Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:07, контрольная работа
Проблема психологического времени человека практически всегда рассматривалась не абстрактно, а с точки зрения "жизненного пути" - субъективной событийной концентрации тех или иных его этапов, переживания определенных, нормативно заданных периодов развития, осознания преодоления тех или иных социальных препятствий и т.п. Акцент ставился на осознании событий, объективно происходящих или же оцениваемых как таковые. Это было именно представление о "времени своей жизни". Жизненный путь, соответственно, не сводится к его биографии, поскольку история жизни человека откладывается не только в события или поступки, но и во внутренние психические структуры, изменяющие саму личность.
Введение
Тема моей контрольной работы «Уникальность жизненного пути человека» интересна тем, что касается каждого. Данная работа состоит из двух частей. В первой части я хотела бы рассмотреть проблемы жизненного пути в психологической науке, отдельно затронув проблему самореализации. Вторая часть будет посвящена жизненным планам и жизненному сценарию.
Проблема психологического времени человека практически всегда рассматривалась не абстрактно, а с точки зрения "жизненного пути" - субъективной событийной концентрации тех или иных его этапов, переживания определенных, нормативно заданных периодов развития, осознания преодоления тех или иных социальных препятствий и т.п. Акцент ставился на осознании событий, объективно происходящих или же оцениваемых как таковые. Это было именно представление о "времени своей жизни". Жизненный путь, соответственно, не сводится к его биографии, поскольку история жизни человека откладывается не только в события или поступки, но и во внутренние психические структуры, изменяющие саму личность. В чем же заключается уникальность жизненного пути? Почему разделяются мнения: кто-то верит в судьбу, кто-то прокладывает свой жизненный путь сам, не надеясь ни на кого? На эти вопросы я постараюсь ответить в моём реферате.
1. Проблема жизненного пути в психологической науке
Проблема понимания значения выбора жизненного пути произрастает из проблемы самосознания личности и является центральной как в психологии личности, так и в общей психологии. Изучение жизненного пути и жизненных целей личности дает основание к пониманию не только поведения человека, но его самосознания.
Жизненный путь личности - индивидуальная история жизни человека
Жизненный
путь личности - индивидуальная история
личности, которая складывается под
влиянием обстоятельств жизни, генотипа
и внутренней позиции самого человека.
Жизненный путь определяется содержанием
самой жизни и теми значениями
и смыслами, которые человек придает
своему жизненному пути. Личностный смысл
- выражение субъективного
Проблема
жизненного пути человека была сформулирована
в психологии в целях наиболее
полного и адекватного
Осознание необходимости обсуждения в психологических кругах проблемы жизненного пути возникло вслед за изменением представлений о человеке в целом и о личности в частности. Личность стала рассматриваться двояко: и как объект, и как субъект жизни. Как объект жизненного процесса личность подвергается воздействию условий, событий жизни, находится под влиянием социальных отношений, культурных традиций и нравственных законов. Обладая качеством субъекта жизни, личность организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление. Обсуждение проблемы жизненного пути личности ведется с помощью целого ряда понятий: жизненный путь, стратегия жизни, жизненная цель, жизненная перспектива, психологическая перспектива, личностная перспектива, жизненные задачи, пространство и время жизни, инициатива и ответственность, стиль жизни, жизненный план, сценарий жизни.
Рассмотрим определения этих понятий. Жизненный путь - процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и, одновременно, пластичной структуры личности.
Стратегия жизни - способ организации жизненного процесса.
Жизненная
цель - представление об основном результате
(результатах) или событии (событиях),
которые должны произойти в жизни,
интегрирующем все частные
Жизненная
перспектива - совокупность обстоятельств
и условий жизни, которые обеспечивают
эффективность личностного
Психологическая перспектива - когнитивная способность предвидеть будущее.
Личностная перспектива - готовность к будущему в настоящем.
Жизненные задачи - реализация жизненной цели в реально происходящих жизненных событиях.
Пространство и время жизни - психологические характеристики организации жизненного процесса; пространство рассматривается как свойство протяженности жизненного процесса, время - как свойство его регуляции.
Инициатива - своевременная формулировка жизненных задач и включенность личности в процесс их выполнения.
Ответственность - умение принимать жизненно важные решения и обеспечивать контроль за их выполнением.
Стиль
жизни - уникальная конфигурация личностных
черт, мотивов, когнитивных стилей и
способов приспособления к реальности,
характерная для поведения
Современные психологические исследования показывают, что выбор и планирование индивидуальной стратегии жизни (осознанно или неосознанно) осуществляются самой личностью благодаря наличию у нее права на этот выбор.
1.1 Самореализация и самоактуализация
Уточним соотношение между понятиями самоактуализация и самореализация. Реализация (realization), в истолковании Оксфордского словаря современного английского языка для студентов (1984) -- это, прежде всего, осознание, мыслительная (когнитивная) деятельность. Актуализация (actualization) -- имеет значение деятельности как процесса, трату сил (от латинского корня actus -- поступок), имеющую вещественный результат.
Понятие «самореализация» означает мыслительный, когнитивный аспект деятельности, теоретическую деятельность, работу на внутреннем плане. Самореализация проявляется в построении и корректировке, перестройке «концепции Я», включая «идеальное Я», картины мира и жизненного плана, осознании результатов предшествующей деятельности (формирование концепции прошлого).
Самоактуализация и самореализация оказываются двумя неразрывными сторонами одного процесса, процесса развития и роста, результатом которого является человек, максимально раскрывший и использующий свой человеческий потенциал, самоактуализировавшаяся личность, избирающая свой жизненный путь самостоятельно.
Акт самоактуализации - это некоторое конечное число действий, выполняемых субъектом на основании сознательно поставленных перед собой в ходе самореализации целей и выработанной стратегии их достижения. Каждый акт самоактуализации завершается специфической эмоциональной реакцией - «пиковым переживанием», положительным в случае успеха, и отрицательным (боль, разочарование) - в случае неудачи.
Самоактуализация, по Гольдштейну, это основной и по существу единственный мотив в человеческой жизни. Самоактуализация -- это действия, направленные на удовлетворение потребностей. Потребность -- это состояние дефицита, мотивирующее человека на его пополнение, удовлетворение. Развивая идеи Гольдштейна, на первом этапе исследования Маслоу выделил три группы самоактуализирующихся людей. В первую группу «весьма определенных случаев» им были включены Т. Джефферсон, А. Линкольн, У. Джеймс, Д. Адамс, А. Эйнштейн и Элеонора Рузвельт. Вторая группа была составлена из «весьма вероятных случаев» -- это были современники, которым «чуть-чуть» не хватало до самоактуализации. Третья группа «потенциальных или возможных случаев» включала таких известных людей как Б. Франклин, У. Уитмен, О. Хаксли. Всех их объединяет:
· во-первых, то, что каждый из них добился большого успеха в той или иной сфере реального социума, мира действительности, а не в борьбе «против» общества и его институтов;
· во-вторых, этот успех достигнут при жизни, экспертные оценки не противоречат самооценке и совпадают с публичной, положительной оценкой их научной, творческой, политической и общественной деятельности;
·
в-третьих, этот успех не объясняется
как результат мучительной
2. Жизненные планы и жизненный сценарий
Структурным воплощением жизненного процесса и его позитивной части - жизненной перспективы - становится жизненный план, который представляет собой стратегию жизни. Совокупность жизненных тактик образует жизненный сценарий. Существуют, по крайней мере, два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью его планирования и сценарного воплощения.
Согласно
первому подходу, представленному
работами отечественных авторов (С.
Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др.),
личность осознанно выбирает и регулирует
процесс жизни. Подчеркивается роль
родителей в формировании представлений
ребенка о целях и структуре
жизненного пути. В конечном итоге,
по выражению С. Л. Рубинштейна, человек
сам определяет свое отношение к
жизни, гармонично или дисгармонично
связывая между собой трагедию, драму
и комедию. Он полагает, что только
определенные соотношения этих мировоззренческих
чувств этически оправданы, приемлемы,
закономерны как выражение
Второй подход (Альфред Адлер (1870-1937), Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987), Эрик Берн (1902-1970) и др.) построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сценария, который осуществляется на ранних стадиях развития ребенка. Согласно этим концепциям, жизненный план рассматривается как прогнозирование собственной жизни и ее реализация в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни - как постепенно развертывающийся жизненный план, ограничивающий и структурирующий жизненное пространство личности.
На выбор жизненного сценария влияет целый ряд факторов, которые обсуждаются в рамках этого подхода. Такими факторами являются порядок рождения ребенка в семье, влияние родителей (их действий, оценок, эмоциональной поддержки или депривации и др.), влияние дедушек и бабушек, принятие ребенком своего имени и фамилии, случайные экстремальные события и др.
Жизненный
план формируется на основе ранних
жизненных событий, впечатлений, которые
соотносятся с каким-либо знакомым
ребенку сценарием, заимствованным
из сказки, рассказа, истории, мифа, легенды,
картины. Сценарий запускается в
детском возрасте. В подростковый
период он проходит стадию доработки,
приобретает определенную структуру.
Позднее он используется взрослым человеком
для структурирования жизненного пространства,
оптимального взаимодействия с окружающим
миром и прогнозирования
Основными составляющими сценария являются:
· герой, с которым идентифицирует себя ребенок;
· антигерой, который воплощает отвергаемые ребенком черты;
· идеальный герой, черты характера которого пока отсутствуют у ребенка, именно он определяет направление личностного роста;
· сюжет - модель событий;
· другие персонажи, участвующие в жизненном процессе;
· свод нравственных правил.
Личность
способна выбирать разные сценарии или
модели поведения. Одни из них могут
способствовать успеху, другие - приводить
к неудаче, но все они позволяют
ребенку и взрослому
В
соответствии с теоретическими и
эмпирическими исследованиями жизненных
планов разрабатываются
2.1 Жизненные стратегии
Жизненный
путь - проблема очень многозначная.
По мнению Л.И.Анцыферовой, уникальность
человеческого существования
С другой стороны, вопрос часто поднимается не столь радикально, и смерть не рассматривается как лежащая в основе жизненного пути альтернатива. К.А.Абульханова-Славская рассматривает жизненный путь человека как его способность организовать свою судьбу по собственному замыслу, ею выделяются типы жизненных стратегий по двум основаниям: инициатива и ответственность.
Е.П.Варламова и С.Ю.Степанов выделяют типы жизненных стратегий по соотношению индивидуального своеобразия и творческой активности человека в событиях его жизни:
· творческая уникальность - отражает творческое отношение человека к собственной жизни, когда его преобразующая инициатива приводит к высокой неповторимости и экстраординарности событий его жизни;
Информация о работе Проблема жизненного пути в психологической науке