Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 15:49, курсовая работа
Проблема сущности психики, а так же психических процессов является одной из древнейших не только в психологии, но и в традиции философских исследований. Ключевыми точками приложения данной проблемы являются вопросы о происхождении психики и психического, о механизмах, обеспечивающих формирование и функционирование психики. Можно выделить два основных подхода к решению этого и ряда смежных вопросов. В рамках первого подхода психика рассматривается с точки зрения формирования в процессе деятельности человека и является ее результатом, второй же подход сосредотачивается на рассмотрении психики в точки зрения теории отражения и рассматривает последнюю как интегративный образ окружающего мира, получающийся в результате такого отражения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ПРОЦЕССЕ ЭВОЛЮЦИИ.
СОЗНАНИЕ КАК ВЫСШАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ…………….6
1.1. Развитие психики в процессе эволюции………………………....6
1.2. Развитие инстинктов – первичной формы психики ………….8
ГЛАВА 2. АНТРОПОПСИХОГЕНЕЗ – ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА…………………………………………………………..14
2.1 Сознание как высшая форма психики………………………......14
2.2 Развитие психики человека………………………………………21
2.3 Особенности психики человека…………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…………….. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….……………….. 36
Курсовая работа
Дисциплина: «Общая психология»
Тема: «Проблема возникновения психики в эволюции»
Москва 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ПРОЦЕССЕ ЭВОЛЮЦИИ.
СОЗНАНИЕ КАК ВЫСШАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ…………….6
1.1. Развитие психики в процессе эволюции………………………....6
1.2. Развитие инстинктов – первичной формы психики ………….8
ГЛАВА 2. АНТРОПОПСИХОГЕНЕЗ
– ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА…………………………………………………………
2.1 Сознание как высшая форма психики………………………......14
2.2 Развитие психики человека………………………………………21
2.3 Особенности психики человека……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….……………….. 36
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Психика - свойство
живой высокоорганизованной материи,
заключающееся в способности отражать
своими состояниями окружающий объективный
мир в его связях и отношениях.
Этимологически слово "психика" (по-гречески
"душа") имеет двойственное значение.
Одно значение несет смысловую нагрузку
сущности какой-либо вещи.
Психика - способность мозга получать
информацию об окружающей действительности,
создавать образ объективного мира и регулировать
на этой основе собственное поведение
и деятельность.
Работа психики осуществляется только в процессе активной деятельности человека, животного. Активная деятельность - важнейшее условие развития психики, т.е. ее совершенствования, усложнения, углубления.
Активное отражение действительности - важнейшее свойство дифференцированного, обладающего многоуровневыми связями между различными отделами - высокоорганизованного мозга. Оно присуще и животным, и человеку. Чем сложнее, чем сформированней мозг, тем большими способностями обладает психика, тем более она развита. Наиболее высокого, полного уровня развития психика достигает у человека.
Психика человека включает все, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует, все его привычки, его индивидуальность, то, как, с помощью каких средств (механизмов) это делает.
Психика дает возможность не только достаточно точно отражать особенности окружающего мира, она позволяет предвидеть, предугадывать то, что будет в дальнейшем. Такая опережающая функция психической деятельности в наибольшей степени характерна для человека. Благодаря этому мы можем представить то, что случится через некоторое время, можем строить планы, ставить цели, мечтать. Она позволяет нам, например, заранее подготовиться к какому-либо сложному событию. Психика имеет индивидуальный характер. Психические особенности образуют индивидуальность, и все воздействия преломляются через индивидуальные особенности.
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ПРОЦЕССЕ ЭВОЛЮЦИИ.
СОЗНАНИЕ КАК ВЫСШАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ
ГЛАВА 2. АНТРОПОПСИХОГЕНЕЗ – ВОЗНИКНОВЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА
2.1 Сознание как высшая
форма психики
Древнейшие предки людей – гоминиды
появились несколько миллионов лет назад.
Очевидно, какие-то природные катаклизмы
заставили их спуститься с деревьев и
перейти к жизни на равнине, заняться собирательством,
а затем коллективной охотой на крупных
животных. Начался принципиально новый
процесс их поведенческой адаптации –
приспособление к среде посредством коллективной
трудовой деятельности. Для этого у наших
предков уже были необходимые биологические
и биосоциальные предпосылки – развитая
способность к манипулированию предметами,
бинокулярное (стереоскопическое) зрение,
хорошо скоординированное с движением
передних конечностей, развитая кожно-мышечная
чувствительность и, что особенно важно,
высокоразвитые формы группового поведения
– совместные приспособительные действия
в сообществе, функциональное общение
между его членами.
Начало хождения на ногах открыло
широкие возможности для манипулирования
объектами посредством передних конечностей,
началось интенсивное развитие двигательно-мани-пулятивных
возможностей человеческой руки, орудийных
действий, а затем изготовление орудий
труда и их коллективное использование.
Возникла социальная, общественная взаимозависимость
людей. Социальный фактор стал фактором
выживания. Человек освобождался от власти
биологического закона естественного
отбора. Даже физически слабый, но вооруженный
орудием индивид получал преимущество.
Человек становился вольноотпущенником
природы.
Биологические формы, более близкие
к человеку, чем к обезьянам, и называются гоминидами.
К ним относятся питекантропы и неандертальцы (рис. 2.1). Особенно
интенсивно формировался человек с началом
последнего четвертичного геологического
периода (около 1 млн. лет назад). Морфофизиологическая
структура гоминидов поднялась на новую
ступень.
а)
б)
Рис. 2.1: а – Питекантроп
(обезьяноподобный) – древнейший гоминид,
относится к допалеолитическому периоду.
Малая емкость мозговой коробки (900 см3), скошенность
лба, уплощенность свода черепа указывают
на его промежуточное положение между
обезьяной и человеком (реконструкция
М. Герасимова);
б – неандерталец – древний гоминид, относится
к началу палеолита (180–200 тыс. лет назад).
Покатый лоб, мощные надглазные валики,
более близкие к горизонтальному положению
остистые отростки шейных позвонков. По
емкости мозгового отдела черепа и пропорциям
тела более близок к современному человеку.
Неандерталец научился добывать
огонь и перешел от собирательства к охоте.
Начинается его миграция из Восточной
Африки в сторону Азии и Европы. На стадии
"формирующихся людей" еще имел место
естественный отбор, однако предметом
отбора стали такие черты, которые делали
древнейшего человека способным к общественному
производству.
С усовершенствованием строения
кисти руки – развитием большого пальца,
противостоящего другим пальцам, – резко
расширились возможности хватательных
действий. Развитие черепа создавало анатомические
предпосылки для увеличения объема мозга.
Грубые челюсти, служащие животным для
захвата и удержания пищи, у гоминидов
становились тоньше и легче, появилась
возможность свободных движений у мускулатуры
языка, изменялось положение гортани и
строение голосовых связок – соответствующие
анатомо-физиологические превращения
были вызваны необходимостью речевого
общения в условиях коллективной деятельности.
Сообщества живых существ имеют
средства общения, средства координации
совместных действий. Однако сигнальная
связь в мире животных обусловлена только
текущей ситуацией: животные сигнализируют
представителям своего вида о возникшей
опасности, о своем местонахождении. У
человека же в процессе антропогенеза
сформировалась принципиально новая система
информационной связи – произносимое
слово постепенно приобрело обобщенное
значение: вобрав в себя многовековой
опыт человечества, оно стало обозначать
существенные взаимосвязи событий, общие
устойчивые признаки явлений. При помощи
речи люди начали планировать свои действия,
прогнозировать развитие событий, координировать
свою трудовую деятельность. Разнообразие
форм жизнедеятельности потребовало и
тонко дифференцированной сигнальной
связи. (Предполагается, что зачатки членораздельной
человеческой речи появились около 1,5
млн. лет назад.)
Постепенно в человеческом обществе
формировалось и укреплялось социальное
содружество: слабые особи получили возможность
выживания благодаря альтруизму, милосердию
своих сородичей; больные и немощные стали
получать необходимый уход; формировались
социальные обычаи и традиции.
Процесс человекообразования завершился
только в эпоху верхнего палеолита (приблизительно
40 тыс. лет назад), когда сформировался
современный тип человека – Homo sapiens –
человек разумный (кроманьонец) (рис. 2.2)
Появление человека современного
типа ознаменовалось значительным прогрессом
в изготовлении орудий труда. Появляются
каменные топоры, тесала, иглы, и гарпуны
из кости, кремниевые наконечники стрел
и копий, орудия для выделки орудий труда.
В конце палеолита – древнекаменного
века – формируется первобытнообщинный
строй, постепенно устраняется естественный
отбор, начинается общественно-исторический
процесс. Совершенствуется охотничье
искусство, зарождается скотоводство,
возникает оседлое земледелие, люди начинают
жить в постоянных жилищах, вести общественно-производительный
образ жизни.
В эпоху нового каменного века
– неолита (восьмое – третье тысячелетия
до н. э.) совершенствуется техника изготовления
каменных орудий (пиление, сверление, полирование),
возникает ткачество, развивается домостроительство,
появляются колесные транспортные средства.
Формируются этнические сообщества, обретая
свой этнопсихический облик, возникают
межплеменные отношения. Развивается
региональная культура Передней Азии,
Египта и Индии.
Рис. 2.2 Кроманьонец
– человек эпохи позднего (верхнего) палеолита,
относится к современному типу человека,
отличаясь, однако, низкими глазными орбитами
и массивностью черепа; в то же время лоб
у него уже прямой, нос резко выступает,
объем черепной коробки существенно, увеличился.
(Ископаемые останки найдены в гроте Кро-Маньон,
Франция.)
Во втором тысячелетии до н. э. неолит
сменяется металлургической эпохой –
железным веком, появляется письменность
– мощное средство фиксации и ретрансляции
социально-культурных достижений. Начинается
эпоха цивилизации. Происходит общественное
разделение труда, появляются города,
развивается товарообмен, закладываются
основы правового регулирования межлюдских
отношений, возникает государство и первые
писаные законы.
Переход к орудийному способу взаимодействия
со средой в условиях социума обусловил
качественно новое развитие психики человека.
Человек начинает постоянно использовать
орудия труда, это требует от него вооруженности
определенными операциями, накопления
и передачи трудового опыта, опыта социального
взаимодействия.
Изготовление простейшего орудия
труда связано с мысленным предвосхищением
его предназначения, структурных и функциональных
особенностей, общественного разделения
процесса его изготовления. Все это стимулировало
развитие аналитической и синтетической
деятельности, развитие человеческого
интеллекта. Развивалось и орудие интеллекта
– человеческая понятийная речь. Отдельные
трудовые действия человека приобретали
смысл только в контексте деятельности
других людей – возникли сознательные,
оторванные от непосредственной биологической
цели, действия, связанные с мышлением
и волей человека. На основе внешних трудовых
действий формируется система внутренних,
психических, умственных действий. Человек
переходит к действию с психическими образами
– к действию в уме. У него возникает потребность
моделировать различные отношения вещей,
прогнозировать их изменение; на этой
основе совершенствовалась творческая
деятельность человека.
На заре истории человек по своим
психическим возможностям не походил
на современного человека. Весь обширный
период формирования человека (до появления
человека нового, современного типа –
кроманьонца) характеризуется дологическим
типом функционирования его мышления,
психики в целом. В этот период основной
функцией формирующегося языка было воздействие
людей друг на друга. Познавательная же
функция стала интенсивно развиваться
лишь с появлением человека современного
типа.
Дологическое, а точнее – мифологическое,
фантазийное мышление людей первобытной
эпохи проявлялось следующим образом:
два схожих явления принимались за одно
и то же; часть принималась за целое; что-либо
причастное к определенному явлению принималось
за само явление (точно так же, как это
свойственно детям раннего возраста);
имя человека или его изображение принималось
за самого человека*. Первобытный человек,
конечно, совершал как мистические, так
и рационалистические действия, но последние
он еще не осмысливал теоретически, его
практические действия были лишь эмпирическими
находками. Субъективное у древнего человека
не было адекватно объективному. "Дикарь,
– отмечает К. Юнг, – был не склонен к объективному
объяснению самых очевидных вещей. Напротив,
он постоянно испытывал... непреодолимое
стремление приспосабливать весь внешний
опыт к душевным событиям. Все мифологизированные
естественные процессы, такие, как лето
и зима, новолуние, дождливое время года
и т. д., для него – внутренняя и бессознательная
драма души.
Обобщенная теория особенностей мышления
людей первобытного общества создана
французским этнологом Леви-Брюлем, который
полагает, что и современные религия и
мораль уходят своими корнями в дологическое,
первобытное мышление1. Потребовалось
много тысячелетий, чтобы начать отделять
душевную проекцию объекта от самого объекта.
Первобытный человек жил в стихии мифов,
символов и архетипов. В мифах он искал
аналогию своим душевным переживаниям.
Его неуверенное в себе сознание
стоит еще на слабых ногах; оно является
еще детским, всплывающим из первоначальных
вод. Волна бессознательного легко может
его захлестнуть, и тогда он забывает о
себе и делает вещи, в которых не узнает
самого себя... Сознание тогда слишком
легко уступает одержимости"2.
1 Леви-Брюлъ Л. Первобытное мышление. М., 1930.
2 Юнг К.-Г. Архетип
и символ. М., 1991. С. 112.
Сознание первобытного человека
не столько отражало мир, сколько мифологически
творило его, наделяло предметы мистическими
свойствами.
Все культурное развитие человечества
было объективно связано с укреплением
сознания человека. Этому сначала служили
догматы веры и, наконец, научные понятия.
Цивилизация шаг за шагом выстраивала
оборонительные линии человеческого сознания.
Однако архаичный фундамент сознания
человека не исчез. Сформированные на
протяжении многих тысячелетий архетипы
ощущаются нами как "темное чувство",
интуитивные представления, "зов сердца",
непреодолимое "движение души".
2.2 Развитие психики человека
В процессе исторического развития
человечества мышление не просто содержательно
обогащалось, а претерпевало структурно-операциональные
изменения – умственные операции древнего
человека качественно отличались от логических
операций человека современного. Совершенствовались
и механизмы нервно-психической деятельности
человека. Некоторые из них сложились
у давно вымерших земноводных и пресмыкающихся;
другие надстраивались значительно позже
– у четвертичных обезьянолюдей, а у "человека
разумного" появились принципиально
новые образования.
Так, в структуре мозга неандертальца
еще недостает специфически человеческих
зон – это установлено путем исследования
внутренней поверхности его черепа. Исторически
преобразовывался весь механизм психической
регуляции человеческого поведения. В
психике человека постепенно подавлялись
инстинктивные механизмы узкоэгоистического
поведения, все большую роль начинали
играть социально обусловленные факторы
выживания.
Как отмечает Б. Поршнев, в психике
человека есть более древние и более молодые
пласты, как в коре Земли, но не просто
наложенные друг на друга, а находящиеся
в сложном взаимодействии. Само "бессознательное"
могло бы трактоваться как пласт, отвечающий
психическому уровню палеантропа.
Сколь примитивны были внешние условия
быта древних людей, столь же примитивен
был и их духовный мир, мир психических
образов. "Племя оставалось для человека
границей как по отношению к иноплеменнику,
так и по отношению к самому себе... Как
ни импозантно выглядят в наших глазах
люди той эпохи, они неотличимы друг от
друга..."1.
В процессе первоначального,
примитивного труда люди действовали
общей малодифференцированной массой.
Но сама природа человеческого труда требовала
развития интеллектуальных и психомоторных
качеств человека, совершенствовалась
его чувствительность, расширялся объем
отражаемых им явлений.
Труд стимулировал человека к осознанию
значения своих действий в системе действий
других людей. Трудовая деятельность древнего
человека потребовала: 1) осознания человеком
значений совершаемых им трудовых действий;
2) появления знакового обозначения этих
значений – слова; 3) социального взаимодействия
людей, развития социальной коммуникации
и основного средства этой коммуникации
– речи.
Трудовая деятельность связана
с предвидением развития событий, с сознательной
постановкой цели, с развитием таких специфических
человеческих психических свойств, как
целеполагание и целедостижение. Трудовая
цель, подчиняющая себе процесс труда,
стала и механизмом единения людей, стимулятором
их социальной коммуникации. Древний человек
приспосабливался не только к внешней
среде, но и к процессу труда. Это "трудоприспособление"
и стимулировало развитие его психики,
а также естественного ее субстрата –
мозга. Интенсивно развивались сенсорная
и моторная зоны коры головного мозга,
ассоциативные связи между ними. С развитием
высших интеллектуальных
Информация о работе Проблема возникновения психики в эволюции