Проблема жизненного пути в психологической науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:07, контрольная работа

Краткое описание

Проблема психологического времени человека практически всегда рассматривалась не абстрактно, а с точки зрения "жизненного пути" - субъективной событийной концентрации тех или иных его этапов, переживания определенных, нормативно заданных периодов развития, осознания преодоления тех или иных социальных препятствий и т.п. Акцент ставился на осознании событий, объективно происходящих или же оцениваемых как таковые. Это было именно представление о "времени своей жизни". Жизненный путь, соответственно, не сводится к его биографии, поскольку история жизни человека откладывается не только в события или поступки, но и во внутренние психические структуры, изменяющие саму личность.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 29.59 Кб (Скачать файл)

· пассивная индивидуальность - представляет собой стихийный, случайный характер формирования человека, когда его  индивидуальное своеобразие в основном зависит не от его усилий, а определяется внешними обстоятельствами;

· активная типичность - отражает стремление человека "быть как все", когда  его усилия направлены на достижение общепринятых целей и ценностей;

· пассивная типичность - характеризует  стихийное следование человека социальным стереотипам, его слепое подчинение общественным нормам.

Другая  постановка вопроса вводится с понятием жизненного стиля. Ч.Моррис выделяет три  главных компонента личности, которые  выражаются в том числе и в этической системе, и в предпочитаемом стиле жизни:

Ш "Диониса" - потакать желаниям.

Ш "Прометея" - активная тенденция переделывать мир и манипулировать им.

Ш "Буддиста" - саморегуляция контролем над желаниями.

В зависимости от выраженности каждого  из компонентов выводится тринадцать стилей жизни. Ниже приводятся примеры  некоторых из них.

Путь 2

Индивид должен главным образом "идти в  одиночку", быть уверенным в возможности  жить одному, иметь много личного  времени, стремиться контролировать собственную  жизнь. Следует основное внимание уделять  самодостаточности, размышлениям и  медитации, познанию самого себя. Эти  интересы не должны соприкасаться с  близкими связями с социальными  группами, с физическими манипуляциями  предметами или попытками контролировать окружающий физический мир. Человеку следует  стремиться упрощать внешнюю жизнь, умерять желания, удовлетворение которых  зависит от физических и социальных сил вне самого себя, и концентрировать  внимание на понимании самого себя, стремиться к утонченности и управлению собой. Во "внешней жизни" немного  может быть сделано и достигнуто. Человеку следует избегать зависимости  от людей и вещей; центр жизни  следует искать внутри самого себя.

Путь 4 (в сокращении)

Жизнью  следует наслаждаться, наслаждаться чувственно, с удовольствием и  без ограничений. Целью жизни  должен быть не контроль событий в  мире или обществе или в жизни  других, а открытость и восприимчивость  к событиям и людям, и удовольствие от них. Жизнь это скорее фестиваль, а не работа или школа морали. "Отпустить" себя, позволить событиям и людям влиять на себя важнее, чем  что-то делать, или хорошо поступать.

Т.Н.Березина приводит выделяемые разными авторами такие параметры "жизненных стратегий" как масштабность планирования, его  длительность, стратегичность, прогнозируемость, и два способа планирования времени: оптимальный (у испытуемых с долговременной регуляцией) и неоптимальный. Также описаны два "временных стиля": пролонгированный и ситуативный.

Однако, уже в понятии "жизненные стратегии" явно или в скрытом виде заложена центральная проблема бытия человека - смысл жизни и, хотя это не совсем то же самое - выбор жизненных целей.

жизненный путь самореализация самоактуализация

3. Современное мнения о жизненном пути

От  момента рождения до момента смерти каждый из нас проходит определенное расстояние, которое мы привыкли называть «жизненным путем».

Наш жизненный путь начинается по-разному. Принято считать, что у большинства  из нас он начинается в родильном  доме, лишь редкие исключения составляют те, чьи родители являются приверженцами  нетрадиционной медицины или других учений.

Однако  этот момент, на мой взгляд, является весьма неоднозначным и спорным. Ведь жизненный путь - это осмысленный  выбор Пути каждым человеком, следовательно, начинаться он должен лишь с того момента, когда человек начинает жить самостоятельно. У всех это происходит в разное время. Кто-то покидает родительское крыло  в совсем еще юном возрасте, кто-то до конца дней живет вместе с родителями и боится взять ответственность  за свою жизнь на себя. Но в этой статье я не собираюсь никого осуждать, хочу лишь дать общие понятия и  донести смысл, заключенный во фразе  «жизненный путь».

Итак, жизненный путь начинается с того момента, когда человек сам начинает принимать решения, касающиеся его  жизни.

Нравится  нам это или нет - но такие решения  рано или поздно нам приходится начинать принимать. И именно это ознаменовывает начало жизненного пути.

Жизненный путь может быть разным. Большинство  людей проходит его напрямую, без  отступления от существующих «норм» и стереотипов поведения, про  таких людей говорят: «роддом-школа-работа-могила». Разумеется, всё не совсем там, но суть в данном выражении отражена на 100%. В произведениях классиков этот феномен даже получил название «проблема серого человека», и хорошо описан у классиков: «Шинель», «Человек в футляре» и другие. Все мы проходим в школе эти произведения, но мало кто обращает внимание на их смысл в дальнейшей жизни, не позиционируя себя в роли «серого человека».

Существует  лишь малая часть тех, кто идет иным жизненным путем. Кто готов  смело бросить вызов жизни, не боясь того груза, который она  может возложить на его плечи. Но, однако, лишь эти люди, получают на своем жизненном пути те богатства, которые только могут себе представить. Они подобны тем орлам, которые  могут взлететь сколь угодно высоко и двигаться до самого горизонта, то взмывая вверх, то камнем падая  вниз. Но за это, этим «орлам» приходится терпеть все бури и непогоды, которые  судьба обрушивает на их гнезда. Им приходится каждый день бороться за то, чтобы получить право на жизнь, чтобы суметь жить дальше.

Чем выше награда - тем больше цена, которую  придется заплатить. А платить придется всегда.

Задача  человека - сделать так, чтобы после  того как его жизненный путь прервется, люди продолжали помнить о нем  и знать, что жил такой человек. Знать лишь потому, что даже после  его смерти виден тот путь, который  он проложил в жизни. До сих пор  эта торная дорога не поросла сорняками  и была предана забвению.

И если ваш жизненный путь останется  после вас - то жизнь ваша была прожита  не зря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе был рассмотрен жизненный  путь, его проблемы, жизненные планы, стратегии и сценарии.

Системное изучение жизненного пути и биографический метод заняли в последние годы важное место в науках о человеке и обществе, причем количественные методы органически переплетаются  с качественными. До недавнего времени психологи изучали индивидуальное развитие так, как если бы оно совершалось в неизменном социальном мире, а историки и социологи прослеживали изменения в социальном мире без учета сдвигов в содержании и структуре жизненного пути индивида. В конце 20 в. стало ясно, что нужно изучать развивающегося индивида в изменяющемся мире. Чем более динамичным является общество, тем больше индивидуальных вариаций содержит жизненный путь его членов. Существенно различаются также жизненные пути мужчин и женщин.

Междисциплинарное изучение жизненного пути существенно  изменило теоретические представления  психологии развития. Вместо того, чтобы представлять его по образцу онтогенеза, современная психология считает развитие принципиально плюралистическим; ни процесс, ни конечный результат его нельзя считать однонаправленным или ведущим к одному и тому же конечному состоянию. Развитие происходит от зачатия до смерти, причем пластичность, способность к изменению, хотя и в разной степени, сохраняется на всем протяжении жизни. Разные процессы развития могут начинаться, продолжаться и заканчиваться в разные моменты жизни, и в разных областях эти процессы не обязательно имеют сходные траектории. Развитие людей протекает крайне неравномерно и неодинаково, гетерохронно (разновременно), а личность является не только продуктом, но и субъектом собственного развития.

 

Список используемой литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль 1991.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990.

3. Ананьев Б. Г. Психология и  проблемы человекознания. - Москва-Воронеж, 1996.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1996.

5. Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. "Пермь, 1970. Т. 77. Вып.6.

6. Мерлин B.C. Психология индивидуальности. - Москва - Воронеж, 1996.

7. Общая психология: Курс лекций  для первой ступени педагогического  образования / Сост. Е.И. Рогов. - М.,1995.

8. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. - М., 1995.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Проблема жизненного пути в психологической науке