Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 15:49, курсовая работа
Проблема сущности психики, а так же психических процессов является одной из древнейших не только в психологии, но и в традиции философских исследований. Ключевыми точками приложения данной проблемы являются вопросы о происхождении психики и психического, о механизмах, обеспечивающих формирование и функционирование психики. Можно выделить два основных подхода к решению этого и ряда смежных вопросов. В рамках первого подхода психика рассматривается с точки зрения формирования в процессе деятельности человека и является ее результатом, второй же подход сосредотачивается на рассмотрении психики в точки зрения теории отражения и рассматривает последнюю как интегративный образ окружающего мира, получающийся в результате такого отражения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ПРОЦЕССЕ ЭВОЛЮЦИИ.
СОЗНАНИЕ КАК ВЫСШАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ…………….6
1.1. Развитие психики в процессе эволюции………………………....6
1.2. Развитие инстинктов – первичной формы психики ………….8
ГЛАВА 2. АНТРОПОПСИХОГЕНЕЗ – ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА…………………………………………………………..14
2.1 Сознание как высшая форма психики………………………......14
2.2 Развитие психики человека………………………………………21
2.3 Особенности психики человека…………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…………….. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….……………….. 36
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч.
Т. 21. С. 99.
процессов развивалась фронтальная
область мозга. Многообразие речевых стимулов,
возникающих в трудовом процессе, содействовало
дальнейшей эволюции мозга, совершенствованию
психических функций.
Скачок
в росте верхней лобной доли мозга относится
к периоду перехода от палеантропа к неоантропу
(человеку современного типа). Это свидетельствует
и о скачке в развитии речевой деятельности
неоантропа, подчинении действий человека
речевым программам1.
Через речь (сначала
устную, а затем и письменную) индивидуальное
сознание стало обогащаться достижениями
общечеловеческого опыта. Возникает феномен
социальной идентификации индивида: он
начинает уподоблять себя социуму. Отныне человек
воспринимает мир сквозь призму социальной
значимости отдельных явлений. Первосигнальная
детерминация поведения, присущая еще
палеантропам, у неоантропа заменяется
второсигнальной. Зарождается словесно
внушенная, суггестивная форма поведения
человека. У него формируется способность
осуществлять нравственный, т. е. социально
значимый самоконтроль. Личности уже под
силу самооценка и самоанализ: ее поведение
становится все более сознательным, т.
е. регулируемым системой общечеловеческих
знаний (сознанием). Внешние социальные
требования интернализируются – у человека
формируется способность к внутренней
саморегуляции.
Уже на начальных этапах человеческой
истории система запретов и предписаний
взяла под защиту всех членов первобытной
общины. Страшной карой для человека становилось
его выдворение из общины. Люди приучались
строго выполнять свои социально-ролевые
обязанности. Формировались такие фундаментальные
нравственные качества, как социальная
ответственность, совесть – внутренний
социальный самоконтроль, способность
к самопринуждению. Так на нашей планете
появились особые существа с
1Кочеткова В. И. Метод реконструкции основных долей мозга у ископаемых гоминид по их эндокранам // Вопросы антропологии. Вып. 3. М., 1960.
социально обусловленной сущностью.
При том, что человек остался частью природы
– биологическим организмом, в своих сущностных
проявлениях он выступает как субъект
общественно-трудового процесса – производства
– целенаправленного преобразования
природных объектов для удовлетворения
насущных человеческих потребностей.
Этот процесс исторического формирования
психики человека в свернутом виде повторяется
в ходе формирования психики отдельного
индивида. Ребенок, по Л. С. Выготскому,
сначала регулирует свое поведение под
воздействием чужой речи, сигнализирующей
нужный порядок действий, формулирующей
программу его поведения. На следующем
этапе психического развития эта программа
задается внешневыраженным речевым приказом
самого ребенка ("Миша возьмет чашку
и выпьет из нее молоко"), затем действенный
самоприказ принимает характер внутренней
речи. И, наконец, осуществляется переход
от внутренней речи к речи интериоризированной
– слова превращаются в мотивы, поведенческие
императивы – в средство актуализации
различных схем поведения; первоначально
внешняя композиция звуков, вплетаясь
в практическую деятельность ребенка,
приобретает сигнальный характер, становится
носительницей социально сформированных
значений.
Продолжительность истории человечества
невелика – всего 20–25 тыс. лет. Предшествующий
же период предчеловеческого развития
гоминидов, предковой формы человечества,
равен многим миллионам лет. Орудия труда
производились уже около миллиона лет
назад, но это были орудия инстинктивного,
примитивного труда, они относятся еще
к дообщественной форме существования
наших далеких предков.
Психика человека современного
типа – кроманьонца стала интенсивно
развиваться в связи с так называемой
неолитической революцией, когда около
10 тыс. лет назад человечество перешло
от собирательства и охоты к производственному
способу жизнеобеспечения – земледелию,
скотоводству, ремеслу, строительной технике.
Расширяющиеся возможности производства
предопределили рост человеческих потребностей.
Оседлый образ жизни привел к образованию
крупноплеменных объединений – возникли
города-государства, стало развиваться
товарное производство, расширился информационный
обмен. Появление письменности (около
5 тыс. лет тому назад) вывело человечество
на орбиту цивилизации. Его культурные
достижения стали закрепляться и накапливаться
посредством письменности.
Психическое развитие человека
– его интеллекта, категориального мышления,
воли, всей системы рационального, сознательного
поведения – связано с культурно-историческим
развитием общества. На социальной основе
возник и сам феномен идеального психического
образа. Психический образ включен во
вторую сигнальную систему, т. е. в социально
сформированную сферу, в сферу социальной
культуры. Образ этот идеален, поскольку
он скреплен определенной социально обусловленной
идеей. Отражая мир, человек постоянно
опирается на социальный опыт, на социально
сформированные знания.
В процессе антропогенеза сформировался
социальный фактор детерминации человеческой
психики: поведение человека стало регулироваться
не естественными импульсами его организма,
а социально обусловленными требованиями.
Первоначально человек сознавал,
принимал только ту конкретную социальную
общность, в которую был включен – племя,
род, общину. В его сознании гипертрофировалось
и даже мистифицировалось понятие "мы".
Весь мир подразделялся на "мы" и
"они", "наше" и "не наше"
("чужое"). Все хорошее, благоприятное
интерпретировалось как "наше", а
все плохое, неприятное – как "чужое".
Все "наше" стало предметом психического
подражания, источником внушения (суггестии).
Все "чужое" – предметом ненависти,
проклятия и агрессии. Отдельные проявления
человеческой психики стали резко усиливаться
и тормозиться под влиянием конкретной
социальной общности. Поведение индивидов
стало опосредоваться этнической культурой,
племенными традициями и обычаями, запретами
(табу) и установлениями мифологизированных
предков (тотемов). Суперраздражителем
для человека становится сакральное, наиболее
значимое для него слово. Нет ни одного
поведенческого инстинкта, который нельзя
было бы затормозить посредством слова. Слово, речь,
язык становятся знаковой системой социально
обобщенного отражения действительности.
Отражаемые явления действительности
человек оценивает, классифицирует, соотносит
с тем, что ему уже известно, с принятыми
в его социальной среде ценностями. Давая
словесную оценку событиям, люди оказывают
внушающее воздействие друг на друга.
Психический феномен внушения и самовнушения,
наряду с примером, разъяснением и убеждением,
становится мощным средством социального
взаимодействия. Поведение индивида подвергается
социальной стереотипизации.
По мере развития цивилизации,
производственных технологий, овладения
человеком информацией снималось разделение
социальных общностей на "мы" и "не
мы", совершенствовалась психическая
саморегуляция человека, расширялись
возможности его психики, гуманизировалось
его поведение. В XVIII в. сформировались
общепланетарные принципы гражданского
правового общества, "общечеловеческие
ценности" становятся эталоном прогресса.
2.3 Особенности психики человека
Итак, в отличие от психики
животных психика человека, его сознание
имеют следующие существенные особенности.
I. Наряду с наследственно и эмпирически
приобретенными формами поведения человек
владеет принципиально новым средством
ориентировки в окружающей действительности
– знаниями, которые представляют собой
концентрированный опыт человечества,
передаваемый посредством слова. ("Сознание"
буквально и означает "совместное, совокупное
знание".)
Психика человека формируется
и постоянно обогащается в условиях социального
окружения, в процессе усвоения социального
опыта.
II. Сознание человека отражает существенные
стороны, закономерные
взаимосвязи действительности.
Сознание – это отношение человека
к миру со знанием его объективных
закономерностей. Оно дает возможность
решать жизненные проблемы не с помощью
метода проб и ошибок, а на основе установления
устойчивых, закономерных связей и отношений
между различными сторонами окружающей
среды. (Жарким летом человек заготавливает
топливо, зная, что неминуемо наступит
зима.)
III. Сознание характеризуется осознанностью
целей деятельности, понятийным моделированием
будущих событий, предвосхищением результатов
своих действий в системе общечеловеческих
понятий, знаний.
Человек заранее предвидит, планирует
ожидаемый результат своих действий и
выбирает адекватные средства и способы
их достижения. Он строит программу своей
деятельности, первоначально моделируя
ее в уме. Эта деятельность не ограничена
непосредственным восприятием ситуации,
а строится на основе знания закономерностей
ее развития. Сознание человека прогнозирует
закономерное наступление событий, как
бы с опережением отражая действительность.
IV. Индивидуальное сознание обусловлено общественным
сознанием.
Различаются четыре формы, или сферы, общественного
сознания:
1) наука – система научных знаний, представлений,
концепций и мировоззренческих ориентации;
2) соционормативиая
сфера общественного сознания – система
нравственных, идеологических, политических
и правовых ценностей и норм данного общества;
3) искусство – специфический вид духовно-практического
освоения действительности образными
средствами, образное моделирование различных
сторон человеческого бытия;
4) религия, вера – культ сверхъестественной
силы, воплощающей в себе идеальные качества,
духовная опора верующих людей. Вера в
сверхъестественную божественную силу
обеспечивает концептуальную определенность
миропонимания. Вера – особое психическое
явление, сверхсознательная связь с идеальным
объектом, не определяемая эмпирическими
и логическими основаниями.
Все формы общественного сознания
вместе формируют идеологию – систему
базовых ценностей, основополагающих
идей, которая регулирует отношение людей
к действительности и друг к другу, жизнедеятельность
общества. Однако идеология может быть
прогрессивной и реакционной, реалистической
и утопической. Утопические идеологии
могут получить широкое распространение
на основе мифологизации массового сознания.
V. Сознание связано
с самосознанием, с саморефлексией. Осознавая мир
вокруг себя, человек соотносит себя с
ним. Самосознание
– это система ценностно-смысловых, личностных
отношений человека к миру. Самосознание
определяет не только содержательную
сторону сознания, но влияет и на его процессуальную
сторону, ясность и широту охвата действительности.
Свое поведение человек регулирует исходя
из представлений о самом себе, объединенных
в целостный образ "Я".
Самосознание определяет уровень
самоорганизации индивида, принципы его
поведенческой саморегуляции, самопостроения
и самоутверждения. Самосознание – саморефлексия,
самоопределение индивида – может быть
истинным и ошибочным, порождающим возвышенные
устремления и роковые жизненные заблуждения,
увлекающим индивида в мир эфемерных мечтаний
или затягивающим его в омут бездуховности.
Успех жизнедеятельности индивида
зависит от его способности к самоанализу,
от приведения его внутреннего мира в
соответствие с объективными внешними
условиями, от вычленения в них существенного
и несущественного, социально санкционированного
полезного и вредного.
Концептуально организованная,
одухотворенная личность не идет на поводу
у случайных обстоятельств, сиюминутных
гедонических устремлений, ее поведение
детерминируется системой базовых духовных
ценностей, принципами нравственности,
добра, справедливости и человеческого
достоинства.
Сознание как характерная особенность
человеческой психики реализуется через
механизм бидоминанты
– внутриличностной коммуникации, общения
человека с самим собой. И этот внутриличностный
диалог опосредуется социальными критериями.
Наше внутреннее "Я" – интериоризированный
"другой" – внедренное в нас социальное
начало (alter ego).
Явления действительности отражаются
сознанием интенционально (от лат. intentio – стремление)
– пристрастно-избирательно в зависимости
от их значимости в практике человека.
При этом одни явления связываются в индивидуальном
сознании с комплексом других, сопровождаются,
как писал У. Джеме, "психологическими
обертонами", вставляются в оправу других
известных индивиду явлений, включаются
в спектр усвоенной индивидом общечеловеческой
культуры. Все это позволяет говорить
о едином потоке сознания, который становится
основой поведенческой системы индивида:
все поведенческие акты человека имеют
личностную обусловленность.
Сознание шире, чем мышление. Оно
является целостным, интегрированным
отражением внешнего мира, включающим
в себя все формы психической деятельности:
и формы чувственного отражения мира (ощущение,
восприятие, представление), и рациональное
познание (обобщенно-теоретическое отражение
мира), и эмоционально-волевую сферу психической
саморегуляции.
В отечественной психологии изучение
сознания как особого феномена, имеющего
собственное содержание, было выдвинуто
в качестве фундаментальной задачи В.
М. Бехтеревым. В работе "Сознание и
его границы" (Казань, 1888) ученый, постулируя
отражательную природу сознания, вводит
понятия его структуры и уровней. На основе
критерия "сложность содержания сознания"
Бехтерев выделил ступени, уровни формирования
сознания в онтогенезе (индивидуальном
развитии).
На исходном уровне, в младенчестве,
когда еще отсутствуют ясные представления,
сознание проявляется в неясном чувствовании
индивидом своего существования. На следующем
уровне возникают первые самопредставления
– представления о "Я" как о субъекте
и "не Я" как об объекте. На этом фундаменте
начинает формироваться самосознание
личности. Далее расширяются пространственные
представления о внешнем мире, совершенствуются
ориентационные механизмы. Наиболее сложная
форма сознания, по Бехтереву, – нравственные,
религиозные и правовые представления,
которые составляют интимное ядро личности,
определяющее ее волевую саморегуляцию.
Высшая ступень формирования сознания
– "то состояние внутреннего мира, когда
человек, с одной стороны, обладает способностью
по произволу вводить в сферу сознания
те или другие из бывших прежде в его сознании
представлений, с другой – может давать
отчет о происходящих в его сознании явлениях,
о смене одних представлений другими,
иначе говоря, может анализировать происходящие
в нем самом психические процессы"1.
В. М. Бехтерев задолго до советских
психологов устанавливает принцип внутреннего
опосредования внешних явлений. "Наблюдения
показывают, что процесс введения представлений
в сферу ясного сознания зависит только
частично от внешних условий, иначе говоря,
от объективных качеств подействовавшего
на нас внешнего впечатления, главнейшим
же образом – от внутренних условий"2. В связи
с этим Бехтерев исследовал зависимость
восприятия и запоминания материала от
психического состояния испытуемого,
отношения его к предъявляемому материалу,
его установок и нравственных позиций
("нравственного ядра личности").
В онтогенезе осуществляется поэтапный
переход от низших форм сознания к его
высшим формам. Высшие формы вбирают в
себя и трансформируют все низшие формы.
В патологических случаях происходит
распад сознания в
______________________________
1 Бехтерев В. М.
Сознание и его границы. Казань, 1888. С. 10.
2Бехтерев В. М.
Там же. С. 26.
обратной последовательности:
вначале расстраиваются высшие формы
сознания, затем его низшие образования
и лишь в последнюю очередь – биологическая
база.
В психологии и психиатрии широко
распространены введенные К. Ясперсом
метафорические понятия ясности и помрачнения
сознания1. Критериями
помрачнения (следовательно, неясности)
сознания стали считаться: отсутствие
отчетливого восприятия окружающего,
дезориентация во времени и пространстве,
бессвязность мышления, стертость воспоминаний.
Совокупность всех указанных признаков
и образует "потерю сознания", его
нарушенность.
В психиатрии различается ряд разновидностей
нарушенного сознания: оглушенное состояние
– резкое повышение порога чувствительности,
безучастность к окружающему, неспособность
к мыслительной деятельности; делириозиое
помрачнение сознания – нарушенность
ориентировки проявляется в непроизвольных
наплывах различных представлений; возникает
ложная ориентировка в пространстве и
времени; онейроидное (сновидное) состояние
– обильное всплывание фантастических
сцен; сумеречное состояние сознания –
непроизвольное блуждание, выполнение
автоматизированных действий, использование
предметов не по назначению; деперсонализация
– восприятие себя как бы со стороны, нарушение
"схемы тела"; дисморфобия – крайнее
недовольство частями своего тела, неприятие
себя, аномально заниженная самооценка.
Итак, сознание – это психическая
саморегуляция человека на основе отражения
действительности в социально выработанных
формах – понятиях и оценочных суждениях.
Существуют некоторые критерии минимально
необходимого уровня психического взаимодействия
индивида со средой. Нарушение этих критериев
означает нарушенность сознания, утрату
взаимодействия субъекта с действительностью.
Признаками нарушенного
______________________________
1 См.: Jaspers
К. Allgemeine Psychopathologie. Berlin, 1929.
сознания являются исчезновение
предметной отчетливости восприятия,
связанности мышления, ориентировки в
пространстве, неспособность к саморегуляции
и самоотчету.
Нормой для личности является самоорганизованность,
самосознание, отражение мира в объективных
взаимосвязях и смысловых значениях. Сознательное
поведение личности – концептуально организованное
поведение, основанное на соотнесении
явлений действительности с понятийной
сферой индивида.
Во всех случаях патологии сознания
происходит деперсонализация индивида,
нарушение его самосознания. Это позволяет
сделать вывод, что самосознание
личности, личностные образования являются
ядром сознательной саморегуляции.
На примерах психических аномалий
и нарушений сознания мы отчетливо видим,
что психика отдельного
человека неразрывно связана с его личностными,
социально обусловленными ориентациями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершая рассмотрение основных
аспектов развития психики человека, можно
сделать следующие выводы.
Сознание – высший уровень развития
психики, состоящий в категориально-ценностном
отражении действительности, саморегуляции
человеком своего поведения на основе
присвоенного индивидом общечеловеческого
опыта.
Функционирование сознания осуществляется
в виде непрерывного потока взаимосвязанных,
ассоциированных психических образов,
формирующихся в результате активного,
деятельного взаимодействия человека
с внешней средой. Сознание обладает рядом
процессуальных и содержательных особенностей.
Сознание характеризуется активностью,
т. е. динамикой, обеспечивающей жизненно
значимые связи индивида с действительностью;
интенциональностью (предметной направленностью);
поленезависимостью – преимущественной
ориентацией человека на внутренние эталоны
и модели; рефлексивностью – способностью
к самооценке, предохранению от неадекватного
отражения; различными уровнями ясности
и организованности.
Наиболее устойчивые способы взаимодействия
индивида со средой стереотипизируются,
образуя его подсознание и сверхсознание.
По содержанию сознание людей находится
под воздействием социально-исторических
условий. Формируясь в процессе антропогенеза,
все структуры сознания имеют социокультурный
характер. Структуры индивидуального
сознания формируются в раннем онтогенезе
через присвоение ребенком (интериоризацию)
структур внешней социально опосредованной
деятельности. Сознание, вся психика человека
имеют социальную основу. Однако поток
сознания и функционирование всей психики
человека осуществляется в естественном,
нейрофизиологическом русле. Мозг человека
– естественный субстрат его психики.
Для развития психики человека особенно важны процессы, связанные с увеличением объема черепа и мозга человека в процессе его эволюции. Развивалась и обогащалась новыми связями, прежде всего кора головного мозга, которая у современного человека имеет около 15 миллиардов нервных клеток. Этот процесс носит название «цефализапия», и именно он обусловил предпосылки для развития речи, мышления и трудовых действий.
Итак, биологическое (природное) развитие организма подготовило субстрат для возникновения принципиально нового, надбиологического, сверхприродного способа выживания и совершенствования человека. В человеке, таким образом, представлены два основных канала, обеспечивающих его жизнь и деятельность: генетический, лежащий в основе биологической эволюции и социальный, характеризующий специфику человека. Именно второй обусловил и такую важнейшую отличительную черту человека, как способность к труду, к производству и тем самым к созданию человеческого общества.
Говоря о психике человека очень важно постичь отличие человека, прежде всего, от животных. Это усматривается либо в каком-то одном, главном качестве человека, отличающем его от животных (разум, речь, воображение, религия, мораль), либо в комплексе качеств. Однако в целом, науке так и не удалось объяснить человека исчерпывающим образом, исходя из какого-то одного качества или свойства. Феномен человека как бы ускользал от анализа, всегда казался более загадочным, чем это представлялось вначале. Так или иначе, но, размышляя над качественной спецификой человека, сущностью его уникальности, можно прийти к выводу, что, будучи частью природы, человек способен выходить за пределы ее закономерностей, возвышаться над миром, да и над самим собой. У человека нет какой-то одной, раз и навсегда данной ему “природы”, так же как и неизменной “сущности”. И то и другое - исторически изменяющиеся характеристики человека.
Рассмотрев развитие психики с точки зрения филогенеза и онтогенеза можно сделать вывод, что современная психология делает упор на взаимодействие биологических (генетических) и культурных факторов. В развитии человека выделяют возрастные этапы. Они отражают универсальные закономерности возникающих изменений. Однако следует помнить, что существуют и индивидуальный темп развития человека, который может быть смещён относительно общего хода жизненных изменений.
Итак, в процессе филогенеза возникает и развивается непрерывная череда форм психического отражения живыми существами окружающей действительности, которые способствуют более совершенной регуляции их поведения и жизнедеятельности. Это обеспечивает возможность не только полнее отражать объективную действительность, но и преобразовывать ее и себя.
Общим итогом онтогенеза всегда остается стабильное осуществление взрослой адаптивной нормы. Иными словами, главный принцип эволюции онтогенеза состоит в том, чтобы обеспечить это осуществление вне зависимости от самостоятельных адаптивных изменений.
Информация о работе Проблема возникновения психики в эволюции