Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 13:05, курсовая работа
В современной психологии различают понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия как правило рассматривается как отдельные действия, поступки, агрессивность - как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.
Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми. Эта проблема носит глобальный характер и активно обсуждается в мировой прессе, на интернет форумах, телевизионных передачах, где подчеркивается, что агрессивность и жестокость молодеет.
Введение………………………………………………………………………………………….3
ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ………………………...4
Сущность понятия агрессии………………………………………………………..4
Особенности проявления детской агрессии………………………………………7
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………………………8
2.1 Психологическая характеристика младшего школьного возраста………………..8
2.2 Особенности проявления агрессии в младшем школьном возрасте……………..11
Заключение……………………………………………………………………………………...13
Список использованной литературы…………………………………………….....................14
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОУ ВПО « УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Курсовая работа
на тему
Проблема агрессивного поведения детей младшего школьного возраста
ВЫПОЛНИЛА: Ложкина Альвина Павловна
бакалавр 2 курса направления подготовки
«Психолого-педагогическое образование»
ПРОВЕРИЛ:
доцент кафедры психологи
к. психол. наук. Кирпиков А.Р.
ИЖЕВСК 2012 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
2.1 Психологическая характеристика младшего школьного возраста………………..8
2.2 Особенности проявления агрессии в младшем школьном возрасте……………..11
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………...
Введение.
Агрессия (лат. aggressio – нападение)
— форма поведения, которая ориентирована
на нанесение вреда живым
В современной психологии
различают понятия «агрессия»
и «агрессивность». Агрессия
Агрессия, в каких бы формах
она ни проявлялась, оказывается
часто главным источником трудностей
во взаимоотношениях между людьми.
Эта проблема носит глобальный характер
и активно обсуждается в
Поэтому особое внимание
привлекает проблема
Склонность к причинению другим морального или физического ущерба. В той или иной мере встречается почти у всех детей младшего возраста вследствие недостаточной произвольности поведения и несформированности моральных норм. В условиях неправильного воспитания эта особенность может закрепиться и в последствии перерасти в устойчивую черту поведения. Агрессивное поведение младших школьников может быть следствием слабого развития социально-когнитивных навыков. То, что дети думают об агрессии, также может влиять на их поведение. Различия в уровнях детской агрессивности могут быть связаны с различными путями познания ребенком окружающего мира.
Агрессия чаще всего трактуется как тенденция подчинения себе других или доминирование над ними проявляющийся в реальном поведении или фантазировании. Существует так же формировании, к которой по данным понятием подразумеваются негативные мысли, эмоции, установки, а так же разрушительные действия. Агрессивное поведение есть результат реализации ряда агрессивных тенденций включающих именно те стратегии, которые личность может позволить по тем или иным причинам воплотить в реальной деятельности.
Для человека характерно, что
его агрессивное поведение
Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность проявляется, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешние проявления, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.
АГРЕССИЯ (от лат. aggresio - нападение) - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицат. переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.).
Начало изучения психологических механизмов агрессивности связано с именем Зигмунда Фрейда, выделившего два фундаментальных инстинкта — жизни (созидательное начало в человеке, проявляющееся в сексуальном влечении, Эрос) и смерти (разрушительное начало, с которым и связывается агрессивность, Танатос). Эти инстинкты врожденные, вечные и неизменные. Потому и агрессивность — неотъемлемое свойство человеческой природы.
Накапливающаяся энергия агрессивного драйва время от времени должна получать разрядку во вспышках агрессивности — таково психоаналитическое толкование. Придерживающиеся его психологи считают: чтобы не произошло неконтролируемого насилия, реализации агрессивности, подобная энергия должна постоянно разряжаться (в наблюдениях за жестокими действиями, разрушении неодушевленных предметов, участии в спортивных состязаниях, достижении позиций доминирования, власти и пр.).
Условно можно выделить следующие виды агрессивности:
1. Антиагрессивность. Негативное
отношение к любым агрессивным
проявлениям; человек всегда
2. Интринсивная, или условно-агрессивная.
Она мотивируется
3. Недифференцированная. Это
слабое агрессивное проявление,
выражающееся в
4. Локальная, или импульсивная.
Агрессия проявляется как
5. Условная, или инструментальная. Связана с самоутверждением; пример ее — мальчишеская возня.
6. Враждебная. Устойчивые
эмоции злости, ненависти, зависти;
человек свою враждебность
7. Инструментальная. К ней
прибегают, чтобы достичь
8. Жестокая. Насилие и
агрессия выступают самоцелью;
агрессивные действия всегда
неадекватны, отличаются
9. Психопатическая. Жестокая
и часто бессмысленная,
10. Групповая солидарность.
Агрессия или даже убийство
совершаются из-за стремления
следовать традициям группы, утвердиться
в ее глазах, получить одобрение,
показать свою силу, решительность,
бесстрашие. Этот вид агрессии
часто проявляется среди
11. Сексуальная. Диапазон
ее проявления широк — от
сексуальной грубости до
Агрессивные действия выступают в качестве:
1) средства достижения какой-либо значимой цели;
2) способа психологической разрядки;
3) способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.
Основные теоретические подходы к исследованию агрессии могут быть обозначены как этологический, психоаналитический, фрустрационнный ( Гипотеза фрустрации-агрессии .Ее суть заключается в том, что всякая фрустрация создает внутреннее побуждение или мотив быть агрессивным и бихевиористский.
Агрессию в действиях
и поведении ребенка, можно наблюдать
уже с раннего детства. Агрессивность
маленького ребенка проистекает
от неудовлетворения его потребностей.
В младенческом и раннем возрасте
ребенок в удовлетворении своих
потребностей еще всецело зависит
от родителей, которые не всегда находят
возможность своевременно пойти
ему на встречу. В результате ребенок
испытывает раздражение и гнев, проявляемые
сначала криком, а затем и непосредственно
агрессивными действиями. Так, годовалый
ребенок, рассердившись на мать, может
попытаться ее ударить. Но агрессивность
по отношению к родителям дети
довольно быстро научаются сдерживать,
поскольку она явно не дает желаемого
эффекта и встречает
Информация о работе Проблема агрессивного поведения детей младшего школьного возраста