Проблема агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 13:05, курсовая работа

Краткое описание

В современной психологии различают понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия как правило рассматривается как отдельные действия, поступки, агрессивность - как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.
Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми. Эта проблема носит глобальный характер и активно обсуждается в мировой прессе, на интернет форумах, телевизионных передачах, где подчеркивается, что агрессивность и жестокость молодеет.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ………………………...4
Сущность понятия агрессии………………………………………………………..4
Особенности проявления детской агрессии………………………………………7
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………………………8
2.1 Психологическая характеристика младшего школьного возраста………………..8
2.2 Особенности проявления агрессии в младшем школьном возрасте……………..11
Заключение……………………………………………………………………………………...13
Список использованной литературы…………………………………………….....................14

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 41.21 Кб (Скачать файл)

Для детей дошкольного  возраста наиболее характерной формоф агрессии является порча игрушек, швыряние предметов, грубое обращение с животными. В целом возрастная динамика соответствует  возрастным кризисам в 3-4 года и 6—7 лет  в дошкольном возрасте.

 

Таким образом. Можно сделать  вывод о том, что агрессивное  поведение детей является неоднородным феноменом. Имеет различные формы  проявления в зависимости от возрастных особенностей. Индивидуальных целей, а также иных причин обуславливающих его возникновение.

  1. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

2.1 Психологическая  характеристика младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст  называют вершиной детства. В современной  периодизации психического развития это период от 6-7 до 9-11 лет.

В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.

Ребенок оказывается на границе  нового возрастного периода.

Социльная ситуация в младшем  школьном возрасте:

1.      Учебная  деятельность становится ведущей  деятельностью.

2.      Завершается  переход от наглядно-образного  к словесно-логическому мышлению.

3.      Отчетливо  виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников  к отметкам).

4.      Мотивация  достижения становится доминирующей.

5.      Происходит  смена референтной группы.

6.      Происходит  смена распорядка дня.

7.      Укрепляется  новая внутренняя позиция.

8.      Изменяется  система взаимоотношений ребенка  с окружающими людьми.

Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. До школы индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, так как эти особенности принимались и учитывались близкими людьми. В школе происходит стандартизация условий жизни ребенка, в результате выявляется множество отклонений от предначертанного пути развития: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность.

Ребенку предстоит преодолеть навалившиеся на него испытания.

Общая сензитивность к воздействию  окружающих условий жизни, свойственная детству, содействует развитию адаптационных  формповедения, рефлексии и психических  функций. В большинстве случаев  ребенок приспосабливает себя к  стандартным условиям. Ведущей деятельностью  становится учебная. Помимо усвоения специальных  умственных действий и действий, обслуживающих  письмо, чтение, рисование, труд и др., ребенок под руководством учителя  начинает овладевать содержанием основных форм человеческого сознания (науки, искусства, морали и др.) и учится действовать в соответствии с  традициями и новыми социальными  ожиданиями людей.

Учебная деятельность требует от ребенка  новых достижений в развитии речи, внимании, памяти, воображения и мышления; создает новые условия для личностного развития ребенка.

Школа предъявляет к ребенку  новые требования в отношении  речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, четкой по мысли, выразительной; при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культуре ожиданиям. Именно в школе, без эмоциональной поддержки со стороны родителей и без упреждающей подсказки с их стороны о том, что следует сказать («благодарю», «спасибо», «позвольте задать Вам вопрос» и др.) в той или иной ситуации, ребенок вынужден брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с учителем и сверстниками. К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Если в три года нормально развитый ребенок употребляет до 500 и более слов, то шестилетний - от 3000 до 7000 слов. Словарь ребенка в начальных классах состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных союзов.

Развитие речи идет не только за счет тех лингвистических способностей, которые выражаются в чутье самого ребенка по отношению к языку. Ребенок прислушивается к звучанию слова и дает оценку этого звучания. Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Шести-семилетний ребенок уже способен общаться на уровне контекстной речи, которая достаточно точно и полно описывает то, о чем говорится, и поэтому вполне понятна без непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации.

Любознательность ребенка  постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. В младшем школьном возрасте мышление становится доминирующей функцией, завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. К концу младшего школьного возраста  проявляются индивидуальные различия в мышлении (теоретики, мыслители, художники).

В процессе обучения формируются  научные понятия (основы теоретического мышления).

Учебная деятельность требует развития высших психических функций - произвольности внимания, памяти, воображения. Внимание, память, воображение младшего школьника уже приобретают самостоятельность - ребенок научается владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше.

В школе ребенок встает перед необходимостью запоминать произвольно. Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Активно формируется произвольное запоминание.

В этом возрасте память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности, кроме того развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.

Произвольность познавательных процессов  возникает на пике волевого усилия (специального организует себя под  воздействием требований). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям  и высокой мотивации.

Восприятие так же характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте и отличается слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства). В младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени.

Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой –  воссоздающее (репродуктивное), на второй – продуктивное. В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор  фантазии. 7-8 лет – сензитивный  период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к  пониманию смысла норм и правил, к их повседневному выполнению).

Кроме всего выше сказанного, так же интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих возможностях. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области – в занятиях спортом, музыкой.

Ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни. Важно, чтобы ребенок принимал и другой тип обращения к нему – по фамилии. Это обеспечивает ребенку чувство  собственного достоинства, уверенность  в себе.

Потребность в самоутверждении. Большое значение имеет авторитет  взрослых. Существенное значение имеет  место, которое занимает ребенок  в семье.

 

2.2 Особенности проявления  агрессии в младшем школьном  возрасте.

Агрессивное поведение детей - это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема.  Одна из главных проблем остается в том, что эти термины подразумевают  большое разнообразие действий. Когда  люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто  недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все  по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в  омут неразрешимых проблем.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного  поведения, происходит усвоение моральных  норм и правил поведения, начинает формироваться  общественная направленность личности.

 Возрастной особенностью  является и общая недостаточность  воли: младший школьник еще не  обладает большим опытом длительной  борьбы за намеченную цель, преодоления  трудностей и препятствий. Он  может опустить руки при неудаче,  потерять веру в свои силы  и возможности. 

 Младшие школьники  очень эмоциональны. Эмоциональность  проявляется, во-первых, в том,  что их психическая деятельность  обычно окрашена эмоциями. Все,  что дети наблюдают, о чем  думают, что делают, вызывает у  них эмоционально окрашенное  отношение. Во-вторых, младшие школьники  не умеют сдерживать свои чувства,  контролировать их внешние проявления, они очень непосредственны и  откровенны в выражении радости,  горя, печали, страха, удовольствия  или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность  выражается в их большой эмоциональной  неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным  и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.

Формирующаяся личность ребенка  приобретает так называемую внутреннюю позицию, которая сохраняется на всю жизнь и определяет поведение  человека, его деятельность, а также  его отношение к окружению  и самому себе.

Агрессивное поведение младших  школьников может быть следствием слабого  развития социально-когнитивных навыков. То, что дети думают об агрессии, также  может влиять на их поведение. Различия в уровнях детской агрессивности  могут быть связаны с различными путями познания ребенком окружающего  мира. Очень часто причиной детской  агрессии является семейная ситуация. Агрессивное поведение членов семьи  в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления.

 

Заключение.

В младшем школьном возрасте в связи с переходом ребенка  в новые социальные отношения  агрессия понимается как реакция, обусловленная  комплексом внутренних и внешних  изменений, социальной направленности. Кризис 7 лет и начало школьного  обучения признаются факторами усугубляющими  «хронические» проблемы детей.

В настоящее время в  обществе усиливаются агрессивные  тенденции. Особенно острой, в силу своей социальной опасности, становиться  проблема агрессивных проявлений в  младшем школьном возрасте. В данной работе были рассмотрены различные  аспекты проблемы агрессии, в частности:

  • даны определения понятиям "агрессия" и "агрессивность";
  • выяснены причины возникновения и механизм действия агрессии у младших школьников.

Причины, по которым дети совершают агрессивные поступки, остаются до сих пор, полностью не выяснены. Тем не менее, определены следующие категории, обусловливающие  агрессивное поведение младших  школьников, а именно:

  • врожденные побуждения или задатки;
  • стремление привлечь к себе внимание сверстников;
  • стремление получить желанный результат;
  • стремление быть главным;
  • защита и месть;
  • желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Основными факторами, определяющими  формирование детской агрессивности  являются: семья, сверстники, средства массовой информации и пр. Дети учатся агрессивному поведению посредством  прямых подкреплений так же, как  и путем наблюдения агрессивных  действий. Общество, больное агрессией  и нетерпимостью, заражает и свое молодое поколение. Опасность состоит  в том, у нового поколения болезнь  может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии  в социальную норму.

Для профилактики агрессивного поведения необходимо научить школьников навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.

 

 

 

 

Список использованной литературы.

      1. Агрессия у детей и подростков. Под ред. Платонова Н.М. СПб.: Речь, 2006.
      2. Большой энциклопедический словарь. Под ред. Мещерякова Б., Зинченко В.- Олма-пресс. 2004г.
      3. Зимина, И. С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования
      4. Краткий психологический словарь / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского; ред.-составитель Л. А. Карпенко.— 2-е изд., расширенное, испр. и доп.— Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998.
      5. Мухина В.С. Возрастная психология. - 4-е изд., - М., 1999.
      6. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция Фурманов И.А. –  Мн.: Ильин В.П., 1996.
      7. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь – М. 2010г
      8. http://pro-psixology.ru/psixologiya-lichnosti/127-agressivnost-i-agressivnoe-povelenie.html
      9. http://www.psylist.net/

 

 

 

 

 


Информация о работе Проблема агрессивного поведения детей младшего школьного возраста