Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Социальная защита населения - система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельностного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие;

Содержание

Введение. 1
1.Социальная защита населения 2
1.1. Понятие, функции и принципы социальной защиты населения 2
1.2. Основные виды и механизмы социальной защиты населения. 6
2. Социальная защита населения в современной России (как есть) 9
2.1. Основа социальной защиты населения в России 9
2.2.Субъекты, объекты, и механизмы социальной защиты населения в современной России 11
2.3. Основные модели социальной защиты в современной России 16
3. Как должно быть, и проблемы которые нужно решить. 22
3.1. Особенности систем социальной защиты в странах ЕС 22
3.1. Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в России 27
Заключение 35
Список используемой литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная защита населения реферат.docx

— 81.12 Кб (Скачать файл)

Федеральным, региональным и муниципальным законодательствами предусмотрено 366 видов социальных пособий и льгот, охватывающих 449  категорий населения, а на финансирование только всех федеральных обязательств необходимо направлять не менее 15 % ВВП, что превышало  расходы на социальную политику в 2002-2004 годах почти в 10 раз (по результатам исследований Академии труда и трудовых отношений).

Фактически сложилась парадоксальная ситуация, при которой социальная политика из средства уменьшения социальной напряженности превратилась в один из существенных факторов ее нагнетания.

По оценкам специалистов, общая эффективность социальной политики в России составляет сегодня 18-20 %, то есть именно такая доля из общего объема социальных расходов приходится на действительно бедных людей, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, остальные средства распыляются среди более обеспеченного населения.

Но кроме финансовой составляющей немаловажен и негативный социальный и социально-психологический аспект политики вспомоществования. Она в малой степени стимулирует получателей к самопомощи, формирует иждивенческую психологию, субкультуру нуждаемости и зависимости. Не случайно сегодня основные направления социальных реформ пролегают именно в сфере сокращения и монетизации социальных льгот.

 

2. Социальное попечительство есть средство компенсации негативных социальных последствий неравномерности социально-экономического развития и рыночной системы производства. Оно направлено на ослабление чрезмерной дифференциации между участниками конкурентных отношений и снятие возникающих на этой почве социальных конфликтов.

Чаще всего социальное попечительство выступает в форме перераспределения финансовых ресурсов между различными социальными группами и отраслями народного хозяйства с использованием механизмов государственной налоговой и бюджетной систем. По существу, социальное попечительство является внерыночным механизмом регулирования доходов и заработной платы населения. Его основные характеристики:

. построено на основе  проверки нуждаемости получателей  с учетом или без учета их  индивидуальной обеспеченности;

· осуществляется независимо от предварительного трудового финансового вклада получателей;

· выступает в безвозмездной форме (программы бесплатной социальной помощи, бесплатно предоставляемые услуги).

Социальные проблемы, на решение которых направлено социальное попечительство:

· преодоление застойной бедности среди работающего населения;

· снижение социальной дифференциации, неравенства между различными группами населения в сфере доходов;

· стабилизация среднего уровня жизни;

· обеспечение развития некоммерческой части социально-культурной сферы.

Механизмы регулирующего воздействия на доходы:

· система бюджетных социальных пособий

· система страховых выплат из внебюджетных фондов

· набор бесплатных услуг, предоставляемых населению или его отдельным категориям

· система льгот на платные услуги для отдельных категорий населения

· государственное регулирование цен на товары первой необходимости

· регулирование минимальной заработной платы

Социальное попечительство использует различные механизмы «тонкой» социально- экономической настройки (регулируемая инфляция, активизация рынков, стимулирование производительности труда как механизма самообеспечения экономически активной части населения и пр.).

Основными средствами являются государственные и негосударственные системы перераспределения доходов (налоговых, социально-страховых), масштабная реализация трансфертов населению, предоставление работающим льгот по налогам и регулирование занятости.

В России в последние годы благодаря экономическому росту удалось несколько смягчить ситуацию в этой сфере в 90-е годы. По данным Московского центра Карнеги, число живущих за чертой бедности сократилось с 37 % до 25 % населения, уровень безработицы упал на 19 % - с 7 млн. до 5,7 млн. человек.

Однако в целом данная модель предназначена для компенсации тех или иных видов социальной и экономической ущербности, и имеет преимущественно пассивный характер.

Реформа в данной сфере направлена на обеспечение заявительного характера и адресности социальной поддержки, а также увеличения индивидуальной социальной ответственности.

 

Социальное страхование – это своеобразная социальная «поддерживающая» система, построенная на принципах общеобязательности  или и добровольности.

Его основными характеристиками являются:

· зависимость различных видов социальной помощи и социального обслуживания от предварительного трудового и финансового вклада получателей;

· эквивалентность, то есть соответствие размеров и качества предоставляемых социальных услуг и выплат размерам предварительных взносов и отчислений;

· неналоговый характер источников финансирования.

Основной целевой группой социальной политики является трудящееся население, занятое в различных секторах общественного производства. Целью социального страхования является улучшение положения трудящегося населения путем принятия и совершенствования трудового и социального законодательства, в том числе, регламентирующего взаимоотношения работников и работодателей в сфере производства, а также определяющего трудовые и социальные права и гарантии работников (в связи с болезнью, несчастным случаем на производстве, безработицей и старостью).

Доминирующим направлением социального страхования является формирование многочисленного среднего класса. Подобный подход к социальной политике реализовывался в ряде европейских государств, взявшихся за проведение социальных реформ. В России социальное страхование как модель социальной политики только начинает развиваться

Данная модель побуждает людей к максимально активному поведению в экономической сфере, поскольку финансирование социальных выплат и предоставляемых социальных услуг осуществляется за счет страховых взносов работников и работодателей.

Социальное развитие – это повышение качества жизни наиболее массовых слоев населения.

Развивающая модель социальной политики ориентируется на то, что главным фактором развития современного общества является человек, а социальный баланс и социально- экономическое развитие в обществе определяется, прежде всего, уровнем и качеством человеческого потенциала, качеством населения.

Ключевым направлением социальной политики является не столько расширение мер социальной помощи и поддержки населения, организация различных акций, обеспечивающих стартовые возможности для самообеспечения (микрокредиты, общественные работы, трудоустройство и пр.), сколько развитие человеческого потенциала, повышение качества человеческого капитала как основы экономического роста и общественной динамики на длительную перспективу.

Это может быть обеспечено за счет увеличения инвестиций в человеческий капитал, развитие социальной инфраструктуры, через которую осуществляется формирование кадрового, социального и в целом человеческого потенциала общества. Реализация такой установки превращает социальную политику в основной фактор социально-экономического развития отдельных регионов и общества в целом.

 

  1. Как должно быть, и проблемы которые нужно решить.

 

    1. Особенности систем социальной защиты в странах ЕС

 

На основе существующей типологизации экономических моделей социальной защиты стран ЕС, получившей закрепление в документах Европейской Комиссии (континентальная, англосаксонская, скандинавская и южно-европейская) в диссертации определены особенности систем социальной защиты пяти стран Евросоюза: Германии, Франции, Великобритании, Швеции и Италии.

В системе социальной защиты ФРГ центральное место занимает социальное страхование. Организация системы социальной защиты в ФРГ строится по принципу самоуправления, согласно которому учреждения социального страхования наделены правовой, финансовой и организационной независимостью от институтов государственного управления. Тем не менее государство создает правовую основу, на которой строятся отношения между страхователем и страхуемым, оно осуществляет правовой надзор за деятельностью органов социальной защиты, имеет право осуществлять проверку финансовой и коммерческой деятельности страховых организаций.

В организационном отношении для системы социальной защиты ФРГ характерна разобщенность учреждений, осуществляющих социальное страхование: как независимые действуют организации по пенсионному обеспечению, медицинские страховые организации и др. Наряду с социальным страхованием в системе социальной защиты предусмотрены механизмы социальной помощи, предоставляемой в случае, если все виды страховых социальных пособий исчерпаны. Финансирование системы социальной защиты в Германии осуществляется из взносов застрахованных лиц наемного труда и работодателей, за счет государственного бюджета, а также за счет комбинации обеих разновидностей финансирования. Гарантом выполнения социальных обязательств выступает государство, перераспределяя часть средств на покрытие расходов в виде государственных дотаций. Причиной этого является признание государством особой роли, которую играют органы социальной защиты в условиях социальной рыночной экономики, состоящей в решении задач по поддержанию стабильности и социальной справедливости, необходимых для успешного функционирования и развития социально-экономической сферы страны.

Особенность французской системы социальной защиты - очень сложная организационная структура, а также высокая доля расходов на социальные программы, которая превышает средний уровень по ЕС. С 1970 по 2003 гг. расходы на социальную защиту во Франции выросли с 17,5% до 30,9%6. По данным Статистического бюро ЕС, такая доля социальных затрат ставит Францию на четвертое место после Швеции и Дании7. Для нее характерны следующие особенности. Во-первых, существование разветвленной системы профессионально-отраслевых схем социального страхования. Во-вторых, наличие развитой системы семейных пособий, которая стала результатом длительной эволюции, в ходе которой вводились и совершенствовались различные инструменты государственной семейной политики и формы семейных пособий. В-третьих, большая роль дополнительных систем социальной защиты, особенно в области пенсионного и медицинского страхования. Характерная особенность французской системы социальной защиты состоит также в том, что в основе функционирования не только государственных схем социального страхования, но и обязательных дополнительных профессиональных систем страхования лежит распределительный принцип финансирования.

Управление социальной защитой во Франции организовано иерархически в виде действующих на национальном и региональном уровнях страховых касс, ответственных за тот или иной вид социальной защиты. Региональные и местные кассы социального страхования являются самоуправляемыми организациями, каждая из которых имеет собственное правление, состоящее из представителей застрахованных и работодателей. Основным источником финансирования системы социальной защиты во Франции служат страховые взносы работников и работодателей. Исключение составляет страхование по безработице и семейные пособия, доля государственных дотаций в которых существенно выше, нежели в других отраслях социального обеспечения, а также страхование от несчастных случаев, финансируемое исключительно за счет взносов работодателя.

Для британской системы социальной защиты населения характерны две специфические особенности. Во-первых, в рамках этой системы отсутствуют специальные, организационно оформленные институты, занимающиеся страхованием конкретных видов социальных рисков - страхования по старости, по болезни, от безработицы, от несчастных случаев на производстве и др. Все программы социальной защиты объединены в рамках единой системы социальной защиты. Во-вторых, для системы социальной защиты Великобритании характерна большая роль государственных учреждений в обеспечении социальными услугами и выплатами, а также - в силу исторического развития - их тесная связь с частными страховыми программами. Структура финансирования системы социальной защиты в Великобритании определяется разделением этой системы на две части - национальное здравоохранение и национальное социальное страхование, первая из которых финансируется преимущественно из государственного бюджета, а вторая - за счет страховых взносов наемных работников и предпринимателей. Помимо здравоохранения, которое почти на 90% субсидируется за счет бюджета, налоговое финансирование характерно для обеспечения от несчастных случаев на производстве, а также семейных пособий. Таким образом, характерной особенностью британской государственной системы социальной защиты является то, что она не предусматривает существование целевых страховых взносов, предназначенных для содержания конкретных страховых программ (пенсионного, медицинского страхования, пенсий по инвалидности и т.п.). 23

Основополагающим принципом шведской социальной защиты является ее универсальность, то есть охват всех слоев населения. Вторым по важности принципом, характерным для многих европейских "социальных экономик", в наибольшей степени реализованным в Швеции, является принцип социальной солидарности, состоящий в том, что все граждане равным образом и вне зависимости от их социального статуса принимают участие в финансировании системы социальной защиты, внося соразмерный своим доходам вклад. Необходимым элементом в такой системе выступает государство, берущее на себя функции перераспределения социальных благ от обеспеченных к наиболее уязвимым категориям населения. Если принимать в расчет только доход в форме зарплаты (в среднем около 2,5 тыс. долларов в месяц), то 36% населения страны можно было бы отнести к разряду бедных (наивысший показатель в группе промышленно развитых стран мира). Однако после перераспределения совокупного общественного дохода через систему налогов и социальных выплат (1/3 госбюджета уходит на социальные нужды) плюс социальные статьи расходов муниципальных бюджетов и выплаты из пенсионных и иных страховых фондов), в категорию бедных попадает всего лишь 5,6% населения. Сравнимые аналогичные показатели для США составляют соответственно 27 и 17%8. Дороговизна подобной системы (уровень налогообложения в Швеции является одним из самых высоких в мире) в полной мере компенсируется высокой степенью социальной защищенности населения, отсутствием шокирующих контрастов между богатством и бедностью, и соответственно, высокой политической и социальной стабильностью.

Информация о работе Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в России