Проблема детско-родительских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 14:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование трудностей матери в воспитании ребёнка.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1) Провести психолого-педагогический анализ детско-родительских отношений в современной семье.
2) Определить стили родительского воспитания.
3) Исследовать родительские установки матери и их влияние на развитие ребёнка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ…………………………..6
1.1 Проблема детско-родительских отношений………………………………6
1.2 Стили родительского воспитания и благополучие ребёнка в семье…….8
1.3. Роль и функции матери в семье. Специфика воспитательной функции матери……………………………………………………………………………13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ УСТАНОВКИ МАТЕРИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА…………………….22
2.1 Описание методик, используемых в исследовании………………………22
2.2 Интерпретация данных исследования детско-родительских взаимоотношений в семье………………………………………………………25
2.3 Психокоррекционная программа детско-родительских отношений..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..43

Вложенные файлы: 1 файл

трудности матери.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

Е.Т. Соколова (1989) обращает внимание не только на типы родительского отношения, но считает, что они реализуются в диаде «родитель - ребенок», выделяя при этом следующие стили отношений:

сотрудничество. В общении матери и ребенка преобладают поддерживающие высказывания над отклоняющими. В общении присутствуют взаимоуступчивость, гибкость. Мать побуждает ребенка к активности; изоляция. В семье не принимается совместных решений. Ребенок изолируется и не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с родителями; соперничество. Партнеры по общению противостоят друг другу. Критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности; псевдосотрудничество. Партнеры проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная).

Заслуживает внимания исследование А.Г. Лидерс и Е.Н. Спиревой о влиянии личности родителей на выбор стиля родительского отношения. Исследование показало, что экстравертированность мамы влечет за собой чрезмерность требований в воспитании, а также привносит тревожность в отношениях с ребенком.

Мамы, отличающиеся спонтанностью в действиях и поступках, будут потакать, максимально и некритически удовлетворять любые потребности ребенка, у таких мам меньше выражена фобия утраты ребенка.

У агрессивной мамы наблюдается ситуация, при которой ребенок оказывается на периферии внимания родителя, но в то же время агрессивная мама может потакать ребенку, удовлетворять все его запросы, в воспитании, а также предъявлять недостаточность запретов. Агрессивная мама непоследовательна, неустойчива в воспитательных приемах, с резкими переходами от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, к переходу от значительного внимания к эмоциональному отвержению ребенка. В семье агрессивной мамы часто наблюдается воспитательная конфронтация и внесение конфликта между супругами в отношения с ребенком.

Ригидная мама, субъективная в своих оценках, с инертностью установок и настойчивостью личности, склонная к педантизму, настороженной подозрительности очень требовательна в воспитании.

Интровертированная мама, замкнутая, обращенная в свой внутренний мир в воспитании ребенка предъявляет недостаточность требований, у нее наблюдается стремление к расширению родительских чувств, излишняя инфантилизация ребенка, воспитательная неуверенность и страх утраты ребенка. Для нее также характерна неразвитость родительских чувств и желание культивировать в ребенке, не зависимо от пола, женские черты.

Сензитивная, чувствительная, конформная, зависимая мама в воспитании ребенка будет контролировать, мелочно опекать, навязываться ребенку, ограничивать его самостоятельность. Чем мама чувствительнее, тем меньше наблюдается сотрудничества во взаимоотношениях у нее с ребенком, тем больше в воспитании наблюдается тревожность за ребенка.

А.И. Захаров обращает внимание на негативные личностные особенности матери, считая их главной причиной детских неврозов.

В связи с преобладанием тех или иных личностных особенностей матери, Захаров А.И. выделяет несколько психологических типов матерей, которые могут послужить основой формирования неврозов:

- «царевна Несмеяна», обеспокоенная  мать, принципиальная, сдержанная в  выражении чувств, неотзывчивая. Не  признает детской непосредственности, любит делать замечания, стыдить, читать мораль, выискивать недостатки;

- «спящая красавица», погруженная в свои мысли и переживания, отстраненная от ребенка и его потребностей, обращающаяся с ним как с живой куклой;

- «унтер Пришибеев», недостаточно  чуткая, грубая, безапелляционная, во  всем командует детьми, относится  с недоверием к опыту, самостоятельности. Раздражительна, нетерпима к слабостям, использует физические наказания;

- «суматошная мать», эмоционально  неустойчивая, противоречивая, в своем  поведении руководствуется крайностями, эмоционально не сдержана;

- «наседка», тревожно-беспокойная, жертвенная натура, во взаимодействии с ребенком руководствуется принципом гиперопеки;

- «вечный ребенок», инфантильная, внушаемая, психологически незрелая, постоянно нуждается в поддержке  и покровительстве, предпочитает  сдать ребенка "на поруки" кому-либо.

Автор отмечает, что данные психологические портреты следует интерпретировать как дополняющие друг друга образы или тенденции в отношении матерей к детям.

Благодаря личностным особенностям матери реализуются те или иные стили семейного воспитания. Д. Стивенсон-Хайнд, М. Симсон (1982) в зависимости от особенностей личности матери выделяют типы семейного воспитания:

  1. спокойная мать, преимущественно использующая похвалу как инструмент воспитания;
  2. экзальтированная мать с широкой амплитудой эмоциональных реакций на любые мелочи в поведении ребенка;
  3. «социальная» мать - для нее характерна легкая отвлекаемость от ребенка на любые стимулы.

Таким образом, анализ научных исследований позволяет более четко определить специфику воспитательной функции матери и влияние личностных особенностей матери на развитие личности ребенка, личностные особенности матери являются основным условием формирования стиля родительского отношения к ребенку и типа семейных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Исследование влияния родительской установки матери на развитие ребёнка

 

 

2.1 Описание методик, используемых  в исследовании

 

В данном исследовании принимали участие дети и родители 5 «А» класса Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №8» в количестве 10 детей и 10 матерей.

Исследование проходило в несколько этапов:

  1. Подготовительный – подбор диагностических методик.
  2. Основной – проведение исследования, интерпретация полученных данных.
  3. Заключительный – формулирование выводов, разработка рекомендаций родителям.

 В нашем исследовании мы применяли следующие методики: методика PARI (parental attitude research instrument), проективная методика «Рисунок семьи» и анкетирование.

Опросник отношений, предназначен для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы - американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл.

Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия (А – активное согласие, а - частичное согласие, б – частичное несогласие, Б – полное несогласие).

Результаты опросника анализируются по 23 аспектам-признакам, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье.

Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. В свою очередь эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы:

1 - оптимальный эмоциональный  контакт,

2 - излишняя эмоциональная  дистанция с ребенком,

3 - излишняя концентрация  на ребенке.

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Схема пересчета ответов в баллы содержится в "ключе" методики. Сумма цифровой значимости прямо пропорционально определяет степень выраженность признака. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака: минимальная - 5 баллов; 18, 19, 20 - высокие оценки; соответственно 8, 7, 6, 5 - низкие. В первую очередь анализируются высокие и низкие оценки. Инструкция предлагает 4 варианта ответов, на заполнение вопросника рекомендуется 20 минут.

Методика широко использовалась в Польше (Рембовски) и Чехословакии (Котаскова). В нашей стране адаптирована Т.В. Нещерет.

Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и др. Проективная методика «Рисунок семьи» предназначена для диагностики внутрисемейных взаимоотношений в восприятии ребёнка. Задачей данной методики является оценить особенности восприятия, переживаний ребёнком отношений в семье на основе выполнения изображения и ответов на вопросы. Тест представляет богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребёнка. Он помогает выявить отношения ребёнка к членам своей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу или конфликты для рисующего, показывает, как ребёнок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в ней.

В рисунке дети могут выразить то, что им трудно высказать словами, то есть язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.

Вследствие привлекательности и естественности задания методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта исследователя с ребёнком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.

Перед началом рисования проводится опрос, психологическая разминка, цель которой - добиться спонтанности (раскованности) обследуемого. После разминки проговаривается инструкция: «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «Что нарисовать?», следует лишь повторить инструкцию. Рекомендуемое время индивидуального обследования - 30 минут.

Для выполнения теста ребёнку дается стандартный лист белой бумаги, карандаши, ластик. Тест состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседы после рисования. Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребёнка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования. Кроме этого следует отмечать в протоколе:

-последовательность рисования деталей;

-паузы более 15 секунд;

-стирание деталей;

-эмоциональные реакции и их  связь с содержанием рисунка;

-спонтанные комментарии обследуемого.

После того, как рисунок закончен, с ребёнком проводится беседа по следующей схеме:

1.Скажи, кто тут нарисован?

2.Где они находятся?

3.Что они делают?

4.Кто это придумал?

5.Весело им или скучно? Почему?

6.Кто из нарисованных людей  самый счастливый? Почему?

7.Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса призваны вызвать ребёнка на открытое обсуждение чувств. Если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на явном ответе.

Для качественной интерпретации данных методики «Рисунок семьи» были выбраны: анализ, основанный на системе интерпретации, разработанной Г.Т. Хоментаускасом и обработка данных по системе интерпретации А.Л. Венгера.

 

 

2.2 Интерпретация данных исследования детско-родительских взаимоотношений в семье

 

Предварительный сбор информации о семьях позволил составить общую характеристику контингента испытуемых. Семьи учащихся, участвующих в обследовании, характеризуются в основном как проблемные. Из 10 изучаемых семей: 5 материально обеспеченные, 1 – многодетные, 2- неполные, 2 – злоупотребляющие алкоголем, с низким уровнем общей культуры. В основном, в изучаемых семьях родители имеют среднее и средне специальное образование, и только 4 – высшее. В одной семье оба родителя - военнослужащие. Возраст детей-11-12 лет.

Анализ рисунков семьи детей проводился с учетом формальной и содержательной характеристики изображения. Интерпретация рисунков осуществлялась по пяти компонентам:

- благоприятная семейная ситуация;

- тревожность ребенка;

- конфликтность в семье;

- чувство неполноценности в  семейной ситуации;

- враждебность в семейной ситуации.

Исследование рисунков детей показало преобладающую тревожность в семейных отношениях (60%), конфликтность прослеживалась у 40% исследуемых. При анализе рисунков и по результатам беседы, эмоционально неоднозначно окрашенные отношения ребенка с членами семьи наблюдалось у 75 % испытуемых. Эти дети во многих случаях использовали штриховку при изображении «нелюбимых» членов семей, часто стирали и перерисовывали их, забывали нарисовать какую-нибудь часть тела или лица. Во многих рисунках дети «отгораживали» себя от членов семьи, с которыми конфликтуют, мебелью, вещами или рисовали их в другом помещении. В таких ситуациях явно выступают отношения отдаленности, отчужденности детей от родителей.

В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами. Изображение на рисунке себя непропорционально маленького, неподвижного или отсутствие «Образа Я» свидетельствует о переживании ребенком чувства неполноценности в семье, его депрессивности.

Анализ рисунков детей и беседы с ними позволяет судить об осознании ребенком и оценивании своего одиночества в семье, об умении улавливать симпатии и антипатии к себе со стороны членов семьи, оценивать психологический климат в семье. Так, 40% всех испытуемых учащихся в своих рисунках показали наличие отчужденности в отношениях с другими членами семьи. Особенно ярко это проявилось в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем. Это можно объяснить тем, что в алкогольных семьях явно присутствует попустительский стиль воспитания, дети предоставлены сами себе и со стороны родителей не испытывают эмоциональной близости. Они чувствуют себя брошенными, ненужными.

Информация о работе Проблема детско-родительских отношений