Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:20, лекция
В работе рассмотрены некоторые основные теории индивидуального развития человека, которые в явном виде содержат периодизацию индивидуального развития, не используя никаких классификационных схем, поскольку многие из существующих теорий, строго говоря, невозможно отнести «в чистом виде» ни к одному из указанных подходов.
Цикл «юность» состоит из двух стадий:
старшее школьное детство – 11 – 15 лет;
поздняя юность – 15-21 год.
Цикл «взрослость» состоит из четырех стадий:
ранняя взрослость – 21-25 лет;
средняя взрослость – 25-45 лет;
поздняя взрослость – 40-55 лет;
предпенсионный возраст – 55-65 лет.
Цикл «старость» начинается с 65лет и включает в себя три стадии:
отставка – 65-70 лет;
старый возраст – 70 лет и старше;
«финиш», включающий в себя период старческих заболеваний и умирания.
Многие авторы рассматривают этапы психической эволюции как прерывистую последовательность реорганизаций, включающих подавление или добавление каких-то функций в определенные моменты, и поэтому считают необходимым изучать конфликты, противоречия в ходе развития ребенка.
Последовательные стадии развития детства по Валлону.
Валлон отмечает, что развитие когнитивных процессов тесно переплетено с эмоциональным и личностным развитием, причем эмоции в генезисе психической жизни появляются раньше всего остального и ребенок способен к психической жизни только благодаря эмоциям, т.к. именно они объединяют ребенка с его социальным окружением.
Хотя Валлон не признает единого ритма развития для всех детей, но все равно выделяет периоды, каждый из которых характеризуется своими признаками, особенностями взаимодействия ребенка с другими людьми:
- период противопоставления (3-4 года) - ребенок начинает испытывать потребность утверждать и завоевывать свою самостоятельность, что приводит его к конфликтам (ребенок противопоставляет себя другим, проявляется непослушание, негативизм);
- период нарциссизма (4-5 лет) – ребенок проявляет усиленный интерес к самому себе, стремится выставить себя в выгодном свете, верит в свои сверхспособности, упорствует в достижении своих желаний, целей. В когнитивном плане восприятие становится более абстрактным, ребенок способен различать линии, графические обозначения.
- период подражания (5-6 лет) – ребенок проявляет внимание к людям, к миру, испытывает привязанность к людям, поэтому воспитание ребенка в этот период «должно быть насыщено симпатией». В этот период ребенок подражает и усваивает роли, придумывает себе героя. На протяжении стадии мышление ребенка отмечено синкретизмом (нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка, проявляется в тенденции детского мышления без достаточных оснований связывать между собой разнородные явления), он расшифровывает ситуации по какой-нибудь одной детали или набору деталей, между которыми не способен установить причинно-следственные связи.
6. учебная стадия (6-12 лет)
– ребенок поворачивается к
внешнему миру, осваивает знания
о вещах, их свойствах,
7. Стадия полового
созревания - внимание подростка
сосредотачивается на своей
Умственные способности человека достигают расцвета к 18-20 годам и существенно не снижаются до 60-летнего возраста. Резкое ослабление умственной деятельности наблюдается у людей незадолго перед смертью.
Развитие психики по Мухиной.
В.С.Мухина предлагает подход к пониманию механизмов развития и бытия личности через идентификацию и обособление.
Идентификация – механизм присвоения одним индивидом всесторонней человеческой функции.
Обособление – механизм отстаивания индивидом своей природной и человеческой сущности. Идентификация и обособление - это равноценно значимые и одновременно диалектически противоречивые основополагающие элементы единого механизма, развивающего личность и делающего ее психологически свободной.
Возрастные достижения в психическом развитии Мухина разделяет на следующие этапы:
Эрик Эриксон, ученик Фрейда, на базе теории Фрейда о фазах психосексуального развития создал новую теорию – психосоциального развития. Она включает восемь стадий развития «Я», на каждой из которых прорабатываются и уточняются ориентиры по отношению к себе и внешней среде. Эриксон отмечал, что изучение личностной индивидуальности становится такой же стратегической задачей второй половины 20 века, какой было изучение сексуальности во времена Фрейда в конце 19 века.
Этапы развития психики по Эриксону мы рассмотрим позднее, а сейчас рассмотрим отличие теории Эриксона от теории Фрейда.
Основной закон развития, по Эриксону, - это «эпигенетический принцип», согласно которому на каждом новом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях.
Информация о работе Проблемы возраста и возрастной периодизации