Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 18:13, доклад
Учитывая специфику такого вида спорта, как спортивные единоборства, и особенности соревновательной деятельности в нем, нам представляется возможным говорить о ситуационной эмоциональной устойчивости как о факторе, обеспечивающем надежность и эффективность действий спортсмена.
Таким образом, процесс саморегуляции как система обеспечивает создание и динамическое существование в сознании субъекта целостной модели его деятельности, предвосхищающей (как до начала действий, как и в ходе их реализации) его исполнительскую активность.
Кратко обозначенная, модель функционального строения процессов саморегуляции отражает структурно-функциональный аспект формы процессов психической саморегуляции. «Эта форма, выделенная в чистом виде, и отражает наиболее устойчивое, инвариантное в процессах регуляции деятельности относительно разнообразия ее собственно психологических, содержательных и операционально-исполнительских моментов»[17].
Рассмотренный аспект функциональной
структуры процессов
Благодаря этому преодолевается характерное для ряда исследователей, использующих термин «саморегуляция», прямое соотнесение разного рода и уровня психических феноменов с особенностями деятельности или поведения, минуя учет самого процесса, опосредствующего и определяющего реальное влияние исследуемых факторов.
Рассмотрение эмоциональной
устойчивости в структуре целостного
действия наиболее показательно, по нашему
мнению, в условиях напряженной деятельности
спортсменов, в которой значимость
целостного действия особенно велика.
Результат целостного действия определяется
уровнем психологической
В результате эмоционального
анализа функциональной структуры
психологической регуляции
Для реализации сформированных спортсменом целей, например, «выиграть противоборство», необходимым условием является развитие общих функциональных возможностей его организма (согласованная работа внутренних органов и отдельных систем организма). Недостаточный уровень развития функциональных возможностей или нарушения в работе отдельных систем может приводить к неприятным ощущениям (боль, усталость и др.), а также выступать в качестве мощного эмоциогенного источника.
В то же время спортсмену присущи и положительно влияющие эмоциогенные состояния как физиологического, так и собственно психологического порядка:
- психофизиологических
- социально-общественных
факторов, т. к. соревновательная
деятельность содержит в себе
общественно полезный продукт
(эталон, образец совершенства
- физико-химических условий
деятельности - временной пояс, влажность
воздуха, физические свойства
борцовского ковра,
О. А. Конопкин показал, что группы факторов находятся в сложной взаимозависимости. Так, например, низкая температура определенным образом может влиять на активность зрителей и на самочувствие спортсмена, а также на особенности реализации последним профессиональных умений и навыков. Не будет ошибкой и то, если считать всякое изменение одних переменных причиной изменения в функционировании (проявлении) других[18].
В спортивной жизни именно эмоциональные реакции на успех-неуспех являются основным стержнем эмоционального опыта. Таким образом, существенным моментом модели выступает эмоциональный опыт. Его становление - это поэтапное формирование, в процессе которого его целостность, автономность, автоматизированность и целесообразность совершаются не за счет абстрагирования или обеднения содержания, а за счет своеобразного (эмотивного) объединения разнообразных предметных пространственно-временных и смысловых характеристик деятельности.
Поскольку эмоциональный опыт и все входящие в него образования, например, представления, не рефлексируются субъектом, то его фиксация «для себя» происходит в форме специальных непосредственных переживаний. Сложность обнаружения и диагностики таких переживаний заключается в том, что внешне они как бы не имеют специальной предметной отнесенности. Эти переживания как бы предшествуют точному знанию о воспринимаемых или познаваемых условиях соревновательной ситуации. В этом состоит их прогностическая функция.
Для обнаружения и диагностики эмоционального опыта необходимы определенные обстоятельства. В исследовании О.А. Конопкина такими ситуациями были международные соревнования, которые провоцировали «утрату» привычных предметных отношений. В названных условиях раскрывался обширный эмпирический материал, в котором возможно выделять основные структуры эмоционального опыта и отличить его от поверхностных рефлексивных эмоциональных образований.
Проведенные исследования показали,
что в случае, когда условный индекс
информационной мощности оперативной
(поверхностной) модели выше эмоционального
опыта, то между эмоциональным опытом
и эмоционально-поведенческой
Результаты его экспериментов
показали, что порог эмоциональной
различительной чувствительности (оценка
по шкале «нравится - не нравится») ниже,
чем порог опознания по шкале
«знакомый - незнакомый». Следовательно,
эмоции «срабатывают» раньше когнитивной
обработки и оказывают
В результате анализа процесса
эмоциональной регуляции
В работах Л. Аболина отмечается, что в эмоциях, благодаря опережающей афферентации, возникает психическая модель реальных взаимоотношений организма со средой, в которой осуществляются все изменения, наступающие и при реальных столкновениях организма с определенными, факторами внешней среды: при страхе наблюдаются такие изменения функций организма, которые напоминают изменения при беге[22].
Говоря об эмоционально неустойчивых людях, в частности спортсменах, следует отметить, что многим присуща неадекватность практически всех компонентов деятельностного содержания. Низкий уровень эмоциональной устойчивости сопровождается наиболее выраженным рассогласованием между отдельными компонентами эмоционального действия. Эмоциональная устойчивость у неустойчивых спортсменов, осуществляющих деятельность в напряженных условиях, выступает как психологический барьер, как внутреннее субъективное препятствие к достижению поставленной цели.
Дальнейший анализ исследования экспериментального материала О.А. Конопкина показал, что деятельность эмоционально устойчивых спортсменов проявляется в операциях по выбору и формированию цели, субъективного образа значимых условий, в действиях (внутренних и моторных) по проигрыванию-опробованию технических приемов, в операциях по оценке контролируемых условий соревновательной деятельности, в рефлексивных воздействиях (управлениях) на действия противника, в операциях по выбору тактического плана схватки и подготовке к его реализации, в поисках новых планов, обеспечивающих преимущество над противником, в операциях по контролю за результатами своих действий и т. д. Выяснилось, также, что в соревновательном действии в целом (9 мин) наибольшее время затрачивается на разведывательное ознакомление с соперником (140 сек.) и подготовку ситуации для реализации тактического плана (135 сек.). На реализацию тактического плана, контроль и коррекцию требуется соответственно 90 и 120 сек. Установлено, что удельный вес и временная протяженность каждой регуляторной функции не остаются постоянными. Они оказываются чувствительными ко многим беспрерывно меняющимся условиям соревнований[23].
Особенности и черты проявления процесса саморегуляции эмоционально устойчивых и неустойчивых групп спортсменов представлены в табл. 1.
В целом оказалось, что эмоционально неустойчивым спортсменам присуща неадекватность практически всех компонентов процесса саморегуляции напряженной деятельности по отношению к ведущей цели. Низший уровень эмоциональной устойчивости у них сопровождается наиболее выраженным рассогласованием между отдельными компонентами этого процесса, нечувствительностью к значимым условиям, синкретическим характером протекания переживаний. Эмоциональный опыт у неустойчивых спортсменов выступает как психологический барьер, как внутреннее субъективное препятствие к успешному достижению цели. При экспериментальном развертывании эмоционального опыта у неустойчивых спортсменов в нем обнаруживалась неполнота планов, операций, понятий и других характеристик процесса саморегуляции, а также полное отсутствие обратимости переживаний и чувств в сформированные ансамбли предметных условий.
Таблица 1
Типологические особенности процесса эмоциональной саморегуляции
эмоционально устойчивых и эмоционально неустойчивых спортсменов
Характеристики отдельных
компонентов и уровень устойчивости |
Эмоционально устойчивые спортсмены |
Эмоционально неустойчивые спортсмены |
1 |
2 |
3 |
Цель напряженной деятельности |
Страстное и устойчивое желание выиграть соревнования, стать чемпионом, показать лучший результат, испытать радость победы и т.д. |
Выиграть соревнования, стать чемпионом, показать лучший результат, испытать радость победы и т. д. |
Эмоциональный опыт |
Многообразная палитра переживаний всех 4 модальностей. Отчетливая направленность эмоций и чувств на способы и приемы организации деятельности. |
Низкая и однообразная эмоциональная насыщенность. Эмоциональные переживания диффузны, уплощены и не связаны с компонентами деятельности. Аффективная захваченность определенным чувством. Стереотипность эмоционального опыта. |
Модель значимых переживаний предметных условий и ситуаций |
Точность и полнота эмоциональных оценок собственных психофизиологических особенностей психофизиологических особенностей противника социокультурных и физико-химических переменных (климат, временной пояс и др.) переменных соревновательной действительности. Хорошая корректируемость. Высокая эмоциональная чувствительность и динамичность в нетипичных ситуациях |
Аффективная оценка условий напряженной деятельности: ошибки в восприятии ситуаций и в оценке их значимости. Недостаточная полнота значимых переживаний деятельности. Плохая корректировка модели, ее ригидность в непрерывно изменяющихся условиях |
Окончание таблицы 1 | ||
Программа эмоционально-исполнительских стереотипов |
Адекватна цели, критерию успеха и модели значимых переживаний условий. Нешаблонна, гибка. |
Неадекватна цели, шаблонна, ригидна. Отсутствие программы. |
Подготовка и реализация программы |
Адекватна субъективной модели значимых переживаний условий и образу программы. |
Неадекватна, не имеет своей
смысловой содержа тельной |
Реализация программы |
Адекватна образу программы
и модели значимых переживаний, разнообразна,
гибка. Способствует удержанию деятельности
в направлении цели. Устойчивость
отдельных элементов |
Неадекватна, стереотипна, шаблонна.
Направлена вразрез с условиями
деятельности. Блокада отдельных
исполнительских элементов Двигательное оцепенение |
Коррекция действия |
Соответствует изменяющимся условиям напряженной деятельности |
Не соответствует изменяющимся условиям или совсем отсутствует |
Реальный результат |
Выигрыш (радость победы) |
Проигрыш, отказ от противоборства. Аффективная злость, раздраженность, апатия |
Информация о работе Проблемы эмоциональной устойчивости в спортивной деятельности