Проблемы возраста и возрастной периодизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:20, лекция

Краткое описание

В работе рассмотрены некоторые основные теории индивидуального развития человека, которые в явном виде содержат периодизацию индивидуального развития, не используя никаких классификационных схем, поскольку многие из существующих теорий, строго говоря, невозможно отнести «в чистом виде» ни к одному из указанных подходов.

Вложенные файлы: 1 файл

lekciya problemy vozrasta i vozrastnoy periodizacii.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

Лекция № 14 «Проблемы возраста и возрастной периодизации».

 

Периодизация, принятая Международным симпозиумом  по возрастной периодизации в Москве (1965 г.).

Периодизация  Дж. Биррена.

Последовательные  стадии развития детства по Валлону.

Развитие психики  по Мухиной.

 

Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Дорога к ее научному изучению была проложена работой Ч.Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора», вышедшей в свет в 1859 году. Влияние  этой теории, по словам И.М.Сеченова, состояло в том, что она заставила естествоиспытателей «признать в принципе эволюцию психических деятельностей».

Развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями, появлением новообразований, новых  механизмов, новых процессов, новых  структур.

Вопрос о возможности  выделения периодов жизни, в которых  развитие личности подчиняется особым закономерностям, имеет многовековую историю. Еще древние греки делили жизнь человека на 10 периодов по 7 лет  – хептомаденов, а римляне делили жизнь на 5 фаз по 13-15 лет.

Однако, несмотря на столь  многовековую историю проблемы, до настоящего времени открытым остается вопрос о том, делится ли развитие личности на периоды или оно происходит непрерывно и можно говорить о  последовательной смене форм поведения. Идут дискуссии по поводу оснований для выделения периодов и их границ. Особенно это касается периодизации развития взрослых людей.

Наука о психическом  развитии зародилась как ветвь сравнительной  психологии в конце 19 века. Нет практически  ни одного психолога, который бы так или иначе не занимался проблемами развития психики.

 Наиболее крупные  достижения в этой области  связаны с именами таких ученых  как Адлер, Бине, Гезелл, Пиаже,  Фрейд, Эриксон, Штерн, Аркин,  Блонский, Выготский, Скиннер, Божович,  Лисина, Гальперин…

Под возрастной периодизацией  в психологии принято понимать модель развития личности, отражающую сущность происходящих возрастных изменений  и предполагающую выделение отдельных  этапов развития, каждый из которых  характеризуется как своеобразием структуры и функционирования различных психических процессов, так и особыми личностными новообразованиями.

Содержание любой из периодизаций возрастного развития обусловлено тем критерием, который  лежит в основе ее построения, то есть признаком, на основании которого производится оценка, определение или классификация отдельных периодов развития.

Проблема возрастной периодизации психического развития является одной из самых дискуссионных  в психологии, что связано с  отсутствием у разных исследователей единого понимания природы возрастного развития, его движущих сил, механизмов. Каждая из теорий личности порождает определенную схему периодизации психического развития. При этом существует не только большое количество теорий и схем периодизации, но и большое количество классификаций этих теорий.

Первая из классификаций  схем периодизации индивидуального развития личности и ее самосознания выделяет три подхода в зависимости от того, о какой науке идет речь.

В биологии и  психофизиологии речь идет о критических, или сензитивных периодах, когда организм отличается повышенной чувствительностью к каким – то определенным внешним или внутренним факторам, воздействие которых именно в данный момент развития имеет особенно важные необратимые последствия.

В социологии и других общественных науках говорят о социальных переходах, поворотных пунктах развития, радикально изменяющих положение, статус или структуру деятельности индивида (например, поступление в школу, вступление в брак), чему нередко сопутствуют особые социальные ритуалы, обряды перехода. Социальная антропология говорит о том, что переход к следующему возрастному периоду должен сопровождаться изменением социального статуса человека, выполняемыми социальными ролями и жизненной активностью. Следовательно, основанием для выделения периодов развития можно считать положение человека в системе общественных отношений. 

В психологии развития существует специальное понятие возрастных нормативных жизненных кризисов, которое подчеркивает, что критические  периоды и социальные переходы обычно сопровождаются какой-то психологической перестройкой. Какой бы болезненной ни казалась эта перестройка, для данной фазы развития она закономерна, статистически нормальна. Зная соответствующие биологические и социальные законы, можно достаточно точно предсказать, в каком возрасте индивид данного общества столкнется с теми или иными проблемами, как  эти проблемы связаны друг с другом, от чего зависит глубина и длительность кризиса, и каковы типичные варианты его разрешения.   

Вторая классификация схем периодизаций, рассматривающих период детства, также разделяется на три группы (Выготский Л.С., 1984).

К первой группе относятся  попытки периодизации возрастного  развития на основе не расчленения  развития, а соотнесения его со ступенчатообразным изменением других процессов, так или иначе связанных с детским развитием (Гетчинсон, Штерн, Заззо).

Ко второй группе относятся  периодизации, направленные на выделение  какого-нибудь одного признака детского развития как условного критерия для разделения его на отдельные периоды (Блонский, Фрейд).

Третья группа периодизаций принимают за основу существенные особенности  личности в разные этапы ее психического развития (Выготский, Гезелл, Эльконин, Петровский).  

 Третья  классификация схем периодизации индивидуального развития основывается на взглядах авторов на онтогенез (отрезок жизни индивида с момента рождения до наступления зрелости).

Представители первого направления  рассматривают развитие  в его  целостности и неделимости, не выделяют  в нем явно выраженных отдельных периодов или этапов (Олпорт, Кеттел, Роджерс, Айзенк). В теориях этой группы во главу угла ставится представление о некоторой целостности, например, понятие личности. Далее предметом исследования становятся характеристики этой целостности, ее внутренняя структура, условия происхождения. Даже признавая динамку изменений данной целостности, изучая условия ее происхождения, исследователи не связывают жестко эти изменения с каким-то определенным возрастом. Возрастное развитие в таком случае признается фоном изучаемых явлений.

Вторую группу образуют те психологические  теории, в которых онтогенез представляет собой чередование, смену определенных периодов развития (Фрейд, Пиаже, Валлон, Эриксон, Выготский, Леонтьев). Для обоснования  деления онтогенеза на определенные периоды каждый исследователь вводит собственные основания этого деления и представляет собственную теорию психического развития человека в онтогенезе.

Теории первой и второй группы могут  совпадать в признании существования  периодов развития, но коренным образом расходятся в ответе на вопрос о содержании переходов от одного периода к другому.

   Асмолов, анализируя теоретически  возможные подходы, объясняющие  развитие человека, выделяет три  основных, в которых укладывается  множество отдельных теорий и концепций:

биогенетический подход, в центре внимания которого «находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами;

социогенетический – представители данного подхода делают акцент на изучение процессов «социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретении социальных установок (Скинер, Бандура);

персоногенетический – во главу угла ставится «проблема активности, самосознания, творчества личности, формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации жизненного выбора, непрестанного поиска смысла жизни».

К названным Асмоловым подходам можно добавить теории когнитивного направления. Они занимают промежуточное направление между биогенетическим и социогенетическим подходами, поскольку ведущими детерминантами развития считают и генотипическую программу, и условия, в которых эта программа реализуется. Уровень развития обуславливается как разверткой генотипа, так и социальными условиями.

Большинство психологов соглашаются  с тем, что развитие состоит из последовательных медленных и быстрых  скачкообразных изменений. Поэтому, выделение  стадий развития необходимо. Однако чаще всего исследователи ограничиваются периодизацией детства. Это объясняется большой сложностью периодизации взрослости, когда развитие приобретает новый характер: не связывается напрямую с физическим созреванием и приобретением новых когнитивных навыков и в большей степени определяется внутренней субъективной позицией человека, т.е. принимает качественно новую форму саморазвития.

При описании развития взрослости необходимо учитывать внутриличностную и межличностную  гетерохронность, т.е. несовпадение у  одного человека темпов развития различных  процессов (биологических, социальных, познавательных) и несовпадение этих темпов у разных людей.

Развитие взрослых, во время которого осуществляются важнейшие личностные выборы, является суммой не только эволюционных, но и инволюционных процессов.

Сегодня мы с вами рассмотрим некоторые основные теории индивидуального развития человека, которые в явном виде содержат периодизацию индивидуального развития, не используя никаких классификационных схем, поскольку многие из существующих теорий, строго говоря, невозможно отнести «в чистом виде» ни к одному из указанных подходов.

Знакомясь с периодизацией индивидуального  развития, следует учитывать некоторые  специфические проблемы. Не существует жестких границ начала и завершения каждой стадии. По результатам многочисленных исследований установлено, что для процессов созревания и инволюции характерны неравномерность и гетерохронность, которые содержат различные возможности жизни – от преждевременного старения до активного долголетия.

Существует много классификаций  возрастов, разработанных специалистами из разных областей человеческого знания, и, следовательно, основанных на разных критериях.

В педиатрии широко используется следующая периодизация развития: внутриутробный период, период новорожденности, период вскармливания грудью, период молочных зубов, период отрочества, период полового созревания.

В антропологии выделяют три основных периода развития взрослого  человека: возмужалый возраст (20-40 лет  у женщин, 25-45 лет у мужчин), зрелость (до 55 лет), старость, для которой характерно непрерывное нарастание инволюции и завершение естественной физиологической смертью.  Вместе с тем антропологическая периодизация развития взрослого человека не является общепринятой в геронтопсихологии и психофизиологии.

Несмотря на отсутствие единой классификации, можно отметить наличие общих тенденций в  различных возрастных периодизациях, близость некоторых из них между  собой.

Рассмотрим наиболее распространенные классификации возрастных периодов.

Периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в Москве (1965 г.).

 

Новорожденный - до 10 дней.

Грудной возраст -  10  дней – 1 год.

Раннее детство – 1-2 года.

Первый период детства  – 3-7 лет.

Второй период детства  – 8-12 лет для мальчиков, 8-11 лет для девочек.

Подростковый возраст  – 13-16 лет для мальчиков, 12-15лет  для девочек.

Юношеский возраст  – 17-21 год для юношей, 16-20 лет для  девушек.

Средний (зрелый возраст):

первый период – 22 – 35 лет для мужчин, 21-35 – для женщин.

Второй период – 36-60 лет для мужчин, 36-55 – для женщин.

Пожилой возраст – 61 -74 года для мужчин, 56 – 74 – для женщин.

Старческий возраст  – 75- 90 лет.

Долгожители – старше 90 лет.

 

Периодизация  Дж. Биррена.

 

Первая фаза -  младенчество, до двух лет.

Вторая фаза -  дошкольный возраст, 2-5 лет.

Третья фаза – детство, 5-12 лет.

Четвертая фаза – юность, 12-17 лет.

Пятая фаза – ранняя взрослость, 17-25 лет.

Шестая фаза – зрелость, 25-50 лет.

Седьмая фаза – поздняя  зрелость, 50-75 лет.

Восьмая фаза – старость, от 75 лет и старше.

 

 

 

Периодизация Бромлея (Бромлей, 1966).

Выделяет пять циклов развития: утробный, детство, юность, взрослость, старость. При этом каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий.

Цикл «утробный» состоит из четырех стадий: зигота, эмбрион, плод, момент рождения.

Цикл «детство» состоит из трех стадий:

младенчество – от рождения до 18 месяцев;

дошкольное детство  – 18 месяцев – 5 лет;

раннее школьное детство  – 5-11 (13) лет.

Информация о работе Проблемы возраста и возрастной периодизации