Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:14, реферат
В данном реферате рассматривается проблема самоактуализации личности со
стороны двух американских психологов К. Роджерса и А. Маслоу,
основоположников основных направлений в гуманистической теории личности. В их
теориях главным источником развития личности являются врожденные тенденции к
самоактуализации. А развитие личности — это и есть развертывание этих
врожденных тенденций. Если по Роджерсу тенденция самоактуализации — это
процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала, то
Маслоу пошел дальше, он охарактеризовал самоактуализацию как желание человека
стать тем, кем он может стать. Благодаря К. Роджерсу и А. Маслоу, концепция
самоактуализации до сих пор волнующа и нова, потому что она заставляет
человека обращать взор на то, чем он может быть и, следовательно, придает его
жизни интерес и цель.
ВВЕДЕНИЕ. 2
1. КОНЦЕПЦИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ПО А. МАСЛОУ И К. РОДЖЕРСУ 2
2. НЕФОРМАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ. 5
3. ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ.. 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 14
ЛИТЕРАТУРА.
список их 15 ключевых характеристик или особенностей самоактуализирующихся
людей. Несмотря на статистическую невалидность и технические изъяны, это
исследование послужило Маслоу основой для описания самоактуализирующегося
человека как модели оптимального психического здоровья.
Главным объектом критики в работе Маслоу является критерии, которые он
использовал при отборе примеров самоактуализирующихся личностей. Фактически
Маслоу выбрал тех людей, кем он лично восхищался. Рабочее определение
самоактуализации, таким образом, опирается исключительно на его собственные
безоговорочные и в высшей степени субъективные оценки. Мы вполне можем
спросить, относятся ли проводимые характеристики к психическому процессу,
называемому самоактуализацией, или это просто отражение особой системы
ценностей Маслоу. в последнем случае совокупность характеристик, о которых он
сообщает, нужно рассматривать не как фактическое описание
самоактуализирующихся людей, а скорее как отражение персональной концепции
Маслоу о ценностях идеального человека.
Критики заявляли, что Маслоу давал неясные критерии для отбора
самоактуализирующихся людей и применял ненадежные методы исследования. По
мнению этих критиков, трудно повторить оригинальное исследование Маслоу и при
этом быть уверенными, что будут идентифицированы те же характеристики
самоактуализации. К тому же, Маслоу обвиняли в том, что он не сравнивал
группу самоактуализирующихся людей с соответствующей группой
несамоактуализирующихся людей. Маслоу признавал, что данный предмет изучения
оставляет желать лучшего в смысле подчинения требованиям строгого
эмпирического исследования. Он также отмечал, что единственной альтернативой
было бы совсем не изучать самоактуализацию или подождать, пока не будут
разработаны соответствующие научные методы.
Маслоу утверждал, что самоактуализирующиеся люди переживают моменты
благоговейного трепета, восхищения и экстаза. В такие моменты очень сильной
самоактуализации, которые он назвал вершинными переживаниями, люди настолько
погружаются в определенную деятельность, что теряют чувство времени и места.
По наблюдениям Маслоу, люди, испытавшие вершинные переживания, часто
полагают, что произошло нечто очень значительное и ценное.
Некоторые эмпирические исследования подтвердили концепцию Маслоу о вершинном
переживании. Например, интервьюирование спортсменов, достигших выдающихся
результатов в 12 различных видах спорта, показало, что «звездные моменты»
рекордов очень напоминают описание вершинного переживания, сделанное Маслоу.
были обследованы 20 спортсменов, об отсутствии страха сообщили 100%, о полном
внимании или погружении, чувстве совершенства, почти божественном чувстве
контроля и самооценки — 95%, о чувстве исключительной легкости — 90%. Однако,
в отличие от описаний Маслоу, переживания спортсменов скорее ограничивались
важностью ближайших обстоятельств,
чем послужили орудием
перемен в их жизни. Для измерения склонности к вершинным переживаниям
наиболее часто используют «Шкалу вершинных переживаний». В исследовании с
использованием этого теста из 70 пунктов были получены некоторые данные в
поддержку взглядов Маслоу.
Отсутствие адекватного инструмента оценки для измерения самоактуализации
изначально пресекло любые
попытки сделать валидными
Маслоу. Однако разработка «Опросника личностной ориентации (POI)» дала
исследователям возможность измерить ценности и поведение, связанные с
самоактуализацией. POI — это опросник самоотчета, разработанный для оценки
различных характеристик самоактуализации в соответствии с концепцией Маслоу.
Он состоит из 150 утверждений вынужденного выбора. Из каждой пары утверждений
респондент должен выбрать то, которое лучше его характеризует. Единственным
серьезным ограничением для использования POI, имеющего 150 пунктов, в
исследовательских целях является его длина. Поэтому Джоунс и Крэндалл
разработали краткий индекс самоактуализации.
Для тех, кого привлекла гуманистическая психология, достижение
самоактуализации означает идеальный стиль жизни. Конечно, как и в случае
любого абстрактного образа идеального психического развития, нельзя достичь
самоактуализации, просто следуя предписаниям, предложенным «экспертами».
Напротив, это
медленный и болезненный
как постоянный поиск, а не достижение фиксированной точки. Следовательно,
любая попытка применить критерии Маслоу для самоактуализации должна
сдерживаться пониманием того, что каждый человек должен сознательно выбрать
собственный путь самосовершенствования, стремясь стать тем, кем он может быть
в жизни.
Исходя из неформального исследования описанного ранее, Маслоу пришел к
заключению, что самоактуализирующиеся люди имеют следующие характеристики.
1. Более эффективное восприятие реальности. Самоактуализирующиеся люди
способны воспринимать мир вокруг себя, включая других людей, правильно и
беспристрастно. Они видят действительность такой, какая она есть, а не такой,
как им хотелось бы ее видеть. Они менее эмоциональны и более объективны в
своем восприятии и не позволяют надеждам и страхам повлиять на свою оценку.
Благодаря эффективному восприятию, самоактуализирующиеся люди могут без труда
обнаружить фальшь и нечестность в других. Маслоу обнаружил, что эта
способность видеть более эффективно, распространяться на многие сферы жизни,
включая искусство, музыку, науку, политику и философию.
2. Принятие себя,
других и природы. Самоактуализ
себя такими, какие они есть. Они не сверхкритичны к своим недостаткам и
слабостям. Они не отягощены чрезмерным чувством вины, стыда и тревоги —
эмоциональными состояниями, которые вообще столь присущи людям. Самоприятие
также четко выражено на физиологическом уровне. Самоактуализирующиеся люди
принимают свою
физиологическую природу с
У них хороший аппетит, сон, они наслаждаются своей сексуальной жизнью без
ненужных запретов. Основные биологические процессы считаются частью
человеческой природы и благосклонно принимаются. Подобным образом они
принимают других людей и человечество в целом. У них нет непреодолимой
потребности поучать,
информировать или
слабости других и не боятся их силы. Они осознают, что люди страдают, стареют
и, в конце концов, умирают.
3. Непосредственность, простота и естественность. Поведение
самоактуализирующихся людей отмечено непосредственностью и простотой,
отсутствием искусственности или желания произвести эффект. Но это не
означает, что они постоянно ведут себя вразрез с традициями. Их внутренняя
жизнь (мысли и эмоции) чужда условности, естественна и непосредственна. Но
эта нетрадиционность не ставит целью произвести впечатление, они могут даже
подавить ее, чтобы не огорчать других, и соблюдать определенные формальности
и ритуалы. Следовательно, они могут приспособляться, чтобы оградить себя и
других людей от боли или несправедливости. По этой причине, например,
самоактуализирующиеся люди могут быть терпимыми к принятой в различных
образовательных учреждениях практике обучения, которую они считают глупой,
скучной или отупляющей. Однако, когда того требует ситуация, они могут быть
непримиримыми даже под угрозой остракизма и осуждения. Короче, они не
колеблясь отклоняют социальные нормы, когда считают, что это необходимо.
4. Центрированность на проблеме. Маслоу считал, что все обследованные им
личности без исключения были привержены какой-то задаче, долгу, призванию или
любимой работе, которую они считают важной. То есть они не эго-центрированы,
а скорее ориентированы на проблемы, стоящие выше из непосредственных
потребностей, проблемы, которые они считают для себя жизненной миссией. В
этом смысле они скорее живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить;
работа субъективно переживается ими как их определяющая характеристика.
Маслоу сравнивает
поглощенность
любовным романом: «работа и человек, кажется, предназначены друг для друга .
человек и его работа подходят друг другу и принадлежат друг другу как ключ и
замок».
Самоактуализирующихся людей также очень интересуют вопросы философии и этики.
Они живут и работают в сфере широчайшей компетенции, стремясь посвятить себя
надличностной «миссии» или задаче. Такой стиль жизни означает, что они не
обращают внимание на тривиальное, незначительное, и это позволяет им четко
отделять важное от неважного в этом мире.
5. Независимость:
потребность в уединении.
самоактуализирующиеся люди очень нуждаются в неприкосновенности внутренней
жизни и одиночестве. Так как не стремятся устанавливать с другими отношения
зависимости, то могут наслаждаться богатством и полнотой дружбы.
К сожалению, это качество независимости не всегда понимается или принимается
другими. В сфере
социального общения часто «
равнодушными, необщительными, высокомерными и холодными, особенно в том
случае, когда
потребности любви и
удовлетворены. Но у самоактуализирующихся людей эти дефицитарные потребности
удовлетворены, и поэтому им не нужны другие люди для дружбы в обычном смысле
этого слова. В результате появляется потребность общения другого уровня —
общения с собой. Маслоу считает, что самоактуализирующиеся люди могут
находиться в одиночестве без того, чтобы ощущать себя одинокими.
Потребность в уединении и уверенность в себе проявляются также и в других
аспектах поведения самоактуализирующихся людей. Например, они сохраняют
спокойствие и невозмутимость, когда их постигают личные несчастья и неудачи.
Маслоу объясняет это тем, что самоактуализирующиеся люди стремятся иметь
собственный взгляд на ситуацию, а не полагаться на те мнения или чувства,
которые демонстрируют по данному поводу другие люди. Действительно, они сами
для себя являются движущей силой, сопротивляющейся попыткам общества
заставить их придерживаться социальных условностей.
6. Автономия:
независимость от культуры и
окружения. Исходя из
рассмотренных выше, можно предположить, что самоактуализирующиеся люди
свободны в своих действиях, независимо от физического и социального
окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный
потенциал и внутренние источники роста и развития.
У здоровых людей высока степень самоуправления и «свободы воли». Они считают
себя самоопределяющими, активными, ответственными и самодисциплированными
хозяевами своей судьбы. Они достаточно сильны, чтобы не обращать внимание на
мнения и влияния других, поэтому они не стремятся к почестям, высокому
статусу, престижу и популярности. Они считают такое внешнее удовлетворение
менее значительным, чем саморазвитие и внутренний рост. Конечно, достижение
такого состояния внутренней независимости определяется тем, получал ли
человек в прошлом любовь и защиту от других.
7. Свежесть восприятия.
Самоактуализирующиеся люди
оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни, при этом ощущая
новизну, благоговение, удовольствие и даже экстаз. Например, сотая радуга так
же прекрасна, как и первая; прогулка по лесу никогда не бывает скучной; вид
играющего ребенка поднимает настроение. В отличие от тех, кто принимает
счастье как должное, самоактуализирующиеся люди ценят благосклонную судьбу,
здоровье, друзей и политическую свободу. Они редко жалуются на скучную,
неинтересную жизнь.
Ключевым моментом открытости для новых переживаний является то, что
самоактуализирующиеся люди не разделяют переживания на категории и не гонят
их от себя. Наоборот, их субъективный опыт очень богат, и каждый день жизни с
его обычными делами всегда остается для них захватывающим и волнующим
событием.
8. Вершинные,
или мистические переживания.
Изучая процесс
Маслоу пришел к неожиданному открытию: у многих его испытуемых было то, что
он назвал вершинными переживаниями. Это моменты сильного волнения или
высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства
и спокойствия. Они представляют собой экстатические состояния, какие
переживаются
в кульминационные моменты
творчества, озарения, открытости и слияния с природой.
По Маслоу, вершинные, или мистические, переживания не имеют божественной или
сверхъестественной природы, хотя по своей сути они религиозны. Он обнаружил,
что в состоянии вершинного переживания люди чувствуют большую гармонию с