Проблема жизненного пути в психологической науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:07, контрольная работа

Краткое описание

Проблема психологического времени человека практически всегда рассматривалась не абстрактно, а с точки зрения "жизненного пути" - субъективной событийной концентрации тех или иных его этапов, переживания определенных, нормативно заданных периодов развития, осознания преодоления тех или иных социальных препятствий и т.п. Акцент ставился на осознании событий, объективно происходящих или же оцениваемых как таковые. Это было именно представление о "времени своей жизни". Жизненный путь, соответственно, не сводится к его биографии, поскольку история жизни человека откладывается не только в события или поступки, но и во внутренние психические структуры, изменяющие саму личность.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 29.59 Кб (Скачать файл)

Введение

Тема  моей контрольной работы «Уникальность жизненного пути человека» интересна тем, что касается каждого. Данная работа состоит из двух частей. В первой части я хотела бы рассмотреть проблемы жизненного пути в психологической науке, отдельно затронув проблему самореализации. Вторая часть будет посвящена жизненным планам и жизненному сценарию.

Проблема  психологического времени человека практически всегда рассматривалась  не абстрактно, а с точки зрения "жизненного пути" - субъективной событийной концентрации тех или  иных его этапов, переживания определенных, нормативно заданных периодов развития, осознания преодоления тех или  иных социальных препятствий и т.п. Акцент ставился на осознании событий, объективно происходящих или же оцениваемых  как таковые. Это было именно представление  о "времени своей жизни". Жизненный  путь, соответственно, не сводится к  его биографии, поскольку история  жизни человека откладывается не только в события или поступки, но и во внутренние психические структуры, изменяющие саму личность. В чем  же заключается уникальность жизненного пути? Почему разделяются мнения: кто-то верит в судьбу, кто-то прокладывает свой жизненный путь сам, не надеясь  ни на кого? На эти вопросы я постараюсь ответить в моём реферате.

 

 

 

 

 

 

1. Проблема жизненного пути в психологической науке

Проблема  понимания значения выбора жизненного пути произрастает из проблемы самосознания личности и является центральной  как в психологии личности, так  и в общей психологии. Изучение жизненного пути и жизненных целей  личности дает основание к пониманию  не только поведения человека, но его  самосознания.

Жизненный путь личности - индивидуальная история  жизни человека

Жизненный путь личности - индивидуальная история  личности, которая складывается под  влиянием обстоятельств жизни, генотипа и внутренней позиции самого человека. Жизненный путь определяется содержанием  самой жизни и теми значениями и смыслами, которые человек придает  своему жизненному пути. Личностный смысл - выражение субъективного отношения  к явлениям объективной действительности.

Проблема  жизненного пути человека была сформулирована в психологии в целях наиболее полного и адекватного исследования психологических особенностей личности. Она дополняла работы, посвященные  исследованию структуры личности, выявлению  движущих сил развития личности, проверке гипотезы о влиянии личностных особенностей на познавательные процессы. Проблема жизненного пути была поставлена Ш. Бюлер, но исследована позднее - в ряде работ отечественных и зарубежных психологов.

Осознание необходимости обсуждения в психологических  кругах проблемы жизненного пути возникло вслед за изменением представлений  о человеке в целом и о личности в частности. Личность стала рассматриваться  двояко: и как объект, и как  субъект жизни. Как объект жизненного процесса личность подвергается воздействию  условий, событий жизни, находится  под влиянием социальных отношений, культурных традиций и нравственных законов. Обладая качеством субъекта жизни, личность организует и структурирует  свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление.  Обсуждение проблемы жизненного пути личности ведется с помощью целого ряда понятий: жизненный путь, стратегия жизни, жизненная цель, жизненная перспектива, психологическая перспектива, личностная перспектива, жизненные задачи, пространство и время жизни, инициатива и ответственность, стиль жизни, жизненный план, сценарий жизни.

Рассмотрим  определения этих понятий. Жизненный  путь - процесс развития человека в  качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция  жизненного процесса и формирование устойчивой и, одновременно, пластичной структуры личности.

Стратегия жизни - способ организации жизненного процесса.

Жизненная цель - представление об основном результате (результатах) или событии (событиях), которые должны произойти в жизни, интегрирующем все частные события  и оправдывающем человеческое существование.

Жизненная перспектива - совокупность обстоятельств  и условий жизни, которые обеспечивают эффективность личностного роста.

Психологическая перспектива - когнитивная способность  предвидеть будущее.

Личностная  перспектива - готовность к будущему в настоящем.

Жизненные задачи - реализация жизненной цели в реально происходящих жизненных  событиях.

Пространство  и время жизни - психологические  характеристики организации жизненного процесса; пространство рассматривается  как свойство протяженности жизненного процесса, время - как свойство его  регуляции.

Инициатива - своевременная формулировка жизненных  задач и включенность личности в  процесс их выполнения.

Ответственность - умение принимать жизненно важные решения и обеспечивать контроль за их выполнением.

Стиль жизни - уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитивных стилей и  способов приспособления к реальности, характерная для поведения индивидуума  и обеспечивающая постоянство его  поведения.

Современные психологические исследования показывают, что выбор и планирование индивидуальной стратегии жизни (осознанно или  неосознанно) осуществляются самой  личностью благодаря наличию  у нее права на этот выбор.

 

1.1 Самореализация и самоактуализация

Уточним соотношение между понятиями  самоактуализация и самореализация. Реализация (realization), в истолковании Оксфордского словаря современного английского языка для студентов (1984) -- это, прежде всего, осознание, мыслительная (когнитивная) деятельность. Актуализация (actualization) -- имеет значение деятельности как процесса, трату сил (от латинского корня actus -- поступок), имеющую вещественный результат.

Понятие «самореализация» означает мыслительный, когнитивный аспект деятельности, теоретическую  деятельность, работу на внутреннем плане. Самореализация проявляется в построении и корректировке, перестройке «концепции Я», включая «идеальное Я», картины  мира и жизненного плана, осознании  результатов предшествующей деятельности (формирование концепции прошлого).

Самоактуализация и самореализация оказываются двумя неразрывными сторонами одного процесса, процесса развития и роста, результатом которого является человек, максимально раскрывший и использующий свой человеческий потенциал, самоактуализировавшаяся личность, избирающая свой жизненный путь самостоятельно.

Акт самоактуализации - это некоторое конечное число действий, выполняемых субъектом на основании сознательно поставленных перед собой в ходе самореализации целей и выработанной стратегии их достижения. Каждый акт самоактуализации завершается специфической эмоциональной реакцией - «пиковым переживанием», положительным в случае успеха, и отрицательным (боль, разочарование) - в случае неудачи.

Самоактуализация, по Гольдштейну, это основной и по существу единственный мотив в человеческой жизни. Самоактуализация -- это действия, направленные на удовлетворение потребностей. Потребность -- это состояние дефицита, мотивирующее человека на его пополнение, удовлетворение. Развивая идеи Гольдштейна, на первом этапе исследования Маслоу выделил три группы самоактуализирующихся людей. В первую группу «весьма определенных случаев» им были включены Т. Джефферсон, А. Линкольн, У. Джеймс, Д. Адамс, А. Эйнштейн и Элеонора Рузвельт. Вторая группа была составлена из «весьма вероятных случаев» -- это были современники, которым «чуть-чуть» не хватало до самоактуализации. Третья группа «потенциальных или возможных случаев» включала таких известных людей как Б. Франклин, У. Уитмен, О. Хаксли. Всех их объединяет:

· во-первых, то, что каждый из них добился  большого успеха в той или иной сфере реального социума, мира действительности, а не в борьбе «против» общества и его институтов;

· во-вторых, этот успех достигнут при жизни, экспертные оценки не противоречат самооценке и совпадают с публичной, положительной оценкой их научной, творческой, политической и общественной деятельности;

· в-третьих, этот успех не объясняется  как результат мучительной борьбы с неврозами и недостаточностью органов, иррациональным зовом и  т.п., как это принято в психоаналитических и трансперсональных теориях.

2. Жизненные планы и жизненный сценарий

Структурным воплощением жизненного процесса и  его позитивной части - жизненной  перспективы - становится жизненный  план, который представляет собой  стратегию жизни. Совокупность жизненных  тактик образует жизненный сценарий. Существуют, по крайней мере, два  подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью его  планирования и сценарного воплощения.

Согласно  первому подходу, представленному  работами отечественных авторов (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др.), личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни. Подчеркивается роль родителей в формировании представлений  ребенка о целях и структуре  жизненного пути. В конечном итоге, по выражению С. Л. Рубинштейна, человек  сам определяет свое отношение к  жизни, гармонично или дисгармонично  связывая между собой трагедию, драму  и комедию. Он полагает, что только определенные соотношения этих мировоззренческих  чувств этически оправданы, приемлемы, закономерны как выражение отношения  человека к типичным ситуациям жизни.

Второй  подход (Альфред Адлер (1870-1937), Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987), Эрик Берн (1902-1970) и др.) построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сценария, который осуществляется на ранних стадиях развития ребенка. Согласно этим концепциям, жизненный план рассматривается как прогнозирование собственной жизни и ее реализация в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни - как постепенно развертывающийся жизненный план, ограничивающий и структурирующий жизненное пространство личности.

На  выбор жизненного сценария влияет целый  ряд факторов, которые обсуждаются  в рамках этого подхода. Такими факторами  являются порядок рождения ребенка  в семье, влияние родителей (их действий, оценок, эмоциональной поддержки  или депривации и др.), влияние дедушек и бабушек, принятие ребенком своего имени и фамилии, случайные экстремальные события и др.

Жизненный план формируется на основе ранних жизненных событий, впечатлений, которые  соотносятся с каким-либо знакомым ребенку сценарием, заимствованным из сказки, рассказа, истории, мифа, легенды, картины. Сценарий запускается в  детском возрасте. В подростковый период он проходит стадию доработки, приобретает определенную структуру. Позднее он используется взрослым человеком  для структурирования жизненного пространства, оптимального взаимодействия с окружающим миром и прогнозирования ближайшего и отдаленного будущего.

Основными составляющими сценария являются:

· герой, с которым идентифицирует себя ребенок;

· антигерой, который воплощает отвергаемые  ребенком черты;

· идеальный герой, черты характера  которого пока отсутствуют у ребенка, именно он определяет направление личностного  роста;

· сюжет - модель событий;

· другие персонажи, участвующие в  жизненном процессе;

· свод нравственных правил.

Личность  способна выбирать разные сценарии или  модели поведения. Одни из них могут  способствовать успеху, другие - приводить  к неудаче, но все они позволяют  ребенку и взрослому структурировать  жизнь, задавать ей определенное направление, которое обеспечивает возможность  достижения жизненной цели.

В соответствии с теоретическими и  эмпирическими исследованиями жизненных  планов разрабатываются психотерапевтические приемы, направленные на диагностику, а в случае необходимости - и на изменение "сценария неудачника".

2.1 Жизненные стратегии

Жизненный путь - проблема очень многозначная. По мнению Л.И.Анцыферовой, уникальность человеческого существования заключается  в том, что человек не просто живет, увлекаемый заключенными в нем силами, и прилагает усилия, чтобы выстроить  свою жизнь. Он способен относиться, занять оценочную позицию к жизни  вообще и к своей, в особенности. Он способен распоряжаться ею и даже - что уже совсем немыслимо в остальной природе - по своей воле уйти из жизни. Таким образом, Л.И.Анцыферова рассматривает жизнь человека как развернутую во времени систему выборов. В основе этой системы лежит базальный выбор - между жизнью и смертью. Каждому человеку на протяжении жизни приходится делать много экзистенциальных, то есть касающихся самой сущности своего существования выборов. Вся жизнь человека представляет собой цепь переходов из одного жизненного мира в другой. Он попадает в новые системы социально-психологических связей, в непривычные обстоятельства, из материала которых он должен создать свой новый уникальный жизненный мир и овладеть новыми способами жизни.

С другой стороны, вопрос часто поднимается  не столь радикально, и смерть не рассматривается как лежащая  в основе жизненного пути альтернатива. К.А.Абульханова-Славская рассматривает жизненный путь человека как его способность организовать свою судьбу по собственному замыслу, ею выделяются типы жизненных стратегий по двум основаниям: инициатива и ответственность.

Е.П.Варламова  и С.Ю.Степанов выделяют типы жизненных стратегий по соотношению индивидуального своеобразия и творческой активности человека в событиях его жизни:

· творческая уникальность - отражает творческое отношение человека к собственной  жизни, когда его преобразующая  инициатива приводит к высокой неповторимости и экстраординарности событий его  жизни;

Информация о работе Проблема жизненного пути в психологической науке