Проблема естетичного смаку в рамках гуманітарної психології та сучасні методи його формування

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2014 в 18:59, дипломная работа

Краткое описание

Целью данного исследования исследовать данную проблему в рамках гуманитарной психологии и рассмотреть наиболее перспективные направления формирования эстетического вкуса.
Исходя из цели, предмета и объекта исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Глубокое и всестороннее изучение вопроса в рамках гуманитарной психологии - нового направления, разрабатываемого Б.С.Братусем, Л.И. Воробьевой, М.Н. Мироновой и др.
2. Обоснование партикулярности понятий «эстетический вкус» и «художественный вкус».
3. Определение факторов, влияющих на уровень развития художественно-эстетического вкуса будущих учителей-филологов.
4. Анализ проблем медиаобразования как фактора формирования эстетического вкуса нового поколения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ______________________________________________ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА
В СО¬ВРЕМЕННОЙ НАУКЕ _____________________________________ 6
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА В РАМКАХ ГУМАНИТАРНОЙ ПСИХОЛОГИИ_____________________________ 8
Механизм образования состояния эстетического вкуса _________ 10
Состояние художественного вкуса - новое начало
личностного пространства __________________________________ 13
Детерминация состояния художественно-эстетического вкуса
и его роль в профессиональном становлении личности____________ 15
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ _____ 18
ГЛАВА 4. МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК
ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА _ 19
ВЫВОДЫ _______________________________________________ 38
ЛИТЕРАТУРА __________________________________________ 39

Вложенные файлы: 1 файл

2003 моя.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

4.       В большинстве случаев теории медиаобразования подчинены центральной роли школьника, студента, что видится нам прогрессивной тенденцией, отвечающей принципам равенства, свободы, соразвития в психологических отношениях между педагогом и учащимися.

В целом анализ трудов российских и зарубежных ученых приводит к выводу, что в концепциях медиаобразования в целом преобладают воспитательные, обучающие и креативные подходы к использованию возможностей медиа. В обобщенном виде главные этапы реализации большинства  медиаобразовательных подходов выглядят следующим образом:

-получение знаний об  истории, структуре, языке и теории  медиа (образовательная составляющая);

-развитие восприятия  медиатекстов, «чтения» их языка, активизация воображения, зрительной  памяти, развитие различных видов мышления (в том числе – критического, логического, творческого, образного, интуитивного), умений для понимания идей (нравственных, философских проблем и пр.), образов и т.д.;

-развитие креативных  практических умений на материале  медиа.

Бесспорно, каждый из данных этапов можно воплощать в жизнь автономно, однако в данном случае медиаобразование будет, скорее всего, однобоким. Так в одном случае на первый план выйдет информация, в другом случае -  критическое мышление, а в третьем – практические умения.

При этом медиапедагоги разных стран активно используют различные способы учебной деятельности: «дескриптивный» (пересказ медиатекста, перечисление действующих лиц и событий); «личностный» (описание отношений, эмоций, воспоминаний, которые вызывает медиатекст); «аналитический» (анализ структуры медиатекста, языковых особенностей, точек зрения); «классификационный» (определение места произведения в историческом контексте); «объяснительный» (формирование суждений о медиатексте в целом или о его части); оценочный (заключение о достоинствах медиатекста на основе личностных, нравственных или формальных критериев).

В итоге учащиеся должны не только получить радость от общения с медиакультурой, но и интерпретировать медиатекст (анализировать цели автора, устно и письменно обсуждать характеры персонажей и развитие сюжета), связать его со своим опытом и опытом других (поставить себя на место персонажа, оценивать факт и мнение, выявить причину и следствие, мотивы, результаты поступков, реальность действия и т.д.), реагировать на произведение (написать рецензию, минисценарий  и т.д.), понимать культурное наследие (видеть личную, историческую, национальную, всемирную перспективу и т.д.), приобретать знания (знакомиться с основными видами и жанрами медиакультуры, определить развитие какой-либо темы в различных жанрах, в различные исторические  эпохи, изучать основные направления стилей, приемов, творчество выдающихся мастеров),  владеть критериями и методами оценки медиатекста и т.д. Формирование данных умений, бесспорно, способствует пониманию аудиторией места медиакультуры в обществе, так как она связана с социальными, политическими, экономическими, религиозными и интеллектуальными аспектами жизни людей;  развитию эстетического сознания (восприятия, вкуса и пр.), творческой индивидуальности учащегося (студента).  

 

 

 

ВЫВОДЫ

1. В эстетическом сознании  личности существуют три центральных состояния, диалектически взаимообусловленных, взаимозависимых, но не взаимозаменяемых - эстетический вкус, художественно-эстетический и художественный, которые саморазвиваются от чувственного к рациональному, от непосредственного к опосредованному, от мобильного к константному.

2. В зависимости от  цели саморазвития данные состояния  находятся в различных парадигмах: эстетический вкус - в гуманистической, художественно-эстетический - в культурно-исторической, художественный - в теологической.

  1. Движение к рациональному обусловлено художественным познанием, представленным в художественных образах, которые выступают средством соединения личностного пространства ученика с личностным пространством учителя.
  2. Конечной целью развития эстетического вкуса является стремление к духовному пространству.
  3. Художественно-эстетический вкус является не только личностным, 
    но и профессиональным качеством индивида.
  4. Медиаобразование является одним из самых перспективных способов формирования эстетического вкуса нового поколения. 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  2. Берхин Н.Б. Формирование первоначальных художественных знаний. Педагогика, 1993 - №1 с. 41-45.
  3. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии. Вопросы психологии: 1990 - №6 с. 9-14.
  4. Бучило Н.Ф. Художественное воспитание. Эстетика. Подписная научно-популярная серия. 1989 - №7.
  5. Вайсфельд И.В. Кинопедагогика в современном мире//Специалист. - 1993. - № 2. - С. 19.
  6. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.,
  7. Вартанова Ж.А. Эстетический вкус как специфическая способность ценностного отношения к действительности. Автореферат дисс... канд. философских наук. - К., 1978.
  8. Воробьева Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задачи. Вопросы психологии, 1995 - №2 с. 19-31.
  9. Выготский Л.С. Психология искусства. М,, 1987.
  10. Гачев Г.Д. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории об-
  11. Гельмонт А.М. Кино как фактор воспитания//Вестник просвещения. - 1927. - № 5. -С.9-21.
  12. Герман Ш.М., Скатерщиков В.К. Беседы об эстетике. М., Знание,
  13. ГольдентрихтС.С., Гальперин М.П. Специфика эстетического созна-
  14. Гуляев Н.А. Теория литературно-художественного творчества в кн.
  15. Дремов А.К. Сущность эстетического сознания в кн. Основы эстетического воспитания. М., 1975.
  16. Лихачев Б.Т. Критерии эстетического отношения школьников к искусству и действительности. Сов. педагогика, 1983 - №6 с. 52-58.
  17. Маленицька О.А. Формування естетичного смаку старшокласників засобами народних звичаїв та обрядів. Дисертація канд. пед. наук. - К., 1995.
  18. Миронова М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя. Вопросы психологии. 1998. - №1 с. 44-53.
  19. Молчанова А.С. На вкус, на цвет... Теоретический очерк об эстетическом вкусе. - М., 1966.
  20. ния. М., 1974.
  21. Падалка Г.Н. Формирование эстетических идеалов и вкусов будущих учителей музыки. Дисс... доктора педагогических наук. К., 1989.
  22. Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. - 176 с.
  23. Петрова Г.А., Королева Г.И. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях. Казань, 1984.
  24. Печко Л.П. Эстетическое сознание и процесс его формирования. М., 1981.
  25. Поличко Г.А. Межпредметные связи литературного курса и факультатива по основам киноискусства как средство эстетического развития старшеклассников: Дис. … канд. пед. наук. – М., 1987.
  26. Преосвященник Серафим в сб. Православный вестник. 1900.
  27. Прессман Л.П. Методика применения технических средств обучения: Экранно-звуковые средства. - М.: Просвещение, 1988. - 191 с.
  28. Психолого-педагогический словарь/Сост. В.А.Мижериков. Ред. П.И.Пидкасистый. – Ростов: Феникс, 1998. С.241.
  29. Рабинович Ю.М. Кино как средство воспитания школьников (опыт создания системы)//Кино: прокат, реклама, методика, практика. М.: Союзинформкино, 1986. - 32 с.
  30. раза. М., 1972.
  31. Скатерщиков В.К. Твой эстетический вкус. М., 1963.
  32. Теория литературы. М., 1985.
  33. Тесты, тесты, тесты. Сост. Кулакова О.М., 1990.
  34. Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: Дис. … д-ра. пед. наук. – М., 1989.
  35. Федоров А.В. Подготовка студентов педвузов к эстетическому воспитанию учащейся молодежи//Специалист. - 1994. - № 1. - С. 15-19.
  36. Федоров А.В. Система подготовки студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств (кино, телевидение, видео): Дис. … д-ра. пед. наук. – М., 1993.
  37. Филиппьева Т.И. Развитие художественного вкуса студентов педагогических институтов (на мат-ле иностранных языков). Дисс. канд. пед. наук.-К., 1992.
  38. Фромм Э. Искусство любить. М., 1990.
  39. Хмара В.Н. Эстетический идеал и творчество. Монография. - М.,
  40. Шеин С.А. Психологические особенности отношения старшеклассников к персонажам кинопроизведений: Дис. … канд. псих. наук. – М., 1982.
  41. Яковлев Е.Г. Эстетичекий вкус как категория эстетики. М., 1986.

 

ДОКЛАД

Современная эпоха выдвигает ряд неотложных задач в области духовно-нравственного развития общества, которые требуют безотлагательного решения.

На протяжении всей истории сфера духовной жизни и духовной культуры человека рассматривается как непреходящая ценность, которая служит развитию человеческого в человеке, сохраняет многовековой опыт, через освоение и умножение которого выявляется главный смысл человеческого бытия.

В настоящее время произошедшие в нашем обществе кардинальные изменения в области политики, экономики, идеологии, морали не только не снизили роль духовной культуры, но, наоборот, дали новый толчок для ее развития.

Продуктом духовной жизни общества, несущую основную эмоциональную нагрузку, выступает искусство - специфическая форма общественного сознания, главная цель которого - формирование и развитие способности личности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты.

Безусловно важным является проведение психологических исследований, особенно экспликация  психологических предпосылок и психологического механизма формирования эстетического вкуса личности, что поможет в изучении данной проблемы философам, эстетикам, педагогам. Этим и определяется актуальность темы нашего исследования.

Однако, несмотря на глубокое изучение проблемы, в ее контексте  можно обозначить такие наиболее актуальные аспекты, которые требуют дальнейшего теоретического анализа и экспериментальной апробации, а именно - точная дефиниция категории « эстетический вкус», четкое разделение понятий «эстетический вкус» и «художественный вкус», обоснование их партикулярности, определение сущности понятия «художественно-эстетический вкус» как профессионального качества личности.

Как  гипотеза исследования нами принято следующее положение: эстетический вкус может быть рассмотрен как синтез внутреннего роста и внешнего источника, образующего своеобразную плоскость человеческого развития. Выбор данной позиции объясняется попыткой через целостное понимание личности изучить отдельное его качество.

Целью данного исследования исследовать данную проблему в рамках гуманитарной психологии и рассмотреть наиболее перспективные направления формирования эстетического вкуса.

Объектом исследования являються категории «эстетический вкус», художественный вкус и их дефиниция.

Предметом исследования определение сущности понятия «художественно-эстетический вкус» как профессионального качества личности

Исходя из цели, предмета и объекта исследования были сформулированы следующие задачи:

    1. Глубокое и всестороннее изучение вопроса в рамках гуманитарной психологии.
    2. Обоснование  партикулярности понятий «эстетический вкус» и «художественный вкус».

3. Определение факторов, влияющих на уровень развития художественно-эстетического вкуса будущих учителей-филологов.

4. Анализ проблем медиаобразования  как фактора формирования эстетического вкуса нового поколения.

Методологической и теоретической основой исследования являются принципы психологической науки – детерминизма, единства психики и деятельности, развития, отображения, системно-структурный, общепсихологическая концепция деятельности (А.Н.Леонтьев), культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского, концепция культурно-исторической сихологии И.Г.Белявского, эстетические положення М.М.Бахтина.

Методы исследования.        Для решения поставленных задач и проверки гипотезы была разработана программа исследования, реализация которой предполагала использование комплекса следующих методов:

а) теоретические методы: анализ литературы;

б) эмпирический методы:

  1. тест, направленный на определение готовности личности к восприятию прекрасного;
  2. анкета, определяющая формы общественного воздействия, влияющие на развитие художественно-эстетического вкуса студентов-филологов;
  3. анкета, позволяющая студентам оценить уровень собственных художественных знаний.

Согласно теории Б.С.Братуся, человечество развивается в двух плоскостях - горизонтальной и вертикальной. Рассматривая горизонтальную как движение деятельности и времени, а вертикальную - как смысловую ось отношений к миру, пронизывающую время и действие, четко определяется их взаимоотношение - скрещение, перекрест.

Согласно концепции гуманитарной психологии, эстетические чувства личности - вертикаль - скрещиваются с эстетической деятельностью (воображением , мышлением, памятью, опытом) - горизонталью. Перекрест -это эстетический вкус, это новое состояние личности под воздействием ее внутренней работы и внешнего источника (внешнего по отношению к состоянию). Перекрест подразумевает либо распад ("уже не нравится"), либо обогащение обеих плоскостей: на вертикали - эстетическим наслаждением, на горизонтали - эстетическим интересом. Изменение горизонтали (а, следовательно, и вертикали) приводит к новому началу, что подразумевает свое восполнение в смежной области. Так, понравившийся фильм "Титаник" доставляет наслаждение от постановки фильма (эстетическое состояние), заставляет задумываться о бессилии человека над природой (духовное состояние) о бесценности человеческих отношений (нравственное состояние), побуждает к поиску дополнительной информации (познавательное состояние). Следовательно, рассматривая личность как целостную систему, становится понятным, что изменение состояния на одной плоскости приводит к изменению состояния на соседних плоскостях. Этот аспект является базовым для использования медиаспособов формирования вкусов людей.

Средством познания эстетического, и в первую очередь искусства, выступает художественное знание - это знание, которое в отличии от житейского и научного представлено в конкретно-чувственных образах. Следовательно, накопление художественного знания происходит через восприятие художественного образа.

Эстетический вкус не только не совпадает с художественным вкусим, но, несмотря на диалектическую взаимосвязь, существенно от него отличается.

  1. Эстетический вкус- опирается на чувства; Художественный вкус опирается на рациональное;
  2. Эстетический вкус обладает достаточной мобильностью; Художественный вкус обладает относительной константностью;
  3. Эстетический вкус развивается в себе и для себя; Художественный вкус стремиться к инкарнации    через творческую самореализацию;
  4. Эстетический вкус – это деятельность на обыденном познании; Деятельность художественного вкуса базируется  на художественном познании

Художественно-эстетический вкус является промежуточным состоянием между эстетическим вкусом и художественным. Эстетическое начало в эстетическом сознании личности, характеризующееся нарастанием художественной деятельности под воздействием эстетических чувств можно определить как художественно-эстетический вкус.

Рассмотрим состояние художественно-эстетического вкуса в рамках гуманитарной психологии. Если эстетический вкус в гуманистической парадигме, а художественный близок к теологической (из-за своего стремления к духовному пространству), то состояние художественно-эстетического вкуса может быть изучено только в культурно-исторической парадигме. Это объясняется тем, что данное начало появляется только под влиянием другого начала, образующего (художника, писателя, музыканта и т. д.). Полученную связь можно обозначить отношениями учитель-ученик, где один отдает накопленные художественные знания, а другой их приобретает. Таким образом, художественно-эстетический вкус характеризуется сужением, но углублением художественной деятельности, приобретением ею профессионального качества.

Однако, сужение не подразумевает изолирование. Занятие музыкой, например, не только не исключает развития у личности поэтического дарования, а наоборот, служит средством его совершенствования, усиливает эстетические чувства, обогащает воображение и т. д. Но современная подготовка будущих специалистов, для которых художественно-эстетический вкус - не только личностное качество, но и профессиональное (учителя, искусствоведа, имиджмейкера, модельера, дизайнера и др.), уделяет недостаточное внимание его развитию.

Информация о работе Проблема естетичного смаку в рамках гуманітарної психології та сучасні методи його формування