Южно-европейская
модель социальной защиты не имеет четкой
организации. Одной из основных проблем
социальной политики Италии является
историческое для этой страны различие
в доходах населения в северных и южных
регионах, что отражается статистикой
по безработице. По отношению к общему
уровню безработицы в Италии (11,3%), уровень
безработицы на севере страны составлял
около 7,5% (что приближается к среднеевропейским
величинам), а для юга - более 20%. Особенно
отчетливо это проявляется в той роли,
которую в условиях итальянской системы
социальной защиты начинают играть некоторые
ее виды. Прежде всего это касается пенсии
по инвалидности, которая в экономически
слабых регионах помимо своего основного
назначения выполняет роль помощи по безработице
и социальной помощи. Существенной проблемой
итальянской системы социальной защиты
является одновременное существование
плохо социально-гарантированных секторов
в экономике и секторов, в которых в силу
различных обстоятельств (например, широкого
развития профсоюзного движения - особенно
на севере страны) гарантированность социальных
услуг более высока. Особенностью итальянской
системы социальной защиты является также
неудовлетворительная защита от рисков
людей, которые в силу различных причин
оказались без каких-либо доходов. В силу
этих, а также ряда других обстоятельств
итальянская социальная политика часто
характеризовалась как "рудиментарная"9.
Следующей
по значимости проблемой является асимметричная
структура социальных расходов. Это проявляется,
в частности, в том, что наиболее крупную
часть социальных расходов составляет
пенсионное обеспечение - 15,4% в ВВП (при
среднеевропейском уровне - 11,9%), тогда
как на поддержку семьи, материнства, образования
и политику занятости затрачиваются сравнительно
незначительные средства (около 0,8%). Проблему
значительной доли пенсионеров в общей
24
структуре населения осложняет
также неблагоприятное демографическое
развитие в стране, средний показатель
рождаемости в которой составляет 1,26 ребенка
на семью - один из самых низких в Европе.
Все это сопровождается ростом доли пожилых
в стране как следствие увеличения продолжительности
жизни: в 1997 г. количество 65-летних составляло
16,7% всего населения. Хронической проблемой
является высокий уровень государственной
задолженности (государственный долг
в 90-е годы вырос более чем на 120% валового
национального продукта) - все это ограничивает
финансовую свободу государства в социальной
сфере. К проблемам социальной защиты
относится и недостаточная ответственность
как социальных органов, так и получателей
социальных услуг и выплат по отношению
к основополагающим принципам системы
социального страхования.
Проблемы и пути реформирования
системы социальной защиты населения в
России
В России до настоящего времени
не произошло формирования достаточно
четких подходов к реформированию сложившейся
системы социальной защиты, для которой
характерны чрезвычайно высокая патерналистская
роль государства и крайне слабо обозначенные
общественные институты. В течение последних
лет социальная защита населения России
ориентировалась на адресное оперативное
решение самых острых, кризисных, жизненных
проблем отдельных категорий граждан
на заявительной основе. На определенном
этапе этот путь был наиболее реальным
для практического решения задач в этой
сфере и представлялся удачным. Однако
время показало, что такой подход не дает
долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен
на профилактику повторений кризисных
ситуаций, на перспективную социальную
защиту каждого конкретного человека
и населения в целом.
Происходящие в стране реформы,
нацеленные на упорядочение всех сфер
жизни, требуют изменений в социальной
сфере, в том числе создания высокоэффективной,
ориентированной на ожидания общества
системы многопрофильной целевой социальной
защиты населения, которая должна обеспечивать
комплексное разностороннее содействие
человеку в решении различных, вызывающих
необходимость социальной защиты, проблем
на протяжении всей его жизни – начиная
с периода вынашивания матерью ребенка
и завершая достойным погребением человека.
В этой связи социальную защиту следует
рассматривать как защиту от социальных
рисков потери или ограничения экономической
самостоятельности и социального благополучия
человека.
Выделим следующие основные
направления социальной защиты и подходы
к их реформированию:
1. Социальная защита детей,
детства и отрочества должна
быть ориентированна на создание
условий жизни и развития детей,
позволяющих всем детям, независимо
от того в какой семье они
родились и живут, иметь наилучшие
возможности для сохранения их
здоровья, материального благополучия,
свободного доступного образования, дошкольного
и школьного воспитания, гармоничного
духовно-нравственного развития, реализации
своих способностей
Особое внимание необходимо
уделять детям-сиротам, а также детям,
из неблагополучных семей. Надо научиться
заботится об этих детях так, чтобы они
не чувствовали себя лишними, отчужденными
от общества, а государство не представлялось
бы им чем-то абстрактным, бесполезным,
а то и враждебным.
Также целесообразным
представляется создание Федерального попечительского
совета детей-сирот. Необходимо принять
все меры по охране и защите детей, находящихся
в особо сложных условиях, в том числе
оставшихся без надзора, беспризорных,
подвергшихся экономической и сексуальной
эксплуатации, страдающих социально-обусловленными
заболеваниями, включая синдром приобретенного
иммунодефицита, детей из числа беженцев,
а также находящихся в тюремном заключении.
Необходимо упорядочить процесс
коммерциализации услуг, предназначенных
детям, в сферах образования, охраны здоровья,
детского творчества, физкультуры и спорта
и определить учреждения, где это уместно.
Социальная защита детей, детства
и отрочества должна эффективно оберегать
детей всех возрастных групп, а также периодов
развития, от социальных рисков:
мертворождение и патологические
роды;
врожденные и родовые дефекты,
травмы и заболевания;
голодание и нерациональное
для детей питание;
безнадзорность и бродяжничество,
экономическую и сексуальную эксплуатацию;
пристрастие к вредным привычкам
(алкоголю, табакокурению, наркотикам и др.);
негативное психологическое
воздействие, дискриминацию по национальным, половым, имущественным
или любым другим критериям;
вовлечение в политическую
активность и военные действия;
проживание в экологически
неблагополучной среде, вовлечение в антигуманные религиозно-культовые
организации и движения.
пребыванию ребенка в семье;
получению образования и духовно-нравственного
воспитания;
формированию комфортного психологического
климата для каждого ребенка в семье, детских коллективах,
в регионе проживания, в стране;
развитию потенциальных профессиональных,
творческих и иных общественно полезных способностей;
приобщению к культурным ценностям;
занятиям физической культурой
и спортом;
созданию условий для игр, других
форм разумных развлечений и безопасного отдыха;
целевому использованию пособий
и денежных сбережений, предназначенных для детей, имущественным
интересам детей.
На государственном уровне
следует однозначно определиться по вопросу
идеологии детских пособий: либо недвусмысленно
дать статус этим пособиям как пособиям
по бедности, и тогда критерием их выплаты
станет доход семьи, либо следует рассматривать
такие пособия как проявление государственной
политики поддержки отечественного генофонда
и рождаемости, и потому выплата пособий
не должна зависеть от того к какой по
достатку семье принадлежит ребенок.
2. Социальная зашита
трудоспособного населения должна
предусматривать создание условий,
обеспечивающих баланс прав, обязанностей
и интересов граждан, когда человек сможет
в полной мере реализовать способность
к экономической самостоятельности, при
этом не ущемляя интересы сограждан и
участвуя в социальном вспомоществовании
нуждающимся лицам. Труд, его вознаграждение и
как результат денежные сбережения, приобретенные
ценные бумаги и недвижимость должны стать
основными источниками доходов и социального
благополучия человека, и никто не имеет
право посягать на них.
Социальная защита трудоспособного
населения должна предусматривать механизмы,
обеспечивающие гражданам Российской
Федерации защиту от социальных рисков,
препятствующих:
эффективной занятости человека;
предоставлению регламентированных
дополнительных гарантий занятости отдельным категориям населения,
которые нуждаются в особой социальной защите и испытывают
трудности в поиске работы, в том числе:
одиноким и многодетным родителям,
воспитывающим несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;
лицам предпенсионного возраста;
военнослужащим, уволенным
в запас;
бывшим воинам – участникам
военных конфликтов;
инвалидам; лицам, пострадавшим
в результате техногенных и природных
катастроф, а также пострадавшим
в военных конфликтах;
лицам, продолжительное время
не имеющим работы;
лицам, отбывающим наказание
или находившимся на принудительном лечении по решению суда.
выплате и получению
заработной платы и всех видов социальных
пособий в размерах и
сроках, предусмотренных российским законодательством;
охране здоровья работающих
и профилактике неблагоприятных условий
их труда;
оказанию и получению материальной
и иной помощи лицам, попавшим в кризисные материальные и социально-бытовые
ситуации;
равноправию женщин во всех
вопросах социальной жизни. В первую очередь
речь, идет о полном фактическом равенстве
в оплате труда, продвижении по службе,
доступе к образованию, научной деятельности,
культуре и спорту. Должны быть разработаны
специальные меры в целях повышения участия
женщин в органах государственной власти
всех ветвей и уровней, в работе муниципальных структур, деятельности
общественных организаций, средств информации, содействия усилению
их вовлечению в деловую активность. Особое
внимание необходимо уделять женщинам-матерям
и готовящимся ими стать. У этих женщин
многократно возрастают многообразные
социальные риски, и это следует предусмотреть
в их социальной защите;
реализации молодежью своего
потенциала в образовательном, научном,
культурном и спортивном плане.
3. Социальная защита
нетрудоспособных граждан должна
быть нацелена на гуманизацию
всех сфер жизни этих людей.
Недопустимо, чтобы кто-либо
из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим
близких, общество. Каждый должен как можно
дольше сохранять желание и возможность
проживать в семье, активно участвовать
в экономическом, политическом, культурном
развитии общества, пользоваться всеми
его благами и по возможности их приумножать.
Ведущая роль в решении проблем этих граждан
принадлежит социальному обслуживанию
и пенсионному обеспечению, которые требуют
реформирования.
Социальная защита нетрудоспособных
граждан должна включать механизмы, обеспечивающие: