Проблема удовлетворенности браком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 11:18, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Исследование феномена удовлетворенности браком в отечественной и зарубежной психологии проводится уже порядка трех десятилетий в рамках общего подхода изучения качества брака. За это время выявлено множество факторов, подтверждающих многогранность данного понятия. Но в связи с тем, что институт семьи с течением времени претерпевает серьезные изменения, изучение удовлетворенности браком всегда будет актуально.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СЕМЬЯ И ЕЕ РАЗВИТИЕ……………………………………………6
1.1 Брак и семья. Сферы отношений в семье…………………………….6
1.2 Функции семьи…………………………………………………………9
1.3 Виды супружеских взаимоотношений………………………………10
1.4 Динамика супружеских отношений…………………………………12
1.5 Кризисы развития отношений………………………………………..15
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………….18
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ…………………………………………..19
2.1 Понятие удовлетворенности браком………………………………...19
2.2 Факторы удовлетворенности браком………………………………..24
2.3 Гармонизация межличностных отношений супругов……………...29
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...38

Вложенные файлы: 1 файл

курс.Проблема удовлетворенности браком.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Иркутский государственный  университет»

Филиал в г. Братске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По Социальной психологии

Тема: Проблема удовлетворенности браком

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила 

студентка группы

Пз-05                                                          ______________Ю. В. Недобольская                        

Проверил:                                               _______________Л. Н. Храмцова

 

 

 

 

Братск, 2006

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………..3

 

ГЛАВА 1. СЕМЬЯ И ЕЕ РАЗВИТИЕ……………………………………………6

1.1 Брак и семья. Сферы отношений  в семье…………………………….6

1.2 Функции семьи…………………………………………………………9

1.3 Виды супружеских взаимоотношений………………………………10

1.4 Динамика супружеских отношений…………………………………12

1.5 Кризисы развития отношений………………………………………..15

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………….18

 

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ФАКТОРЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ…………………………………………..19

2.1 Понятие удовлетворенности браком………………………………...19

2.2 Факторы удовлетворенности браком………………………………..24

2.3 Гармонизация межличностных  отношений супругов……………...29

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………….34

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...38

 

Введение

 

Актуальность. Семья - полноправный общественный институт. Она занимает в жизни каждого человека достаточно места, чтобы обратить пристальное внимание на ее проблемы.

Каждый из нас  ищет того единственного, желанного  человека, с которым мог бы связать  свою жизнь, создать полноценную  семью, иметь и воспитывать детей, с которым было бы комфортно и уютно как в минуты радости, так и в повседневные серые будни. Однако даже при счастливом стечении обстоятельств, когда, казалось бы, этот человек уже рядом, это не дает уверенности в том, что блаженный союз будет длиться вечно, становясь с каждым годом все прекраснее и прекраснее.

Ни для кого не секрет, что так редки гармоничные  стабильные браки, которые не душат  партнеров, а несут им радость и удовлетворение совместной жизнью, что количество бракоразводных процессов приближается, а в некоторых регионах и превышает количество регистраций брака. Семья как социальный институт находится ныне в кризисном состоянии, подвергается серьезным испытаниям. Вокруг нас то и дело заключаются неоправданные браки, разрушаются благополучные во всех отношениях семьи, принимаются бессмысленные решения, портятся характеры, страдают дети. Ежегодно из-за распада семьи более пятисот тысяч детей остаются без одного из родителей.

На первый взгляд проблема кажется достаточно простой - и в то же время совершенно безнадежной. Не так уж трудно распознать причины, лежащие на поверхности, но при взгляде внутрь проблемы, можно понять, что опустошенность и супружеская дисгармония вызываются не столько «объективными» причинами и однообразием длительной совместной жизни супругов, сколько являются результатом отсутствия психологической культуры семейных отношений.

Учитывая тот  факт, что брак - особый процесс со своей мощной диалектикой; необычные  отношения, потенциально длительные, интенсивные и несущие в себе возможность постоянных изменений, которые он неизбежно претерпевает в своем развитии, от вступающих в брак требуется как психологическая зрелость и ответственность, так и сложная совокупность навыков и знаний.

Слишком высок  динамизм социальной жизни, слишком различны условия жизни различных семей, характеры и потребности ее членов, чтобы можно было найти общую, единственно годную для всех схему поведения. Ограничены в этих условиях и возможности личного опыта - все испробовать самому невозможно.

Способность строить  конструктивные отношения в семье, преодолевать возникающие препятствия, управлять своим эмоциональным  состоянием предопределяет будущий  успех супружеских отношений. Если необходимые знания и умения не приобретаются  на пороге взрослой жизни, человек оказывается незащищенным перед трудностями, стрессовыми ситуациями, терпит неудачи, оказывается некомпетентным и личностно зависимым.

Цель настоящей работы состоит  в исследовании проблемы удовлетворенности браком.

Объект исследования – семейные взаимоотношения.

Предмет исследования –  удовлетворенность браком.

Гипотеза исследования: супружеские взаимоотношения играют большую роль в удовлетворенности браком.

Для реализации указанной цели представляется необходимым решить следующие задачи:

  1. проанализировать литературу по проблемам семьи и брака; 
  2. рассмотреть состояние проблемы супружеских отношений в современной научной литературе;
  3. показать значимость супружеских взаимоотношений в браке;
  4. определить способы гармонизации супружеских взаимоотношений.

Методологическую базу исследования составили исследования отечественных  и зарубежных авторов, такие как  исследование вопросов психологической  совместимости в браке (А.Н. Волкова, Д.В. Ольшанский, Р.Л. Кричевский, Д. Кутсар, Я.Л. Коломинский, Н.Н. Обозов, В.А. Терехин и др.), социально-психологический аспект общения в семье (Б.П. Парыгин, А.Г. Харчев, А.Р. Лурия, И. Сикорова, В.М. Родионов, И.В. Колмановский, З.И. Файнбург), его влияние на стабилизацию внутрисемейных отношений, условия устойчивости семьи (Ю.Г. Юркевич), причины напряженности в отношениях между членами семьи (В.И Селиванов, В.Б. Голофаст, А.И. Ушатиков  и др.), тенденции развития отношений внутри семьи и организация психологической помощи (А.А. Бодалев, Н.Н. Обозов, В.В. Столин, А.Ф. Северина, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис и др.).

Объем и структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 31 наименование. Общий объем работы 39 страниц.

 

 

ГЛАВА 1. СЕМЬЯ И ЕЕ РАЗВИТИЕ

 

1.1 Брак и семья. Сферы отношений в семье

 

Как известно, человек представляет собой сложное сочетание биологических  и социальных начал. Потребность  в общении с другими людьми - свойство каждой личности, и она  реализует эту потребность в  общении и контактах с представителями своего и другого пола. Когда знакомятся двое, юноша и девушка, они вступают в полосу качественно новых отношений. Это период зарождения чувств, углубленного внимания друг к другу. Это и большая межличностная заинтересованность, интерес к тем занятиям, которыми увлечен партнер, взаимное ухаживание, уважение его потребностей, стремление друг к другу, к созданию супружеского союза [19].

Брак (супружеский союз) - это основанные на взаимном желании и согласии супружеские  отношения партнеров, их совместное проживание и ведение домашнего хозяйства, порождающие их права и обязанности по отношению друг к другу [10].

Вопрос о возрасте вступления в  брак тесно связан с социально-экономическими условиями жизни и индивидуальными  особенностями личности. Законодательством РФ вступление в брак разрешается с 18 лет. Наиболее благоприятным возрастом для вступления в брак следует считать 20-22 года для девушки и 23-25 – для юноши. Желательно, чтобы муж был старше жены, но не более чем на 8-10 лет. Отсутствие такой разницы с возрастом может неблагоприятно сказаться на взаимоотношениях супругов. В то же время очень большая разница в возрасте жены и мужа может быть причиной тяжелых переживаний и семейных трагедий.

Семья - малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, исторически конкретных отношениях между мужем и женой, родителями и детьми и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета и связанными взаимной моральной ответственностью [3].

Жизнь семьи характеризуется материальными (биологическими, хозяйственными) и  духовными (нравственными, правовыми, психологическими, эстетическими) процессами. Семья - это такая область человеческих отношений, где реализуются самые различные потребности как биологические, так и социальные. Здесь они формируются, удовлетворяются и развиваются. Для удовлетворения своих потребностей человек вступает в определенные отношения с обществом и членами своей семьи.

Семья как социальная система реализует  свое бытие через определенные виды отношений, которые являются ее подсистемами и обладают хорошо различимой совокупностью связей и взаимодействий [22].

Социально-биологические отношения  в семье охватывают движение численности и половозрастной структуры семьи, сексуальные связи, рождаемость и планирование семьи, родственные чувства, эмоциональный фактор, гигиену вообще, физическое совершенствование как детей, так и взрослых членов семьи, проблему наследственности.

Хозяйственно-экономические отношения  в неразрывной связи с социально-биологическими отношениями, образуют материальную основу бытия семьи и одновременно служат хозяйственно-экономической основой  как социально-биологической, так  и культурной преемственности. Они включают ведение домашнего хозяйства, соблюдение семейного бюджета, материальное обеспечение, распределение обязанностей в процессе ведения домашнего хозяйства и ряд других.

Юридические отношения охватывают сферу прежде всего мотивации  брака, правового нормирования имущественных и личных прав и обязанностей супругов, отношений между родителями и детьми и другими родственниками, наследования, усыновления, охраны интересов членов семьи.

Нравственные отношения - такие  как любовь и долг между супругами, любовь родителей к детям и ответные чувства детей к родителям, мужское и женское достоинство как нравственные ценности семейных отношений, вся сфера нравственного воспитания и самовоспитания. Нравственные отношения неотъемлемая часть повседневной семейной жизни, основа культурной преемственности, осуществляемой в семье.

Психологические отношения - это объективная  необходимость совместной жизни  в семье, в которой человек  представляет собой особенный, неповторимый психологический мир. Эта сфера  сосуществования различных психологических миров личностей, преодоления психологических противоречий между супругами, между родителями и детьми, формирования и развития самых разнообразных чувств, психологических установок, психологической совместимости, психологического климата.

Эстетические отношения самым  тесным образом примыкают к нравственным и психологическим и во взаимном проникновении образуют основу культурной преемственности в семье. Сюда входят такие процессы, как эстетическое восприятие и самовоспитание, эстетика отношений, поведения, речи, одежды, жилища, любовь и дружба между супругами, между родителями и детьми, удобства семейного быта.

Нетрудно заметить, что семья  обладает относительной самостоятельностью своего развития, которая выражается в том, что у нее есть свои связи, свои отношения, свои закономерности развития. Прежде чем коснуться другого измерения бытия семьи, хотелось бы указать на теснейшую взаимосвязь различных сфер ее отношений [22].

Современные психологи установили существование в семье так называемого закона круговой причинности семейных отношений [21]. Суть его довольно проста: «Все, без исключения, сферы семейных отношений причинно взаимосвязаны друг с другом». А вот следствия из этого закона весьма важны, ибо из них вытекает, что отношения в различных содержательных сферах также взаимосвязаны, и стоит этим отношениям измениться в одной из сфер, как неизбежно подобное изменение более или менее скоро произойдет и в других.

В лучшем случае - в положительную  сторону, когда, например, после долгих поисков находится наилучший вариант распределения домашних обязанностей и семейного бюджета в хозяйственно-экономической сфере, от чего вскоре оздоравливаются и нравственно-психологические отношения, и даже отношения интимно-личные. В худшем же - в сторону отрицательную, когда например, те же материально-бытовые недоразумения как бы взорвут ранее царившую гармонию в других сферах отношений. Последствия для семьи предсказать в этом случае не трудно - они будут весьма плачевными.

Необходимо помнить, что по закону круговой причинности семейная гармония является функцией гармоничных отношений во всех, без исключения, сферах жизнедеятельности семьи, и надо строить в них тот характер отношений, который является наилучшим для семейного микроклимата.

 

1.2 Функции семьи

 

Социальная сущность семьи находит  свое проявление в ее функциях, важнейшими из которых являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная функции [3].

Репродуктивная функция семьи - это воспроизводство в детях численности родителей. Семья одновременно принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Репродуктивная функция семьи находится в прямой зависимости от ее стабильности. Чем лучше подготовлены новобрачные к самостоятельной семейной жизни, тем стабильней браки.

Хозяйственно-потребительская функция  семьи охватывает различные аспекты  семейных отношений: ведение домашнего  хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблему женского труда и т.д.

Воспитательная функция семьи является одной из важнейших. Семья - воспитательная колыбель человека, школа поколений. В семье главным образом воспитываются дети, но этим далеко не исчерпывается ее воспитательная роль. В семье происходит не только воспитание, но и самовоспитание ее членов. Семейный коллектив оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого члена семьи в течение всей его жизни.

Восстановительная функция семьи - это взаимное поддержание здоровья, жизненного тонуса, организация досуга и отдыха. Любой член семьи вправе надеяться на спокойное, приветливое, заботливое отношение родных и близких. Разумеется, в свою очередь, его родные и близкие ждут от него аналогичного отношения к себе. Без взаимного внимания и усилий всех членов семья не сможет выполнить восстановительную роль - быть оздоровительной, психотерапевтической средой.

Информация о работе Проблема удовлетворенности браком