Проблемы стрессоустойчивости и возможности их разрешения в процессе занятия спортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:09, реферат

Краткое описание

Стресс – это особая реакция организма в ответ на сильный внешний раздражитель. Такие раздражители называются стрессорами. Стрессоры бывают самые разные: психологические (отрицательная информация извне или отсутствие положительной информации), биологические (бактерии, токсины), химические (лекарства, яды, химические соединения), физические (электромагнитное излучение, радиоактивное излучение и т.д.).

Содержание

Введение 2
1 Понятие стресса и стрессоустойчивости 3
2 Причины и признаки стрессового состояния 9
3 Адаптация к стрессу 11
4 Стадии стресса 13
5 Борьба со стрессом при занятиях физической культурой 16
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

реферат 4.docx

— 66.32 Кб (Скачать файл)

Благодаря процессу адаптации  достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с  внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”. Процесс  адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм – среда” возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.

Выше приведённое относится в равной степени и к животным, и к человеку. Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе «индивидуум – среда», в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация.

Психическую адаптацию рассматривают как  результат деятельности целостной  самоуправляемой системы, подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса.

Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды. 

  1. Стадии стресса

 

Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса:

  1. непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);
  2. максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);
  3. нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.

Одним из факторов стресса  является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

Основные черты психического стресса:

  1. стресс – состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;
  2. стресс – более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;
  3. явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Вообще, так как индивидуумы  не похожи друг на друга, от фактора  личности зависит очень много. К  примеру, в системе “человек-среда” уровень эмоциональной напряженности  нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются  механизмы субъекта, и вновь создавшихся. Таким образом, те или иные условия  вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма  индивида.

При любом нарушении сбалансированности «человек-среда» недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги.

Тревога, обозначаемая как:

  1. ощущение неопределенной угрозы;
  2. чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;\
  3. неопределенное беспокойство,

представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Это вытекает из уже упоминаемого ощущения угрозы, которое представляет из себя центральный элемент тревоги и обуславливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.

В отличие от боли тревога  — это сигнал опасности, которая  еще не реализована. Прогнозирование  этой ситуации носит вероятностный  характер, а в конечном итоге зависит  от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность  тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы.

Тревога, по интенсивности  и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению  поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким  образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния  и поведения, обусловленных психическим  стрессом.

В профессиональной управленческой деятельности стрессовые ситуации могут  создаваться динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия решения, рассогласованием между индивидуальными  особенностями, ритмом и характером деятельности. Факторами, способствующими  возникновению эмоционального стресса  в этих ситуациях, могут быть недостаточность  информации, её противоречивость, чрезмерное разнообразие или монотонность, оценка работы как превышающей возможности индивидуума по объему или степени сложности, противоречивые или неопределенные требования, критические обстоятельства или риск при принятии решения.

Важными факторами, улучшающими  психическую адаптацию в профессиональных группах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные  отношения, возможность открытой коммуникации.

 

  1. Борьба со стрессом при занятиях физической культурой

Что может быть противопоставлено  стрессу?

Обратимся к активным способам повышения общей устойчивости человеческого  организма. Их можно попытаться разделить  на три группы:

  1. Первая группа – включает способы, использующие физические факторы воздействия – это физическая культура, закаливание организма, бег трусцой и т.д.
  2. Вторая группа – аутогенная тренировка, психотерапия, гипноз.
  3. Третья группа способов повышения общей устойчивости организма связана с биологически активными веществами.

Рассмотрим первую группу более  подробно.

Регулярные занятия физической культурой оказывают положительное влияние на состояние нервной системы. Даже в дни между тренировками вы будете чувствовать себя отлично. Кроме того, доказано, что занятия фитнесом повышают уровень самооценки, что является важнейшим пунктом в борьбе со стрессом. Кому - то достаточно кратковременной вечерней пробежки по лесу, кому - то нужно "потягать железо" в зале, а кто - то получает расслабление, после того как побьет руками и ногами боксерскую грушу. В любом случае уже давно доказано, что регулярная физическая активность предупреждает и помогает снять стресс. Некоторые исследования подтверждают, что регулярные физические упражнения средней интенсивности способствуют появлению своего рода иммунитета к стрессу. Доказано, что физически активные люди более устойчивы к нервным срывам, чем люди, ведущие малоподвижный образ жизни.

Таким образом, постоянные занятия  физическими упражнениями тренируют  не только тело человека, но и поднимают  настроение, вселяют уверенность, закаляют нервную систему.

Ежедневные физические упражнения избавляют от напряжения, сжигая избыток  стрессовых гормонов и повышая в  крови уровень поднимающих настроение веществ – эндорфинов.

Физические упражнения — естественное средство для борьбы с депрессией и снятия стресса в нашей повседневной жизни. Регулярные занятия физическими  упражнениями заставляют наш мозг выбрасывать  в кровь природные эндорфины, которые улучшают настроение и защищают нас от вредного воздействия стресса.

Спорт укрепляет морально: в здоровом теле – здоровый дух. Для снятия стресса хорошо подходит бассейн, он хорошо повлияет на ваш позвоночник и мышцы, а также йога – это великолепная практика. Она научит управлять эмоциями, в том числе и отрицательными.

Таким образом, занимаясь спортом вы получаете прилив хорошего настроения плюс укрепляете организм. Это намного более действенное средство, чем распитие пива, так как последнее, только ослабляет вашу способность справляться с напряжение.

 

Заключение

Стресс  – это особая реакция организма в ответ на сильный внешний раздражитель. Такие раздражители называются стрессорами. Стрессоры бывают самые разные: психологические (отрицательная информация извне или отсутствие положительной информации), биологические (бактерии, токсины), химические (лекарства, яды, химические соединения), физические (электромагнитное излучение, радиоактивное излучение и т.д.).

Чем сильнее  стресс, тем сильнее физиологические  и биохимические сдвиги в организме, а следовательно и стресс. Влияние стресса на организм человека может быть достаточно серьезным и имеет бесконечное количество форм проявления. Можно сказать, что во время стресса человек более подвержен негативному влиянию извне. Стресс найдет "слабое" место у любого человека, и важно что это будет: неконтролируемые эмоции, затяжная депрессия или подорванное здоровье. Поэтому для борьбы со стрессами различного уровня, современному человеку необходимо научиться преодолевать стресс.

Таким образом, проблема психической адаптации  представляет собой важную область  научных изысканий, расположенную  на стыке различных отраслей знания, приобретающих в современных  условиях все большее значение.  

 

 

Список  использованной литературы

 

1. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.

2. Эверли Дж.С., Розенфельд Р. Стресс. Природа и лечение. М.: Медицина, 1985

3. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 1982.

4. Данилова  Н.Н. Крылова А.Л. Физиология  ВНД.Ростов-на-Дону, 1999

5. Стресс  и стрессоустойчивость человека

http://lib.rus.ec/b/224714/read

6. Анатомия  ЦНС. Стресс

http://www.cnsanatomy.kiev.ua/analitika/osobennosti/funkcionalniesost/stress.com

7. Физиология 

http://human-physiology.ru/stress-ego-fiziologicheskoe-znachenie/#more-140

 


Информация о работе Проблемы стрессоустойчивости и возможности их разрешения в процессе занятия спортом