивое  свойство личности, выражающееся  в готовности к агрессии, а  также в склонности воспринимать  и интерпретировать поведение  другого как враждебное.

Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, оказывается  часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми. Эта проблема носит глобальный характер и активно обсуждается в мировой  прессе, на интернет форумах, телевизионных  передачах, где подчеркивается, что  агрессивность и жестокость молодеет. Повышенная агрессивность детей  является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов  и психологов, но и для общества в целом.

 Поэтому особое внимание  привлекает проблема агрессивности  детей младшего школьного возраста, которые оказались наиболее восприимчивыми  к деструктивным внешним воздействиям: средства массовой информации, кино, компьютерные игры, регулярно пропагандирующие  культ насилия.  Таким образом,  агрессивность в детском возрасте  нарушает процесс благоприятной  социализации

Склонность к причинению другим морального или физического  ущерба. В той или иной мере встречается  почти у всех детей младшего возраста вследствие недостаточной произвольности поведения и несформированности моральных норм. В условиях неправильного  воспитания эта особенность может  закрепиться и в последствии  перерасти в устойчивую черту  поведения. Агрессивное поведение младших школьников может быть следствием слабого развития социально-когнитивных навыков. То, что дети думают об агрессии, также может влиять на их поведение. Различия в уровнях детской агрессивности могут быть связаны с различными путями познания ребенком окружающего мира.

 

  1. ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ.

Агрессия чаще всего трактуется как тенденция подчинения себе других или доминирование над ними проявляющийся  в реальном поведении или фантазировании. Существует так же формировании, к  которой по данным понятием подразумеваются  негативные мысли, эмоции, установки, а  так же разрушительные действия.  Агрессивное поведение есть результат  реализации ряда агрессивных тенденций  включающих именно те стратегии, которые  личность может позволить по тем  или иным причинам воплотить в  реальной деятельности.

Для человека характерно, что  его агрессивное поведение служит, прежде всего, формой отреагирования физического  и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, оно может  выступать в качестве средства достижения какой–либо значимой цели, в том  числе повышения собственного статуса  за счет самоутверждения.

Младшие школьники очень  эмоциональны. Эмоциональность проявляется, во-первых, в том, что их психическая  деятельность обычно окрашена эмоциями. Все, что дети наблюдают, о чем  думают, что делают, вызывает у них  эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешние  проявления, они очень непосредственны  и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или  неудовольствия. В-третьих, эмоциональность  выражается в их большой эмоциональной  неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным  и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.

 

    1. Сущность понятия агрессии

АГРЕССИЯ (от лат. aggresio - нападение) - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования  людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и  неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у  них психологический дискомфорт (отрицат. переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.).

Начало изучения психологических  механизмов агрессивности связано  с именем Зигмунда Фрейда, выделившего  два фундаментальных инстинкта  — жизни (созидательное начало в  человеке, проявляющееся в сексуальном  влечении, Эрос) и смерти (разрушительное начало, с которым и связывается  агрессивность, Танатос). Эти инстинкты  врожденные, вечные и неизменные. Потому и агрессивность — неотъемлемое свойство человеческой природы.

Накапливающаяся энергия  агрессивного драйва время от времени  должна получать разрядку во вспышках агрессивности — таково психоаналитическое толкование. Придерживающиеся его психологи считают: чтобы не произошло неконтролируемого насилия, реализации агрессивности, подобная энергия должна постоянно разряжаться (в наблюдениях за жестокими действиями, разрушении неодушевленных предметов, участии в спортивных состязаниях, достижении позиций доминирования, власти и пр.).       

Условно можно выделить следующие  виды агрессивности:

1. Антиагрессивность. Негативное  отношение к любым агрессивным  проявлениям; человек всегда старается  примириться с другими людьми, считает для себя невозможным  бить слабого, женщину, детей,  калеку; в случае конфликта считает,  что лучше уйти, стерпеть или  обратиться в милицию, обороняется  лишь при явном физическом  нападении.

2. Интринсивная, или условно-агрессивная.  Она мотивируется удовлетворением,  получаемым от выполнения условно-агрессивной  деятельности (игры, борьба, соревнования), и не имеет цели причинить  вред. Спорт — социально приемлемая  форма проявления агрессии, своеобразная  ее разрядка, а также способ  самоутверждения, повышения социального  статуса и получения материальных  благ (для профессиональных спортсменов).

3. Недифференцированная. Это  слабое агрессивное проявление, выражающееся в раздражительности  и скандалах по любому поводу  и с самыми различными людьми, во вспыльчивости, резкости, грубости. Такие люди могут прибегнуть  и к физической агрессии и  даже совершить преступления  на семейно-бытовой почве.

4. Локальная, или импульсивная. Агрессия проявляется как непосредственная  реакция на конфликт, человек  словесно оскорбляет противника (вербальная агрессия), но допускает  и возможность применения насилия  и т. п. Степень общего раздражения  меньше, чем в предыдущем случае.

5. Условная, или инструментальная. Связана с самоутверждением; пример  ее — мальчишеская возня.

6. Враждебная. Устойчивые  эмоции злости, ненависти, зависти;  человек свою враждебность проявляет  открыто, но не стремится к  столкновению. Реальная физическая  агрессия может активно и не  проявляться. Ненависть бывает  направлена как на конкретных  лиц, так и на посторонних  людей. Возникает желание унизить  другого человека, к которому  ощущается презрение и ненависть,  чтобы добиться уважения окружающих. В драке подобный тип хладнокровен, в случае победы вспоминает  ее с удовольствием. Свою агрессию  может вначале сдерживать, а потом  мстит (разными способами: клеветой, интригами, физически). В случае  перевеса сил и безнаказанности  способен пойти на убийство. К  людям относится враждебно.

7. Инструментальная. К ней  прибегают, чтобы достичь какой-либо  значимой цели.

8. Жестокая. Насилие и  агрессия выступают самоцелью;  агрессивные действия всегда  неадекватны, отличаются излишней, максимальной жестокостью и особой  злостью. Для ее проявления  достаточно незначительного повода. Преступления совершаются с исключительной  жестокостью.

9. Психопатическая. Жестокая  и часто бессмысленная, повторяющаяся  агрессия (так ведут себя агрессивный  психопат, маньяк-убийца).

10. Групповая солидарность. Агрессия или даже убийство  совершаются из-за стремления  следовать традициям группы, утвердиться  в ее глазах, получить одобрение,  показать свою силу, решительность,  бесстрашие. Этот вид агрессии  часто проявляется среди подростков. Военная агрессия (действия военнослужащих  в боевых условиях, убийство врага)  является социально признанной  и одобряемой формой, связанной  с групповой (или национальной) солидарностью. В ней реализуются  социальные традиции защиты отечества  или иных идей, например демократии, правопорядка и т. п.

11.  Сексуальная.  Диапазон  ее проявления широк — от  сексуальной грубости до изнасилования  или сексуального издевательства  и убийства. Фрейд писал, что  в сексуальности большинства  мужчин есть агрессивность, желание  подчинить, поэтому садизм —  всего лишь обособление и гипертрофия  подобного компонента. Агрессивное поведение - одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния. Психологически агрессия выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением.

Агрессивные действия выступают  в качестве:

1) средства достижения  какой-либо значимой цели;

2) способа психологической  разрядки;

3) способа удовлетворения  потребности в самореализации  и самоутверждении. 

Основные теоретические подходы к исследованию агрессии могут быть обозначены как этологический, психоаналитический, фрустрационнный ( Гипотеза фрустрации-агрессии .Ее суть заключается в том, что всякая фрустрация создает внутреннее побуждение или мотив быть агрессивным и бихевиористский.

 

 

    1. Особенности проявления детской агрессии.

Агрессию в действиях  и поведении ребенка, можно наблюдать  уже с раннего детства. Агрессивность  маленького ребенка проистекает  от неудовлетворения его потребностей. В младенческом и раннем возрасте ребенок в удовлетворении своих  потребностей еще всецело зависит  от родителей, которые не всегда находят  возможность своевременно пойти  ему на встречу. В результате ребенок  испытывает раздражение и гнев, проявляемые  сначала криком, а затем и непосредственно  агрессивными действиями. Так, годовалый  ребенок, рассердившись на мать, может  попытаться ее ударить. Но агрессивность  по отношению к родителям дети довольно быстро научаются сдерживать, поскольку она явно не дает желаемого  эффекта и встречает действенный  отпор. Уже трехлетний ребенок, сдерживая  активную враждебность, скорей предпочтет, например, затопать ногами либо разрядить  свой гнев на неодушевленном предмете (в частности, игрушке). Последний  тип поведения – так называемая смещенная агрессия – встречается  у людей всех возрастов, когда  невозможно направить гнев на объект, непосредственно его вызвавший, и для разрядки избирается безопасный объект. У детей более старшего возраста агрессия проявляется в форме упрямства, выраженные криками, слезами, попытками ударить, падениями на пол, а также агрессивным поведением, капризами, негативизмом, строптивостью, своеволием, протестом, и даже бунтом.

  • Негативизм - это такие проявления в поведении ребенка, когда он хочет сделать что-либо только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых.
  • Упрямство - такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему это сильно захотелось, а потому что он это потребовал, т.е. реакция на свое собственное решение.
  • Строптивость: носит, в отличие от негативизма, безличный характер. Она направлена против норм воспитания, установленных для ребенка.
  • Своеволие: заключается в стремлении ребенка к самостоятельности. Наблюдается самостоятельность в намерении, в зачатке.
  • Обесценивание взрослых: например, если мать услышала от ребенка в свой адрес ругательное слово.
  • Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями.

Информация о работе Проблема агрессивного поведения детей младшего школьного возраста