Проблема фрустрации в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы фрустрации в психологии не нова, анализированием фрустрационного поведения занимались в отечественной психологии ( Василюк Ф.Е., Китаев-Смык Л.А., Левитов Н.Д., . Павлов И.П., Сосновникова Ю.Е. ) и зарубежной ( Розенцвейг С., Браун Д., Фарбер М., Майер Д. ). Данная работа посвящена теме: «Проблема фрустрации в психологии». Эта тема интересна для изучения, так в активной жизни современного человека постоянные стрессы неизбежны. Целью работы является теоретический анализ поставленной проблемы: исследование фрустрационного состояния в разных возрастах.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1.Понятие фрустрации в работах отечественных и зарубежных психологов………………………………………………………………………5
1.1. Сущность понятия «фрустрация» в современной психологии……….7
1.2 Причины фрустрации (фрустраторы). Типы фрустраторов………….12
1.3 Фрустрационная толерантность………………………………………..14
1.4 Формы проявления фрустрации………………………………………..15
1.5 Различие ситуации затрудненности и ситуации фрустрации………...22
2. Коррекция состояний фрустрации…………………………………………28
Глава 2. Исследование фрустрационных состояний в современной психологии.
3. Выводы и заключение……………………………………………………..30
Библиография …………………………………………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

Моя курсовая)ориг (3).docx

— 71.60 Кб (Скачать файл)

    В применении  к животным определение таково: фрустрация - состояние животного, выражающееся в характерных реакциях и вызываемое трудностями, которые возникают на пути к удовлетворению биологических потребностей. Необходимость двух определений диктуется тем, что животное - биологическое существо, а человек - общественное, и фрустрация имеет разную значимость и разные причины у человека и животного, хотя есть и много общего в этом состоянии, как провоцируемом «барьерами», которые блокируют деятельность. Имеются попытки возвести явление фрустрации в ранг совершенно закономерных явлений, необходимо возникающих в жизнедеятельности организма и личности. Так,[17] считает, что поведение животного или человека зависит от двух потенциалов. К первому из них относится «репертуар поведения», определяемый наследственностью, условиями развития и жизненным опытом. Второй потенциал составляют избирательные или отборочные процессы и механизмы. Они, в свою очередь, подразделяются на действующие при мотивированной деятельности и возникающие при фрустрации.

     Первые функционируют,  когда деятельность направлена  на достижение цели на основе  соответствующих мотивов, одним  из которых (весьма важным) является  удовлетворение потребностей. В  таких случаях поведение всегда  есть путь к решению задачи. Совсем другие избирательные  процессы и механизмы имеют  место при фрустрации: в то  время как мотивированное и  целенаправленное поведение отличается  вариабельностью, конструктивностью  или зрелостью и «упражнениями  в свободе выбора», нецеленаправленное  поведение, характерное для фрустрации, отличается чертами деструктивности, ригидности и незрелости. Возникает сомнение по поводу того, можно ли считать фрустрацию ничем не мотивированной. Если под ней понимать, как этого хотят, например, Чайльд и Уотерхауз, внешнюю причину (барьер или обструкцию), то возможно одно из двух: или этот барьер преодолевается, и в таком случае поведение будет не просто мотивированным, но и мотивированным разумно, или же барьер вызывает нецелесообразное, а иногда и, действительно, деструктивное поведение. Но и тогда нельзя сказать, что поведение ничем не мотивировано и никакой цели не преследует. Уже одно то, что оно отнесено к избирательным формам поведения, свидетельствует, что в нем имеется своя мотивировка.[ 14].

    Хотя концепция  фрустрации используется в арсенале  фрейдизма нельзя считать ее  обязательно с ним связанной.  Проблема барьера, блокирующего  деятельность, поставлена без прямого  влияния фрейдизма. Многие психологи,  проводящие большую экспериментальную  работу по фрустрации, к фрейдистам  совсем не относятся. В частности,  было бы нелепо подозревать  в фрейдизме исследователей фрустрации, проводящих эксперименты на животных, - а таких много.

    Весьма сильно  проявляется в работах по фрустрации  влияние бихевиоризма. Существование  того, что называют внутренним  миром человека, существование сознания, направленности как системы отношении  и переживаний бихевиоризмом  или отрицается, или же признается  чем-то не заслуживающим научного  изучения. Однако требование объективности  в психологии означает не отрицание  внутреннего мира человека, а  побуждение к его познанию  наиболее объективными методами, к которым относятся не только  эксперимент, но и наблюдения, а также словесный отчет, всегда  включающий некоторые элементы  самонаблюдения. Бихевиористская позиция  обедняет изучение фрустрации, упрощает, а иногда и искажает это сложное - у человека общественно детерминированное - явление.

1.2. Причины фрустрации (фрустраторы). Типы фрустраторов

     Обычно фрустрация изучается как реакция на те раздражители или те ситуации, которые можно назвать фрустраторами. Если под реакцией понимать все то, что фрустратором провоцируется у животного или человека, в том числе и психическое состояние, то против этого возражать нельзя. Но говоря о фрустрации как реакции, зарубежные исследователи обычно имеют в виду выполняемые движения и действия, не учитывая того, что одни и те же движения и действия в психологическом смысле могут быть разнозначны. Нередко очень сильное и глубокое переживание фрустрации внешне выражается слабо, оно как бы уходит вглубь, подобно тому как при горе некоторые люди не плачут, внешне остаются спокойными, а между тем они могут чувствовать горе. сильнее тех людей, которые в аналогичных случаях проливают обильные слезы.

    Характерно, что  психологи, возражающие против  изучения психических состояний  при фрустрации, все-таки вынуждены  говорить, о них, и даже тот  же Лоусон в числе выделенных им «зависимых переменных» при фрустрации называет «изменения в воображении и эмоциональность». Психическое состояние, вызываемое фрустратором несомненно стоит в зависимости от типа этого фрустратора. С. Розенцвейг выделил три типа таких ситуаций.

 К первому типу он отнес лишения, т.е. отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности. В качестве иллюстрации «внешнего лишения», т.е. случая, когда фрустратор находится вне самого человека, Розенцвейг приводит ситуацию, когда человек голоден, а пищи достать не может. Примером внутреннего лишения, т. е. при фрустраторе, коренящемся в самом человеке, может служить ситуация, когда человек чувствует влечение к женщине и вместе с тем сознает, что сам он настолько непривлекателен, что не может рассчитывать на взаимность.

 Второй  тип составляют потери. Примеры: смерть близкого человека; сгорел дом, в котором долго жили (внешняя потеря); Самсон, теряющий свои волосы, в которых по легенде заключалась вся его сила (внутренняя потеря). [24].

    Третий тип ситуации - конфликт. Иллюстрируя случай внешнего конфликта, Розенцвейг приводит пример с человеком, который любит женщину остающуюся верной своему мужу. Пример внутреннего конфликта: человек хотел бы соблазнить любимую женщину, но это желание блокируется представлением о том, что было бы, если бы кто-нибудь соблазнил его мать или сестру.

1.3 Фрустрационная толерантность

     Приведенная  типология ситуаций, вызывающих  фрустрацию, вызывает большие возражения: в один ряд поставлены смерть  близкого человека и любовные  эпизоды, неудачно выделены конфликты,  которые относятся к борьбе  мотивов, к состояниям, которые  часто не сопровождаются фрустрацией.  Так называть конфликтом случаи, когда человек встречает на  своем пути внешнюю непреодолимую  преграду. По этой логике следовало  бы говорить, например, о состоянии  конфликта с бурной рекой, которая  оказалась для человека непреодолимым  препятствием на пути. Но, оставляя  в стороне эти замечания, можно  сказать, что психические состояния  при потере, лишении и конфликте  весьма различны. Они далеко не  одинаковы и при различных  потерях, лишениях и конфликтах  в зависимости от их содержания, силы и значимости. При всем  этом, можно все же выделить  некоторые типические состояния,  которые часто встречаются при  действии фрустраторов, хотя они  и проявляются каждый раз в  индивидуальной форме. Прежде  всего надо указать те случаи, когда фрустраторы не вызывают  фрустрацию. В литературе они  часто обозначаются как толерантность,  т.е. терпеливость, выносливость, отсутствие  тяжелых переживаний и резких  реакций, несмотря на наличие  фрустраторов.

Существуют разные формы толерантности.

    Наиболее «здоровым»  и желательным следует считать  психическое состояние, характеризующееся,  несмотря на наличие фрустраторов, спокойствием, рассудительностью, готовностью  использовать случившееся как  жизненный урок, но без особых  сетований на себя, что уже  означало бы не толерантность, а фрустрацию. Толерантность может быть выражена не только в совсем спокойном состоянии, но и в известном напряжении, усилии, сдерживании нежелательных импульсивных реакций. Наконец, есть толерантность типа бравирования с подчеркнутым равнодушием, которым в ряде случаев маскируется тщательно скрываемое озлобление или уныние.

    Толерантность  можно воспитать. В эксперименте  Кэйстера и Эпдегрефа дети упражнялись в решении задач по так называемому методу последовательного приближения, при котором трудность задач постепенно увеличивается. Дети тренировались в оценке трудности задач и вследствие этого у них выработалось «трезвое», спокойное отношение даже к неразрешимым задачам.

     Дэвиц своим экспериментом показал, что дети, приученные в привычных для них условиях вести себя спокойно и дружно играть с другими детьми, проявили меньшую агрессивность при фрустрации, чем дети, воспитывавшиеся в менее спокойной обстановке.[ 14].

   Толерантность в  отношении барьеров, которые можно  назвать разумными и необходимыми, - обязательна. Термин толерантность в данном случае даже не адекватен. Речь идет не о том, чтобы «стерпеть» эти барьеры, а о том, чтобы признавать всю их необходимость и полезность, считать их для себя благом и переживать фрустрацию скорее тогда, когда эти барьеры недостаточны (например, в так называемом «рыхлом» коллективе или в классе, где учитель не может обеспечить дисциплину).

      Рассмотрим, каковы психические состояния,  в тех случаях», когда толерантности  нет, а есть фрустрация?

1.4 Формы проявления фрустрации

    Следует с самого  начала сказать, что эти состояния  различны и зависят от разных  причин, значимости их действия, привычки к ним, важную роль  играют индивидуальные особенности субъекта один и тот же фрустратор может вызвать у различных людей совершенно разные реакции. В американской литературе весьма распространена тенденция из числа реакций на фрустратор особо выделять агрессию. Есть попытка всякую агрессию истолковать как фрустрацию. Хотя многие авторы отвергают упрек в том, что они сводят всякую фрустрацию к агрессии, однако они настолько акцентируют агрессивные реакции при фрустрации, что их теория фрустрации обычно и называется теорией фрустрации - агрессии. И хотя нет оснований считать агрессию единственной реакцией при фрустрации, но наблюдается эта форма реакции все же очень часто.

     Что же понимать под агрессией?

     По прямому смыслу слова - это нападение по собственной инициативе с целью захвата. Говоря о фрустрации, термину агрессия придают более широкое значение. Речь идет о таком состоянии, которое может включать в себя не только прямое нападение, но и угрозу, желание напасть, враждебность. Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено, например в драчливости, грубости, «задиристости», а может быть более «затаенным», имея форму скрытого недоброжелательства и озлобленности. Внешне кажущаяся агрессивной реакция может быть на самом деле не такой, например, когда ученик, как говорится, «дает сдачи». Типическое состояние при так называемой агрессии характеризуется острым, часто аффективным переживанием гнева, импульсивной беспорядочной активностью, злостностью, в ряде случаев желанием на ком-то и даже на чем-то «сорвать зло». Довольно распространенным проявлением агрессии служит грубость.

      И. П.  Павлов приводит такой пример  срыва в агрессивной форме  у самого себя: «Когда опыт не шел, а опыт делал ассистент, то я черт знает какие слова допускал по его адресу, которые никогда в другое время не позволил бы, я бросал инструменты и т. д.». В одной из клинических сред приведен случай, когда товарищ просил Павлова разбудить его, а при выполнении Павловым этой просьбы товарищ, человек вполне «приличный», бросил в него подушку.[21].

     В обоих  примерах на первый план выступают  потеря самоконтроля, гнев и неоправданные  агрессивные действия. Ученики, «провалившиеся»  на экзамене, иногда не производя  никаких открытых агрессивных  действий, вместе с тем проявляют  озлобленность, стремление перенести  вину на ни в чем неповинных  людей, чаще на «несправедливого»,  «придирчивого» педагога, а иногда  «на товарищей и даже родителей,  которые будто бы мешали им  должным образом подготовиться  к экзамену.[ 14].

   Следует отвергнуть  попытки связывать агрессию с  определенным уровнем развития  личности, как это сделал, например, Г. Андерсон. Он предложил различать  шесть уровней развития личности. Высший уровень - социально целостного поведения - характеризуется подчинением, признанием доминирования. Далее следует уровень, названный «избеганием доминирования» и отличающийся, видимо, формальным его признанием при желании найти какие-то обходные пути. Третьему уровню присущи агрессия, враждебность, гнев. Еще ниже стоят уровни колебании и бездействия, крайнего беспокойства и, наконец, самый низкий уровень дезинтеграции, неврозов и психозов. Стержнем в этой схеме, как видим, является отношение к доминированию или власти в обществе, причем не делается необходимых разграничении в том, что это за общество, какова власть и каково доминирование. Если стать на позицию автора, то, например, все революционеры и борцы за национальную независимость и свободу окажутся стоящими ниже тех, которые пассивно подчиняются несправедливому строю или же «лавируют». Нельзя согласиться и с тем, что сопротивление подчинению есть агрессия, наоборот, оно представляет собой сопротивление агрессии. Схематизм Андерсона - один из примеров того, к чему приводит учение о фрустрации и агрессии, как ярком ее выражении, если толковать их, подводя под ложную социологическую схему, совершенно оторванную от конкретных исторически сложившихся общественных явлений. Следует выделить агрессию, направленную против самого себя и выражающуюся в самообличении, самобичевании, иногда в грубом отношении к самому себе. ( «Таким глупцам, как я, не следовало бы за это дело браться…», «Бить меня было некому…» и т. п.). [14].

    Агрессия одно  из ярко выраженных стенических  или активных проявлений фрустрации. Однако активные или стенические  проявления фрустрации нельзя  свести к агрессии. Некоторые  исследователи, в частности, Майер  типичным выражением фрустрации  считают фиксацию. Этот термин  можно, понимать в двух смыслах.  Часто он понимается как стереотипность, повторность действий. Например, в  опытах Майера животные, получавшие  уколы или лишавшиеся привычного  подкрепления, упрямо продолжали  бесплодные движения, не желая  остановиться. Понимаемая таким  образом фиксация означает активное  состояние, но в противоположность  агрессии это состояние ригидно, консервативно, никому не враждебно, оно является продолжением прежней деятельности по инерции -- когда эта деятельность бесполезна или даже опасна.[16].

Информация о работе Проблема фрустрации в психологии