Проблема формирования сенсорных способностей у детей 3-4 лет в процессе ознакомления с природой в психолого-педагогических исследованиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить в процессе ознакомления с природой особенности формирования сенсорных способностей детей 3-4 лет. Для того, чтобы реализовать поставленную цель, необходимо решить следующие задачи: - изучить психолого-педагогическую литературу и дать определения понятий; - выявить особенности, закономерности развития сенсорных способностей у детей 3-4 лет при ознакомлении с природой. - определить методы и приемы, используемые для формирования сенсорных способностей ребенка в процессе ознакомления с природой.

Содержание

Введение ……………………………………………. ………………………….3-4
Психолого-педагогическая сущность понятий: «Способности», «Сенсорные способности», умственные (интеллектуальные) способности……………………………………………………………5-10
Особенности и закономерности развития сенсорных способностей у детей 3-4 лет при ознакомления с природой ………………………11-14
Методы и приемы развития сенсорных способностей ребенка в процессе ознакомления с природой ………………………………..15-19
Реализация задач по развитию сенсорных способностей в программно-методических документах по образованию
дошкольников ………………………………………………………..20-21
Заключение ………………………………………………………………………22
Список литературы ………………………………………………………….23-24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Представление - чувственный образ явления или предмета, который в данный момент не воспринимается, но был воспринят ранее в той или иной форме. На основе таких представлений человек может описывать свойства предмета или явления, отсутствующего в настоящий момент.

Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства - живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это, но когда такое усвоение происходит стихийно, оно часто оказывается поверхностным и неполноценным. Следовательно, лучше, чтобы процесс развития сенсорных способностей осуществлялся целенаправленно на протяжении всего  дошкольного возраста. Ученые выделяют этапы развития сенсорных способностей, которые включают в себя:

- формирование сенсорных  эталонов (вначале дети только знакомятся с сенсорными эталонами, то есть сравнивают, подбирают одинаковые, запоминают названия);

- обучение способам обследования  предмета, а так же различать  форму, цвет и величину, выполнять  все более сложные  глазомерные   действия (когда у детей появляются более четкие представления о разновидностях каждого свойства, происходит более тонкая дифференциация эталонов);

- развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Процесс развития сенсорных способностей начинается именно с младшего дошкольного возраста, на заметку родителям, воспитателям, начать развитие сенсорных способностей стоит с третьего-четвертого года жизни ребенка. В качестве примера возьмем основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детство». Одна из задач воспитания и развития детей четвертого года жизни звучит так: «…способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления о людях, предметах и явлениях, учить выделять особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа…».

Ребенок в младшем  дошкольном возрасте активно познает  окружающий  мир, для него становится интересно все вокруг, он начинает проявлять инициативу «Я САМ». Трогает, щупает, рассматривает, нюхает и зачастую все пробует на вкус, то есть источником познания дошкольника является чувственный опыт. Поэтому этот возраст является самым благоприятным для развития сенсорных способностей и нам, родителям и педагогам, нужно очень грамотно и правильно поддержать все интересы ребенка в познании окружающего мира, чтобы в дальнейшем не пришлось сталкиваться с проблемами или задержками в умственном развитии. Нужно помнить, что главное в этом возрасте - обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь - это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. Сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой - составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие. Если в своей работе мы будем опираться на программу «Детство», о которой говорилось ранее, то мы заметим, что она включает в себя образовательную область «Познание» по развитию сенсорной культуры. «Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует». Дети в этом возрасте «различают цвета спектра - красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый, используют в своей речи 3-4 из них. Знают фигуры и их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест), 3-4 могут назвать сами. При поддержке взрослого используют простейшие способы обследования: рассматривают, дотрагиваются до предмета, гладят его, проводят ладонью, пальцами по контуру, трясут, прокатывают, нюхают, бросают и слушают звук. С помощью взрослого сравнивают предметы по 1-2 признакам, выделяют сходство и отличие. Подбирают пары, группируют по заданному предметно образцу и по слову (по цвету, форме, размеру, материалу). Ориентируются в пространстве групповой комнаты, на участке детского сада, понимают слова, указывающие направления: впереди, вверху, сзади, внизу, сбоку, справа, слева».                                                                                                                 Природа - это окружающее нас пространство. Следовательно, познавая мир, ребёнок 3-4 лет всегда сталкивается с объектами живой и неживой природы. Поэтому ознакомление с природой является очень благоприятным видом  деятельности ребёнка для его сенсорного развития.                                                  В процессе знакомства с предметами ближайшего  окружения, их  функциями и назначением дети учатся определять цвет, величину, форму, вес предметов, свойства  материалов, структуру поверхности. Занятия по ознакомлению с природой обогащают чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи, совершенствуют восприятие детей. Активно включая все органы чувств.                                                                                    Таким образом, следует отметить, что главной особенностью является то, что  в возрасте 3-4 лет дети активно с большим интересом познают окружающий мир. Развитие сенсорных способностей неразрывно связано с развитием психических процессов: ощущений, восприятия, представлений. Поэтому большое значение  имеет развивающая среда. Велика роль взрослого, который способствует освоению определенных действий по обогащению чувственного опыта детей, развитию необходимых психических процессов.

 

 

 

 

3.Методы и  приемы развития сенсорных способностей ребенка в процессе ознакомления с природой

Итак, рассмотрим каким образом в процессе ознакомления с природой можно развивать сенсорные способности детей. В ходе организации совместной деятельности по развитию, обучению, воспитанию дошкольников перед воспитателями и родителями встают следующие задачи:

    1. Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе. Обогащать представления детей о растениях, животных, человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении: обращать внимание, рассматривать, обследовать, прислушиваться, называть, что увидел, передавать особенности голосом, в движениях («кружатся листочки», «прыгают воробышки, цыплятки»), узнавать объекты и явления в природе, на картинках, различать их, называть. [17]
    2. Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе общения с природой: доброжелательность, любование красотой природы, любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие. [17]
    3. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы. [17]
    4. Привлекать малышей к посильной деятельности по уходу за растениями и животными уголка природы. [17]

Реализация поставленных задач в данном возрасте осуществляется при использовании, освоении следующих методов и приёмов:

  • Совместные со взрослым наблюдения, выявление сенсорных признаков объектов природы (цвет, величина, форма). Взрослые предлагают рассматривать детям все, что они видят находясь на природе (Например: круглый камень серого цвета, зеленая скамейка прямоугольной формы, два желтых берёзовых листа и т.д.).
  • Игры-экспериментирования с водой, песком, глиной, камешками и т.п. [17] (Например: камень тонет в воде, песок не растворяется в воде и опускается на дно и т.д.).
  • Наблюдения за трудом взрослого в природе и посильное участие в нем самих малышей».[17] (Например: воспитатель или родитель ребенка предлагает понаблюдать за работой дворника, выявить какими инструментами и как он пользуется, а потом предлагает взять свой маленький инструмент и подмести дорожку, тем самым воспитывая уважение к труду взрослых и т.п.).
  • Использование иллюстративно-наглядного материала, дидактических игр с игрушками, изображающими животных, картинками, природным материалом». [17] Воспитатель в своей работе использует большое количество наглядности, а так же природного материала в творческой деятельности, чтобы привлечь внимание детей и закрепить элементарные знания о животных, растениях, птицах; и т.д.
  • Образные игры-имитации, организация игровых ситуаций с использованием игрушек, персонажей пальчикового и кукольного театров. [17] В процессе игры или инсцениирования сказки дети учатся образно представлять тех или иных животных, например: показывать уши, как у зайца, пятачок, как у хрюши, пушистый хвост, как у хитрой лисицы, а так же в процессе таких игровых ситуаций дети закрепляют цвета спектра  т.д.
  • Продуктивная деятельность, чтение детской природоведческой художественной литературы. [17]  Можно отметить, что, наверно, ни в одной из образовательных областей не обойтись без чтения художественной литературы. Небольшие рассказы дают детям огромное представление о природе, особенно если они сопровождаются яркими, простыми в исполнении рисунками или картинками.
  • Так же большое внимание уделяется играм «Найди, о чем расскажу», «Найди такое же», «Найди листок, какой покажу», «Овощи- фрукты», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус (по запаху)», «Где спряталась рыбка», «Кто во что одет», «Сложи картинку» (изображение из двух, четырех частей).

Содержание экологического развития детей в младшей группе можно представить в виде нескольких крупных тем, в рамках которых планируется организация образовательных ситуаций, игр, обсуждений, совместных дел, чтения. «Овощи», «Фрукты», «Животные и их детеныши», «Первое знакомство» (обитатели уголка природы), «Маленькие - большие», «Много - мало», «Какой мир вокруг нас?» (цвет, настроение, особенности сезона), «Течет, течет водичка», «Ласковое солнышко», «Дует ветерок», «Кто во что одет?» (в разные времена года). [17]

Перечислив методы и приемы развития сенсорных способностей ребенка в процессе ознакомления с природой можно сделать вывод о том, что совместные со взрослым наблюдения являются основным методом ознакомления детей с природным миром и играют значимую роль в развитии способностей, ведь наблюдения проводятся под руководством взрослого. Это способствует умственному развитию детей и формированию у них правильных представлений о живой и неживой природе. При этом в процессе деятельности необходимо использовать информацию, воздействующую на различные анализаторы (зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, двигательный ). [2]  
Наблюдение - это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы. Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, умение сосредотачиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом (А.К.Матвеева, П.Г.Саморукова).                                             Непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов имеет важное значение для формирования полноценных представлений и развития познавательных процессов - восприятия, памяти, мышления, воображения. В процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребенка: поиск ответов на поставленные вопросы, сравнение, сопоставление. Глубоко прав был К. Д. Ушинский, когда отмечал: «Если учение имеет претензиюна развитие ума в детях, оно должно упражнять их способность наблюдения».                                                                                                              Наблюдения обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Следует учить детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными. И взрослый не должен упускать такую возможность. Педагог должен стимулировать детскую любознательность; учить ребят видеть изменения в природе, самостоятельно делать элементарные выводы. [13] 
Основная цель наблюдения - привлечь внимание детей к растениям, вызвать интерес к ним, воспитывать бережное отношение к живым организмам.   Также следует отметить, что важным методом являются игры-экспериментирования. Игра - это ведущий вид деятельности дошкольников. Экспериментирование с различными предметами окружающего мира способствует высокой мотивации  детской деятельности, повышает интерес к познанию, увлекает, удивляет дошкольников. Экспериментирование является деятельностным компонентом развития.                                                                               Итак, мы с вами рассмотрели основные методы и приемы развития сенсорных способностей ребенка в процессе ознакомления с природой и пришли к выводу о том, что наблюдение, игры-экспериментирования являются основными  методами ознакомления детей с окружающим миром и имеют особо важное значение в развитии познавательных процессов ребенка. Дав определения понятий, перечислив методы и приемы, особенности и закономерности развития сенсорных способностей данного возраста в процессе ознакомления с природой, перейдем к рассмотрению вопроса реализации задач по развитию сенсорных способностей в программно-методических документах по образованию дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Реализация  задач по развитию сенсорных  способностей в программно-методических  документах по образованию дошкольников                                            

 

Формирование видения будущего состояния дошкольного образовательного учреждения - важная творческая задача, решение которой предполагает опору на нововведения, несущие изменения в образовании ДОУ. Образовательная программа предполагает прогнозирование, проектирование современного педагогического процесса в ДОУ. Статья 9 Закона РФ «Об Образовании» закрепила необходимость такого документа и дала его определение: «Образовательная программа - нормативно-управленческий документ с одной стороны определяющий содержание образования соответствующего уровням направленности, а с другой стороны, характеризующий специфику содержания образования и особенности образовательного процесса и управления данного учебного заведения». [18] Рассмотрим реализацию задач по сенсорному развитию на примере Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - Центр развития ребенка №91 «Яблонька». Это учреждение работает по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство», а группы компенсирующей направленности в этом же учреждении работают по программе «От рождения до школы». Каждая образовательная программа дошкольного образовательного учреждения  отражает результаты осмысления педагогической практики, обновление содержания дошкольного образования и определение стратегических и тактических направлений его развития в соответствии с

  • Законом РФ «Об образовании»;
  • Типовым положением о ДОУ
  • «Международной конвенцией о правах ребенка»;
  • «Декларацией прав ребенка»;
  • «Концепцией содержания непрерывного образования»;
  • Уставом Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - Центр развития ребенка №91 «Яблонька».

Образовательная программа дошкольного учреждения - это своеобразная «визитная карточка» заведения, в которой четко, доступно и достаточно конкретно обозначаются особенности его образовательной системы, образовательные услуги, которые могут представлять интерес для воспитанников и их родителей (законных представителей).              Образовательная программа направлена на реализацию целей воспитания,  развития и обучения детей, то есть на успешную реализацию и развитие непосредственно педагогической составляющей образовательного учреждения.                                                                                                                                                                                                                                               Относительно нашей темы по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет в процессе ознакомления с природой в программе четко прописаны задачи воспитания и развития детей в этой области и ее содержание направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

  • сенсорное развитие;
  • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

На основе всего вышеизложенного сделаем вывод о том, что в учреждении реализуются задачи по развитию сенсорных способностей у детей. Они прописаны в программно-методических документах по образованию дошкольников и каждый педагог обязан соблюдать и реализовывать эти задачи в процессе организации образовательной деятельности.

Заключение                                                                                                                                      

Итак, в конце работы хочется отметить, что мы изучили  проблему формирования сенсорных (умственных) способностей у детей 3-4 лет в процессе ознакомления с природой в психолого-педагогических исследованиях. Во-первых, сделаем вывод о том, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка как в детском саду, так и в школе. То, что они усваивают без усилий в 2, 3, 4 года в дальнейшем дается им с трудом. Исследования детских психологов и физиологов показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка - это его личный опыт познания впервые годы жизни, т.е. в период развития мозговых клеток. Поэтому именно в младшем дошкольном возрасте дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов. Во-вторых, общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания и самопознания, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е. положительную мотивацию на отношение к природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления.

 

 

 

Список литературы

1. Выготский  Л. С. Педагогическая психология. М., 1926 г.

2. Вовк, Г.А. Ознакомление дошкольников с окружающим миром (Экологическое воспитание в детском саду): книга для воспитателей детских садов / Г.А.Вовк, Л.С.Згурская. - Благовещенск, 2002. - 164 с.

Информация о работе Проблема формирования сенсорных способностей у детей 3-4 лет в процессе ознакомления с природой в психолого-педагогических исследованиях