Проблема фрустрации в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы фрустрации в психологии не нова, анализированием фрустрационного поведения занимались в отечественной психологии ( Василюк Ф.Е., Китаев-Смык Л.А., Левитов Н.Д., . Павлов И.П., Сосновникова Ю.Е. ) и зарубежной ( Розенцвейг С., Браун Д., Фарбер М., Майер Д. ). Данная работа посвящена теме: «Проблема фрустрации в психологии». Эта тема интересна для изучения, так в активной жизни современного человека постоянные стрессы неизбежны. Целью работы является теоретический анализ поставленной проблемы: исследование фрустрационного состояния в разных возрастах.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1.Понятие фрустрации в работах отечественных и зарубежных психологов………………………………………………………………………5
1.1. Сущность понятия «фрустрация» в современной психологии……….7
1.2 Причины фрустрации (фрустраторы). Типы фрустраторов………….12
1.3 Фрустрационная толерантность………………………………………..14
1.4 Формы проявления фрустрации………………………………………..15
1.5 Различие ситуации затрудненности и ситуации фрустрации………...22
2. Коррекция состояний фрустрации…………………………………………28
Глава 2. Исследование фрустрационных состояний в современной психологии.
3. Выводы и заключение……………………………………………………..30
Библиография …………………………………………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

Моя курсовая)ориг (3).docx

— 71.60 Кб (Скачать файл)

    В затруднительной  для субъекта ситуации мы можем  наблюдать формы поведения, соответствующие  каждому из этих четырех типов.  Поведение первого типа, мотивосообразное и подчиненное организующей цели, заведомо не является фрустрационным. Причем здесь важны именно эти внутренние его характеристики, ибо сам по себе внешний вид поведения (будь то наблюдаемое безразличие субъекта к только что манившей его цели, деструктивные действия или агрессия) не может однозначно свидетельствовать о наличии у субъекта состояния фрустрации: ведь мы можем иметь дело с произвольным использованием той же агрессии (или любых других, обычно автоматически относящихся к фрустрационному поведению актов), использованием, сопровождающимся, как правило, самоэкзальтацией с разыгрыванием соответствующего эмоционального состояния (ярости) и исходящим из сознательного расчета таким путем достичь цели. Такое псевдофрустрационное поведение может перейти в форму поведения второго типа: умышленно "закатив истерику" в надежде добиться своего, человек теряет контроль над своим поведением, он уже не волен остановиться, вообще регулировать свои действия. Произвольность, т.е. контроль со стороны воли, утрачен, однако это не значит, что полностью утрачен контроль со стороны сознания. Поскольку это поведение более не организуется целью, оно теряет психологический статус целенаправленного действия, но тем не менее сохраняет еще статус средства реализации исходного мотива ситуации, иначе говоря, в сознании сохраняется смысловая связь между поведением и мотивом, надежда на разрешение ситуации. Хорошей иллюстрацией этого типа поведения могут служить рентные истерические реакции, которые образовались в результате "добровольного усиления рефлексов", но впоследствии стали непроизвольными. При этом, как показывают, например, наблюдения военных врачей, солдаты, страдавшие истерическими гиперкинезами, хорошо осознавали связь усиленного дрожания с возможностью избежать возвращения на поле боя.

    Для поведения  третьего типа характерна как  раз утрата связи, через которую  от мотива передается действию  смысл. Человек лишается сознательного  контроля над связью своего  поведения с исходным мотивом:  хотя отдельные действия его  остаются еще целенаправленными,  он действует уже не "ради  чего-то", а "вследствие чего-то". Таково упоминавшееся поведение человека, целенаправленно дерущегося у кассы со своим конкурентом, в то время как поезд отходит от станции. "Мотивация здесь, - говорит Н. Майер, - отделяется от причинения как объясняющее понятие". Поведение четвертого типа, пользуясь термином К. Гольдштейна, можно назвать "катастрофическим". Это поведение не контролируется ни волей, ни сознанием субъекта, оно и дезорганизовано, и не стоит в содержательно-смысловой связи с мотивом ситуации. Последнее, важно заметить, не означает, что прерваны и другие возможные виды связей между мотивом и поведением (в первую очередь "энергетические"), поскольку, будь это так, не было бы никаких оснований рассматривать это поведение в отношении фрустрированного мотива "квалифицировать как "мотивонесообразное". Предположение, что психологическая ситуация продолжает определяться фрустрированным мотивом, является необходимым условием рассмотрения поведения как следствия фрустрации.

     Возвращаясь  теперь к поставленному выше  вопросу о различении ситуации  затрудненности и ситуации фрустрации, можно сказать, что первой из них соответствует поведение первого типа нашей типологии, а второй - остальных трех типов. С этой точки зрения видна неадекватность линейных представлений о фрустрационной толерантности, с помощью которых обычно описывается переход ситуации затрудненности в ситуацию фрустрации. На деле он осуществляется в двух измерениях - по линии утраты контроля со стороны воли, т.е. дезорганизации поведения и/или по линии утраты контроля со стороны сознания, т.е. утраты "мотивосообразности" поведения, что на уровне внутренних состояний выражается соответственно в потере терпения и надежды. Мы ограничимся пока этой формулой, ниже нам еще представится случай остановиться на отношениях между этими двумя феноменами.

   Определение категориального  поля понятия фрустрации не  составляет труда. Вполне очевидно, что оно задается категорией  деятельности. Это поле может  быть изображено как жизненный  мир, главной характеристикой  условий существования в котором  является трудность, а внутренней  необходимостью этого существования  - реализация мотива. Деятельное  преодоление трудностей на пути  к "мотивосообразным" целям - "норма" такой жизни, а специфическая для него критическая ситуация возникает, когда трудность становится непреодолимой, т.е. переходит в невозможность. [13].

2. Коррекция состояний  фрустрации.

   Преодоление состояния фрустрации - психического состояния, вызываемого неожиданным возникновением препятствий на пути к намеченной цели, переживанием неудачи. Непреодолимая разница между желаемым и реально достижимым служит предпосылкой для возникновения стойких негативных эмоций, а в сочетании с утомлением и стрессом представляет значительную опасность для психического здоровья спортсмена.[12].

    Стратегия преодоления  фрустрации характеризуется быстрым  переходом от состояния спокойного  рационального анализа ситуации  к энергичным действиям по  достижению цели. Успешному разрешению  ситуации способствует устранение  избыточной реакции на неудачи  и внушение уверенности в своих  силах. Для этих целей используется  самовнушение и самоубеждение.

    Особое место  в регуляции психических состояний  занимают средства саморегуляции . Саморегуляция предполагает воздействие человека на самого себя с помощью слов, мысленных представлений и их сочетание. Различают самоубеждение и самовнушение. Самоубеждение - воздействие на самого себя с помощью логически обоснованных доводов, на основе познания законов природы и общества. Самовнушение - способ воздействия, основанный на вере, на доверии к источнику, когда истина принимается в готовом виде, без доказательств, но от этого она не становится менее значимой, чем познанная истина.

    С помощью средств  саморегуляции можно управлять  процессами, которые в обычных  условиях регуляции не поддаются.  В качестве примера приведем  общеизвестные достижения йогов  в регуляции обмена веществ,  работы сердца, температуры тела. В культуре и науке народов  мира накоплены обширные сведения  о саморегуляции. В спорте, например, чаще всего используются четыре  разновидности психической саморегуляции:  аутогенная тренировка, психорегулирующая  тренировка, психомышечная тренировка и идеомоторная тренировка.

 

 

 

 

3. Выводы и заключение.

   Трудности и возможные  неудачи в жизнедеятельности  при определенных условиях могут  привести к возникновению у  человека не только психических  состояний стресса и тревожности,  но и состояния фрустрации. Буквально этот термин означает переживание расстройства (планов), уничтожения (замыслов), крушения (надежд), напрасные ожидания, переживание провала, неудачи. Однако фрустрация должна рассматриваться в контексте выносливости по отношению к жизненным трудностям и реакций на эти трудности.

    Применительно  к человеку фрустрацию в самом  общем виде можно определить  как сложное эмоционально-мотивационное  состояние, выражающееся в деорганизации  сознания, деятельности и общения  и возникающее в результате  продолжительного блокирования  целенаправленного поведения объективно  непреодолимыми или субъективно  так представляемыми трудностями.

    Фрустрация проявляется  тогда, когда лично значимый  мотив остается неудовлетворенным  или его удовлетворение тормозится, а возникшее при этом чувство  неудовлетворенности достигает  степени выраженности, превышающей  «порог терпимости» конкретного  человека, и проявляет тенденцию  к стабилизации.

    Можно выделить  состояния, типичные реакции,  проявляющиеся у людей при  воздействии фрустраторов, т.е. препятствий,  раздражителей, ситуаций, вызывающих  фрустрацию. Типичными реакциями  на воздействие фрустраторов  являются агрессия, фиксация, отступление  и замещение, аутизм, регрессия,  депрессия и др.

    Агрессию при фрустрации понимают в широком значении, относятся сюда не только прямое нападение, но и угрозу, враждебность, задиристость, озлобленность и т. д. Она может быть направлена не только на лиц, виновных в создании «барьера», но и на всех окружающих или даже на неодушевленные предметы, на которых в данных случаях «срывается зло». Наконец, возможен перенос агрессии на самого себя («автоагрессия»), когда человек начинает «бичевать себя», нередко при этом приписывая себе несуществующие недостатки или сильно их преувеличивая.

    Необходимо отметить, что, с одной стороны, не  всякая агрессия как психическое  состояние провоцируется фрустраторами,  а с другой - фрустрация часто  не сопровождается агрессией,  а выливается в другие состояния  и реакции. Так, фрустрация  выступает в форме депрессии,  когда человек ввиду блокирования  его целенаправленного поведения  как бы уходит в «себя» и  становится безразличным к внешним  раздражителям. В форме фиксации  фрустрация понимается в двух  планах: как продолжение прежней  деятельности по инерции, когда  она, будучи блокированной, становится  бесполезной или даже опасной  (стереотипность деятельности и  движений); и кА своего рода  прикованность к фрустратору,  который поглощает все внимание (стереотипность восприятия и  мышления). Действие фрустраторов  может приводить и к тому, что  человек подменяет деятельность, оказавшуюся блокированной, другой, которая для него более доступна  или представляется таковой.

   Если у человека часто повторяются фрустрации, то его личность может приобрести деформационные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность (при фрустрациях в форме агрессии) или утрату делового оптимизма и нерешительность (при «автоагрессии»), вялость, безразличие, безынициативность (при депрессии); персеверативность, ригидность (при фиксации) и т. д. Частный же выход из состояния фрустрации путем перемены деятельности приводит к утрате настойчивости, трудолюбия, усидчивости, организованности, целенаправленности.

 

3. Библиография

1. Баркер, Р. Эффект фрустрации в когнитивной среде / Р.Баркер - М., 2004.

2. Белинская, Е.П ; Тихомандрицкая, О.А. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е. П. Белинская, О.А.Тихомандрицкая — М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с.

3. Браун, Д ; Фарбер, М. Введение в психотерапию. Принципы и практика психодинамики /Д. Браун; М. Фарбер - М., 2004.

4. Василюк Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк - М., 2008.

5. Википедия. Свободная энциклопедия.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%F0%F3%F1%F2%F0%E0%F6%E8%FF

6. Гарбер, Е. И. 17 уроков психологии / Е.И. Гарбер - М., 1995.

7. Гозман, Л. Психология эмоциональных отношений/ Л. Гозман  – СПб. : Питер, 2009. – 256 с.

8. Дружинина, В.Н. Современная психология / В.Н. Дружинина - ИНФРА, 1999.

9. Зинченко, В. П; Назаров А.Н. Введение в психологию / В.П. Зинченко, А.Н. Назаров - Москва-Дубна, 2002 г.

10.  Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин — СПб.: Питер, 2005. — 412 с.

11. Карвасарский, Б. Д. и др. Клиническая психология: Учебник для вузов / Б.Д. Карвасарский — Питер, 2004. — 960 с.

12. Китаев-Смык,  Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык - М.,2001.

13. Левитов, Н.Д. О психологических состояниях человека / Н.Д. Левитов - М.,2006.

14. Левитов, Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии / Н.Д. Левитов - 1967. - № 6. - с. 118-129.

15. Лейбин, В. Словарь-справочник по психоанализу / В. Лейбин - 2010 г.

16. Майер,  Д. Социальная психология / Д. Майер - М., 2005.

17. Майер, Н. Фрустрация: поведение без цели / Н. Майер - М., 2005.

18. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:

 В 3 кн / Р. Немов — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

19. Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева Р. X. и Гарбера Е. И. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 560 с.

20. Павлов, И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга / И. П. Павлов - М., 2001.

21. Павловские клинические среды. М.-Л., Изд-во АН СССР, I, 1954.

22. Пряжников, Н.С., Пряжникова, Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова – М.,2001.

23. Психология состояний. Хрестоматия. Под ред. А.О. Прохорова., 2004

24. Розенцвейг,  С. Психодиагностика / С. Розенцвейг - М., 2004.

25. Рид Лоусон. Фрустрация. Развитие научной концепции / Рид Лоусон – М., 2000.

26. Сосновникова, Ю.Е. Психические состояния человека, их классификации диагностика / Ю.Е. Сосновникова - Горький, 2003.

27. Тихомиров, О.К. История психологии  (10-е — 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. — 2-е изд./Под ред. П. Я. Гальперина, И90 Л. II. Ждан / О.К. Тихомиров —М:  Изд-во Москва. ун-та, 1992. —364 с.

28. Харченко, В.К, Коренева, Е.Ю. Язык фрустрации / В.К, Харченко, Е.Ю. Коренева - Издательство Литературного Института Им. А. М. Горького, 2007.

29. Чернобровкин, В. Н. Черпобровкина, В. А. Диагностика фрустрационных реакций педагогов. НПЦ Перспектива / В.Н. Чернобровкин, В.А. Чернобровкина – М. ,2000.

30. Щербатых, Ю.В. Общая психология. Учебное пособие / Ю.В. Щербатых – СПб.: Питер, 2009.

 

 


Информация о работе Проблема фрустрации в психологии