Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2014 в 18:59, дипломная работа
Целью данного исследования исследовать данную проблему в рамках гуманитарной психологии и рассмотреть наиболее перспективные направления формирования эстетического вкуса.
Исходя из цели, предмета и объекта исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Глубокое и всестороннее изучение вопроса в рамках гуманитарной психологии - нового направления, разрабатываемого Б.С.Братусем, Л.И. Воробьевой, М.Н. Мироновой и др.
2. Обоснование партикулярности понятий «эстетический вкус» и «художественный вкус».
3. Определение факторов, влияющих на уровень развития художественно-эстетического вкуса будущих учителей-филологов.
4. Анализ проблем медиаобразования как фактора формирования эстетического вкуса нового поколения.
ВВЕДЕНИЕ ______________________________________________ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА
В СО¬ВРЕМЕННОЙ НАУКЕ _____________________________________ 6
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА В РАМКАХ ГУМАНИТАРНОЙ ПСИХОЛОГИИ_____________________________ 8
Механизм образования состояния эстетического вкуса _________ 10
Состояние художественного вкуса - новое начало
личностного пространства __________________________________ 13
Детерминация состояния художественно-эстетического вкуса
и его роль в профессиональном становлении личности____________ 15
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ _____ 18
ГЛАВА 4. МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК
ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА _ 19
ВЫВОДЫ _______________________________________________ 38
ЛИТЕРАТУРА __________________________________________ 39
Экспериментальне исследование было проведенно на базе факультета иностранных языков Измаильского пединститута. Цель эксперимента: определить факторы, влияющие на уровень развития художественно-эстетического вкуса будущих учителей-филологов.
Был использован соответствующий тестовый инструментарий: художественный тест и анкеты.
Была проведена работа с 50 студентами 1 курса и 50 студентами 2 курса. Большинство студентов обладает высоким и средним уровень эстетического чувства. Низкий уровень не показал никто. Большинство студентов 1 курса обладала таким уровнем еще до поступления в ВУЗ – они посещали различные кружки, школы и т.п.
Преобладание на 2 курсе высокого уровня эстетического чувства студенты объясняют стремлением к саморазвитию через библиотеки, музеи и средства масмедиа.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что на развитие художественно-эстетического вкуса как личностного качества большое влияние оказывают факторы внешнего воздействия, уровень развития эстетического чувства, а также способ накопления художественного знания.
Согласно проведенному исследованию, ясно прослеживается внутренняя неудовлетворенность личности своей профессиональной подготовкой. Студент испытывает потребность не только в получении специальных художественных и научных знаний, определяемых его будущей профессией, но и в элементарных знаниях в области других видов искусств.
Как основное средство удовлетворения этой потребности на наш взгляд на современном этапе выступает медиаобразование. Медиаобразование – это направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации. Основная задача медиаобразования – подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях. Медиаобразование тесно связано не только с педагогикой и художественным воспитанием, но и с такими отраслями гуманитарного знания, как искусствоведение (включая киноведение, литературоведение, театроведение), культурология, история (история мировой художественной культуры и искусства), психология (психология искусства, художественного восприятия, творчества) и т.д. Комплексное изучение прессы, кинематографа, телевидения, видео, Интернета, виртуального мира компьютера (синтезирующих черты практически всех традиционных искусств) помогает исправить такие существенные недостатки традиционного художественного образования как одностороннее, изолированное друг от друга изучение литературы, музыки или живописи, обособленное рассмотрение формы (так называемых «выразительных средств») и содержания при анализе конкретного художественного произведения.
Из всех направлений медиаобразования, наиболее перспективным с точки зрения развития эстетического вкуса, наш взгляд является так называемая культурологическая направление медиаобразования, главная цель которого видится в том, чтобы помочь учащимся понять основные законы и язык художественного спектра медиаинформации, развить эстетическое (художественное) восприятие и вкус, способности к квалифицированному анализу художественных медиатекстов.
Роль медиаобразования в развитии эстетического сознания (восприятия, вкуса и пр.), творческой индивидуальности учащегося (студента) является направление нашей дальнейшей исследовательской работы.
В результате нашего исследования можно сделать следующие выводы:
1. В эстетическом сознании личности существуют три центральных состояния, диалектически взаимообусловленных, взаимозависимых, но не взаимозаменяемых - эстетический вкус, художественно-эстетический и художественный, которые саморазвиваются от чувственного к рациональному, от непосредственного к опосредованному, от мобильного к константному.
2. В зависимости от
цели саморазвития данные