Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2014 в 18:59, дипломная работа
Целью данного исследования исследовать данную проблему в рамках гуманитарной психологии и рассмотреть наиболее перспективные направления формирования эстетического вкуса.
Исходя из цели, предмета и объекта исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Глубокое и всестороннее изучение вопроса в рамках гуманитарной психологии - нового направления, разрабатываемого Б.С.Братусем, Л.И. Воробьевой, М.Н. Мироновой и др.
2. Обоснование партикулярности понятий «эстетический вкус» и «художественный вкус».
3. Определение факторов, влияющих на уровень развития художественно-эстетического вкуса будущих учителей-филологов.
4. Анализ проблем медиаобразования как фактора формирования эстетического вкуса нового поколения.
ВВЕДЕНИЕ ______________________________________________ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА
В СО¬ВРЕМЕННОЙ НАУКЕ _____________________________________ 6
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА В РАМКАХ ГУМАНИТАРНОЙ ПСИХОЛОГИИ_____________________________ 8
Механизм образования состояния эстетического вкуса _________ 10
Состояние художественного вкуса - новое начало
личностного пространства __________________________________ 13
Детерминация состояния художественно-эстетического вкуса
и его роль в профессиональном становлении личности____________ 15
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ _____ 18
ГЛАВА 4. МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК
ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА _ 19
ВЫВОДЫ _______________________________________________ 38
ЛИТЕРАТУРА __________________________________________ 39
4. В большинстве случаев теории медиаобразования подчинены центральной роли школьника, студента, что видится нам прогрессивной тенденцией, отвечающей принципам равенства, свободы, соразвития в психологических отношениях между педагогом и учащимися.
В целом анализ трудов российских и зарубежных ученых приводит к выводу, что в концепциях медиаобразования в целом преобладают воспитательные, обучающие и креативные подходы к использованию возможностей медиа. В обобщенном виде главные этапы реализации большинства медиаобразовательных подходов выглядят следующим образом:
-получение знаний об
истории, структуре, языке и теории
медиа (образовательная составляющая)
-развитие восприятия медиатекстов, «чтения» их языка, активизация воображения, зрительной памяти, развитие различных видов мышления (в том числе – критического, логического, творческого, образного, интуитивного), умений для понимания идей (нравственных, философских проблем и пр.), образов и т.д.;
-развитие креативных
практических умений на
Бесспорно, каждый из данных этапов можно воплощать в жизнь автономно, однако в данном случае медиаобразование будет, скорее всего, однобоким. Так в одном случае на первый план выйдет информация, в другом случае - критическое мышление, а в третьем – практические умения.
При этом медиапедагоги разных стран активно используют различные способы учебной деятельности: «дескриптивный» (пересказ медиатекста, перечисление действующих лиц и событий); «личностный» (описание отношений, эмоций, воспоминаний, которые вызывает медиатекст); «аналитический» (анализ структуры медиатекста, языковых особенностей, точек зрения); «классификационный» (определение места произведения в историческом контексте); «объяснительный» (формирование суждений о медиатексте в целом или о его части); оценочный (заключение о достоинствах медиатекста на основе личностных, нравственных или формальных критериев).
В итоге учащиеся должны не только получить радость от общения с медиакультурой, но и интерпретировать медиатекст (анализировать цели автора, устно и письменно обсуждать характеры персонажей и развитие сюжета), связать его со своим опытом и опытом других (поставить себя на место персонажа, оценивать факт и мнение, выявить причину и следствие, мотивы, результаты поступков, реальность действия и т.д.), реагировать на произведение (написать рецензию, минисценарий и т.д.), понимать культурное наследие (видеть личную, историческую, национальную, всемирную перспективу и т.д.), приобретать знания (знакомиться с основными видами и жанрами медиакультуры, определить развитие какой-либо темы в различных жанрах, в различные исторические эпохи, изучать основные направления стилей, приемов, творчество выдающихся мастеров), владеть критериями и методами оценки медиатекста и т.д. Формирование данных умений, бесспорно, способствует пониманию аудиторией места медиакультуры в обществе, так как она связана с социальными, политическими, экономическими, религиозными и интеллектуальными аспектами жизни людей; развитию эстетического сознания (восприятия, вкуса и пр.), творческой индивидуальности учащегося (студента).
ВЫВОДЫ
1. В эстетическом сознании
личности существуют три
2. В зависимости от
цели саморазвития данные
ДОКЛАД
Современная эпоха выдвигает ряд неотложных задач в области духовно-нравственного развития общества, которые требуют безотлагательного решения.
На протяжении всей истории сфера духовной жизни и духовной культуры человека рассматривается как непреходящая ценность, которая служит развитию человеческого в человеке, сохраняет многовековой опыт, через освоение и умножение которого выявляется главный смысл человеческого бытия.
В настоящее время произошедшие в нашем обществе кардинальные изменения в области политики, экономики, идеологии, морали не только не снизили роль духовной культуры, но, наоборот, дали новый толчок для ее развития.
Продуктом духовной жизни общества, несущую основную эмоциональную нагрузку, выступает искусство - специфическая форма общественного сознания, главная цель которого - формирование и развитие способности личности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты.
Безусловно важным является проведение психологических исследований, особенно экспликация психологических предпосылок и психологического механизма формирования эстетического вкуса личности, что поможет в изучении данной проблемы философам, эстетикам, педагогам. Этим и определяется актуальность темы нашего исследования.
Однако, несмотря на глубокое изучение проблемы, в ее контексте можно обозначить такие наиболее актуальные аспекты, которые требуют дальнейшего теоретического анализа и экспериментальной апробации, а именно - точная дефиниция категории « эстетический вкус», четкое разделение понятий «эстетический вкус» и «художественный вкус», обоснование их партикулярности, определение сущности понятия «художественно-эстетический вкус» как профессионального качества личности.
Как гипотеза исследования нами принято следующее положение: эстетический вкус может быть рассмотрен как синтез внутреннего роста и внешнего источника, образующего своеобразную плоскость человеческого развития. Выбор данной позиции объясняется попыткой через целостное понимание личности изучить отдельное его качество.
Целью данного исследования исследовать данную проблему в рамках гуманитарной психологии и рассмотреть наиболее перспективные направления формирования эстетического вкуса.
Объектом исследования являються категории «эстетический вкус», художественный вкус и их дефиниция.
Предметом исследования определение сущности понятия «художественно-эстетический вкус» как профессионального качества личности
Исходя из цели, предмета и объекта исследования были сформулированы следующие задачи:
3. Определение факторов, влияющих на уровень развития художественно-эстетического вкуса будущих учителей-филологов.
4. Анализ проблем
Методологической и теоретической основой исследования являются принципы психологической науки – детерминизма, единства психики и деятельности, развития, отображения, системно-структурный, общепсихологическая концепция деятельности (А.Н.Леонтьев), культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского, концепция культурно-исторической сихологии И.Г.Белявского, эстетические положення М.М.Бахтина.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы была разработана программа исследования, реализация которой предполагала использование комплекса следующих методов:
а) теоретические методы: анализ литературы;
б) эмпирический методы:
Согласно теории Б.С.Братуся, человечество развивается в двух плоскостях - горизонтальной и вертикальной. Рассматривая горизонтальную как движение деятельности и времени, а вертикальную - как смысловую ось отношений к миру, пронизывающую время и действие, четко определяется их взаимоотношение - скрещение, перекрест.
Согласно концепции гуманитарной психологии, эстетические чувства личности - вертикаль - скрещиваются с эстетической деятельностью (воображением , мышлением, памятью, опытом) - горизонталью. Перекрест -это эстетический вкус, это новое состояние личности под воздействием ее внутренней работы и внешнего источника (внешнего по отношению к состоянию). Перекрест подразумевает либо распад ("уже не нравится"), либо обогащение обеих плоскостей: на вертикали - эстетическим наслаждением, на горизонтали - эстетическим интересом. Изменение горизонтали (а, следовательно, и вертикали) приводит к новому началу, что подразумевает свое восполнение в смежной области. Так, понравившийся фильм "Титаник" доставляет наслаждение от постановки фильма (эстетическое состояние), заставляет задумываться о бессилии человека над природой (духовное состояние) о бесценности человеческих отношений (нравственное состояние), побуждает к поиску дополнительной информации (познавательное состояние). Следовательно, рассматривая личность как целостную систему, становится понятным, что изменение состояния на одной плоскости приводит к изменению состояния на соседних плоскостях. Этот аспект является базовым для использования медиаспособов формирования вкусов людей.
Средством познания эстетического, и в первую очередь искусства, выступает художественное знание - это знание, которое в отличии от житейского и научного представлено в конкретно-чувственных образах. Следовательно, накопление художественного знания происходит через восприятие художественного образа.
Эстетический вкус не только не совпадает с художественным вкусим, но, несмотря на диалектическую взаимосвязь, существенно от него отличается.
Художественно-эстетический вкус является промежуточным состоянием между эстетическим вкусом и художественным. Эстетическое начало в эстетическом сознании личности, характеризующееся нарастанием художественной деятельности под воздействием эстетических чувств можно определить как художественно-эстетический вкус.
Рассмотрим состояние художественно-эстетического вкуса в рамках гуманитарной психологии. Если эстетический вкус в гуманистической парадигме, а художественный близок к теологической (из-за своего стремления к духовному пространству), то состояние художественно-эстетического вкуса может быть изучено только в культурно-исторической парадигме. Это объясняется тем, что данное начало появляется только под влиянием другого начала, образующего (художника, писателя, музыканта и т. д.). Полученную связь можно обозначить отношениями учитель-ученик, где один отдает накопленные художественные знания, а другой их приобретает. Таким образом, художественно-эстетический вкус характеризуется сужением, но углублением художественной деятельности, приобретением ею профессионального качества.
Однако, сужение не подразумевает изолирование. Занятие музыкой, например, не только не исключает развития у личности поэтического дарования, а наоборот, служит средством его совершенствования, усиливает эстетические чувства, обогащает воображение и т. д. Но современная подготовка будущих специалистов, для которых художественно-эстетический вкус - не только личностное качество, но и профессиональное (учителя, искусствоведа, имиджмейкера, модельера, дизайнера и др.), уделяет недостаточное внимание его развитию.