Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:32, курсовая работа
Актуальность проблемы фрустрации в психологии не нова, анализированием фрустрационного поведения занимались в отечественной психологии ( Василюк Ф.Е., Китаев-Смык Л.А., Левитов Н.Д., . Павлов И.П., Сосновникова Ю.Е. ) и зарубежной ( Розенцвейг С., Браун Д., Фарбер М., Майер Д. ). Данная работа посвящена теме: «Проблема фрустрации в психологии». Эта тема интересна для изучения, так в активной жизни современного человека постоянные стрессы неизбежны. Целью работы является теоретический анализ поставленной проблемы: исследование фрустрационного состояния в разных возрастах.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1.Понятие фрустрации в работах отечественных и зарубежных психологов………………………………………………………………………5
1.1. Сущность понятия «фрустрация» в современной психологии……….7
1.2 Причины фрустрации (фрустраторы). Типы фрустраторов………….12
1.3 Фрустрационная толерантность………………………………………..14
1.4 Формы проявления фрустрации………………………………………..15
1.5 Различие ситуации затрудненности и ситуации фрустрации………...22
2. Коррекция состояний фрустрации…………………………………………28
Глава 2. Исследование фрустрационных состояний в современной психологии.
3. Выводы и заключение……………………………………………………..30
Библиография …………………………………………………………………32
В затруднительной
для субъекта ситуации мы
Для поведения
третьего типа характерна как
раз утрата связи, через
Возвращаясь
теперь к поставленному выше
вопросу о различении ситуации
затрудненности и ситуации
Определение категориального
поля понятия фрустрации не
составляет труда. Вполне
2. Коррекция состояний фрустрации.
Преодоление состояния фрустрации - психического состояния, вызываемого неожиданным возникновением препятствий на пути к намеченной цели, переживанием неудачи. Непреодолимая разница между желаемым и реально достижимым служит предпосылкой для возникновения стойких негативных эмоций, а в сочетании с утомлением и стрессом представляет значительную опасность для психического здоровья спортсмена.[12].
Стратегия преодоления
фрустрации характеризуется
Особое место
в регуляции психических
С помощью средств
саморегуляции можно управлять
процессами, которые в обычных
условиях регуляции не
3. Выводы и заключение.
Трудности и возможные
неудачи в жизнедеятельности
при определенных условиях
Применительно
к человеку фрустрацию в самом
общем виде можно определить
как сложное эмоционально-
Фрустрация проявляется
тогда, когда лично значимый
мотив остается
Можно выделить состояния, типичные реакции, проявляющиеся у людей при воздействии фрустраторов, т.е. препятствий, раздражителей, ситуаций, вызывающих фрустрацию. Типичными реакциями на воздействие фрустраторов являются агрессия, фиксация, отступление и замещение, аутизм, регрессия, депрессия и др.
Агрессию при фрустрации понимают в широком значении, относятся сюда не только прямое нападение, но и угрозу, враждебность, задиристость, озлобленность и т. д. Она может быть направлена не только на лиц, виновных в создании «барьера», но и на всех окружающих или даже на неодушевленные предметы, на которых в данных случаях «срывается зло». Наконец, возможен перенос агрессии на самого себя («автоагрессия»), когда человек начинает «бичевать себя», нередко при этом приписывая себе несуществующие недостатки или сильно их преувеличивая.
Необходимо отметить,
что, с одной стороны, не
всякая агрессия как
Если у человека часто повторяются фрустрации, то его личность может приобрести деформационные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность (при фрустрациях в форме агрессии) или утрату делового оптимизма и нерешительность (при «автоагрессии»), вялость, безразличие, безынициативность (при депрессии); персеверативность, ригидность (при фиксации) и т. д. Частный же выход из состояния фрустрации путем перемены деятельности приводит к утрате настойчивости, трудолюбия, усидчивости, организованности, целенаправленности.
3. Библиография
1. Баркер, Р. Эффект фрустрации в когнитивной среде / Р.Баркер - М., 2004.
2. Белинская, Е.П ; Тихомандрицкая, О.А. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е. П. Белинская, О.А.Тихомандрицкая — М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с.
3. Браун, Д ; Фарбер, М. Введение в психотерапию. Принципы и практика психодинамики /Д. Браун; М. Фарбер - М., 2004.
4. Василюк Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк - М., 2008.
5. Википедия. Свободная энциклопедия.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%
6. Гарбер, Е. И. 17 уроков психологии / Е.И. Гарбер - М., 1995.
7. Гозман, Л. Психология эмоциональных отношений/ Л. Гозман – СПб. : Питер, 2009. – 256 с.
8. Дружинина, В.Н. Современная психология / В.Н. Дружинина - ИНФРА, 1999.
9. Зинченко, В. П; Назаров А.Н. Введение в психологию / В.П. Зинченко, А.Н. Назаров - Москва-Дубна, 2002 г.
10. Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин — СПб.: Питер, 2005. — 412 с.
11. Карвасарский, Б. Д. и др. Клиническая психология: Учебник для вузов / Б.Д. Карвасарский — Питер, 2004. — 960 с.
12. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык - М.,2001.
13. Левитов, Н.Д. О психологических состояниях человека / Н.Д. Левитов - М.,2006.
14. Левитов, Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии / Н.Д. Левитов - 1967. - № 6. - с. 118-129.
15. Лейбин, В. Словарь-справочник по психоанализу / В. Лейбин - 2010 г.
16. Майер, Д. Социальная психология / Д. Майер - М., 2005.
17. Майер, Н. Фрустрация: поведение без цели / Н. Майер - М., 2005.
18. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:
В 3 кн / Р. Немов — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
19. Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева Р. X. и Гарбера Е. И. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 560 с.
20. Павлов, И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга / И. П. Павлов - М., 2001.
21. Павловские клинические среды. М.-Л., Изд-во АН СССР, I, 1954.
22. Пряжников, Н.С., Пряжникова, Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова – М.,2001.
23. Психология состояний. Хрестоматия. Под ред. А.О. Прохорова., 2004
24. Розенцвейг, С. Психодиагностика / С. Розенцвейг - М., 2004.
25. Рид Лоусон. Фрустрация. Развитие научной концепции / Рид Лоусон – М., 2000.
26. Сосновникова, Ю.Е. Психические состояния человека, их классификации диагностика / Ю.Е. Сосновникова - Горький, 2003.
27. Тихомиров, О.К. История психологии (10-е — 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. — 2-е изд./Под ред. П. Я. Гальперина, И90 Л. II. Ждан / О.К. Тихомиров —М: Изд-во Москва. ун-та, 1992. —364 с.
28. Харченко, В.К, Коренева, Е.Ю. Язык фрустрации / В.К, Харченко, Е.Ю. Коренева - Издательство Литературного Института Им. А. М. Горького, 2007.
29. Чернобровкин, В. Н. Черпобровкина, В. А. Диагностика фрустрационных реакций педагогов. НПЦ Перспектива / В.Н. Чернобровкин, В.А. Чернобровкина – М. ,2000.
30. Щербатых, Ю.В. Общая психология. Учебное пособие / Ю.В. Щербатых – СПб.: Питер, 2009.