Проблема этнических конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:19, реферат

Краткое описание

Этнические конфликты, представляя собой проявление межнациональной напряженности виде конкретных форм противодействия между этническими общностями (группами), постоянно осложняют жизнь людей во всех уголках земного шара. Поэтому психология не может оставить их вне поля своего зрения

Содержание

Введение
1. Сущность, предпосылки возникновения этнических конфликтов
2. Модели (виды) этнических конфликтов
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

этнопсихология.docx

— 35.18 Кб (Скачать файл)

1. Члены своего этноса  воспринимаются как более похожие  друг на друга, чем они есть  на самом деле. Акцент на внутригрупповом  сходстве приводит к деиндивидуализации, выражающейся в чувстве собственной  анонимности и недифференцированном  отношении к отдельным представителям  чужой группы. Деиндивидуализация  облегчает осуществление агрессивных  действий по отношению к «врагам». Так, при исследовании традиционных  культур было обнаружено, что  чем больше у членов племени  сходных элементов оформления  внешности (одежда, прическа, раскраска  лица и тела), способствующих деиндивидуализации, тем более оно агрессивно. Единая  форма одежды как элемент, усиливающий  деиндивидуализацию, безусловно, облегчает  проявления агрессивности и во  враждующих армиях.

2. Члены других этносов  воспринимаются как более отличающиеся  друг от друга, чем они есть  на самом деле. Часто культурные  и даже языковые границы между  этническими общностями неопределенны  и трудноуловимы. Но в конфликтной ситуации субъективно они воспринимаются как яркие и четкие. Показательный пример этой тенденции -- подчеркивание и преувеличение различий между пародами тутси и xyтy и Руанде, что способствует многолетней трагедии руандийского народа -- резне и чисткам по этническому признаку, -- унесшей миллионы жизней как хуту, так и тутси. А задолго до начала конфликта между Арменией и Азербайджаном по поводу Нагорного Карабаха в средствах массовой информации обеих республик стал планомерно создаваться образ врага как географически близкого, но культурно далекого народа. Итак, в ходе этнических конфликтов межгрупповая дифференциация протекает в форме противопоставления своей и чужой групп: большинство противопоставляется меньшинству, христиане -- мусульманам, коренное население -- «чужакам». Единство в негативных оценках чужой группы не только выполняет полезную для данной общности функцию, но и часто является необходимым условием для разрешения конфликта в ее пользу.

Социальные противоречия хотя и играют решающую роль среди  причин конфликтных действий, не связаны  с ними напрямую: конфликтные действия возникают, если противоборствующие стороны  осознали несовместимость своих  интересов и имеют соответствующую  мотивацию поведения. При этом большое  значение приобретает стадия осознания  и эмоционального вызревания конфликта. Например, пережитые «исторические  несправедливости» вызывают желание  восстановить справедливость, но это  не обязательно приводит к возникновению  мгновенной реакции. Чаще до начала конфликтных  действий проходя г многие годы, на протяжении которых этническая общность сплачивается вокруг идеи отмщения. Так  было во Франции после поражения  в войне с Германией 1870 г. и  потери Эльзас-Лотарингии.

С психологической точки  зрения конфликт не только не начинается с началом конфликтных действий, но и не заканчивается с их окончанием. После завершения прямого противодействия -- на этапе зализывания ран -- конфликт может сохраняться в форме социальной конкуренции и проявляться в создании образа врага и предубеждений. Так, даже в середине 1990-х гг. 24% русских респондентов старше 60 лет, то есть переживших войну, соглашались с утверждением, что немцы -- исконные враги русских.

Поиск козлов отпущения в  ходе межэтнических конфликтов осуществляется с помощью механизма социальной каузальной атрибуции. В мировой  истории мы встречаемся с бесчисленным количеством примеров агрессивного поведения, прямо направленного  на членов чужой группы, на которых  возлагается ответственность за негативные события -- эпидемии, голод  и другие несчастья» Например, в  средневековой Европе убийства евреев объяснялись их злодействами в распространении  эпидемии чумы. Следовательно, с помощью  социальной и этнической атрибуций  большинство оправдывает совершаемые  или планируемые ими действия против «чужаков».

То же самое наблюдается  и на индивидуальном уровне: когда  человек сталкивается с социально  нежелательным или опасным положением дел, для него характерна тенденция  воспринимать несчастья как результат  чьих-то действий и найти кого-то, ответственного за них. Во многих документально  подтвержденных исторических случаях  эти «кто-то» -- вредители или враги  моральных устоев и политического  порядка -- обнаруживались. Социальное знание общества обеспечивало большой  выбор козлов отпущения -- преступников, злодеев, ведьм, колдунов и т. п.

Вариантом социальной каузальной атрибуции выступает атрибуция  заговора, На основе подобной атрибуции  строится все многообразие концепций  заговора. Они встречаются и в  так называемых примитивных, и в  цивилизованных обществах, различаются  степенью «наукообразности», могут  затрагивать все сферы общественной жизни, описывать деятельность заговорщиков в местном и во вселенском масштабе. Но можно выделить и общие для всех концепций заговора черты. Обычно они возникают в ситуации экономического, социального, политического кризиса или форс-мажорных событий типа эпидемии. Подчеркивается групповой характер заговора--вредителями объявляются группы меньшинств (реального-- масоны, правдоподобного-- агенты зарубежных разведок, фантастического -- ведьмы). Очень часто в качестве «заговорщиков» выступают группы этнических меньшинств.

В объяснительных моделях  природы межэтнических конфликтов особое место занимают поведенческие  концепции. Они не отрицают значения социально-структурных факторов, но акцентируют внимание на социально-психологических  механизмах, стимулирующих конфликт. В рамках этих концепций широко известна теория фрустрации -- агрессии (фрустрация -- это состояние опасности от нанесенного группе ущерба; стресс, ощущаемый как препятствие в  осуществлении цели, которые, согласно данной теории, ведут к агрессии).

Социологи и психологи, изучая реальные социально-культурные и политические ситуации, наполнили эту теорию конкретным содержанием, выделив в межэтнических  конфликтах феномен относительной  депривации. При этом не просто подчеркивается опасность депривации в связи  с ухудшением условий жизни группы, но и сама депревация рассматривается  как разрыв между ожиданиями людей  и их возможностями.

Таким образом, под межэтническим  конфликтом в широком смысле этого  слова следует понимать любую  конкуренцию между этносами (или  этническими группами) -- от реального  противоборства за обладание ограниченными  ресурсами до конкуренции социальной -- во всех случаях, когда в восприятии хотя бы одной из сторон противоборства сторона определяется с точки  зрения этнической принадлежности ее членов.

 

2. Модели (виды) этнических конфликтов

Этнические конфликты  можно классифицировать по различным  основаниям. Самой общей классификацией служит деление этнических конфликтов на два вида по особенностям противостоящих сторон:

1. Конфликты между этнической  группой (группами) и государством. Примером могут служить события  в Чечне, Абхазии или в Нагорном  Карабахе, результатом чего явилось  создание там самопровозглашенных  и де-факто независимых государств  при полном вытеснении из местных  органов власти соответственно  русских, грузин и азербайджанцев.

2. Конфликты между этническими  группами (ассоциациями групп). Примерами  могут служить события еще  советского времени в Фергане  -- погромы турок-месхетинцев узбеками  или в Ошской области -- столкновения  киргизов и узбеков.

Эти два вида конфликтов ученые часто обобщенно называют межнациональными, понимая под ними любые противоборства между государствами  и субгосударственными территориальными образованиями, причиной которых является необходимость защитить интересы и  права соответствующих наций, народов  или этносов.

Кроме того, возможна классификация  этнических конфликтов по приоритетным целям, сформулированным организациями  одной из сторон, а, следовательно, и  по возможным последствиям для полиэтничного  социума, в котором они развиваются. В связи с этим обычно различают:

1. Социально-экономические  конфликты, возникающие на основе  требований выравнивания уровня  жизни, социально-профессионального  состава и представительства  в элитных слоях (со стороны  представителей «отстающих» этнических групп) либо прекращения льгот, субсидий и экономической помощи «другим» (со стороны членов «лидирующих» групп). Они являются следствием неудовлетворенности той или иной нации, не имеющей собственной государственности, своим правовым статусом или имеющей ее в усеченной форме. По сути это конфликты с властными структурами государства, в составе которого находится данная нация, но зачастую эти структуры отождествляются с народом, давшим наименование этому государству (например, абхазо-грузинский и осетино-грузинский конфликты, события в Чечне, Приднестровье, ряде других регионов).

2. Этно-территориальные конфликты,  которые, как правило, имеют  глубокие исторические корни.  Специалисты считают, что к  этому типу следует относить  споры, ведущиеся «от имени»  этнических общностей относительно  их прав проживать на той  или иной территории, владеть  или управлять ею. С учетом  того, что в России национально-территориальные  границы по существу отсутствовали,  а в СССР они зачастую были  произвольны, неоднократно сдвигались, ареал расселения многих народов  весьма широк и пестр -- конфликты  такого рода особенно опасны  и трудно разрешимы. Чрезвычайно  остро они протекают в местах  насильственного переселения депортированных  народов и на их исторической  Родине при реализации права  на возвращение прежних территорий (конфликты между ингушами и  осетинами за Пригородный район,  крымскотатарский, нагорно-карабахский,  в пограничных районах среднеазиатских  государств, России и Казахстана, Украины и Молдовы, -- всего таких  спорных территорий в бывшем  СССР специалисты насчитывали  около 100).

3. Этно-демографические конфликты,  которые возникают там, где  реальна опасность размывания, растворения  этноса в результате быстрого  механического притока иноязычного  населения. Приоритетным требованием  в таких случаях становится  защита прав коренной нации,  введение разного рода ограничений для «пришлых». Такого рода конфликты характерны для Прибалтики, Молдовы, ряда республик Российской Федерации.

По формам проявления этнические конфликты могут быть насильственными (депортация, геноцид, террор, погромы  и массовые беспорядки) и ненасильственными (национальные движения, стихийные  шествия, митинги, эмиграция), а по времени -- долговременными и кратковременными.

Этнические конфликты  носят уникальный характер. Они являются следствием распада или дезинтеграции  социума, дискриминации одной нации  другой, нарушением соглашений, разрыва  социальных отношений и связей между  людьми

В межэтнических конфликтах особое место занимают так называемые этнокультурные конфликты.

Этнокультурный конфликт -- это конфликт старых и новых  культурных норм и ориентации; старых, присущих этнофору как представителю  того этноса, территорию, которого он покинул, и новых, свойственных тому этносу, на территорию которого он прибыл. Иначе  говоря, этнокультурный конфликт -- это  конфликт двух культур на уровне индивидуального  сознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Бортникова С.М., Зубахина  Т.В. «Нервные и психические  болезни».Серия «Медицина для  Вас». Ростов- на Дону : «Феникс»,2000-480с.

2. Психиатрия. Под ред.Р. Шейдера.Пер.с англ.-М.;Практика,1998-485с

3.Фридман Л.С..Флеминг Н.Ф., Робертс Д.Х, Хайман С.Е. «Наркология»: пер.с англ.-2-е изд., испр.-М.;СПб.: «Издательство БИНОМ»-«Невский Диалект»,2000-320с.

 


Информация о работе Проблема этнических конфликтов